Кто придумал диск. Первый компакт-диск. Появление первых лазерных дисков в каком веке

Изобретение цифрового компакт-диска традиционно приписывается двум компаниям: либо голландцы из Philips его придумали сами, либо им помогали японцы из Sony. Произошло это в самом начале 1980-х. Но есть другая версия: CD изобрёл американский физик ещё в 1960-х.

Авторство вышеназванных фирм подтверждают многие источники, к примеру, популярная энциклопедия Wikipedia . Если верить ей, Philips и Sony совместно разработали цифровой компакт-диск в 1980-м, а спустя два года в городе Лангенхаген (Langenhagen), близ Ганновера, началось его массовое производство.

Потом подключились Microsoft и Apple, чьими стараниями CD превратился в CD-ROM, который в 1987 году совершил революцию в мире персональных компьютеров. Вот, стало быть, и вся история появления компакт-диска.

Теперь «альтернативная» точка зрения. В 1931 году в Бремертоне (Bremerton), штат Вашингтон, родился Джеймс Расселл (James T. Russell).

Своё первое изобретение он совершил в шесть лет — построил кораблик с дистанционным управлением, в трюме которого по волнам ходил его завтрак.

В 1953 году Расселл закончил колледж в Портленде и стал бакалавром физики. В качестве физика он и устроился на работу в лабораторию компании General Electric , где затеял ряд экспериментальных проектов.

Считается, что Джеймс Расселл был одним из первых, кто стал пользоваться цветным телевизионным экраном и клавиатурой в качестве человеко-машинного интерфейса. Он же первым спроектировал и построил агрегат для сварки пучком электронов.

В 1965 году, когда базирующийся в штате Огайо институт Battelle Memorial открыл в Ричлэнде Тихоокеанскую северо-западную лабораторию (Pacific Northwest Laboratory) , Расселл стал её старшим научным сотрудником. Тогда он уже знал, в каком направлении будет работать.

Дело в том, что физик был страстным любителем классической музыки. И, как многие меломаны того времени, Расселл часто расстраивался из-за ухудшающегося со временем качества записи на виниловых пластинках.

Представьте задачку в кроссворде: изобретатель CD, 7 букв. Правильный вариант зависит от информированности составителей. Может быть, Philips, а может — Расселл (иллюстрация с сайта cag.lcs.mit.edu).

Пытаясь внести усовершенствования, учёный даже пытался использовать в качестве звукоснимателя иголки кактуса.

Однажды в субботу днём Расселл решил набросать схему лучшей, по его мнению, цифровой системы записи и воспроизведения звука.

В итоге он «родил» действительно революционную идею — придумал устройство, в котором отсутствовал физический контакт между компонентами процесса проигрывания записи.

На тот момент Расселл был знаком с цифровой записью данных на перфокартах и магнитной ленте, но понял, что лучший способ — использовать свет.

0 и 1, темнота и свет — раздумывал физик — если двоичный код достаточно хорошо уплотнить, в нём можно хранить не просто мелодии, а целые энциклопедии.

В институте учёному, хотя и не сразу, но пошли навстречу, разрешив работать над персональным проектом по переводу аналогового сигнала в цифру.

И через пару лет Расселл изобрёл первую оптико-цифровую систему записи и воспроизведения, которую запатентовал в 1970 году.

Он нашёл способ записи на жёсткий фоточувствительный диск данных в виде крошечных «битов», светлых и тёмных, каждый — микрон в диаметре.

Лазерный луч считывал двоичный код, а компьютер преобразовал данные в электронный сигнал, который тогда было сравнительно просто преобразовать в слышимую или видимую «трансляцию». Вот это и было первым цифровым компакт-диском.

В 1970-е изобретатель продолжил совершенствовать своё детище, пытаясь приспособить его к любой форме данных.

Как и множество разработок, опередивших своё время, CD поначалу не слишком заинтересовал инвесторов. Но в 1971 году рисковый бизнесмен Эли Джекобс (Eli Jacobs) основал корпорацию Optical Recording и пригласил Расселла в команду, которая должна была придумать видеодиск.

Пожалуй, не всякий готов сразу поверить, что изобретение компакт-диска — дело рук одного, вот этого человека (фото с сайта web.reed.edu).

Идея была такая: распространять телевизионные программы на небольших пластмассовых носителях, рассылая их по почте, чтобы люди могли в любой момент посмотреть любимую передачу.

По сути, речь шла о том, что сейчас называется видеомагнитофонами и кассетами для них.

В 1974 году на выставке в Чикаго компания представила оптико-цифровую телевизионную машину для записи и воспроизведения, первое устройство, которое переводило цветное изображение в цифру, но мир не перевернулся, инвесторы не отреагировали.

Через год, летом 1975-го, в лабораторию Расселла наведались представители Philips и невысоко оценили его работу: "Они сказали, что «это очень хорошо для хранения данных, но вы не можете приспособить это для видео или аудио», — вспоминал физик.

Нужно сказать, что за несколько лет до посещения лаборатории голландская компания выпустила свой лазерный диск для аналогового оптического видеоплеера.

В Нидерландах были убеждены, что аналог — единственно возможный вариант: «Philips тогда вложила $60 миллионов в разработку лазерного диска, никто не говорил им, что они совершают ошибку», — рассказывал Расселл.

Два месяца спустя после экскурсии по лаборатории изобретателя Philips представила компакт-диск — практически точно такой же.

В конечном счёте, не только Philips, но и Sony, и другие компании вплотную занялись продвижением технологии Расселла, не упоминая его имени.

Сам Расселл, впрочем, не монополизировал права на технологию: «Трудно сказать, сделали ли эти люди всё сами, независимо от меня. Ведь в том, что у двух или более человек, находящихся в разных местах, может родиться одна и та же идея, ничего необычного нет. Вполне возможно, мы работали параллельно. Но позже они заплатили за это».

Действительно, Sony и Philips выплатили лицензионные платежи от продаж проигрывателя компакт-дисков. Деньги получили институт Battelle Memorial, корпорация Optical Recording и её хозяин Джекобс.

В 1992 году Time Warner и другие производители дисков подали на Optical Recording в суд, заплатив, в конечном счёте, $30 миллионов за нарушение патентов, так как суд решил — у корпорации эксклюзивные права на технологию CD.

Тем не менее, из всех этих денег Расселл ни разу не получил ни цента, так как 26 патентов на «компакт» принадлежали его работодателю, то бишь — Optical Recording.

Однако и это изобретателя не остановило. Он продолжил работать над оптическими системами хранения данных и придумал нового конкурента накопителям на жёстких дисках — оптическую память произвольного доступа (Optical random-access memory — ORAM).

В этой системе нет вращающегося диска и вообще — ни одной движущейся части, данные считываются светом. В 1991 году Расселл вместе с партнёром Полом Наем (Paul Nye) создал компанию Ioptics — специально для ORAM. Но даже несмотря на многомиллионные инвестиции от Microsoft, дело не выгорело, система оказалась невостребованной.


Появлением CD мы во многом обязаны Баху и Бетховену, которых Расселл так любил слушать в 1960-х на грампластинках (фото с сайта web.reed.edu).

Чем сейчас занимается изобретатель, «породивший» за свою жизнь более 50 патентов, сказать сложно. Последние упоминания о нём в прессе датированы 2000 годом, когда 53-летний Расселл был удостоен премии Vollum Award за выдающийся вклад в развитие науки и техники.

Разумеется, во всей этой истории можно усмотреть стремление американцев приписать себе изобретение всех жизненно важных вещей.

Но даже если это так, Джеймс Рассел пионером в своём деле быть не перестанет. Поэтому, справедливости ради, пусть наряду с новаторством Philips и Sony живёт и эта версия появления CD.

На другой используются (использовались) специальные внешние носители (дискеты и диски). Естественно технологии не стоят на месте и придумываются все новые и новые устройства, либо же усовершенствуются старые в плане скорости передачи данных и объема памяти.

В этой статье мы рассмотрим, как и когда появились первые диски, дискеты, а также их основные характеристики и особенности.

Дискета 8” (дюймов) – В 1971 году впервые была представлена 8-дюймовая дискета и дисковод для нее. Эту дискету выпустила компания IBM. Сам диск состоит из полимерного материала с магнитным покрытием в пластиковой упаковке. В зависимости от количества секторов такие дискеты имели разный объем и подразделялись на 80 кб, 256 кб и 800 кб.



Дискета 5,25” – В 1976 году компания Shugart Associates разработала и выпустила дисковод и дискеты размером 5,25 дюймов. 5-дюймовые дискеты быстро приобрели популярность и вытеснили своих предшественников. Эта дискета мало чем отличалась от 8-дюймовых родителей, разве что она была меньше по размеру, пластиковое покрытие было жестче, а края приводного отверстия были укреплены пластиковым кольцом. Такие диски (в зависимости от формата) умещали в себе 110, 360, 720 или 1200 килобайт данных.

Дискета 3,5” – В 1981 году компания Sony впервые демонстрирует дискету размером 3,5 дюйма. Эта дискета уже конкретно отличалась от предыдущих. Дискету покрывал жесткий корпус, в центре дискеты располагалась металлическая втулка, которая позволяла правильно позиционировать ее в дисководе. Дискеты в основном были 1,44 МБ, но встречались и 720 кб, а также и 2,88 МБ. Этот вид дискет больше всего продержался на рынке и даже до сих пор используется во многих структурах и учреждениях.

Iomega ZIP – В середине 90-х на смену 3,5 дюймовым дискетам пришли ZIP-диски. Внешне они напоминали 3,5” дискеты, но были немного толще. Предполагалось, что они заменят предыдущее поколение, так как 1,44 МБ было уже недостаточно для хранения данных. ZIP диски выпускались объемом 100 МБ и 250 МБ (На закате даже встречались 750 МБ). Но диски так и не приобрели популярность, так как дисководы и сами диски стоили очень дорого, поэтому люди так и остались верны 3,5” товарищам.

КОМПАКТ-ДИСКИ (CD-ROM/CD-RW/DVD-ROM/DVD+R/DWD-R/DVDRWBlueRay)

Впервые компакт-диск был разработан компанией Sony аж в 1979 году, а в 1982 году началось массовое производство этих дисков. Изначально хотели использовать CD только для аудиозаписей, но позже стали хранить на них вообще все цифровые данные. Вице-президент компании Sony настаивал чтобы на диске могла полностью уместиться девятая симфония Бетховена, которая занимала 74 минуты (под руководством Вильгельма Фуртвенглера), тогда на таком диске уместилось бы любое классическое произведение. Если брать объем данных, то такая дискета вмещала 650 МБ. Начиная где-то с 2000 года стали выпускаться диски объемом 700 МБ (80 минут).

Сам диск состоит из поликарбоната, покрытого тонким слоем металла (алюминия, серебра) , который в свою очередь покрывается тонким слоем лака.

В 1988 году появляется формат CD-R (Recordable — Записываемый). Это тот же самый компакт диск, но пустой, иными словами «Болванка». На нее можно было записывать любую информацию, но потом ее удалить с диска было нельзя.

В 1997 году появляется формат CD-RW (ReWritable — Перезаписываемый). Это то тже самый CD-R, только теперь данные с него можно было стирать и записывать другие.

DVD (Digital Video Disk – Цифровой видео диск) – диск имел те же размеры, что и обычный CD и внешне ничем не отличался, но имел более плотную структуру. Первые диски появились в Японии в 1996 году, а их объем составлял 1,46 ГБ (DVD-1), что превосходило обычные CD в два раза. Наибольшую популярность приобрели DVD объемом 4,7 ГБ (DVD-5). Максимальный объем DVD составляет 17,08 ГБ (DVD-18).

DVD-R – первый DVD-R был выпущен в 1997 году и его стоимость составляла 50 долларов, а объем 3,95 ГБ. Многие задаются вопросом: чем отличается DVD-R от DVD+R? Всё очень просто. С них обоих нельзя стирать информацию, но на «+» можно до записывать, а на «-» нельзя.

DVD-RAM – Перезаписываемые диски, но в отличие от DVD-RW их можно перезаписывать хоть 100000 раз (обычные рассчитаны на 1000). Также информация считывается намного быстрее и запись на него происходит как на съемный жесткий диск, т.е. без дополнительного софта. Конечно такой диск и стоит дороже, да еще и не во всех проигрывателях может считываться.

BD (BlueRay Disc) – диск с более высокой плотностью, чем DVD. В основном рассчитан на то, чтобы записывать туда фильмы повышенной четкости. Диск впервые был представлен широкой массе в 2006 году. Его объем составляет 25 ГБ (однослойные) и 50 ГБ (двухслойные). Также имеются мини BD 7,8 ГБ.

Мало кто знает, что популярный сегодня оптический диск, с которого мы так любим смотреть фильмы, слушать музыку, устанавливать программное обеспечение и играть в видеоигры, появился аж в 1958 году. Именно он дал первоначальный толчок развитию целой династии оптических носителей информации - CD, DVD и Blu-ray.

Если когда-то первопроходец в круглых накопителях использовался лишь для просмотра кинофильмов, то в скором времени он научился и хранить аудиофайлы, а еще через несколько лет на него записали первый в мире Counter Strike!

Первый компакт диск стал детищем совместных усилий компаний Philips и Sony. Последняя внедрила собственный метод кодировки сигнала РСМ, используемый когда-то на профессиональных магнитофонах. В свою очередь, роль Philips в этом деле заключалась в разработке общего процесса производства дисков, основываясь на лазерных технологиях. Результат был достигнут в 1979 году, когда обе компании уже хотели свернуть этот проект. Коммерческое использование CD получил в 1982 году, когда в Германии запустили массовое производство дисков. Первым в истории аудиоальбомом, изданным на CD, стала пластинка шведской группы ABBA «The Visitors».

Изначально они использовались лишь для издания аудиоальбомов различных исполнителей. Позже технология перекочевала на компьютеры и получила название CD-ROM. Процесс модернизации, а также плодотворный и кропотливый труд позволили разработчикам создать емкие диски с возможностью записи и перезаписи информации - CD-R и CD-RW, соответственно.

Согласно данным Philips, за 25 лет было продано более 200 миллиардов экземпляров дисков (на сегодняшний день, по мировой статистике, продажа музыкальных CD составляет 70% от всех продаж музыки).

Наверняка многие помнят, что старые болванки вмещали всего 650 МБ информации (74 минуты звукозаписи). По легенде, это было сделано специально для того, чтобы на диске смогла полностью разместиться девятая симфония Бетховена, которая длится ровно 74 минуты. Позже был налажен выпуск 80-минутных дисков, на которые умещается 800 МБ. Сам диск представляет собой поликарбонатную подложку (диаметр 120 мм и толщина 1.2 мм), которая покрыта тонким слоем металла - золотом, алюминием или серебром. Информация с такого диска считывается при помощи лазерного луча красного цвета с длиной волны в 780 нм. Сам луч фиксируется на информационном слое, который расположен под оболочкой.

DVD

Когда всем надоело менять установочные диски с играми один за другим, впихивая их в CD-ROM из-за того, что объем install.exe не вмещался на одном носителе, а также появились возможности по записи и воспроизведению более качественного видео, производители начали поиск альтернативы, которая позволила бы вмещать на один диск больше информации. Вопрос был решен благодаря углублению информационного оптического слоя под поликарбонатную оболочку. Считывание с DVD-диска осуществляется благодаря применению лазерного луча красного цвета с минимальной длиной волны, благодаря чему сильно увеличилась плотность хранения информации.

Первоначально стандартный DVD-диск вмещал 4.3 ГБ данных, но позже, благодаря появлению двух- и трехслойных дисков, их емкость увеличилась до 16 ГБ. Это стало настоящим подарком для пиратов - теперь на один диск можно было записать 6, 8, а то и 10 новых фильмов!

Несмотря на то, что DVD-формат медленно, но верно теряет свою актуальность, его продажи до сих пор являются достаточно прибыльным бизнесом. В первую очередь это связано с тем, что многие используют такой диск в качестве информационных носителей, которые можно подвергать многократной перезаписи. Кроме того, подобный носитель избрали для издания видеоигр на такие консоли, как , и др.


Хит

Стандарт накопителя DVD-R и DVD-RW был разработан японской компанией Pioneer и группой компаний, которые вошли с ней в DVD Forum в 1997 году. Сначала у японцев все шло наперекосяк - оптический слой, отвечающий за хранение информации, не позволял считывать записанную информацию с диска. Это происходило из-за того, что он имел меньшую отражающую способность. Так и не решив проблему с диском, японцы пошли обходным путем -создали новый стандарт DVD-приводов, позволяющий быстро и качественно считывать с носителя всю информацию.

Форматы DVD+RW и DVD+R появились на рынке в 2002 году. Они имеют специальную разметку LPP, представляющая собой предзаписанные между дорожками питы (специальные углубления на активной поверхности диска), которые содержат служебную информацию и данные аттестации, а также усовершенствованный материал. Несмотря на то, что новая разметка значительно облегчила позиционирование головки проигрывателя, разницу между новинкой и устоявшимся DVD практически никто не заметил. Разве что индекс «+» позволил осуществлять запись на уже имеющуюся на диске информацию.

История DVD вошла в достаточно жесткую фазу в 2006 году. Этот период назван «войной форматов». Тогда мнения ведущих производителей электроники и голливудских кинокомпаний разделились. В одном углу ринга оказалась компания Toshiba с несколькими соратниками - эти организации считали, что следующим стандартом в области записи и издания фильмов должен стать HD DVD, позволяющий только на одну сторону диска записать до 30 ГБ. Такой формат использует фиолетовый лазер с длиной волны 405 нм. Против них выступали сторонники недавно появившегося формата Blu-ray - главной в стане его поклонников была компания Sony, заручившаяся поддержкой многих крупных игроков игровой и киноиндустрии. Сначала противостояние было довольно напряженным, но позже Toshiba стала стремительно терять сторонников, а магазины - прекращать продажи HD DVD. Вскоре от HD DVD отказалась и сама Toshiba.

Blu-ray

Когда в продаже появился Sony PlayStation 3, в массы был продвинут и новый формат дисков - Blu-ray. Такое название он получил благодаря синему (фиолетовому) цвету коротковолнового лазера, считывающего информацию и производящего запись. Изначально популярность формата росла очень медленно. Это было обусловлено высокой стоимостью дисков по сравнению с DVD. Однако со временем ситуация изменилась.

Сегодня те, кто уже успел приобрести себе аппаратуру для считывания инновационных дисков, могут купить в магазинах носители объемом от 7.8 Гб (однослойный диск диаметром в 8 см) до 50 Гб (двухслойный диск диаметром в 12 см). Первоначально формат Blu-Ray использовался для хранения видеоматериалов и игр. Именно поэтому единственным местом их реализации долгое время оставались магазины, продающие мультимедийный контент.

По габаритам Blu-Ray ничем не отличается от старших собратьев - CD и DVD. Однако более плотная структура позволила хранить и считывать бóльший объем информации. Впервые прототип носителя был представлен в 2000 году, но современный вариант стал известен лишь в 2006 году. В конце 2008 года японские исследователи продемонстрировали Blu-ray-диски, обладающие 16 и 20 слоями (и объемом, соответственно, 400 и 500 ГБ). Впрочем, коммерческой реализации подобные диски пока еще не достигли.

В связи с бурным распространением моды на 3D-контент в самом конце 2009 года Ассоциация продвижения Blu-ray представила спецификации для нового стандарта Blu-ray 3D. Диски этого стандарта ничем не отличаются от обычных Blu-ray, просто в спецификациях прописаны минимальные требования качества записываемого материала, используемые для его декодирования кодеки и др.

Усовершенствование формата еще не закончено, так что вполне вероятно, что в скором будущем нам предложат еще более емкие диски. Если, конечно, человечество вообще не откажется от физических носителей информации. Но об этом - как-нибудь в другой раз.

Примерно столетие, начиная с 80-х годов XIX века, для домашнего прослушивания музыки использовались грампластинки, которые, несмотря на многочисленные усовершенствования, принципиально не изменились.

Механическое считывание сигнала со спиралевидной дорожки было основным способом работы звуковоспроизводящей аппаратуры долгие десятилетия. Широкое распространение получили и магнитные носители, катушки и кассеты с лентой, но первоисточником записываемого на них сигнала обычно служили ацетатные и виниловые пластинки.

Ситуация изменилась лишь тогда, когда появились первые лазерные диски.

В начале восьмидесятых годов в Советском Союзе начали ходить слухи о том, что на Западе в ходу какие-то лазерные проигрыватели. Как они работают, точно почти никто не знал. Некоторые люди с особо буйной фантазией предполагали, что в них вместо обычной головки с иглой на тонарме плеера установлен источник излучения, который считывает музыку с обычной долгоиграющей пластинки. Тем же, кто побывал за границей, морякам, дипломатам и другим «выездным», уже было известно, что такая аудиоаппаратура устроена иначе.

К концу восьмидесятых в страну начали привозить первые лазерные диски. Когда появились эти «чудеса техники», они стоили очень дорого, и простому меломану были недоступны. Чаще всего их покупали владельцы кооперативных «студий звукозаписи» в коммерческих целях. Музыкальные программы тиражировались с них на компакт-кассеты с невиданным доселе качеством.

Когда же произошла эта революция в технологии аудиозаписи, в результате которой на смену обычной грампластинке пришли первые лазерные диски? Когда появились технологии, позволяющие их изготовлять? Сама идея оптического запатентована еще в 1958 году и нашла свое отражение в считывающих устройствах для перфокарт и перфолент. Принцип простой. Для получения, передачи и хранения любых объемов данных достаточно как в

На протяжении второй половины 70-х годов были решены многие технологические проблемы, результатом чего стало Дата начала их массовой продажи - 1982 год - ознаменовала вытеснение с рынка звукозаписи.

Как любая другая информация, музыка подлежит кодированию. При этом достоверность воспроизведения зависит от шага квантования, который сегодня называют битрейтом. В конечном счете чем выше качество, тем большее число байтов будет занимать аудиопрограмма в цифровом виде. По этому принципу фирмы SONY и PHILIPS начали разрабатывать первые лазерные диски. Когда появились CD-DA (цифровые аудио компакт-диски), они предназначались для одной цели - записи музыки.

Покупатели не знали всех технологических подробностей, для них важны были потребительские качества нового товара, а они впечатляли. Возможность проигрывать программы любимых артистов бесконечное число раз без ухудшения звучания, небольшие размеры, прекрасное качество - все эти достоинства сочетались в пластинках, переливавшихся радужным сиянием.

Специалистам же технические характеристики нового типа носителей говорили о многом. Емкость его составляла тогда 0,65 Гбайт, что обеспечивало звучание 74 минут музыки в прекрасном качестве.

Сразу же возникли идеи о том, как могут быть использованы первые лазерные диски. Когда появились возможности кодирования аудиозаписи, возникла идея применения технологии для записи видеосигнала. Первым фильмом, выпущенным в формате Video CD, стал знаменитый триллер «Челюсти». Правда, по основным качественным показателям «картинка» примерно соответствовала магнитной записи в формате VHS на видеокассетах, но лиха беда начало…

Сегодня широко используются лазерные диски намного большей и Blue Ray, в том числе и многослойные. Дальнейшее совершенствование оптико-цифровых носителей идет в направлении развития технологии FMD-ROM, в основе которой лежат флюорисцентные свойства наносимых поверхностей. Емкость таких дисков может достигать 140 Гбайт.

В ноябре 1987 года в Москве прошла выставка "Машиностроение", посвященная, как водится, 70-летию октябрьской революции. Один из разделов выставки был отдан товарам народного потребления. Именно там официально был презентован первый советский компакт-диск и первый советский CD-проигрыватель

Однако более-менее широкое производство компакт-дисков в нашей стране затянулось ещё на 3 года.

В 1987-88 годах для Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия" было закуплено многочисленное оборудование для записи "в цифре" и оцифровки аналоговых записей. После этого оставались лишь два пути для появления компакт-дисков "Мелодии": выпускать их за рубежом или организовать собственное производство. Ведущий специалист Управления ВФГ "Мелодия" Вадим Васильевич Смирнов, наиболее сведущий в то время в перспективах цифровых носителей звука, настаивал и убеждал руководство фирмы и Минкульта СССР в реализации второго направления. Он собрал информацию о производителях оборудования, встречался с зарубежными инженерами и начал готовить материалы для контракта. На этом этапе ему пришлось столкнуться с массой проблем технического и организационно-финансового плана

Для поставки и монтажа оборудования "чистых комнат", систем подачи воздуха, очистки воды и самого оборудования репликации нужно было выбрать компанию, которая, с одной стороны, могла бы координировать все эти работы, а с другой стороны, – иметь хоть какой-то опыт работы в СССР, учитывая все особенности и проблемы, которые возникали в те годы. Так же, как и сейчас, в те годы существовало подобие нынешнего тендера. А именно, выбирали из 3-4 предложений зарубежных фирм. Конечно, откаты были и тогда, правда гораздо более скромными, не в таких размерах, как в нынешние времена.

Летом 1989 года на несколько недель на обучение с последующей сдачей практических экзаменов в Швецию, Германию, Голландию съездило руководство фирмы и более 20 инженеров и будущих операторов оборудования. Наши молодые инженеры произвели очень хорошее впечатление на "западников".

В тендере приняли участие четыре фирмы, в том числе ANCLA (Германия) и NIMBUS (Англия). За явным преимуществом выиграли немцы. Дело в том, что г-н Ширш давно работал в России, удачно завершил несколько проектов, связанных с оснащением электроникой и акустикой многих организаций, включая Верховный Совет СССР. Фолькер Ширш не очень хорошо разбирался в технологии, но обладал организационным даром и даром убеждения.

Правда англичане (NIMBUS) не хотели мириться с тем, что их "прокатили", ведь все признавали, что диски NIMBUS отличались высочайшим качеством. Кто-то им подсказал, что жаловаться на "Мелодию", "Машприборинторг" и Ширша куда-то кроме Комитета Партийного Контроля бесполезно. Это они и сделали. Вадиму Смирнову пришлось пережить несколько неприятных дней "допросов" с объяснениями выбора. Звучит как анекдот, но генеральный директор "Мелодии" сказал Смирнову: "Если до конца дня не вернешься – будем выручать". Хорошо, что проект англичан был не дешевле и не включал поставки всех материалов.

Итогом всего этого стал выпуск серии компакт-дисков с записями классической музыки в 1990 году

Вот как выглядит CD, на котором гордо значится надпись "первый русский компакт-диск", с записями двух музыкальных композиций - "Стихира № 1 на преставление Петра, митрополита Московского и всея Руси" Ивана Грозного и "Стихира на тысячелетие Крещения Руси" Родиона Щедрина

Однако, если верить серийному номеру он был не первым. Под номером SUCD 10-00001 значится диск Петра Ильича Чайковского с сюитами из балетов "Лебединное озеро" и "Щелкунчик"

Вот ещё несколько дисков из этой серии



Источники

программа "Время" выпуск от 8 ноября 1987 года
http://melodycd.su/compact-disc-ussr-part1/
http://melodycd.su/catalogue-sucd/

Смотрите также посты из серии :



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: