Автоматическое зарядное устройство автомобильное. Восстановление аккумуляторов импульсными токами. Выбор элементной базы

В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их "асимметричным" током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.

На рис. 1 приведено простое , рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.

Рис. 1 Электрическая схема зарядного устройства.

Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.

Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.

В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.

Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22...25 В.

Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0...5 А (0...3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.

В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000...18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости. Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.

Рис. 2 Электрическая схема пускового устройства.

Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.

Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 - ППБЕ-15, R3 - С5-16MB, R4 - ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.

Приведенные схемы пускового (рис.2) и зарядного устройств (рис. 1) можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 25...30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8...2,0 мм.


Содержание:

Основные методы восстановления и тренировки аккумуляторных батарей

Восстановление аккумуляторов методом длительного заряда малыми токами

Этот метод успешно используется при небольшой и не застарелой сульфатации аккумуляторных пластин. АКБ подключают на зарядку током нормальной величины (10 % от общей ёмкости АКБ). Зарядка производится до момента начала образования газов. После чего делается перерыв на 20 минут. На втором этапе проводят заряд АКБ, уменьшая значение тока до 1 % от ёмкости. Затем делают перерыв на 20 мин. Циклы заряда повторяет несколько раз

Восстановление аккумуляторов методом глубоких разрядов малыми токами

Для восстановления аккумулятора с признаками застарелой сульфатации используется метод заряда АКБ с перезарядом токами обычной величины и последующим длительным глубоким разрядом с малыми значениями тока. Путём осуществления нескольких циклов сильного разряда токами малых величин и обычного заряда аккумулятор может быть успешно восстановлен.

Восстановление аккумуляторов методом заряда циклическими токами

Проводится АКБ, измеряется внутреннее сопротивление батареи. В случае превышения фактического сопротивления над установленным заводским значением батарею подвергают заряду малым током, после этого делают перерыв 5 минут и начинают разряд аккумулятора. Вновь делают перерыв и повторяют циклы «заряд - перерыв - разряд - перерыв» многократно.

Восстановление аккумуляторов импульсными токами

Суть метода состоит в подаче для заряда АКБ тока импульсной формы. Амплитуда значения тока в импульсах выше обычных значений в 5 раз. Максимальные значения амплитуды кратковременно могут достигать 50 Ампер. Длительность импульса при этом мала - несколько микросекунд. При таком режиме заряда происходит расплавление кристаллов сульфата свинца и восстановление батареи

Восстановление аккумуляторов методом постоянного напряжения

Суть метода состоит в заряде АКБ током постоянного напряжения, при этом сила тока меняется (обычно уменьшается). При этом на первом этапе процесса заряда сила тока составлять 150 % от ёмкости АКБ и с течением времени постепенно снижаться до малых значений

- профессиональный прибор для восстановления и тренировки аккумуляторов

SKAT-UTTV - это современный автоматический прибор для проведения тестирования, тренировки, восстановления, заряда и реанимации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей различного типа (герметичных и открытого типа). Прибор даёт возможность определить, как долго может прослужить в дальнейшем АКБ, провести его заряд, восстановление аккумулятор с пониженной ёмкостью. Прибор имеет удобный пользовательский интерфейс, все режимы работы и параметры заряда и разряда выводятся на цифровой дисплей

Возможности прибора по восстановлению и тренировке аккумуляторов

  • Прибор осуществляет определение остаточной ёмкости батареи способом контрольного разряда, обычный заряд батареи, ускоренный заряд батареи, восстановление аккумуляторов, имеющих сульфатирование пластин, тренировку батарей с помощью чередования циклов заряда и разряда, принудительный заряд сильно разряженной батареи.
  • Прибор имеет эффективную защиту от короткого замыкания в цепи, электронную защиту от ошибочного подключения к клеммам батареи, надёжную защиту от процесса перегревания элементов прибора, понятную световую индикацию режимов работы устройства, вывод параметров батареи и режимов работы прибора.

Методы восстановления и тренировки аккумуляторов устройства SKAT-UTTV

Прибор использует следующие методы заряда, тренировки и восстановления аккумуляторов:

  • заряд постоянным током значения 10 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным током значения 5 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным напряжением с автоматическим выбор значения тока;
  • заряд постоянным током значения 20 % от емкости АКБ до достижения порога по напряжению;
  • заряд постоянным напряжением до достижения порога по значению емкости батареи;
  • заряд асимметричным током с чередованием импульсов оптимального заряда, подбираемых автоматически до достижения порога по значению напряжения батареи разряд постоянным током малого значения от 5 % от ёмкости АКБ до достижения минимального порога по напряжению.

В процессе выполнения заряда, тренировки и восстановления аккумулятора прибор выбирает автоматически программы использования всех методов на различных циклах.
Есть возможность программировать пользовательские программы заряда, тренировки и восстановления аккумуляторов путём установки следующих параметров режимов работы: выбор метода, количество циклов работы, значения электрических параметров, значения пределов срабатывания.

Прибор предназначен для профессионального восстановления аккумуляторов различных типов, в том числе автомобильных аккумуляторов и АКБ для источников бесперебойного питания. Использование устройства даёт возможность существенно увеличить сроки использования аккумуляторов в различных устройствах.

ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

А. Коробков

прибор для АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ АККУМУЛЯТОРОВ

Описываемый прибор предназначен для обслуживания кислотных аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12 В и емкостью от 40 до 100 А*ч. Основ­ное «заболевание» таких батарей - сульфатация, вы­зывающая повышение внутреннего сопротивления и сни­жение емкости батареи . Один из наиболее изве­стных методов борьбы с сульфатацией заключается в периодической (1 - 2 раза в год) разрядке батареи ма­лым током (не более 0,05 ее емкости) и последующей зарядке ее таким же током .

Менее известен способ десульфатации, предусматривающий зарядку аккумуляторной батареи циклами: 6... 8 ч зарядки током 0,04...0,06 от значения емкости с пе­рерывом не менее 8 ч. В течение перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине активной массы пластин аккумуляторов выравниваются, более плотный электролит из пор пластин диффундирует в межэлек­тродное пространство, при этом напряжение аккумуля­тора понижается, а плотность электролита увеличи­вается.

Рис. 1. Схема прибора для автоматической тренировки аккумуляторов

В предлагаемом приборе использован псевдокомби­нированный способ, при котором, производится разрядка до напряжения на каждом аккумуляторе 1,7...1,8 В, а за­тем последующая зарядка циклами. Критерием, исполь­зуемым при управлении процессом зарядки, является напряжение на аккумуляторной батарее, функционально связанное со степенью заряженности ее . Зарядка в каждом цикле заканчивается при достижении на клем­мах батареи напряжения 14,8В, а возобновляется при снижении его до 12,8...13 В. О таком способе заряд­ки рассказано в статье .

Прибор для автоматической тренировки аккумуля­торов (ПАТА) проводит разрядку батареи до напря­жения 10,5...10,8 В, автоматически переключается на режим зарядки и осуществляет ее циклами, как указа­но выше. Прибор работает в трех режимах. В первом режиме («Щ») возможны два варианта: либо зарядка циклами, либо разрядка до напряжения 10,5...10,8 В, а затем зарядка циклами. В следующем режиме («NU») происходит многократный переход от зарядки к разряд­ке при достижении на клеммах аккумуляторной бата­реи напряжения 14,8...15 В и от разрядки к зарядке при напряжении на клеммах 10,5...10,8 В. Третий режим («НЗ») соответствует работе обычного зарядного устрой­ства без автоматики.

Разряжается батарея током 2...1,7 А, а заряжается током 2 или 5 А (в первом случае он изменяется от 2 до 1,5 А, во втором - от 5,8 до 4,5 А).

Прибор питается от сети переменного тока напряже­нием 220 В и потребляет не более 25 Вт при отсутствии зарядки и не более 180 Вт при максимальном зарядном токе.

Принципиальная схема прибора приведена на рис. 1. Понижающий трансформатор Т1 обеспечивает на вто­ричной обмотке переменное напряжение около 19 В. С помощью диодов VD 1 - VD 4 получается пульсирую­щее напряжение амплитудой около 27 В, а после диода VD 5 на конденсаторе С1 образуется постоянное напря­жение около 26 В, необходимое для питания узла авто­матики. Пульсирующее напряжение подается на анод тринистора VS 1. Если на управляющий электрод три-нистора подать соответствующее напряжение, тринистор откроется и пропустит ток для зарядки аккумуляторной батареи через лампы HL 2 - HL 6 и выключатель SA 3. Ток зарядки ограничивается лампами накаливания HL 6 (в режиме «2А») или HL 4 - HL 6 (в режиме «5А»). Раз­ряжается батарея через транзистор VT 13 и резисторы R 25, R 26.

Управляются тринистор и транзистор VT 13 узлом автоматики. Он содержит источник образцового напря­жения (резистор R 15, диоды VD 9, VD 10), пороговый выключатель разрядки (транзисторы V - T 7, VT 8, рези­сторы R 17 - R 20), усилитель сигнала разрядного тока (транзисторы VT 10 - VT 12), пороговый переключатель зарядки (транзисторы VT 3 - VT 6 с соответствующими резисторами, включая R 13, R 16), усилитель. сигнала за­рядного тока (транзисторы VT 1, VT 2) и элементы за­прета сигнала зарядки (диод VD 7, транзистор VT 9). Рассмотрим работу этих каскадов.

Пороговый переключатель разрядки подключен к вы­ходным зажимам прибора ХТЗ, ХТ4, предназначенным для подключения аккумуляторной батареи. Имеющееся на них напряжение является одновременно и питающим и контролируемым напряжением выключателя.

Радиолюбителям известен аналог тринистора, состоя­щий из двух транзисторов разной структуры. Аналог способен по внешнему сигналу переходить в открытое состояние и сохранять его, пока хотя бы один из тран­зисторов находится в насыщении. Выключение насту­пает при снижении тока до порогового значения, когда оба транзистора выходят из насыщения. Пороговый вы­ключатель выполнен с аналогичными связями, но не непосредственными, а через резисторы, причем эмиттер одного из транзисторов подключен к образцовому на­пряжению, а база - к делителю напряжения. Благодаря этому пороговый выключатель обладает температурной стабильностью напряжения порога выключения. Наст­раивают выключатель на пороговое напряжение (10,5... 10,8 В) подстроечным резистором R 19.

Усилитель сигнала разрядного тока состоит из це­почки транзисторов с чередующейся структурой. Тран­зисторы работают в ключевом режиме. Работа одного из них (VT 11) поставлена в зависимость от наличия на­пряжения 26 В. Это сделано для прекращения разрядки батареи в случае аварийного выключения сетевого на­пряжения.

Пороговый переключатель зарядки состоит из тран­зисторного усилителя (VT 6), триггера Шмитта (VT 3, VT 4) и ключевого транзистора (VT 5). Последний пред­назначен для устранения влияния нижнего порога пере­ключения (резистор R 13) на верхний (резистор R 16).

Усилитель зарядного тока, как и разрядного,-состоит из цепочки транзисторов разной структуры, работающих в ключевом режиме. При этом коллекторный ток тран­зистора VT 1 может протекать через базовую цепь тран­зистора VT 2, когда закрыт транзистор VT 9 (т. е. нет разрядки). Диод VD 7 повышает надежность закрыва­ния транзистора VT 2 при открывании транзистора VT 9 (когда идет разрядка батареи и ток через управляющий электрод тринистора не должен протекать).

Диод VD 8 защищает управляющий электрод трини­стора от обратного тока, который мог бы быть при вы­ключении сети и подключенной аккумуляторной батарее.

Цепочка С2, R 29, VD 11 нужна для случая зарядки глубоко разряженной или сульфатированной батареи, когда на ее клеммах может возникнуть пульсирующее напряжение. Благодаря диоду VD 11 на конденсаторе С2 оказывается сглаженное напряжение. Без этой цепочки выбросы напряжения могли бы раньше времени вывести пороговый выключатель из режима зарядки.

Конденсатор СЗ играет роль своеобразного аккуму­лятора и используется для контроля исправности при­бора. В положении «Контроль», выключателя SA 3 он мо­жет наряжаться только через диод VD 12 и резистор R 34, а разряжаться через узел автоматики. Поскольку в режимах «1Ц» и «NЦ.» процессы зарядки и разрядки происходят с периодом повторения около 1 с, на вольт­метре PU 1 наблюдаются колебания стрелки, отражаю­щие напряжения порогов переключения и управляемость всех цепей зарядки и порогового выключателя.

Зажимы ХТ1 и ХТ2 с напряжением 12,6 В предна­значены для подключения вулканизатора, лампы под-светки, малогабаритного паяльника и другой нагрузки мощностью до 100 Вт.

Рассмотрим более подробно работу прибора в раз­личных режимах при установке выключателя SA 3 в по­ложение «Контроль» (аккумуляторная батарея не под­ключена) .

В режиме «1Ц» после подачи на блок сетевого на­пряжения на конденсаторе СЗ напряжение не повыша­ется, потому что отсутствует ток базы транзистора VT 1. Чтобы обеспечить начальные условия работы, переклю­чателем SA 1 кратковременно устанавливают режим «НЗ» и возвращают в положение «1Ц». После этого по­роговый переключатель начинает работать, запрещая зарядку при повышении напряжения на конденсаторе выше установленного максимума (14,8...15 В) и разре­шая, если оно стало ниже установленного минимума (12Д..13В).

При переводе переключателя SA 1 в режим «МЦ» на коллектор транзистора VT 8 подается через диод VD 6 напряжение, и пороговый выключатель срабатывает, разрешая разрядку. При. этом открытый транзистор VT 9 запрещает зарядку, и конденсатор СЗ разряжается че­рез узел автоматики до напряжения 10,5...10,8 В.

После опрокидывания порогового выключателя тран­зистор VT 9 закрывается, коллекторный ток транзисто­ра VT 1 протекает через диод VD 7 и базовую цепь тран­зистора VT 2. Этот транзистор, а вслед за ним и трини-стор открываются. Через конденсатор СЗ протекает за­рядный ток, и напряжение на конденсаторе повышается до 14,8...15 В.

Во время указанного контроля остаются непроверен­ными элементы разрядки, поскольку такие дефекты, как обрыв в цепях транзисторов VT 11 - VT 13, никак не отразятся на показаниях вольтметра PU 1. Для контро­ля работы этих элементов выключатель SA 3 устанавли­вают в положение «Работа» - тогда в режиме «NIJ,» конденсатор СЗ будет разряжаться в основном через транзистор VT 13. В результате начнет мигать лампа HL 7 «Разрядка», свидетельствуя об исправности цепей разрядки.

Аналогично работает прибор с подключенной акку­муляторной батареей. В режиме «1Ц» сразу начинается зарядка циклами (имеется в виду, что напряжение ба­тареи не превышает порогового напряжения 12,8...13 В). Горит лампа HL 2 при зарядном токе 2 А или HL 3 при токе 5 А. Нажатием кнопочного выключателя SB 1 «Раз­рядка» на запускающий вход порогового выключателя подается напряжение, в результате чего он срабатывает. Разрядка индицируется лампой HL 7.

В режиме «NU» при подключении аккумуляторной батареи работа может начаться как с зарядки, так и с разрядки - в зависимости от того, в каком режиме в момент включения находился пороговый выключатель. При желании установить какой-то конкретный режим, переключатель SA 1 сначала устанавливают в положе­ние «1Ц», а после этого - в положение «МЦ».

В режиме неавтоматической зарядки («НЗ») контак­ты переключателя блокируют пороговый выключатель, и тринистор управляется непосредственно от источника постоянного тока.

Рис. 2. Внешний вид прибора

Какие детали использованы в приборе? Постоянные резисторы R 25, R 26 - остеклованные проволочные типа ПЭВ-10, остальные - МЛТ указанной на схеме мощно­сти, подстроечные резисторы R 13, R 16, R 19 - типа ППЗ или другие. Кроме указанных на схеме, транзисторы VT 1, VT 6, VT 7, VT 10 могут быть П307, П307В П309-VT 2 - ГТ403А, ГТ403В - ГТ403Ю; VT 3, VT 4, VT 8 VT 9, VT 11 - МП20, МП20А, МП20Б, МП2.1, МП21А - МП21Е; VT 5, VT 12 - КТ603А, КТ608А, КТ608Б; VT 13 - любой из серий П214 - П217. Диоды VD 1 - VD 4 могут быть, кроме указанных на схеме, Д242, Д243 Д243А Д245, Д245А, Д246, Д246А, Д247; VD 5 - КД202Б - КД202С; VD 6, VD 7 - Д223А, Д223Б, Д219А, Д220- VD 8, VD 11, УШ2 - Д226В - Д226Д, Д206-Д211; вместо стабилитронов Д808 подойдут Д809 - Д813, Д814А - Д814Д. Тринистор может быть КУ202А - КУ202Н.

Конденсаторы С1, СЗ - К50-6; С2 - К50-15. Лампы HL 1- HL 3, Н17-СШ8, HL 4- HL 6 - автомобильные на напряжение 12 В и мощность 50 + 40 Вт (использует­ся нить на 50 Вт). Выключатель Q1 - тумблер ТВ (ТП), выключатели . SA 2, SA 3 - тумблеры ВБТ, кнопочный выключатель SB 1 - КМ-1, переключатель SA 1 - типа ПКГ (ЗПЗН). Трансформатор 77 - готовый, ТН-61-220/127-50 (номинальная мощность 190 Вт). Вольтметр постоянного тока - типа М4200 со шкалой на 30 В.

Конструкция прибора показана на рис. 2 и 3. Осно­вой его является основание размерами 240x225 мм из дюралюминия толщиной 3 мм. К основанию прикрепле­ны лицевая панель, монтажная плата с деталями узла автоматики, конденсаторы С1, СЗ, трансформатор пи­тания, задняя и боковая монтажные платы.

На лицевой панели расположены органы управления и индикации, а также зажимы ХТ1, ХТ2. На задней монтажной плате, изготовленной из стеклотекстолита толщиной 3 мм (размеры платы 105x215 мм), смонти­рованы диоды VD 1 - VD 4 (на ребристых радиаторах), диод VD 5, тринистор (на ребристом радиаторе), тран­зистор VT 13 (на П-образном радиаторе), резисторы R 25, R 26, лампы HL 4 - HL 6. На боковой монтажной плате, установленной рядом с трансформатором, смон­тированы резисторы Rll , R 29, R 32 - R 34, диоды VD 8, VD 11, VD 12, конденсатор С2, подстроечные резисторы.

Для подключения аккумуляторной батареи через отверстие в лицевой панели выведен шланг с двумя тол­стыми, проводами и маркированными (знаками « + » и « - ») зажимами на концах. Сверху блок прикрыт ко­жухом, изготовленным из листового алюминия .

Чертеж платы узла автоматики приведен на рис. 4. К основанию ее крепят с помощью двух Г-образных уголков-кронштейнов.

Рис. 3. Вид на монтаж прибора

Для налаживания прибора понадобятся регулируе­мый источник постоянного тока с максимальным напря­жением 15 В и током нагрузки не менее 0,2 А, контроль­ный вольтметр или сигнальная лампа на напряжение 27 В.

Рис. 4. Печатная плата (а) узла автоматики и расположение деталей на ней (б)

Перед налаживанием движки подстроечных резисто­ров устанавливают в положение максимального сопро­тивления, контрольный вольтметр или сигнальную лампу подключают между выводом 2 платы узла автоматики и общим проводом (зажим ХТ4), а источник питания подключают (с соблюдением полярности) к выходным зажимам прибора. Переключатель SA 1 устанавливают в положение «1Ц», выключатель SA 3 - в положение «Контроль». Выходное напряжение источника постоян­ного тока должно быть 14,8...15 В.

После включения прибора в сеть на контрольном вольтметре должно быть напряжение около 26 В. Плав­но перемещая движок подстроечного резистора R 16, добиваются, чтобы контрольное напряжение упало скач­ком, до нуля.

Устанавливают на источнике напряжение 12,8...13 В и плавно перемещают движок резистора R 13 до появ­ления на контрольном вольтметре скачком напряжения 26 В. Нажимают кнопку SB 1 - контролируемое напря­жение вновь должно упасть до нуля. Установив на источнике напряжение 10,5...10,8 В, перемещают движок резистора R 19 до появления на контрольном вольтметре напряжения 26 В.

После этого следует проверить и при необходимости подобрать точнее уровни срабатывания автомата при изменении напряжения источника питания.

Установка.верхнего порога 15 В не вызывает выки­пания электролита после полной зарядки батареи, по­тому что батарея в этом случае включается автоматом на зарядку на 8...10 мин и отключается примерно на 2 ч. Наблюдения показали, что при работе в таком режиме даже в течение нескольких месяцев уровень электролита в банках аккумуляторов не понижается.

Описываемый прибор предназначен для обслуживания кислотных аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12 В и емкостью от 40 до 100 А*ч. Основное <заболевание> таких батарей — сульфатация, вызывающая повышение внутреннего сопротивления и снижение емкости батареи. Один из наиболее известных методов борьбы с сульфатацией заключается в периодической (1 — 2 раза в год) разрядке батареи малым током (не более 0,05 ее емкости) и последующей зарядке ее таким же током.

Менее известен способ десульфатации, предусматривающий зарядку аккумуляторной батареи циклами: 6… 8 ч зарядки током 0,04…0,06 от значения емкости с перерывом не менее 8 ч. В течение перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине активной массы пластин аккумуляторов выравниваются, более плотный электролит из пор пластин диффундирует в межэлектродное пространство, при этом напряжение аккумулятора понижается, а плотность электролита увеличивается.

Рис. 1. Схема прибора для автоматической тренировки аккумуляторов

В предлагаемом приборе использован псевдо-комбинированный способ, при котором,производится разрядка до напряжения на каждом аккумуляторе 1,7…1,8 В, а затем последующая зарядка циклами. Критерием, используемым при управлении процессом зарядки, является напряжение на аккумуляторной батарее, функционально связанное со степенью заряженности ее. Зарядка в каждом цикле заканчивается при достижении на клеммах батареи напряжения 14,8… 15 В, а возобновляется при снижении его до 12,8…13 В. О таком способе зарядки рассказано в статье.

Прибор для автоматической тренировки аккумуляторов (ПАТА) проводит разрядку батареи до напряжения 10,5…10,8 В, автоматически переключается на режим зарядки и осуществляет ее циклами, как указано выше. Прибор работает в трех режимах. В первом режиме (<Щ>) возможны два варианта: либо зарядка циклами, либо разрядка до напряжения 10,5…10,8 В, а затем зарядка циклами. В следующем режиме () происходит многократный переход от зарядки к разрядке при достижении на клеммах аккумуляторной батареи напряжения 14,8…15 В и от разрядки к зарядке при напряжении на клеммах 10,5…10,8 В. Третий режим (<НЗ>) соответствует работе обычного зарядного устройства без автоматики.

Разряжается батарея током 2…1,7 А, а заряжается током 2 или 5 А (в первом случае он изменяется от 2 до 1,5 А, во втором — от 5,8 до 4,5 А).

Прибор питается от сети переменного тока напряжением 220 В и потребляет не более 25 Вт при отсутствии зарядки и не более 180 Вт при максимальном зарядном токе.

Принципиальная схема прибора приведена на рис. 1. Понижающий трансформатор Т1 обеспечивает на вторичной обмотке переменное напряжение около 19 В. С помощью диодов VD1 — VD4 получается пульсирующее напряжение амплитудой около 27 В, а после диода VD5 на конденсаторе С1 образуется постоянное напряжение около 26 В, необходимое для питания узла автоматики. Пульсирующее напряжение подается на анод тринистора VS1. Если на управляющий электрод тринистора подать соответствующее напряжение, тринистор откроется и пропустит ток для зарядки аккумуляторной батареи через лампы HL2 — HL6 и выключатель SA3. Ток зарядки ограничивается лампами накаливания HL6 (в режиме <2А>) или HL4 — HL6 (в режиме <5А>). Разряжается батарея через транзистор VT13 и резисторы R25, R26.

Управляются тринистор и транзистор VT13 узлом автоматики. Он содержит источник образцового напряжения (резистор R15, диоды VD9, VD10), пороговый выключатель разрядки (транзисторы VT7, VT8, резисторы R17 — R20), усилитель сигнала разрядного тока (транзисторы VT10 — VT12), пороговый переключатель зарядки (транзисторы VT3 — VT6 с соответствующими резисторами, включая R13, R16), усилитель.сигнала за-рядного тока (транзисторы VT1, VT2) и элементы запрета сигнала зарядки (диод VD7, транзистор VT9). Рассмотрим работу этих каскадов.

Пороговый переключатель разрядки подключен к выходным зажимам прибора ХТЗ, ХТ4, предназначенным для подключения аккумуляторной батареи. Имеющееся на них напряжение является одновременно и питающим и контролируемым напряжением выключателя.

Радиолюбителям известен аналог тринистора, состоящий из двух транзисторов разной структуры. Аналог способен по внешнему сигналу переходить в открытое состояние и сохранять его, пока хотя бы один из транзисторов находится в насыщении. Выключение наступает при снижении тока до порогового значения, когда оба транзистора выходят из насыщения. Пороговый выключатель выполнен с аналогичными связями, но не непосредственными, а через резисторы, причем эмиттер одного из транзисторов подключен к образцовому напряжению, а база — к делителю напряжения. Благодаря этому пороговый выключатель обладает температурной стабильностью напряжения порога выключения. Настраивают выключатель на пороговое напряжение (10,5… 10,8 В) подстроечным резистором R19.

Усилитель сигнала разрядного тока состоит из цепочки транзисторов с чередующейся структурой. Транзисторы работают в ключевом режиме. Работа одного из них (VT11) поставлена в зависимость от наличия напряжения 26 В. Это сделано для прекращения разрядки батареи в случае аварийного выключения сетевого напряжения.

Пороговый переключатель зарядки состоит из транзисторного усилителя (VT6), триггера Шмитта (VT3, VT4) и ключевого транзистора (VT5). Последний пред-назначен для устранения влияния нижнего порога переключения (резистор R13) на верхний (резистор R16).

Усилитель зарядного тока, как и разрядного,-состоит из цепочки транзисторов разной структуры, работающих в ключевом режиме. При этом коллекторный ток транзистора VT1 может протекать через базовую цепь транзистора VT2, когда закрыт транзистор VT9 (т. е. нет разрядки). Диод VD7 повышает надежность закрывания транзистора VT2 при открывании транзистора VT9 (когда идет разрядка батареи и ток через управляющий электрод тринистора не должен протекать).

Диод VD8 защищает управляющий электрод тринистора от обратного тока, который мог бы быть при выключении сети и подключенной аккумуляторной батарее.

Цепочка С2, R29, VD11 нужна для случая зарядки глубоко разряженной или сульфатированной батареи, когда на ее клеммах может возникнуть пульсирующее напряжение. Благодаря диоду VD11 на конденсаторе С2 оказывается сглаженное напряжение. Без этой цепочки выбросы напряжения могли бы раньше времени вывести пороговый выключатель из режима зарядки.

Конденсатор СЗ играет роль своеобразного аккумулятора и используется для контроля исправности при-бора. В положении <Контроль>, выключателя SA3 он мо-жет наряжаться только через диод VD12 и резистор R34, а разряжаться через узел автоматики. Поскольку в режимах <1Ц> и процессы зарядки и разрядки происходят с периодом повторения около 1 с, на вольтметре PU1 наблюдаются колебания стрелки, отражающие напряжения порогов переключения и управляемость всех цепей зарядки и порогового выключателя.

Зажимы ХТ1 и ХТ2 с напряжением 12,6 В предназначены для подключения вулканизатора, лампы подсветки, малогабаритного паяльника и другой нагрузки мощностью до 100 Вт.

Рассмотрим более подробно работу прибора в раз-личных режимах при установке выключателя SA3 в положение <Контроль> (аккумуляторная батарея не подключена) .

В режиме <1Ц> после подачи на блок сетевого напряжения на конденсаторе СЗ напряжение не повышается, потому что отсутствует ток базы транзистора VT1. Чтобы обеспечить начальные условия работы, переключателем SA1 кратковременно устанавливают режим <НЗ> и возвращают в положение <1Ц>. После этого пороговый переключатель начинает работать, запрещая зарядку при повышении напряжения на конденсаторе выше установленного максимума (14,8…15 В) и разрешая, если оно стало ниже установленного минимума (12Д..13В).

При переводе переключателя SA1 в режим <МЦ> на коллектор транзистора VT8 подается через диод VD6 напряжение, и пороговый выключатель срабатывает, разрешая разрядку. При.этом открытый транзистор VT9 запрещает зарядку, и конденсатор СЗ разряжается че-рез узел автоматики до напряжения 10,5…10,8 В.

После опрокидывания порогового выключателя транзистор VT9 закрывается, коллекторный ток транзистора VT1 протекает через диод VD7 и базовую цепь транзистора VT2. Этот транзистор, а вслед за ним и тринистор открываются. Через конденсатор СЗ протекает за-рядный ток, и напряжение на конденсаторе повышается до 14,8…15 В.

Во время указанного контроля остаются непроверенными элементы разрядки, поскольку такие дефекты, как обрыв в цепях транзисторов VT11 — VT13, никак не отразятся на показаниях вольтметра PU1. Для контроля работы этих элементов выключатель SA3 устанавливают в положение <Работа> — тогда в режиме конденсатор СЗ будет разряжаться в основном через транзистор VT13. В результате начнет мигать лампа HL7 <Разрядка>, свидетельствуя об исправности цепей разрядки.

Аналогично работает прибор с подключенной аккумуляторной батареей. В режиме <1Ц> сразу начинается зарядка циклами (имеется в виду, что напряжение батареи не превышает порогового напряжения 12,8…13 В). Горит лампа HL2 при зарядном токе 2 А или HL3 при токе 5 А. Нажатием кнопочного выключателя SB1 <Разрядка> на запускающий вход порогового выключателя подается напряжение, в результате чего он срабатывает. Разрядка индицируется лампой HL7.

В режиме при подключении аккумуляторной батареи работа может начаться как с зарядки, так и с разрядки — в зависимости от того, в каком режиме в момент включения находился пороговый выключатель. При желании установить какой-то конкретный режим, переключатель SA1 сначала устанавливают в положение <1Ц>, а после этого — в положение <МЦ>.

В режиме не автоматической зарядки (<НЗ>) контакты переключателя блокируют пороговый выключатель, и тринистор управляется непосредственно от источника постоянного тока.

Какие детали использованы в приборе:

Постоянные резисторы R25, R26 - остеклованные проволочные типа ПЭВ-10, остальные - МЛТ указанной на схеме мощно­сти, подстроечные резисторы R13, R16, R19 - типа ППЗ или другие. Кроме указанных на схеме, транзисторы VT1, VT6, VT7, VT10 могут быть П307, П307В П309-VT2 - ГТ403А, ГТ403В - ГТ403Ю; VT3, VT4, VT8 VT9, VT11 - МП20, МП20А, МП20Б, МП2.1, МП21А - МП21Е; VT5, VT12 - КТ603А, КТ608А, КТ608Б; VT13 - любой из серий П214 - П217. Диоды VD1 - VD4 могут быть, кроме указанных на схеме, Д242, Д243 Д243А Д245, Д245А, Д246, Д246А, Д247; VD5 - КД202Б - КД202С; VD6, VD7 - Д223А, Д223Б, Д219А, Д220- VD8, VD11, УШ2 - Д226В - Д226Д, Д206-Д211; вместо стабилитронов Д808 подойдут Д809 - Д813, Д814А - Д814Д. Тринистор может быть КУ202А - КУ202Н.

Конденсаторы С1, СЗ - К50-6; С2 - К50-15. Лампы HL1-HL3, Н17-СШ8, HL4-HL6 — автомобильные на напряжение 12 В и мощность 50 + 40 Вт (использует­ся нить на 50 Вт). Выключатель Q1 - тумблер ТВ (ТП), выключатели.SA2, SA3 - тумблеры ВБТ, кнопочный выключатель SB1 - КМ-1, переключатель SA1 - типа ПКГ (ЗПЗН). Трансформатор 77 - готовый, ТН-61-220/127-50 (номинальная мощность 190 Вт). Вольтметр постоянного тока - типа М4200 со шкалой на 30 В.

Конструкция прибора показана на рис. 2 и 3. Осно­вой его является основание размерами 240×225 мм из дюралюминия толщиной 3 мм. К основанию прикрепле­ны лицевая панель, монтажная плата с деталями узла автоматики, конденсаторы С1, СЗ, трансформатор пи­тания, задняя и боковая монтажные платы.

На лицевой панели расположены органы управления и индикации, а также зажимы ХТ1, ХТ2. На задней монтажной плате, изготовленной из стеклотекстолита толщиной 3 мм (размеры платы 105×215 мм), смонти­рованы диоды VD1 - VD4 (на ребристых радиаторах), диод VD5, тринистор (на ребристом радиаторе), тран­зистор VT13 (на П-образном радиаторе), резисторы R25, R26, лампы HL4HL6. На боковой монтажной плате, установленной рядом с трансформатором, смон­тированы резисторы Rll, R29, R32 - R34, диоды VD8, VD11, VD12, конденсатор С2, подстроечные резисторы. -

Для подключения аккумуляторной батареи через отверстие в лицевой панели выведен шланг с двумя тол­стыми, проводами и маркированными (знаками « + » и « - ») зажимами на концах. Сверху блок прикрыт ко­жухом, изготовленным из листового алюминия.

Чертеж платы узла автоматики приведен на рис. 4. К основанию ее крепят с помощью двух Г-образных уголков-кронштейнов.

Для налаживания прибора понадобятся регулируе­мый источник постоянного тока с максимальным напря­жением 15 В и током нагрузки не менее 0,2 А, контроль­ный вольтметр или сигнальная лампа на напряжение 27 В.

Рис. 4. Печатная плата (а) узла автоматики и расположение деталей на ней (б)

Перед налаживанием движки подстроечных резисто­ров устанавливают в положение максимального сопро­тивления, контрольный вольтметр или сигнальную лампу подключают между выводом 2 платы узла автоматики и общим проводом (зажим ХТ4), а источник питания подключают (с соблюдением полярности) к выходным зажимам прибора. Переключатель SA1 устанавливают в положение «1Ц», выключатель SA3 - в положение «Контроль». Выходное напряжение источника постоян­ного тока должно быть 14,8…15 В.

После включения прибора в сеть на контрольном вольтметре должно быть напряжение около 26 В. Плав­но перемещая движок подстроечного резистора R16, добиваются, чтобы контрольное напряжение упало скач­ком, до нуля.

Устанавливают на источнике напряжение 12,8…13 В и плавно перемещают движок резистора R13 до появ­ления на контрольном вольтметре скачком напряжения 26 В. Нажимают кнопку SB1 - контролируемое напря­жение вновь должно упасть до нуля. Установив на источнике напряжение 10,5…10,8 В, перемещают движок резистора R19 до появления на контрольном вольтметре напряжения 26 В.

После этого следует проверить и при необходимости подобрать точнее уровни срабатывания автомата при изменении напряжения источника питания.

Установка.верхнего порога 15 В не вызывает выки­пания электролита после полной зарядки батареи, по­тому что батарея в этом случае включается автоматом на зарядку на 8…10 мин и отключается примерно на 2 ч. Наблюдения показали, что при работе в таком режиме даже в течение нескольких месяцев уровень электролита в банках аккумуляторов не понижается.
Литература

  • В помощь радиолюбителю: Сборник. Вып. 100/ С80 Сост. Б. С. Иванов. -М.: ДОСААФ\А.Коробков

Описываемый прибор предназначен для обслуживания кислотных аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12 В и ёмкостью от 40 до 100 Ач. Прибор питается от сети переменного тока напряжением 220 В и потребляет не более 25 Вт при отсутствии зарядки и не более 180 Вт при максимальном зарядном токе.

В предлагаемом приборе использован псевдокомбинированный способ, при котором производится разрядка до напряжения на каждом аккумуляторе 1,7-1,8В, а затем последующая зарядка циклами. Критерием, используемым при управлении процессом зарядки, является напряжение на аккумуляторной батарее, функционально связанное со степенью её заряженности. Зарядка в каждом цикле заканчивается при достижении на клеммах батареи напряжения 14,8 - 15 В, а возобновляется при снижении его до 12,8-13 В.

Для автоматической тренировки аккумулятора, прибор проводит разрядку батареи до напряжения 10,5 - 10,8 В, автоматически переключается на режим зарядки и осуществляет ее циклами, как указано выше.

Прибор может работать в одном из трех режимов:

  • в первом режиме «Щ» возможны два варианта: либо зарядка циклами, либо разрядка до напряжения 10,5 - 10,8В, а затем зарядка циклами;
  • во втором режиме «NЦ» происходит многократный переход от зарядки к разрядке при достижении на клеммах аккумуляторной батареи напряжения 14,8 - 15В и от разрядки к зарядке при напряжении на клеммах 10,5 - 10,8В;
  • ручной режим «РЗ» соответствует работе обычного зарядного устройства без автоматики.

Разряжается батарея током 2 - 1,7А, а заряжается током 2 или 5А (в первом случае он изменяется от 2 до 1,5А, во втором - от 5,8 до 4,5А).

Работа узлов прибора

Понижающий трансформатор Т1 обеспечивает на вторичной обмотке переменное напряжение около 19 В. С помощью диодов VD1 - VD4 получается пульсирующее напряжение амплитудой около 27 В, а после диода VD6 на конденсаторе С1 образуется постоянное напряжение около 26 В, необходимое для питания узла автоматики. Пульсирующее напряжение подается на анод тиристора VS1. Если на управляющий электрод тиристора подать соответствующее напряжение, тиристор откроется и пропустит ток для зарядки аккумуляторной батареи через лампы HL2 - HL6 и выключатель SA3.

Ток зарядки ограничивается лампами накаливания HL2 (в режиме «2А») или HL2 - HL4 (в режиме «5А»). Разряжается батарея через транзистор VT13 и резисторы R25, R26.

Управляются тиристор и транзистор VT13 узлом автоматики. Он содержит источник образцового напряжения (резистор R17, стабилитроны VD10, VD11), пороговый выключатель разрядки (транзисторы VT6, VT7, резисторы R19 - R21), усилитель сигнала разрядного тока (транзисторы VT9, VT11, VT12), пороговый переключатель зарядки (транзисторы VT2 + VT5 с соответствующими резисторами, включая R12, R16), усилитель сигнала зарядного тока (транзисторы VT1, VT8) и элементы запрета сигнала зарядки (диод VD12, транзистор VT10).

Пороговый переключатель разрядки подключен к выходным зажимам прибора X1 и Х2, предназначенным для подключения аккумуляторной батареи. Имеющееся на них напряжение является одновременно и питающим и контролируемым напряжением выключателя.

Радиолюбителям известен аналог тиристора, состоящий из двух транзисторов разной структуры. Аналог способен по внешнему сигналу переходить в открытое состояние и сохранять его, пока хотя бы один из транзисторов находится в насыщении. Выключение наступает при снижений тока до порогового значения, когда оба транзистора выходят из насыщения.

Пороговый выключатель выполнен с аналогичными связями, но не непосредственными, а через резисторы, причем эмиттер одного из транзисторов подключен к образцовому напряжению, а база - к делителю напряжения. Благодаря этому пороговый выключатель обладает температурной стабильностью напряжения порога выключения. Настраивают выключатель на пороговое напряжение 10,5-10,8В подстроечным резистором R19.

Усилитель сигнала разрядного тока состоит из цепочки транзисторов с чередующейся структурой. Транзисторы работают в ключевом режиме. Работа одного из них (VT11) поставлена в зависимость от наличия напряжения 26 В. Это сделано для прекращения разрядки, батареи в случае аварийного выключения сетевого напряжения.

Пороговый переключатель зарядки состоит из транзисторного усилителя (VT5), триггера Шмитта (VT2, VTЗ) и ключевого транзистора (VT4). Последний предназначен для устранения влияния нижнего порога переключения (резистор R12) на верхний (резистор R16).

Усилитель зарядного тока, как и разрядного, состоит из цепочки транзисторов разной структуры, работающих в ключевом режиме. При этом коллекторный ток транзистора VT1 может протекать через базовую цепь транзистора VT8, когда закрыт транзистор VT10 (т. е. нет разрядки).

Диод VD12 повышает надежность закрывания транзистора VT8 при открывании транзистора VT10 (когда идет разрядка батареи и ток через управляющий электрод тиристора не должен протекать). Диод VD7 защищает управляющий электрод тиристора от обратного тока, который мог бы быть при выключении сети и подключенной аккумуляторной батарее.

Цепочка С2, R15, VD9 нужна для случая зарядки глубоко разряженной или сульфатированной батареи, когда на ее клеммах может возникнуть пульсирующее напряжение. Благодаря диоду VD9 на конденсаторе С2 оказывается сглаженное напряжение, Без этой цепочки выбросы напряжения могли бы раньше времени вывести пороговый выключатель из режима зарядки.

Рис. 1. Принципиальная схема прибора для автоматической тренировки аккумуляторов.

Конденсатор С3 играет роль своеобразного аккумулятора и используется для контроля исправности прибора. В положении «КОНТРОЛЬ» выключателя SA3 он может заряжаться только через диод VD12 и резистор R34, а разряжаться через узел автоматики. Поскольку в режимах «1Ц» и «NЦ» процессы зарядки и разрядки происходят с периодом повторения около 1 секунды, то на вольтметре РV1 будут наблюдаются колебания стрелки, отражающие напряжения порогов переключения и управляемость всех цепей зарядки и порогового выключателя.

Клеммы Х3 и Х4 с напряжением 12,6 В предназначены для подключения вулканизатора, лампы подсветки, малогабаритного паяльника и другой нагрузки мощностью до 100 Вт.

Рассмотрим более подробно работу прибора в различных режимах при установке выключателя SA3 в положение «КОНТРОЛЬ» (аккумуляторная батарея не подключена).

В режиме «1Ц» после подачи на блок сетевого напряжения на конденсаторе С3 напряжение не повышается, потому что отсутствует ток базы транзистора VT1. Чтобы обеспечить начальные условия работы, переключателем SA4 кратковременно устанавливают режим «Р3» и возвращают в положение «1Ц». После этого пороговый переключатель начинает работать, запрещая зарядку при повышении напряжения на конденсаторе выше установленного максимума (14,8-15В) и разрешая, если оно стало ниже установленного минимума(12,8-13В).

При переводе переключателя SA4 в режим «NЦ» на коллектор транзистора VT7 подается через диод VD8 напряжение, и пороговый выключатель срабатывает, разрешая разрядку. При этом открытый транзистор VT10 запрещает зарядку, и конденсатор С3 разряжается через узел автоматики до напряжения 10,5 4- 10,8 В.

После опрокидывания порогового выключателя транзистор VT10 закрывается, коллекторный ток транзистора VT1 протекает через диод VD12 и базовую цепь транзистора VT8. Этот транзистор, а вслед за ним и тиристор открываются. Через конденсатор С3 протекает зарядный ток, и напряжение на конденсаторе повышается до 14.8-15В.

Во время указанного контроля остаются непроверенными элементы разрядки, поскольку такие дефекты, как обрыв в цепях транзисторов VT11 - VT13, никак не отразятся на показаниях вольтметра PV1. Для контроля работы этих элементов выключатель SA3 устанавливают в положение «ЗАРЯД» - тогда в режиме «NЦ» конденсатор С3 будет разряжаться в основном через транзистор VT13. В результате начнет мигать лампа HL7 «РАЗРЯД», свидетельствуя об исправности цепей разрядки.

Аналогично работает прибор с подключенной аккумуляторной батареей. В режиме «1Ц» сразу начинается зарядка циклами (имеется в виду, что напряжение батареи не превышает порогового напряжения 12,8-13В).

Лампа HL6 горит при зарядном токе 2 А или HL5 при токе 5А. Нажатием кнопочного выключателя SB1 «РАЗРЯД» на запускающий вход порогового выключателя подается напряжение, в результате чего он срабатывает. Разрядка индицируется лампой HL7.

В режиме «NЦ» при подключении аккумуляторной батареи работа может начаться как с зарядки, так и с разрядки - в зависимости от того, в каком режиме в момент включения находился пороговый выключатель. При желании установить какой-то конкретный режим, переключатель SA1 сначала устанавливают в положение «1Ц», а после этого - в положение «NЦ».

В режиме ручной зарядки «Р3» контакты переключателя блокируют пороговый выключатель, и тиристор управляется непосредственно от источника постоянного тока.

Настройка устройства

Для налаживания прибора понадобятся регулируемый источник постоянного тока с максимальным напряжением 15 В и током нагрузки не менее 0,2 А, контрольный вольтметр или сигнальная лампа на напряжение 27 В.

Перед налаживанием движки подстроечных резисторов устанавливают в положение максимального сопротивления, контрольный вольтметр или сигнальную лампу подключают между коллектором VT8 и общим проводом (зажим Х2), а источник питания подключают (с соблюдением полярности) к выходным зажимам прибора. Переключатель SA4 устанавливают в положение «1Ц», выключатель SA3 - в положение «КОНТРОЛЬ». Выходное напряжение источника постоянного тока должно быть 14.8 - 15В.

После включения прибора в сеть на контрольном вольтметре должно быть напряжение около 26 В. Плавно перемещая движок подстроечного резистора R16, добиться, чтобы контрольное напряжение упало скачком до нуля.

Устанавливают на источнике напряжение 12,8 - 13В и плавно перемещают движок резистора R12 до появления на контрольном вольтметре скачком напряжения 26 В. Нажимают кнопку SB1 - контролируемое напряжение вновь должно упасть до нуля. Установив на источнике напряжение 10,5-10,8В, перемещают движок резистора R21 до появления на контрольном вольтметре напряжения 26В.

После этого следует проверить и при необходимости подобрать точнее уровни срабатывания автомата при изменении напряжения источника питания.

Установка верхнего порога 15 В не вызывает выкипания электролита после полной зарядки батареи, потому что батарея в этом случае включается автоматом на зарядку на 8 - 10 минут и отключается примерно на 2 часа. Наблюдения показали, что при работе в таком режиме даже в течение нескольких месяцев уровень электролита в банках аккумуляторов не понижается.

Детали

Постоянные резисторы: R33 - остеклованное проволочное типа ПЭВ-20 или два резистора (включенных параллельно) по 15 Ом (типа ПЭВ-10), остальные - МЛТ указанной на схеме мощности, подстроечные резисторы R12, R16, R21 - типа ППЗ или другие.

Кроме указанных на схеме, транзисторы VT1 VT5 VT6, VT9 могут быть П307, П307В, П309: VT8 - ГТ403А, ГТ403В - ГТ403Ю; VT2, VTЗ, VT7, VT10, VT11 - МП20, МП20А, МП20Б, МП21, МП21А - МП21Е; VT4, VT12 - КТ603А, КТ608А, КТ608Б; VT13 - любой из серий П214 - П217.

Диоды VD1 - VD4 могут быть, кроме указанных на схеме, Д242, Д243, Д243А, Д245, Д245А, Д246, Д246А, Д247; VD5, VD7, VD9 - Д226В + Д226Д, Д206 - Д211; VD6 - КД202Б КД202С; VD8, VD12 - Д223А, Д223Б, Д219А, Д220. Вместо стабилитронов Д808 подойдут Д809 -к Д813, Д814А -г Д814Д.

Тиристор может быть КУ202А -к КУ202Н. Конденсаторы С1, С3 - К50-6; С2 - К50-15. Лампы HL1 т HL3, HL7 - СМ28, HL4 HL6 - автомобильные на напряжение 12 В и мощность 50+40 Вт (используется нить на 50 Вт).

Выключатель SA1 - тумблер ТВ (ТП), выключатели SA2, SA3 - тумблеры ВБТ, кнопочный выключатель SB 1 - КМ-1, переключатель SА - типа ПКГ (ЗПЗН). Трансформатор Т1 - готовый, ТН-61 -220/127-50 (номинальная мощность 190 Вт). Вольтметр постоянного тока - типа М4200 со шкалой на 30 В.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: