Компьютер и здоровье. Вредные и опасные факторы при работе с компьютером

Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. Однако работа на компьютере связанна с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье обучающихся, необходимо соблюдать определённые правила и требования.

Правила работы учащихся с компьютером.

За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% московских старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.

Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное - у 8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером - это наличие санитарно – эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам. Современное санитарное законодательство распространяет это требование не только на вновь приобретаемые компьютеры. Но и на те, которые находятся в эксплуатации. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся :

· контрастность;

· неравномерность яркости;

· отношение ширины знака к его высоте для прописных букв;

· размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея;

· смещения отклонения;

· временная и пространственная нестабильность изображения;

· отображаемая способность.

К компьютерной технике, которая используется для занятий детей и подростков, врачи-гигиенисты предъявляют повышенные, более строгие требования.

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывный занятий для детей и подростков разного возраста. Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 мин . Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы. Для детей 7-12 лет допустимая непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20минут , а для ребят постарше - не более получаса . Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояние организма индивидуальный характер проявления утомления. Внешние признаки утомления у детей младшего школьного возраста проявляется в склонении головы набок, в опоре на спину стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относиться и к выносливости нагрузок, в том числе и занятий за компьютером. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлечённости, самочувствия и др. Увлечённость, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Дети, особенно младшего возраста, ещё не могут объективно оценить своё самочувствие.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий, развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо кроме компьютера.

В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры позволяют почувствовать себя участником острых коллизий. Многие готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержанные желанием «победить» компьютер. Однако психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающим влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалалостного ребенка под их воздействием подобно наркотику. Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Это второе важное правило профилактики негативных последствий для здоровья.

Третье правило - это рациональная организация рабочего места. Компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположением рабочего места: в углах комнаты или лицо к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну - свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза вовремя занятий на компьютере. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.

Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображение на экран резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на экрана или немного выше. Не следует, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохраненный естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайне положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 0 . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула необходимо обязательно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности, как известно, велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным абсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

Четвёртое правило , соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за компьютером, - регулярная влажная уборка и обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнения 1.

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); - вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

Упражнения 4 («рубка дров»).

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

В последние годы большое внимание уделяется улучшению условий труда пользователей электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и видеодисплейных терминалов (ВДТ), несмотря на то, что качество и безопасность самых ПЭВМ и ВДТ постоянно улучшаются. В развитых странах, в том числе в США, Германии, Швеции, вопрос об опасности работы за дисплеями поднялся до уровня национальной проблемы, а в Германии работа за дисплеями входит в список 40 наиболее вредных и опасных профессий.

Работа с персональным компьютером — это воспроизведение визуальной информации на дисплее, которая должна быстро и точно восприниматься пользователем.

Основным фактором, влияющим на людей, работающих с ПЭВМ и ВДТ, являются комфортные и безопасные .

Условия труда пользователя, работающего с персональным компьютером, определяются:
  • особенностями организации рабочего места;
  • условиями производственной среды (освещением, микроклиматом, шумом, электромагнитными и электростатическими полями, визуальными эргономическими параметрами дисплея и т. д.);
  • характеристиками информационного взаимодействия человека и персональных электронно-вычислительных машин.
При выполнении работ на персональном компьютере (ПК) согласно ГОСТу 12.0.003-74 “ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация” могут иметь место следующие факторы:
  • повышенная температура поверхностей ПК;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • выделение в воздух рабочей зоны ряда химических веществ;
  • повышенная или пониженная влажность воздуха;
  • повышенный или пониженный уровень отрицательных и положительных аэроионов;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание;
  • повышенный уровень статического электричества;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • повышенная напряженность электрического поля;
  • отсутствие или недостаток естественного света;
  • недостаточная искусственная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная яркость света;
  • повышенная контрастность;
  • прямая и отраженная блесткость;
  • зрительное напряжение;
  • монотонность трудового процесса;
  • нервно-эмоциональные перегрузки.

Работа на ПК сопровождается постоянным и значительным напряжением функций зрительного анализатора . Одной из основных особенностей является иной принцип чтения информации, чем при обычном чтении. При обычном чтении текст на бумаге, расположенный горизонтально на столе, считывается работником с наклоненной головой при падении светового потока на текст. При работе на ПК оператор считывает текст, почти не наклоняя голову, глаза смотрят прямо или почти прямо вперед, текст (источник — люминесцирующее вещество экрана) формируется по другую сторону экрана, поэтому пользователь не считывает отраженный текст, а смотрит непосредственно на источник света, что вынуждает глаза и орган зрения в целом работать в несвойственном ему стрессовом режиме длительное время.

Расстройство органов зрения резко увеличивается при работе более четырех часов в день . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела понятие “компьютерный зрительный синдром” (КЗС), типовыми симптомами которого являются жжение в глазах, покраснение век и коньюнктивы, чувство инородного тела или песка под веками, боли в области глазниц и лба, затуманивание зрения, замедленная перефокусировка с ближних объектов на дальние.

Нервно-эмоциональное напряжение при работе на ПК возникает вследствие дефицита времени, большого объема и плотности информации, особенностей диалогового режима общения человека и ПК, ответственности за безошибочность информации. Продолжительная работа на дисплее, особенно в диалоговом режиме, может привести к нервно-эмоциональному перенапряжению, нарушению сна, ухудшению состояния, снижению концентрации внимания и работоспособности, хронической головной боли, повышенной возбудимости нервной системы, депрессии.

Кроме того, при повышенных нервно-психических нагрузках в сочетании с другими вредными факторами происходит “выброс” из организма витаминов и минеральных веществ. При работе в условиях повышенных нервно-эмоциональных и физических нагрузок гиповитаминоз, недостаток микроэлементов и минеральных веществ (особенно железа, магния, селена) ускоряет и обостряет восприимчивость к воздействию вредных факторов окружающей и производственной среды, нарушает обмен веществ, ведет к изнашиванию и старению организма . Поэтому при постоянной работе на ПК для повышения работоспособности и сохранения здоровья к мерам безопасности относится защита организма с помощью витаминно-минеральных комплексов, которые рекомендуется применять всем, даже практически здоровым пользователям ПК.

Повышенные статические и динамические нагрузки у пользователей ПК приводят к жалобам на боли в спине, шейном отделе позвоночника и руках . Из всех недомоганий, обусловленных работой на компьютерах, чаще встречаются те, которые связаны с использованием клавиатуры. В период выполнения операций ввода данных количество мелких стереотипных движений кистей и пальцев рук за смену может превысить 60 тыс., что в соответствии с гигиенической классификацией труда относится к категории вредных и опасных. Поскольку каждое нажатие на клавишу сопряжено с сокращением мышц, сухожилия непрерывно скользят вдоль костей и соприкасаются с тканями, вследствие чего могут развиться болезненные воспалительные процессы. Воспалительные процессы тканей сухожилий (тендениты) получили общее название “травма повторяющихся нагрузок”.

Большинство работающих рано или поздно начинают предъявлять жалобы на боли в шее и спине. Эти недомогания накапливаются постепенно и получили название “синдром длительных статических нагрузок” (СДСН).

Другой причиной возникновения СДСН может быть длительное пребывание в положении “сидя”, которое приводит к сильному перенапряжению мышц спины и ног, в результате чего возникают боли и неприятные ощущения в нижней части спины. Основной причиной перенапряжения мышц спины и ног являются нерациональная высота рабочей поверхности стола и сидения, отсутствие опорной спинки и подлокотников, неудобное размещение монитора, клавиатуры и документов, отсутствие подставки для ног.

Для существенного уменьшения боли и неприятных ощущений, возникающих у пользователей ПК, необходимы частые перерывы в работе и эргономические усовершенствования, в том числе оборудование рабочего места так, чтобы исключать неудобные позы и длительные напряжения.

К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении. Немаловажную роль играют эргономические параметры расположения экрана монитора (дисплея), состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.

С 30 июня 2003 г. введены новые Санитарно-эпидемиологичес-кие правила СанПиН 2.2.2/2.4. 1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”. Требования Санитарных правил распространяются на вычислительные электронные цифровые машины персональные и портативные; периферические устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатуру, модемы внешние); устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы — ВДТ) всех типов, условия и организацию работы с ПЭВМ и направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. Рабочие места с использованием ПЭВМ и помещения для их эксплуатации должны соответствовать требованиям Санитарных правил.

Физически вредные и опасные факторы

К физическим вредным и опасным факторам относятся: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения; повышенный уровень статического электричества и запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных аэронов и пониженное содержание отрицательных аэройонов в воздухе рабочей зоны; повышенный уровень блескости и ослепленности; неравномерность распределения яркости в поле зрения; повышенная яркость светового изображения; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Химически вредные и опасные факторы

Химические вредные и опасные факторы следующие: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола и формальдегида.

Психофизические вредные и опасные факторы

Психофизиологические вредные и опасные факторы: напряжение зрения и внимания; интеллектуальные, эмоциональные и длительные статические нагрузки; монотонность труда; большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени; нерациональная организация рабочего места.

Типичными ощущениями, которые испытывают к концу рабочего дня операторы ПЭВМ, являются: переутомление глаз, головная боль, тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины, снижение концентрации внимания.

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром». Одной из причин служит то, что сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (печатные тексты, рисунки и т.п.), а не для работы за дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения — оно светится, мерцает, состоит из дискретных точек, а цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам. Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. Зрительное утомление проявляется жалобами на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и с дальних на ближние, кажущиеся изменения окраски предметов, их двоение, чувство жжения, «песка» в глазах, покраснение век, боли при движении глаз.

Длительная и интенсивная работа на компьютере может стать источником тяжелых профессиональных заболеваний, таких, как травма повторяющихся нагрузок (ТПН), представляющая собой постепенно накапливающиеся недомогания, переходящие в заболевания нервов, мышц и сухожилий руки.

К профессиональным заболеваниям, связанным с ТПН, относятся:
  • тендовагинит — воспаление сухожилий кисти, запястья, плеча;
  • тендосиновит — воспаление синовиальной оболочки сухожильного основания кисти и запястья;
  • синдром запястного канала (СЗК) - вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Накапливающаяся травма вызывает образование продуктов распада в области запястного канала, в результате чего вначале возникает отек, а затем СЗК.

Появляются жалобы на жгучую боль и покалывание в запястье, ладони, а также пальцах, кроме мизинца. Наблюдается болезненность и онемение, ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца.

Эти заболевания обычно наступают в результате непрерывной работы на неправильно организованном рабочем месте.

Механизм нарушений, происходящих в организме под влиянием электромагнитных полей, обусловлен их специфическим (нетепловым) и тепловым действием.

Специфическое воздействие ЭМП отражает биохимические изменения, происходящие в клетках и тканях. Наиболее чувствительными являются центральная и сердечно-сосудистая системы. Возможны отклонения со стороны эндокринной системы.

В начальном периоде воздействия может повышаться возбудимость нервной системы, проявляющаяся раздражительностью, нарушением сна, эмоциональной неустойчивостью. В последующем развиваются астенические состояния, т.е. физическая и нервно-психическая слабость. Поэтому для хронического воздействия ЭМП характерны: головная боль, утомляемость, ухудшение самочувствия, гипотония (снижение артериального давления), брадикардия (урежение пульса), боли в сердце. Указанные симптомы могут быть выражены в разной степени.

Тепловое воздействие ЭМП характеризуется повышением температуры тела, локальным избирательным нагревом клеток, тканей и органов вследствие перехода ЭМП в тепловую энергию. Интенсивность нагрева зависит от количества поглощенной энергии и скорости оттока тепла от облучаемых участков тела. Отток тепла затруднен в органах и тканях с плохим кровоснабжением. К ним в первую очередь относится хрусталик глаза, вследствие чего возможно развитие катаракты. Тепловому воздействию ЭМП подвергаются также паренхиматозные органы (печень, поджелудочная железа) и полые органы, содержащие жидкость (мочевой пузырь, желудок). Нагревание их может вызвать обострение хронических заболеваний.


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Кафедра БП и ПЭ

Реферат на тему:

«Безопасность работы за компьютером»

Выполнила:

студентка гр. МС-407

Баянова Р.Ф.

Проверил:

Мамлеев Р.З.

Введение 3

Зрительная работа за компьютером и ее последствия. 4

Компьютер как источник опасности для здоровья 6

Возможные последствия неправильной работы 11

Влияние на осанку. 11

Правильная осанка 11

Неправильная осанка. 12

Голова выдвинута вперед: 12

Сутулость 12

Неподвижное положение 13

Мышцы, поддерживающие положение тела (осанку) 13

Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером. 14

1.Эргономичное аппаратное оборудование 14

2.Устройства ввода информации 15

3.Эргономичная организация рабочего места 15

Рабочее пространство. 15

Работа с клавиатурой. 16

Расположение монитора. 16

Внутренний объем. 17

Положение за компьютером 17

Обеспечение электробезопасности 18

Требования к освещению помещений и рабочих мест с ПЭВМ 19

Противопожарная защита 20

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта "пандемия" неостановима... Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – экологическая. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей. Некоторые бойкие авторы даже грозят вымиранием человечеству, сидящему за дисплеями. А ведь компьютерами сегодня пользуются не только профессионалы, но и простые пользователи. Главное – дети! Учащиеся, подростки, студенты обучаются в дисплейных классах, имеющихся практически во всех учебных заведениях. Светятся дома дисплеи ПК (или, если угодно, PC), сверкают экраны игровых автоматов в подвалах и в фойе кинотеатров!

Страшно это или нет? Если страшно, то почему, и как совместить эту данность с безопасностью пользователей? Необходимо объективно оценивать эти проблемы, ибо для борьбы с любой опасностью, прежде всего надо знать, что она собой представляет! У экологической проблемы компьютеризации две составляющие.

    Первая определяется особенностями зрительной работы человека за компьютером и свойствами зрения.

    Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации.

Эти составляющие – "человеческая" и "техническая" – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки, основная цель которой создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека. Эргономика изучает трудовую деятельность в комплексе, в ней объединяются научные дисциплины, развивавшиеся прежде независимо друг от друга.

Зрительная работа за компьютером и ее последствия.

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome ). Причин его возникновения несколько. И, прежде всего – сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам, (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). На рис. 1 показан вид символов, воспроизводимых на экране дисплея, при различном числе строк и элементов на знак.

Принципы формирования символов на дисплее:

А- при различном числе строк на символ;
Б - при различном числе элементов матрицы знака

Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по- разному освещенные.
В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век. Однако у взрослых людей после прекращения работы и периода отдыха эти субъективные явления рано или поздно, как правило, проходят. По мнению офтальмологов, работа на компьютере взрослых при соблюдении "компьютерной гигиены" не приводит неизбежно к тяжелым глазным заболеваниям.
К сожалению, у детей это не так. Работа за дисплеем ребенка может вызывать необратимые последствия для глаз. Оптический аппарат в подростковом и молодом возрасте еще продолжает формироваться. И при длительной работе с дисплеями часто возникает и быстро прогрессирует приобретенная близорукость (по мнению экспертов ВОЗ, со скоростью до 1,0 диоптрии в год). Неблагоприятное влияние компьютерной работы на состояние зрительного анализатора у школьников 1-3-х классов отмечено в 45,4±3,0% исследований, экспертные опросы позволяют утверждать, что в дни работы на ПК 55-85% старших школьников жалуются на усталость глаз. Зрительная и нервно-психическая нагрузка от работы детей за компьютером, помимо нарушения зрения, может приводить к спазмам мускулатуры лица, головным болям, получившим название "синдром видеоигровой эпилепсии".
Важное замечание: экран современного телевизора также не естественен для зрительной системы человека! Но в телевизоре мы рассматриваем изображение в целом и издалека – нам важен сюжет, общий план, динамика событий и нет необходимости напрягать зрительную систему, чтобы разглядеть сережки у певицы или рисунок галстука ведущего телевизионных новостей. Другое дело изображение на дисплее, с которым мы работаем, вводим или читаем текст, таблицы, рисуем графики или изучаем детали чертежа. В этом смысле игры на компьютере ближе к работе на дисплее, чем к просмотру телепередач: и расстояние наблюдения меньше, и детали изображения в компьютерной игре важны, так что следует помнить о необходимости обеспечения эргономической безопасности и игровых автоматов, и игровых приставок к телевизорам.

Все эти зрительные аспекты экологической проблемы компьютеризации сегодня изучаются в рамках нового направления науки – офтальмоэргономики, поскольку зрительный дискомфорт в той или иной степени может проявляться при использовании не только ЭЛТ, но и перспективных жидкокристаллических, газоразрядных и электролюминесцентных экранов.

Компьютер как источник опасности для здоровья

Эргономическая безопасность компьютера оценивается по двум перечням требований: к визуальным параметрам дисплеев (с учетом светового климата рабочего места) и к эмиссионным параметрам – излучениям дисплеев и ПК.

Требования к визуальным параметрам должны гарантировать комфортность работы пользователя, т. е. минимальное зрительное утомление при заданной точности, скорости и надежности восприятия информации. Именно из-за особенностей зрительного восприятия визуальные требования разделены на две группы.

В первую выделены четыре параметра:

  • освещенность,

    угловой размер знака

    угол наблюдения

нормирование, которых в целях обеспечения эргономической безопасности компьютера взаимозависимо.

Параметры же второй группы

    неравномерность яркости

    мелькания

    дрожание

    геометрические и нелинейные искажения и т. д.

(их всего более 20 параметров) независимы, и каждый их них может быть отдельно измерен.

Для человека при общей оценке изображения важны одновременно все четыре основных визуальных параметра первой группы. Поэтому эргономическая безопасность дисплеев может быть обеспечена только при сочетаниях их значений в определенных диапазонах – оптимальном (комфортность зрительной работы максимальна) и допустимом (комфортность не ниже нормы). Только так может быть минимизирована зрительная нагрузка.

В реальных условиях границы диапазонов придется корректировать в зависимости от соотношения спектров свечения экрана и внешней освещенности, от воспроизводимых дисплеем цветов знака и фона (некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу). Проявляется различие в качестве восприятия информации, а следовательно, в значениях границ диапазонов, при работе с темными знаками на светлом фоне (прямой контраст) и со светлыми знаками на темном фоне (обратный контраст), которые требуют разных световых условий на рабочем месте.
Комфортность и безопасность зрительной работы с дисплеем в значительной степени зависит от контрастности изображения, т. е. отношения его яркости к яркости фона. Фоновая яркость образуется из-за диффузного отражения внешнего светового потока от люминофора трубки и за счет зеркального отражения от стекла экрана. В некоторых новых ЭЛТ для уменьшения отраженного диффузного светового потока наносят черное покрытие между зернами цветных люминофоров, а также применяют темное стекло с коэффициентом пропускания, существенно меньшим 100%. В этом случае внешний световой поток, как показано на рис. 2, проходя через стекло с коэффициентом пропускания, например, 0,5, будет поглощаться дважды, и ослабится в 4 раза, а собственное излучение ЭЛТ – только в 2 раза, и контрастность изображения возрастет.

Зеркальные отражения поверхностью экрана ЭЛТ источников света, окон, блестящих корпусов и деталей аппаратуры образуют блики, создающие дополнительную нагрузку на зрение. Иногда яркие блики могут полностью замаскировать участки изображения на дисплее. Мешают работе, отвлекают и раздражают отражения в экране светлых стен, одежды, да и собственного лица.

Уменьшение величины зеркального отражения экрана дисплея – одно из важных требований эргономической безопасности, поэтому некоторые новые ЭЛТ имеют специальные антибликовые покрытия.
Весьма вредным для зрения свойством, характерным для большинства используемых сегодня в России дисплеев, является мелькание изображения из-за низкой частоты обновления информации на экране (кадровой развертки). Уменьшить заметность мельканий, одновременно с повышением контрастности, позволяют ЭЛТ с поглощающими световой поток стеклами, используемые в новых поколениях дисплеев, которые, кроме того, обеспечивают достаточно высокую частоту кадров.
Естественно, чтобы дисплей не являлся источником опасности, все остальные визуальные параметры должны соответствовать современным требованиям. Но главное – необходим комплексный подход к эргономической безопасности по визуальным параметрам, учитывающий как особенности зрения, так и технические параметры аппаратуры.


Рис. 4. Рекомендуемое расположение рабочих мест в дисплейном классе

Требования к эмиссионным параметрам дисплеев и ПК являются несомненно важными, так как, по данным российских и зарубежных специалистов, для здоровья человека могут быть опасными поля и излучения компьютеров, прежде всего электростатическое и переменные электромагнитные поля.
Электростатический потенциал образуется из-за высокого ускоряющего напряжения ЭЛТ. На положительно заряженную поверхность экрана трубки стекают отрицательные ионы из пространства между пользователем и дисплеем. В результате в этой зоне повышается концентрация положительных ионов и положительно заряженных частичек пыли и дыма. Можно однозначно утверждать, что при продолжительной работе это вызывает заболевания дыхательных путей и кожных покровов лица и рук (дерматит).
Источниками переменных электрического и магнитного полей в ПК являются как собственно дисплей, так и другие блоки и элементы схемы (рис. 3).


Рис. 3. Источники полей персональных компьютеров

Переменные поля имеют место не только в компьютерах с дисплеями на ЭЛТ, но и в портативных компьютерах с жидкокристаллическими экранами. Неравномерность и сложная форма распределения переменных электромагнитных полей в ряде случаев может представлять большую опасность облучения для соседей по рабочему помещению, нежели для пользователя данного ПК. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе размещения компьютеров в рабочих помещениях.

Рис. 5. Распределение электрического переменного и электростатического полей персонального компьютера:
А - в диапазоне частот 5 Гц - 2 кГц;
Б - в диапазоне частот 2 - 400 кГц;
В - электростатическое поле.

По мнению многих специалистов, низкочастотные переменные электромагнитные поля при продолжительном облучении сидящих у ПК людей также могут вызывать или интенсифицировать у них нарушения различных физиологических процессов. Сегодня не установлены конкретные количественные связи между уровнями, диапазонами частот переменных полей ПК и теми или иными заболеваниями, но опасения гигиенистов кажутся достаточно убедительными.
По отечественным и зарубежным данным, в современных дисплеях рентгеновское и ультрафиолетовое излучения находятся на уровне естественного фона. Но, имея в виду тенденцию к увеличению размеров экранов ЭЛТ и, следовательно, к повышению анодного напряжения, необходимо упомянуть и эти излучения.

Возможные последствия неправильной работы

Микротравма - это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок. Большинство нарушений в организме происходит из-за накапливающихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как перелом руки или ноги (макротравма ). Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько месяцев сидения в неправильной позе или повторяющихся движений. Боль может ощущаться по-разному: в виде жжения, колющей или стреляющей боли, покалывания.

Влияние на осанку.

Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной.

Правильная осанка

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед.

Неправильная осанка.

Сгорбленное положение:

    Увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник.

    Заставляет жидкое содержимое межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника оттекать назад

    Приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку.

Сгорбленное положение может приводить к различным заболеваниям.

Голова выдвинута вперед:

Такая осанка часто возникает по следующим причинам:

    глядя на экран монитора, пользователь напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед;

    сидя в такой позе, приходится откидывать голову назад, чтобы разглядеть объект, расположенный прямо перед вами. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника;

вытягивание головы вперед вызывает напряжение мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи, т.е. кровоснабжение головы и отток крови от нее. Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут привести к нарушениям (головные боли, боль в шее, боль в руках и кистях).

Сутулость

Линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей. Сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию:

    синдрома запястного канала

    синдрома ущемления плеча.

Синдром запястного канала (СЗК ) по существу представляет собой травму запястья. Чтобы понять его сущность, необходимо разобраться в физиологии. Запястье - это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони). Через запястный канал проходят срединный нерв и 9 сухожилий мышц кисти. Срединный нерв обеспечивает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв иннервирует мышцы, обеспечивающие движения большого, указательного и среднего пальцев.

Патологическое состояние, называемое синдромом запястного канала (СЗК), вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Оно возникает при распухании срединного нерва и/или сухожилий кисти. Чаще всего СЗК - это результат многочасового сидения за компьютером с неправильной осанкой.

Накапливающаяся травма вызывает накопление продуктов распада в области запястного канала. Если пользователь не делает регулярных перерывов и не выполняет простые упражнения для кисти, продукты распада вызывают распухание, а затем и развитие СЗК.

Симптомы СЗК:

    Жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва (запястье, ладонь, а также пальцы, кроме мизинца).

    Ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца.

    Болезненность и онемение, заставляющие просыпаться.

    Неловкость и слабость пораженной ладони.

Неподвижное положение

Длительное пребывание в одной и той же позе заставляет мышцы работать непрерывно без отдыха. Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо адекватное кровоснабжение. Даже незначительное изменение положения тела каждые полчаса смещает нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать и запасаться топливом (питательными веществами).

Мышцы, поддерживающие положение тела (осанку)

Мышцы спины, шеи и живота поддерживают вертикальное положение тела. Они должны получать кровоснабжение, достаточное для того, чтобы обеспечивать вертикальное положение головы и прямую спину в течение дня. Сильные мышцы помогают сохранять правильную осанку в течение более длительных периодов времени и повышают продуктивность работы.

Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером.

1.Эргономичное аппаратное оборудование

Чтобы работа была комфортной и безопасной необходимо позаботиться об аппаратном оборудовании компьютера. Как правило, набольший вред здоровью пользователя компьютера наносят устройства ввода-вывода: монитор, клавиатура, мышь.

В наше время, когда проблемы безопасности работы за компьютером стоят как нельзя остро, появляется множество различных стандартов на экологическую безопасность оборудования персонального компьютера. Современный монитор должен соответствовать, по крайней мере, трем общепринятым стандартам безопасности и эргономике:

    FCC Class B - этот стандарт разработан канадской федеральной комиссией по коммуникациям для обеспечения приемлемой защиты окружающей среды от влияния радиопомех в замкнутом пространстве. Оборудование, соответствующее требованиям FCC Class B , не должно мешать работе теле- и радио аппаратуры.

    M PR - II - этот стандарт был выпущен Шведским национальным департаментом. M PR - II налагает ограничения на излучения от компьютерных мониторов и промышленной техники, используемой в офисе .

    TCO ’95 (а также современный TCO ’99 ) - рекомендация, разработанная Шведской конференцией профсоюзов и Национальным советом индустриального и технического развития Швеции (NUTEK ) , регламентирует взаимодействие с окружающей средой . Она требует уменьшения электрического и магнитного полей до технически возможного уровня с целью защиты пользователя. Для того чтобы получить сертификат TCO ’95 (TCO ’99 ) , монитор должен отвечать стандартам низкого излучения (L ow Radiation ), т.е. иметь низкий уровень электромагнитного поля, обеспечивать автоматическое снижение энергопотребления при долгом не использовании, отвечать европейским стандартам пожарной и электрической безопасности

    EPA Energy Star VESA DPMS - согласно этому стандарту монитор должен поддерживать три энергосберегающих режима - ожидание (s tand - by ), приостановку ( suspend ) и сон (o ff ) . Такой монитор при долгом простое компьютера переводится в соответствующий режим, с низким энергопотреблением.

Необходимо также чтобы монитор имел возможность регулировки параметров изображения (яркость, контраст и т.д.). Рекомендуется, чтобы при работе с компьютером частота вертикальной развертки монитора была не ниже 75Гц (при этом пользователь перестает замечать мерцание изображения, которое ведет к быстрому уставанию глаз).

В настоящее время многие фирмы производители мониторов начали массовый выпуск так называемых плоскопанельных мониторов (LCD ) , которые лишены многих экологических недостатков, присущих мониторам с электронно-лучевой трубкой: электромагнитное излучение, магнитное поле, мерцание и т.д.

2.Устройства ввода информации

В отличие от мониторов для компьютерных устройств ввода (клавиатура и мышь) в настоящее время не имеется общепринятых и широко распространенных стандартов. В тоже время многие производители данного оборудования рекламируя свою продукцию, описывают различные конструктивные решения, повышающие эргономичность ее использования: клавиатура с возможностью регулирования расположение клавиш, мышь с формой, уменьшающей усталость кисти при длительной работе. Хотя некоторые из них стоит рассматривать только как броскую рекламу, многие модели действительно являются своеобразным технологическим скачком вперед с точки зрения безопасности работы за компьютером.

3.Эргономичная организация рабочего места

Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

  • Работа с клавиатурой.

Н

Правильная работа с клавиатурой

Неправильная работа с клавиатурой

Еправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу. Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола. Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

  • Расположение монитора.

Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки. Но при этом, что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Значимым фактором является под пространство столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

  • Кресло

Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

  • Положение за компьютером

Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

    Поставьте ступни плоско на пол или на подножку.

    Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

    Руки должны удобно располагаться по сторонам.

    Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

    Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

    Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

    Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

Обеспечение электробезопасности

Электрический ток представляет собой скрытый тип опасности, т.к. его трудно определить в токо - и нетоковедущих частях оборудования, которые являются хорошими проводниками электричества. Смертельно опасным для жизни человека считают ток, величина которого превышает 0,05А, ток менее 0,05А – безопасен (до 1000 В). С целью предупреждения поражений электрическим током к работе должны допускаться только лица, хорошо изучившие основные правила по технике безопасности.

В соответствии с правилами электробезопасности в служебном помещении должен осуществляться постоянный контроль состояния электропроводки, предохранительных щитов, шнуров, с помощью которых включаются в электросеть компьютеры, осветительные приборы, другие электроприборы.

Электрические установки, к которым относится практически все оборудование ЭВМ, представляют для человека большую потенциальную опасность, так как в процессе эксплуатации или проведении профилактических работ человек может коснуться частей, находящихся под напряжением. Специфическая опасность электроустановок – токоведущие проводники, корпуса стоек ЭВМ и прочего оборудования, оказавшегося под напряжением в результате повреждения (пробоя) изоляции, не подают каких-либо сигналов, которые предупреждают человека об опасности. Реакция человека на электрический ток возникает лишь при протекании последнего через тело человека. Исключительно важное значение для предотвращения электротравматизма имеет правильная организация обслуживания действующих электроустановок ВЦ, проведения ремонтных, монтажных и профилактических работ.

В вычислительных центрах разрядные токи статического электричества чаще всего возникают при прикосновении к любому из элементов ЭВМ. Такие разряды опасности для человека не представляют, но кроме неприятных ощущений они могут привести к выходу из строя ЭВМ. Для снижения величины возникающих зарядов статического электричества в ВЦ покрытие технологических полов следует выполнять из однослойного поливинилхлоридного антистатического линолеума. Другим методом защиты является нейтрализация заряда статического электричества ионизированным газом. В промышленности широко применяются радиоактивные нейтрализаторы. К общим мерам защиты от статического электричества в ВЦ можно отнести общие и местное увлажнение воздуха.

Требования к освещению помещений и рабочих мест с ПЭВМ

Данные требования описаны в санитарных нормах и правилах (СанПиН). Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПЭВМ осуществляется системой общего равномерного освещения.

В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, разрешено применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк, также допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов, но с таким условием, чтобы оно не создавало бликов на поверхности экрана и не увеличивало освещенность экрана более чем на 300 лк.

В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом, ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

Противопожарная защита

Пожарная безопасность – состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты. Во всех служебных помещениях обязательно должен быть «План эвакуации людей при пожаре», регламентирующий действия персонала в случае возникновения очага возгорания и указывающий места расположения пожарной техники.

Противопожарная защита – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.

В современных ЭВМ очень высокая плотность размещения элементов электронных схем. В непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, кабели. При протекании по ним электрического тока выделяется значительное количество теплоты. При этом возможно оплавление изоляции. Для отвода избыточной теплоты от ЭВМ служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При постоянном действии эти системы представляют собой дополнительную пожарную опасность.

Заключение

Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще, по крайней мере, в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. В подобной гонке, где нет ничего постоянного, сложно давать рекомендации, принимать какие-либо долговечные решения, а тем более устанавливать стандарты. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, все чаще будут вставать новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей работающих с компьютерами.

Список литературы

    Материалы Ergonomic Design ™,

http://www.ergonomic.ru

    Литвак, И., "Эргономика - заботливая наука" http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm

http://www.osp.ru/school/1999/5/16.htm

    Уилсон Р. Человек за компьютером. Мир ПК, № 1-1991.

    СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам (ВДТ). Персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы. М.: Информационно-издательский центр Госкомэпиднадзора России, 1996.

    Сейдлер, Д. (Seidler, D.), Бономо П., (Bonomo P.), "Руководство по эргономике",

Компьютерная техника в настоящее время используется практически во всех организациях. Применение работниками данного оборудования способно оказывать негативное влияние на их здоровье и даже привести к чрезвычайным ситуациям и несчастным случаям на производстве. Для того, чтобы этого избежать, работники должны соблюдать технику безопасности при работе с компьютером.

Негативные факторы при работе за компьютером

Работник, использующий в своей трудовой деятельности компьютер, может испытывать на себе влияние следующих негативных факторов:

  • электромагнитное и инфракрасное излучения;
  • шум работающего компьютера (или нескольких компьютеров);
  • риск поражения электрическим током в случае замыкания;
  • возможность возникновения возгорания.

Правила работы за компьютером

Обязывает работодателя разработать и утвердить инструкции по охране труда и обеспечить ознакомление с ними работников. Таким образом, в организации может быть утвержден специальный документ, предусматривающий правила выполнения трудовых операций с компьютерной техникой, который может называться, например, инструкцией по технике безопасности при работе за компьютером. Отдельные положения по данному вопросу могут содержаться в инструкции по охране труда для офисных работников.

В некоторых отраслях хозяйственной деятельности утверждаются типовые инструкции по охране труда. Например, Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 N 162 утверждена Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01.

Рассмотрим правила безопасности по каждому этапу работы с компьютером.

1. До начала работы: проверить исправность электропроводки, розеток и вилок компьютера, заземление ПК.

2. Во время работы:

  • необходимо аккуратно обращаться с проводами;
  • запрещается работать с неисправным компьютером;
  • нельзя заниматься очисткой компьютера, когда он находится под напряжением;
  • недопустимо самостоятельно проводить ремонт оборудования при отсутствии специальных навыков;
  • нельзя располагать рядом с компьютером жидкости, а также работать с мокрыми руками;
  • нельзя в процессе работы с ПК прикасаться к другим металлическим конструкциям (например, батареям);
  • не допускается курение и употребление пищи в непосредственной близости с ПК и др.

3. В аварийных ситуациях:

  • при любых неполадках необходимо сразу отсоединить ПК от сети;
  • в случае обнаружения оголенного провода незамедлительно оповестить всех работников и исключить контакт с проводом;
  • в случае возникновения пожара принять меры по его тушению с использованием огнетушителей (работники должны знать, где они находятся);
  • в случае поражения человека током оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.

4. По окончании работы:

  • выключить компьютер;
  • желательно провести влажную уборку рабочего места;
  • отключить электропитание.

Организация рабочего места

Постоянная работа за компьютером вызывает отклонения в здоровье работника, в частности:

  • нагрузка на зрение приводит к его ухудшению, покраснениям глаз, возникновению «синдрома сухого глаза»;
  • несоблюдение нормативов организации рабочего места может привести к искривлению позвоночника, заболеваниям суставов и болям различного характера;
  • длительная концентрация внимания на экране вызывает переутомление.

Порядок организации работы с компьютером определяется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , введенными в действие с 30.06.2003.

Приведем некоторые требования, предъявляемые СанПиН к рабочему месту пользователя ПК:

  • расстояние от монитора до глаз должно составлять от 600 до 700 мм, но не меньше 500;
  • стул работника должен быть регулируемым по высоте и обеспечивать возможность поворота и изменения позы во время работы;
  • высота стола - от 680 до 800 мм;
  • поверхность стола должна позволять оптимально разместить на ней все необходимое для работы и др.

Перерывы в работе за компьютером

С целью избежать переутомления работника СанПиН рекомендуют делать перерывы длительностью от 10 до 15 минут после 45 — 60 минут работы. Во время перерыва работнику следует выполнять гимнастику для глаз и физические упражнения, предусмотренные приложениями 8 - 10 к СанПиН.

Соблюдение правил работы за компьютером позволит снизить негативное воздействие компьютера на здоровье работника. Однако чаще всего именно работники пренебрегают данными правилами, и задача работодателя в данном случае - постоянно доводить до сведения своих сотрудников информацию о последствиях несоблюдения вышеизложенных требований и своими распоряжениями организовывать обязательные перерывы в работе.

Невозможно представить современную медицинскую организацию без компьютеров. Медицинский и административно-хозяйственный персонал проводит за мониторами все большую часть своего рабочего времени, поэтому правильная организация работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) и видеодисплеями является важнейшей обязанностью руководителей учреждений здравоохранения и специалистов по охране труда.

Развитие современных технологий приводит к тому, что компьютер становится все более и более безопасным для человека. В первую очередь это касается их мониторов. В настоящее время негативное влияние на здоровье при работе на ПЭВМ связано не столько с "вредностью" компьютера как такового, а с незнанием правил работы с ним и неправильной организацией рабочего места.

Условия труда работающих за компьютером должны соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее по тексту – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Указанный документ содержит требования к:

ПЭВМ и помещениям для работы с ними, микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе, уровням шума и вибрации, освещению, уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

Организации рабочих мест пользователей ПЭВМ;

Организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.

Действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 также распространяется на видеодисплейные терминалы всех типов медицинского и иного оборудования.

К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте.

В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

При эксплуатации персонального компьютера на работника могут воздействовать следующие вредные производственные факторы:

Повышенный уровень электромагнитных излучений;

Повышенный уровень статического электричества;

Пониженная ионизация воздуха;

Статические физические перегрузки;

Перенапряжение зрительных анализаторов.

Компьютер относится к электрооборудованию, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать требования электробезопасности. В соответствии с действующими правилами работающим на ПЭВМ должна быть присвоена в установленном порядке первая группа по электробезопасности.

Наиболее распространенными последствиями длительной работы за компьютером являются головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение зрения, боли различной интенсивности в позвоночнике, плечевом, локтевом суставах и суставах кисти. Сидящая работа сама по себе провоцирует развитие и осложнения остеохондроза. Использование «мышки» и неудобная поза может привести к хроническому спазму (повышенной напряженности) мышц руки, невралгии, плекситу, обострению шейного и грудного радикулита и ряду других неврологических заболеваний.

Профилактика указанных осложнений основана на строгом соблюдении требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и включает в себя научную организацию рабочего места, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение правильной рабочей позы, выполнение комплекса упражнений для глаз и комплексов упражнений физкультурных минуток и пауз.

Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ

1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 м.

2. Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

3. Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 – 2,0 м.

4. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 – 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 – 0,7.

6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Врезка 1

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. Повторить 3 – 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010).



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: