Встроенные функции javascript. Создание функций в JavaScript

Функция - это программный код, который определяется один раз и затем может вызываться на выполнение любое количество раз.

В JavaScript функция является значением, поэтому её можно присваивать переменным, элементам массива, свойствам объектов, передавать в качестве аргумента функциям и возвращать в качестве значения из функций.

Объявление и вызов функции

Существует три способа объявления функции: Function Declaration, Function Expression и Named Function Expression.

Function Declaration (сокращённо FD) – это "классическое" объявление функции. В JavaScript функции объявляются с помощью литерала функции. Синтаксис объявления FD:

Литерал функции состоит из следующих четырёх частей:

  • Ключевое слово function .
  • Обязательный идентификатор, определяющий имя функции. В качестве имени функции обычно выбирают глагол, т. к. функция выполняет действие.
  • Пара круглых скобок вокруг списка из нуля или более идентификаторов, разделяемых запятыми. Данные идентификаторы называются параметрами функции.
  • Тело функции, состоящее из пары фигурных скобок, внутри которых располагаются инструкции. Тело функции может быть пустым, но фигурные скобки должны быть указаны всегда.
  • Простой пример:

    Function sayHi() { alert("Hello"); }

    Встречая ключевое слово function интерпретатор создаёт функцию и затем присваивает ссылку на неё переменной с именем sayHi (переменная с данным именем создаётся интерпретатором автоматически).

    Обратившись к переменной sayHi можно увидеть, что в качестве значения там находится функция (на самом деле ссылка на неё):

    Alert(sayHi); // function sayHi() { alert("Hello"); }

    Function Expression (сокращённо FE) – это объявление функции, которое является частью какого-либо выражения (например присваивания). Синтаксис объявления FE:

    Function (параметры) { инструкции }

    Простой пример:

    Var sayHi = function () { alert("Hello"); };

    Функцию FE иначе ещё называют "анонимной функцией ".

    Named Function Expression (сокращённо NFE) – это объявление функции, которое является частью какого-либо выражения (например присваивания). Синтаксис объявления NFE:

    Function идентификатор (параметры) { инструкции }

    Простой пример:

    Var sayHi = function foo() { alert("Hello"); };

    Объявления FE и NFE обрабатываются интерпретатором точно так же, как и объявление FD: интерпретатор создаёт функцию и сохраняет ссылку на неё в переменной sayHi.

    Программный код, расположенный в теле функции, выполняется не в момент объявления функции, а в момент её вызова. Для вызова функции используется оператор () (вызов функции):

    Function sayHi() { alert("Hello"); } var sayHi2 = function () { alert("Hello2"); }; var sayHi3 = function foo() { alert("Hello3"); }; sayHi(); // "Hello" sayHi2(); // "Hello2" sayHi3(); // "Hello3"

    Разница между представленными тремя объявлениями заключается в том, что функции, объявленные как FD, создаются интерпретатором до начала выполнения кода (на этапе анализа), поэтому их можно вызывать (в той области видимости где они объявлены) до объявления:

    // Вызов функции до её объявления в коде верхнего уровня foo(); function foo() { alert("Вызов функции foo() в глобальной области видимости."); // Вызов функции до её объявления в области видимости функции bar(); function bar() { alert("Вызов функции bar() в области видимости функции."); } }

    Функции, объявленные как FE или NFE, создаются в процессе выполнения кода, поэтому их можно вызывать только после того как они объявлены:

    // sayHi(); // Ошибка. Функция sayHi ещё не существует var sayHi = function () { alert("Hello!"); }; sayHi();

    Функции, объявленные внутри блока, находятся в блочной области видимости:

    // foo(); // Ошибка. Функция не объявлена. { foo(); // 1 function foo() { console.log(1); } } foo(); // Ошибка. Функция не объявлена.

    В отличие от FE, функция, объявленная как NFE, имеет возможность обращаться к себе по имени при рекурсивном вызове. Имя функции доступно только внутри самой функции:

    (function sayHi(str) { if (str) { return; } sayHi("hi"); // Имя доступно внутри функции })(); sayHi(); // Ошибка. Функция не объявлена

    Функция обратного вызова

    Функция обратного вызова – это функция, которая передаётся в качестве аргумента другой функции для последующего её вызова.

    Функции обратного вызова часто используются, в качестве обработчиков событий.

    Ниже приведён пример функции, принимающей в качестве своего аргумента ссылку на другую функцию для её последующего вызова:

    Function foo(callback) { return callback(); } foo (function() { alert("Hello!"); });

    Этот пример наглядно демонстрирует принцип действия обратного вызова.

    24 мая 2011 в 01:13 Пять способов вызвать функцию
    • JavaScript
    • Перевод

    Мне часто приходится сталкиваться с JavaScript-кодом, ошибки в котором вызваны неправильным понимаем того, как работают функции в JavaScript (кстати, значительная часть такого кода была написана мной самим). JavaScript - язык мультипарадигменный, и в нем имеются механизмы функционального программирования. Пора изучить эти возможности. В этой статье я расскажу вам о пяти способах вызова функций в JavaScript.

    На первых этапах изучения JavaScript новички обычно думают, что функции в нем работают примерно так же, как, скажем, в C#. Но механизмы вызова функций в JavaScript имеют ряд важных отличий, и незнание их может вылиться в ошибки, которые будет непросто найти.

    Давайте напишем простую функцию, которая возвращает массив из трех элементов - текущего значения this и двух аргументов, переданных в функцию.
    function makeArray(arg1, arg2){ return [ this, arg1, arg2 ]; }

    Самый распространенный способ: глобальный вызов Новички часто объявляют функции так, как показано в примере выше. Вызвать эту функцию не составляет труда:
    makeArray("one", "two"); // => [ window, "one", "two" ]
    Погодите. Откуда взялся объект window ? Почему это у нас this равен window ?

    В JavaScript, неважно, выполняется ли скрипт в браузере или в ином окружении, всегда определен глобальный объект . Любой код в нашем скрипте, не «привязанный» к чему-либо (т.е. находящийся вне объявления объекта) на самом деле находится в контексте глобального объекта. В нашем случае, makeArray - не просто функция, «гуляющая» сама по себе. На самом деле, makeArray - метод глобального объекта (в случае исполнения кода в браузере) window . Доказать это легко:
    alert(typeof window.methodThatDoesntExist); // => undefined alert(typeof window.makeArray); // => function
    То есть вызов makeArray("one", "two"); равносилен вызову window.makeArray("one", "two"); .

    Меня печалит тот факт, что этот способ вызова функций наиболее распространен, ведь он подразумевает наличие глобальной функции. А мы все знаем, что глобальные функции и переменные - не самый хороший тон в программировании. Особенно это справедливо для JavaScript. Избегайте глобальных определений, и не пожалеете.

    Правило вызова функций №1: Если функция вызывается напрямую, без указания объекта (например, myFunction()), значением this будет глобальный объект (window в случае исполнения кода в браузере).

    Вызов метода Давайте создадим простой объект и сделаем makeArray его методом. Объект объявим с помощью литеральной нотации, а после вызовем наш метод:
    // создаем объект var arrayMaker = { someProperty: "какое-то значение", make: makeArray }; // вызываем метод make() arrayMaker.make("one", "two"); // => [ arrayMaker, "one", "two" ] // альтернативный синтаксис, используем квадратные скобки arrayMaker["make"]("one", "two"); // => [ arrayMaker, "one", "two" ]
    Видите разницу? Значение this в этом случае - сам объект. Почему не window , как в предыдущем случае, ведь объявление функции не изменилось? Весь секрет в том, как передаются функции в JavaScript. Function - это стандартный тип JavaScript, являющийся на самом деле объектом, и как и любой другой объект, функции можно передавать и копировать. В данном случае, мы как бы скопировали всю функцию, включая список аргументов и тело, и присвоили получившийся объект свойству make объекта arrayMaker . Это равносильно такому объявлению:
    var arrayMaker = { someProperty: "Какое-то значение"; make: function (arg1, arg2) { return [ this, arg1, arg2]; } };
    Правило вызова функций №2: В функции, вызванной с использованием синтаксиса вызова метода, например, obj.myFunction() или obj["myFunction"]() , this будет иметь значение obj .

    Непонимание этого простого, в общем-то, принципа часто приводит к ошибкам при обработке событий:
    function buttonClicked(){ var text = (this === window) ? "window" : this.id; alert(text); } var button1 = document.getElementById("btn1"); var button2 = document.getElementById("btn2"); button1.onclick = buttonClicked; button2.onclick = function(){ buttonClicked(); };
    Щелчок по первой кнопке покажет сообщение «btn1» , потому что в данном случае мы вызываем функцию как метод, и this внутри функции получит значение объекта, которому этот метод принадлежит. Щелчок по второй кнопке выдаст «window» , потому что в этом случае мы вызываем buttonClicked напрямую (т.е. не как obj.buttonClicked()). То же самое происходит, когда мы назначаем обработчик события в тэге элемента, как в случае третьей кнопки. Щелчок по третьей кнопке покажет то же самое сообщение, что и для второй.

    При использовании библиотек вроде jQuery думать об этом не надо. jQuery позаботится о том, чтобы переписать значение this в обработчике события так, чтобы значением this был элемент, вызвавший событие:
    // используем jQuery $("#btn1").click(function() { alert(this.id); // jQuery позаботится о том, чтобы "this" являлась кнопкой });
    Каким образом jQuery удается изменить значение this ? Читайте ниже.

    Еще два способа: apply() и call() Логично, что чем чаще вы используете функции, тем чаще вам приходится передавать их и вызывать в разных контекстах. Зачастую возникает необходимость переопределить значение this . Если вы помните, функции в JavaScript являются объектами. На практике это означает, что у функций есть предопределенные методы. apply() и call() - два из них. Они позволяют переопределять значение this:
    var car = { year: 2008, model: "Dodge Bailout" }; makeArray.apply(car, [ "one", "two" ]); // => [ car, "one", "two" ] makeArray.call(car, "one", "two"); // => [ car, "one", "two" ]
    Эти два метода очень похожи. Первый параметр переопределяет this . Различия между ними заключаются в последющих аргументах: Function.apply() принимает массив значений, которые будут переданы функции, а Function.call() принимает аргументы раздельно. На практике, по моему мнению, удобнее применять apply() .

    Правило вызова функций №3: Если требуется переопределить значение this , не копируя функцию в другой объект, можно использовать myFunction.apply(obj) или myFunction.call(obj) .

    Конструкторы Я не буду подробно останавливаться на объявлении собственных типов в JavaScript, но считаю необходимым напомнить, что в JavaScript нет классов, а любой пользовательский тип нуждается в конструкторе. Кроме того, методы пользовательского типа лучше объявлять через prototype , который является свойством фукции-конструктора. Давайте создадим свой тип:
    // объявляем конструктор function ArrayMaker(arg1, arg2) { this.someProperty = "неважно"; this.theArray = [ this, arg1, arg2 ]; } // объявляем методы ArrayMaker.prototype = { someMethod: function () { alert("Вызван someMethod"); }, getArray: function () { return this.theArray; } }; var am = new ArrayMaker("one", "two"); var other = new ArrayMaker("first", "second"); am.getArray(); // => [ am, "one", "two" ]
    Важным в этом примере является наличие оператора new перед вызовом функции. Если бы не он, это был бы глобальный вызов, и создаваемые в конструкторе свойства относились бы к глобальному объекту. Нам такого не надо. Кроме того, в конструкторах обычно не возвращают значения явно. Без оператора new конструктор вернул бы undefined , с ним он возвращает this . Хорошим стилем считается наименование конструкторов с заглавной буквы; это позволит вспомнить о необходимости оператора new .

    В остальном, код внутри конструктора, скорее всего, будет похож на код, который вы написали бы на другом языке. Значение this в данном случае - это новый объект, который вы создаете.

    Правило вызова функций №4: При вызове функции с оператором new , значением this будет новый объект, созданный средой исполнения JavaScript. Если эта функция не возвращает какой-либо объект явно, будет неявно возвращен this .

    Заключение Надеюсь, понимание разницы между разными способами вызова функций возволит вам улучшить ваш JavaScript-код. Иногда непросто отловить ошибки, связанные со значением this , поэтому имеет смысл предупреждать их возникновение заранее.

    Последнее обновление: 09.04.2018

    Функции представляют собой набор инструкций, выполняющих определенное действие или вычисляющих определенное значение.

    Синтаксис определения функции:

    Function имя_функции([параметр [, ...]]){ // Инструкции }

    Определение функции начинается с ключевого слова function , после которого следует имя функции. Наименование функции подчиняется тем же правилам, что и наименование переменной: оно может содержать только цифры, буквы, символы подчеркивания и доллара ($) и должно начинаться с буквы, символа подчеркивания или доллара.

    После имени функции в скобках идет перечисление параметров. Даже если параметров у функции нет, то просто идут пустые скобки. Затем в фигурных скобках идет тело функции, содержащее набор инструкций.

    Определим простейшую функцию:

    Function display(){ document.write("функция в JavaScript"); }

    Данная функция называется display() . Она не принимает никаких параметров и все, что она делает, это пишет на веб-страницу строку.

    Однако простого определения функции еще недостаточно, чтобы она заработала. На надо еще ее вызвать:

    function display(){ document.write("функция в JavaScript"); } display();

    Необязательно давать функциям определенное имя. Можно использовать анонимные функции:

    Var display = function(){ // определение функции document.write("функция в JavaScript"); } display();

    Фактически мы определяем переменную display и присваиваем ей ссылку на функцию. А затем по имени переменной функция вызывается.

    Также мы можем динамически присваивать функции для переменной:

    Function goodMorning(){ document.write("Доброе утро"); } function goodEvening(){ document.write("Добрый вечер"); } var message = goodMorning; message(); // Доброе утро message = goodEvening; message(); // Добрый вечер

    Параметры функции

    Рассмотрим передачу параметров:

    Function display(x){ // определение функции var z = x * x; document.write(x + " в квадрате равно " + z); } display(5); // вызов функции

    Функция display принимает один параметр - x. Поэтому при вызове функции мы можем передать для него значение, например, число 5, как в данном случае.

    Если функция принимает несколько параметров, то с помощью spread-оператора... мы можем передать набор значений для этих параметров из массива:

    Function sum(a, b, c){ let d = a + b + c; console.log(d); } sum(1, 2, 3); let nums = ; sum(...nums);

    Во втором случае в функцию передается числа из массива nums. Но чтобы передавался не просто массив, как одно значение, а именно числа из этого массива, применяется spread-оператор (многоточие...).

    Необязательные параметры

    Функция может принимать множество параметров, но при этом часть или все параметры могут быть необязательными. Если для параметров не передается значение, то по умолчанию они имеют значение "undefined".

    Function display(x, y){ if(y === undefined) y = 5; if(x === undefined) x = 8; let z = x * y; console.log(z); } display(); // 40 display(6); // 30 display(6, 4) // 24

    Здесь функция display принимает два параметра. При вызове функции мы можем проверить их значения. При этом, вызывая функцию, необязательно передавать для этих параметров значения. Для проверки наличия значения параметров используется сравнение со значением undefined .

    Есть и другой способ определения значения для параметров по умолчанию:

    Function display(x = 5, y = 10){ let z = x * y; console.log(z); } display(); // 50 display(6); // 60 display(6, 4) // 24

    Если параметрам x и y не передаются значения, то они получаются в качестве значений числа 5 и 10 соответствено. Такой способ более лаконичен и интуитивен, чем сравнение с undefined.

    При этом значение параметра по умолчанию может быть производным, представлять выражение:

    Function display(x = 5, y = 10 + x){ let z = x * y; console.log(z); } display(); // 75 display(6); // 96 display(6, 4) // 24

    В данном случае значение параметра y зависит от значения x.

    При необходимости мы можем получить все переданные параметры через глобально доступный массив arguments :

    Function display(){ var z = 1; for(var i=0; i= 10" is the exit condition (equivalent to "!(x < 10)") return; // do stuff loop(x + 1); // the recursive call } loop(0);

    However, some algorithms cannot be simple iterative loops. For example, getting all the nodes of a tree structure (e.g. the DOM) is more easily done using recursion:

    Function walkTree(node) { if (node == null) // return; // do something with node for (var i = 0; i < node.childNodes.length; i++) { walkTree(node.childNodes[i]); } }

    Compared to the function loop , each recursive call itself makes many recursive calls here.

    It is possible to convert any recursive algorithm to a non-recursive one, but often the logic is much more complex and doing so requires the use of a stack. In fact, recursion itself uses a stack: the function stack.

    The stack-like behavior can be seen in the following example:

    Function foo(i) { if (i < 0) return; console.log("begin: " + i); foo(i - 1); console.log("end: " + i); } foo(3); // Output: // begin: 3 // begin: 2 // begin: 1 // begin: 0 // end: 0 // end: 1 // end: 2 // end: 3

    Nested functions and closures

    You can nest a function within a function. The nested (inner) function is private to its containing (outer) function. It also forms a closure . A closure is an expression (typically a function) that can have free variables together with an environment that binds those variables (that "closes" the expression).

    Since a nested function is a closure, this means that a nested function can "inherit" the arguments and variables of its containing function. In other words, the inner function contains the scope of the outer function.

    • The inner function can be accessed only from statements in the outer function.
    • The inner function forms a closure: the inner function can use the arguments and variables of the outer function, while the outer function cannot use the arguments and variables of the inner function.

    The following example shows nested functions:

    Function addSquares(a, b) { function square(x) { return x * x; } return square(a) + square(b); } a = addSquares(2, 3); // returns 13 b = addSquares(3, 4); // returns 25 c = addSquares(4, 5); // returns 41

    Since the inner function forms a closure, you can call the outer function and specify arguments for both the outer and inner function:

    Function outside(x) { function inside(y) { return x + y; } return inside; } fn_inside = outside(3); // Think of it like: give me a function that adds 3 to whatever you give // it result = fn_inside(5); // returns 8 result1 = outside(3)(5); // returns 8

    Preservation of variables

    Notice how x is preserved when inside is returned. A closure must preserve the arguments and variables in all scopes it references. Since each call provides potentially different arguments, a new closure is created for each call to outside. The memory can be freed only when the returned inside is no longer accessible.

    This is not different from storing references in other objects, but is often less obvious because one does not set the references directly and cannot inspect them.

    Multiply-nested functions

    Functions can be multiply-nested, i.e. a function (A) containing a function (B) containing a function (C). Both functions B and C form closures here, so B can access A and C can access B. In addition, since C can access B which can access A, C can also access A. Thus, the closures can contain multiple scopes; they recursively contain the scope of the functions containing it. This is called scope chaining . (Why it is called "chaining" will be explained later.)

    Consider the following example:

    Function A(x) { function B(y) { function C(z) { console.log(x + y + z); } C(3); } B(2); } A(1); // logs 6 (1 + 2 + 3)

    In this example, C accesses B "s y and A "s x . This can be done because:

  • B forms a closure including A , i.e. B can access A "s arguments and variables.
  • C forms a closure including B .
  • Because B "s closure includes A , C "s closure includes A , C can access both B and A "s arguments and variables. In other words, C chains the scopes of B and A in that order.
  • The reverse, however, is not true. A cannot access C , because A cannot access any argument or variable of B , which C is a variable of. Thus, C remains private to only B .

    Name conflicts

    When two arguments or variables in the scopes of a closure have the same name, there is a name conflict . More inner scopes take precedence, so the inner-most scope takes the highest precedence, while the outer-most scope takes the lowest. This is the scope chain. The first on the chain is the inner-most scope, and the last is the outer-most scope. Consider the following:

    Function outside() { var x = 5; function inside(x) { return x * 2; } return inside; } outside()(10); // returns 20 instead of 10

    The name conflict happens at the statement return x and is between inside "s parameter x and outside "s variable x . The scope chain here is { inside , outside , global object}. Therefore inside "s x takes precedences over outside "s x , and 20 (inside "s x) is returned instead of 10 (outside "s x).

    Closures

    Closures are one of the most powerful features of JavaScript. JavaScript allows for the nesting of functions and grants the inner function full access to all the variables and functions defined inside the outer function (and all other variables and functions that the outer function has access to). However, the outer function does not have access to the variables and functions defined inside the inner function. This provides a sort of encapsulation for the variables of the inner function. Also, since the inner function has access to the scope of the outer function, the variables and functions defined in the outer function will live longer than the duration of the outer function execution, if the inner function manages to survive beyond the life of the outer function. A closure is created when the inner function is somehow made available to any scope outside the outer function.

    Var pet = function(name) { // The outer function defines a variable called "name" var getName = function() { return name; // The inner function has access to the "name" variable of the outer //function } return getName; // Return the inner function, thereby exposing it to outer scopes } myPet = pet("Vivie"); myPet(); // Returns "Vivie"

    It can be much more complex than the code above. An object containing methods for manipulating the inner variables of the outer function can be returned.

    Var createPet = function(name) { var sex; return { setName: function(newName) { name = newName; }, getName: function() { return name; }, getSex: function() { return sex; }, setSex: function(newSex) { if(typeof newSex === "string" && (newSex.toLowerCase() === "male" || newSex.toLowerCase() === "female")) { sex = newSex; } } } } var pet = createPet("Vivie"); pet.getName(); // Vivie pet.setName("Oliver"); pet.setSex("male"); pet.getSex(); // male pet.getName(); // Oliver

    In the code above, the name variable of the outer function is accessible to the inner functions, and there is no other way to access the inner variables except through the inner functions. The inner variables of the inner functions act as safe stores for the outer arguments and variables. They hold "persistent" and "encapsulated" data for the inner functions to work with. The functions do not even have to be assigned to a variable, or have a name.

    Var getCode = (function() { var apiCode = "0]Eal(eh&2"; // A code we do not want outsiders to be able to modify... return function() { return apiCode; }; })(); getCode(); // Returns the apiCode

    There are, however, a number of pitfalls to watch out for when using closures. If an enclosed function defines a variable with the same name as the name of a variable in the outer scope, there is no way to refer to the variable in the outer scope again.

    Var createPet = function(name) { // The outer function defines a variable called "name". return { setName: function(name) { // The enclosed function also defines a variable called "name". name = name; // How do we access the "name" defined by the outer function? } } }

    Using the arguments object

    The arguments of a function are maintained in an array-like object. Within a function, you can address the arguments passed to it as follows:

    Arguments[i]

    where i is the ordinal number of the argument, starting at zero. So, the first argument passed to a function would be arguments . The total number of arguments is indicated by arguments.length .

    Using the arguments object, you can call a function with more arguments than it is formally declared to accept. This is often useful if you don"t know in advance how many arguments will be passed to the function. You can use arguments.length to determine the number of arguments actually passed to the function, and then access each argument using the arguments object.

    For example, consider a function that concatenates several strings. The only formal argument for the function is a string that specifies the characters that separate the items to concatenate. The function is defined as follows:

    Function myConcat(separator) { var result = ""; // initialize list var i; // iterate through arguments for (i = 1; i < arguments.length; i++) { result += arguments[i] + separator; } return result; }

    You can pass any number of arguments to this function, and it concatenates each argument into a string "list":

    // returns "red, orange, blue, " myConcat(", ", "red", "orange", "blue"); // returns "elephant; giraffe; lion; cheetah; " myConcat("; ", "elephant", "giraffe", "lion", "cheetah"); // returns "sage. basil. oregano. pepper. parsley. " myConcat(". ", "sage", "basil", "oregano", "pepper", "parsley");

    Note: The arguments variable is "array-like", but not an array. It is array-like in that it has a numbered index and a length property. However, it does not possess all of the array-manipulation methods.

    Two factors influenced the introduction of arrow functions: shorter functions and non-binding of this .

    Shorter functions

    In some functional patterns, shorter functions are welcome. Compare:

    Var a = [ "Hydrogen", "Helium", "Lithium", "Beryllium" ]; var a2 = a.map(function(s) { return s.length; }); console.log(a2); // logs var a3 = a.map(s => s.length); console.log(a3); // logs

    No separate this

    Until arrow functions, every new function defined its own value (a new object in the case of a constructor, undefined in function calls, the base object if the function is called as an "object method", etc.). This proved to be less than ideal with an object-oriented style of programming.

    Function Person() { // The Person() constructor defines `this` as itself. this.age = 0; setInterval(function growUp() { // In nonstrict mode, the growUp() function defines `this` // as the global object, which is different from the `this` // defined by the Person() constructor. this.age++; }, 1000); } var p = new Person();

    In ECMAScript 3/5, this issue was fixed by assigning the value in this to a variable that could be closed over.

    Function Person() { var self = this; // Some choose `that` instead of `self`. // Choose one and be consistent. self.age = 0; setInterval(function growUp() { // The callback refers to the `self` variable of which // the value is the expected object. self.age++; }, 1000); }

    Статья в разработке!

    Статья, в которой рассмотрим, что такое функция, а также традиционный (классический) вариант работы с ней. Кроме этого, разберем, что такое аргументы (параметры) функции и оператор return.

    Что такое функция?

    Функция - это некоторый набор инструкций , которому можно дать имя , а затем обратиться к нему по этому имени из любого места программы.

    Классический пример использования функции. На веб-странице имеется код JavaScript, некоторый фрагмент в котором повторяется несколько раз . Чтобы этого избежать можно оформить этот фрагмент в виде функции , а затем вызывать его в нужных местах кода по имени этой функции . Вызов этой функции будет обозначать выполнение инструкций , находящихся в ней.

    Как организовать выполнение некоторой задачи в JavaScript с использованием функций? Чтобы это выполнить обычно поступают так:

    • разбивают задачу на составные части (подзадачи);
    • подзадачи оформляют через функции;
    • разрабатывают основной код с использованием вызова созданных функций.

    В результате такая программа становится более структурированной. В неё более просто вносить различные изменения и добавлять новые возможности.

    Объявление и вызов функции

    Операции с функцией в JavaScript можно разделить на 2 шага:

    • объявление (создание) функции.
    • вызов (выполнение) этой функции.

    Объявление функции. Создание функции в JavaScript начинается с написания ключевого слова function , далее указывается имя функции, затем в круглых скобка х при необходимости перечисляются параметры , после этого указываются инструкции , которые заключаются в фигурные скобки .

    // объявление функции someName function someName() { alert("Вы вызвали функцию someName!"); } JavaScript - Синтаксис объявления функции

    Функции такого вида в JavaScript называются function declaration statement . Кроме этого вида в JavaScript ещё различают функции function definition expression и arrow function expression .

    Составление имени функции выполняется по тем же правилам, что и имя переменной. Т.е. оно может содержать буквы, цифры (0-9), знаки «$» и «_». В качестве букв рекомендуется использовать только буквы английского алфавита (a-z, A-Z). Имя функции, также как и имя переменной не может начинаться с цифры.

    Параметров у функции может быть сколько угодно много или не быть вообще. Круглые скобки в любом случае указываются. Если параметров несколько, то их между собой необходимо разделить с помощью запятой . Обращение к параметрам функции осуществляется по их имени.

    Набор инструкций , заключенный в фигурные скобки - это код функции , который будет выполнен при её вызове .

    Вызов функции. Объявленная функция сама по себе выполняться не будет . Для того чтобы её запустить , её необходимо вызвать . Вызов функции осуществляется посредством указания её имени и двух круглых скобок. Внутри скобок при необходимости указываются аргументы.

    // вызов функции, приведённой в предыдущем примере someName(); JavaScript - Синтаксис вызова функции

    Является ли функция в JavaScript объектом?

    Функции в JavaScript являются объектами. В JavaScript вообще всё является объектами, кроме шести примитивных типов данных. А если функция является объектом, то ссылку на неё можно сохранить в переменную.

    // объявление функции someName function someName() { alert("Вы вызвали функцию someName!"); } var reference = someName;

    После этого вызвать функцию можно будет так:

    Reference();

    Параметры и аргументы функции

    Аргументы функции - это значения, которые передаются функции на этапе её вызова. Отделяются аргументы друг от друга с помощью запятой.

    // вызов функции sayWelcome с передачей ей двух аргументов sayWelcome("Иван", "Иванов"); // ещё один вызов функции sayWelcome с двумя аргументами sayWelcome("Петр", "Петров");

    Параметры функции – это один из способов в JavaScript, посредством которого можно обратиться к аргументам внутри функции. Описываются параметры функции на этапе её объявления в круглых скобках.

    Другими словами параметры функции - это локальные переменные, которые создаются автоматически на этапе запуска функции. В качестве значений параметры получают соответствующие аргументы, переданные функции во время её вызова. Обратиться к параметрам можно только внутри этой функции, вне её они не существуют.

    // объявление функции sayWelcome, которая имеет два параметра function sayWelcome (userFirstName, userLastName) { // инструкция, выводящая в консоль значения параметров «userFirstName» и «userLastName» console.log("Добро пожаловать, " + userLastName + " " + userFirstName); }

    В языке JavaScript при вызове функции количество аргументов не обязательно должно совпадать с количеством параметров . Параметры, которым при вызове, не было установлено значение, будут равны undefined .

    Например , вызовем функцию из примера, приведённого выше, без указания одного и двух параметров:

    // вызов функции sayWelcome и передача ей одного аргумента sayWelcome("Петр"); // Добро пожаловать, undefined Петр // вызов функции sayWelcome без передачи ей аргументов sayWelcome(); // Добро пожаловать, undefined undefined

    Пример функции, которая будет просто выводить переданные ей аргументы в консоль браузера:

    // объявление функции function outputParam(param1, param2, param3) { console.log(param1 + "; " + param2 + "; " + param3); } // вызовы функции outputParam с передачей ей разного количества параметров outputParam("Дождь","Снег","Туман"); // Дождь; Снег; Туман outputParam(17); // 17; undefined; undefined outputParam(24,33); // 24; 33; undefined outputParam(); // undefined; undefined; undefined

    Другой способ обратиться к аргументам внутри функции – это использовать специальный объект arguments . Доступ к аргументам через arguments выполняется точно также как к элементам обычного массива, т.е. по их порядковым номерам. Таким образом, argument - позволит получить первый аргумент, arguments – второй аргумент и т.д.

    // объявление функции sum function sum(num1, num2) { /* num1 или arguments – получить значение 1 аргумента num2 или arguments – получить значение 2 аргумента */ var sum1 = num1 + num2, sum2 = arguments + arguments; return "Сумма, полученная 1 способом равна " + sum1 + "; сумма, полученная 2 способом равна " + sum2; } /* выведем результат функции sum в консоль 7 - первый аргумент (к нему можно обратиться как по имени num1, так и с помощью arguments) 4 - второй аргумент (к нему можно обратиться как по имени num2, так и с помощью arguments) */ console.log(sum(7,4));

    Основное отличие между этими способами заключается в том, что первый из них позволяет обратиться только к тем аргументам, которым на этапе объявления функции были дали имена. Второй же способ позволяет получить значение любого аргумента, даже если у него нет имени (по порядковому номеру). Это возможность языка JavaScript позволяет создавать универсальные гибкие функции.

    Кроме получения аргументов, объект arguments позволяет также узнать их количество. Выполняется это с помощью свойства length.

    Перебрать аргументы , переданные функции, можно, например, с помощью цикла for или for...of .

    // объявление функции sum function sum() { var i = 0; console.log("Вывод всех аргументов с помощью цикла for"); for (i; i < arguments.length; i++) { console.log(i + 1 + " аргумент равен " + arguments[i]); } console.log("Вывод всех аргументов с помощью цикла for...of"); for (arg of arguments) { console.log(arg); } } // вызов функции sum sum(7, 4, 3, 1);

    Функция, выводящая в консоль все переданные ей аргументы и их количество:

    // объявление функции function myFunction () { var i; console.log("Количество переданных параметров = " + arguments.length); // переберём все параметры с помощью цикла for for (i = 0; i < arguments.length; i++) { console.log(i + " параметр = " + arguments[i]); } } // вызовы функции myFunction myFunction(3, 7, 27, "JavaScript"); myFunction(); myFunction("Яблоки", "Груши", "Апельсины");

    Функция, выполняющая сложение все переданных ей аргументов (их количество заранее неизвестно):

    // объявление функции var myCalc = function() { // переберём все параметры с помощью цикла for var i, sum = 0; for (i = 0; i lt; arguments.length; i++) { sum += arguments[i]; } // возвратим в качестве результата сумму return sum; } //вызов функции (вывод в консоль) console.log(myCalc(4, 20, 17, -6));

    В результате, посредством объекта arguments можно реализовать в теле функции:

    • проверку количества переданных аргументов;
    • обработку какого угодного количества параметров.

    Кроме самой функции, доступ к аргументам, которые передаются ей на этапе вызова, имеют также другие функции, находящиеся в ней.

    Function mainF(p1, p2) { function childF() { console.log("p1 = " + p1 + "; p2 = " + p2); } childF(); } mainF(3, 5); // p1 = 3; p2 = 5 mainF(4, 7); // p1 = 4; p2 = 7

    Значение параметров по умолчанию

    Начиная с версии ECMAScript 2015 (6) параметру функции можно задать значение, которое он будет иметь по умолчанию.

    Например , установим параметру «color» значение по умолчанию, равное «#009688»:

    Function setBGColor(color = "#009688") { document.body.style.backgroundColor = color; } setBGColor(); // цвет фона будет равен #009688 setBGColor("red"); // цвет фона будет равен red

    До ECMAScript 2015 задать параметру значение по умолчанию можно, например, было так:

    Function setBGColor(color) { color = color !== undefined ? color: "#009688"; // устанавливаем color значение по умолчанию, равное "#009688" document.body.style.backgroundColor = color; }

    Оставшиеся параметры (rest parameters)

    Если при вызове функции ей передать аргументов больше, чем у неё есть параметров, то получить оставшиеся можно с помощью, так называемых оставшихся параметров (rest patameters) . Данная возможность в языке появилась, начиная с ECMAScript 2015.

    // ...nums - оставшиеся параметры, к которым можно обратиться в данном случае по имени nums function doMath(mathAction, ...nums) { var result = 0; nums.forEach(function(value) { switch (mathAction) { case "sum": result += value; break; case "sumCube": result += value**3; break; case "sumSquare": result += value**2; break; deafult: result = 0; } }) return result; } console.log(doMath("sum", 3, 4, 21, -4)); // 24 (3 + 4 + 21 + (-4)) console.log(doMath("sumSquare", 1, 4)); // 17 (1^2 + 4^2) console.log(doMath("sumCube", 3, 2, 4)); // 99 (3^3 + 2^3 + 4^3)

    Оператор return

    Оператор return предназначен для возвращения значения или результата вычисления выражения текущей функции. Значение или выражение должно быть отделено от return посредством пробела. Кроме этого, оператор return прекращает выполнение функции, т.е. все инструкции, идущие после него, исполнены не будут.

    Функция в JavaScript всегда возвращает результат в вне зависимости от того, используется ли оператор return или нет.

    // функция, возвращающая результат function sayWelcome (userFirstName, userLastName) { if ((!userFirstName) || (!userLastName)) return "Добро пожаловать, анонимный пользователь"; else return "Добро пожаловать, " + userLastName + " " + userFirstName; } // объявление переменной person var person; // присвоить переменной person результат функции sayWelcome person = sayWelcome("Иван","Иванов"); // вывести значение переменной в консоль console.log(person); //Инструкция, которая выведит в консоль результат работы функции sayWelcome console.log(sayWelcome("Петр","Петров")); //Инструкция, которая выведит в консоль результат работы функции sayWelcome console.log(sayWelcome("Сидоров")); JavaScript - Функция с проверкой параметров

    Функция в JavaScript в результате своего выполнения всегда возвращает результат, даже если он явно не определён с помощью оператора return. Этот результат значение undefined.

    // 1. функция, не возвращающая никакого результата function sayWelcome (userFirstName, userLastName) { console.log("Добро пожаловать, " + userLastName + " " + userFirstName); } // попробуем получить результат у функции, которая ничего не возвращает console.log(sayWelcome ("Иван", "Иванов")); // 2. функция, содержащая оператор return без значения function sayDay (day) { day = "Сегодня, " + day; return; //эта инструкция не выполнится, т.к. она идёт после оператора return console.log(day); } // попробуем получить результат у функции, которая содержит оператор return без значения console.log(sayDay("21 февраля 2016г.")); JavaScript - Получить значение у функции, которая ничего не возвращает

    Такой же результат будет получен, если для оператора return не указать возвращаемое значение.

    Перегрузка функций в JavaScript

    Перегрузка функций в программировании – это возможность объявлять несколько функций с одинаковыми именами в одной области видимости. Отличаются такие функции друг от друга типом и числом аргументов. Каждая функция имеет свою программную логику. Используется перегрузка функций для того, чтобы с помощью одного имени функции можно было выполнять близкие действия.

    Язык JavaScript не поддерживает перегрузку функций в том виде, как это реализовано, например, в Си подобных языках. Т.е. в JavaScript нельзя создать несколько функций с одинаковыми именами, находящихся в одной области видимости.

    Подобную функциональность можно реализовать в JavaScript используя следующие действия:

    • Для того чтобы проверить передан аргумент или нет, используйте условие с проверкой его значения на undefined .
    • Для проверки количества переданных аргументов функции используйте свойство объекта arguments length .
    • Чтобы узнать тип переданного значения аргумента используйте операторы typeof или instanceof .
    • Для работы с переменным числом аргументов, используйте объект arguments .
    • Начиная с версии ECMAScript6, Вы можете указывать значения по умолчанию для аргументов.

    Например, создадим функцию, при вызове которой можно указывать один или два аргумента:

    //объявление функции, которая изменяет цвет заднего фона элементов function setBgColor(bgColor,elements) { //если параметр elements при вызове не указан if (elements=== undefined) { //то приравнять его значение "div" elements = "div"; } //получить все элементы elements = $(elements); //перебрать все элементы и установить им указанный цвет заднего фона elements.each(function(){ $(this).css("background-color",bgColor); }); } /*Вызвать функцию setBgColor, указав один параметр. Т.к. 2 параметр не указан, то данная фукция изменит цвет заднего фона у всех элементов div.*/ setBgColor("green"); /*Вызвать функцию setBgColor, указав 2 параметра. Т.к. 2 параметр задан, то данная функция изменит цвет заднего фона только элементов button.*/ setBgColor("#ff0000","button");

    Произведём некоторые изменения в вышепредставленном коде. А именно, укажем для второго параметра значение по умолчанию:

    //объявление функции, которая изменяет цвет заднего фона элементов //параметр elements имеет значение "div" по умолчанию function setBgColor(bgColor,elements = "div") { //получить все элементы elements = $(elements); //перебрать все элементы и установить им указанный цвет заднего фона elements.each(function(){ $(this).css("background-color",bgColor); }); } //вызвать функцию setBgColor, указав один параметр setBgColor("green"); //вызвать функцию setBgColor, указав 2 параметра setBgColor("#ff0000","button");

    Пример, как в JavaScript можно реализовать «перегруженную» функцию, вычисляющую количество калорий, которых необходимо человеку в день:

    // описание функции function countCal(sex, height) { // параметры: sex (пол) и height (рост) var result; if ((sex === 0) || (sex === "man")) { result = (height - 100) * 20; } else if ((sex === 1) || (sex === "woman")) { result = (height - 105) * 19; } if (result) { // arguments - уровень активности if (arguments) { result *= arguments; } console.log("Количество ккал для нормальной жизнедеятельности: " + result); } else { console.log("Неверно указаны параметры"); } } /* вызов функции и передаче ей 2 аргументов (1 - "man", к нему можно обратиться с помощью имени sex и arguments; 2 - значение 185, к нему можно обратиться с помощью имени sex и arguments) */ countCal("man", 185); /* вызов функции и передаче ей 3 параметров, хотя в описании функции присутствуют только 2 (получить значение 3 параметра в данном случае можно только как arguments) */ countCal(0, 185, 2);

    Рекурсия

    Рекурсия – это вызов внутри тела некоторой функции самой себя.

    Вызов функции обычно осуществляется в зависимости от способа её объявления по имени или посредством переменной, содержащей ссылку на эту функцию.

    Function fact(n) { if (n === 1) { return 1; } return fact(n-1) * n; } console.log(fact(5)); // 120

    Вызвать функцию внутри её тела можно не только по имени, но также с помощью свойства callee объекта arguments. Но данное свойство лучше не использовать, т.к. оно является устаревшим. Кроме этого в строгом режиме оно вообще не работает.

    Что такое встроенные (стандартные) функции?

    В JavaScript имеется огромный набор встроенных (стандартных) функций. Данные функции уже описаны в самом движке браузера. Практически все они являются методами того или иного объекта.

    Например, для того чтобы вызвать встроенную функцию (метод) alert, её не надо предварительно объявлять. Она уже описана в браузере. Вызов метода alert осуществляется посредством указания имени, круглых скобок и аргумента внутри них. Данный метод предназначен для вывода сообщения на экран в форме диалогового окна. Текстовое сообщение берётся из значения параметра данной функции.

    // вызов функции alert alert("Некоторый текст"); JavaScript - Вызов функции alert



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: