Роль информации в жизни современного общества. Распространение информации в обществе. Информационные ресурсы и технологии

Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

информация общество ресурс мировой

Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса - информации. Информация - одна из сложнейших, еще полностью не рас­крытых, даже таинственных областей современной науки. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов обще­ства, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами чело­веческого общества.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть от­ражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма пред­ставления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой приро­дой, людьми и устройствами.

Информация - это результат отражения и обработки в человеческом сознании многообразия окружающего мира, это сведения об окружающих человека предметах, явлениях природы деятельности других людей.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окру­жающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется воз­можность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются ис­пользуемые данные.

Существующие в современной науке определения информации раскрывают определенные свойства этого сложного и многозначного понятия: информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопреде­ленность (Шеннон), информация - передача разнообразия (Эшби), информация - мера сложности структур (Моль), информация - вероятность выбора (Яглом) и т. д. Предпринимаются исследования закономерностей информационных процессов и технологий и зак­ладываются теоретические основы новой отрасли знаний - информациологии, где один из авторов заявляет "Мир - ин­формационен, Вселенная - информационна, первичное - инфор­мация, вторичное - материя"

Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими особенностями:

    сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;

    информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить, передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, пе­редающего свои знания студентам, от превращения в неуча),

    информация обладает еще одним уникальным свойством в любых сферах знания (общественно-политической, научной, об­щекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершен­ствуется и, более того, способствует эффективному использова­нию других ресурсов, а иногда и создает новые Последнее свой­ство информации важно учитывать при формировании путей раз­вития народного хозяйства России, так как привлечение качествен­но новой информации и новых технологий обеспечивает интенсив­ный путь развития, а наращивание дополнительных материаль­ных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.

Главное, что информация есть предмет, средство и продукт труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и ос­новным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т. е. объем знаний, которыми располагает страна Этот по­казатель выводил СССР в число мировых держав и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом.

Мир тонет в колоссальном объеме информации за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз. По­явился даже новый термин - "эффект макулатурности"- 85% журнальных статей никогда не читались. Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. На начало 90-х годов правитель­ство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем, на что зат­рачивалось около 1,5 млрд. долларов, издавало около 2,6 млн. стра­ниц документов; на содержание служащих, занятых в аппарате управления, тратилось до 1500 млрд. долларов!

Самый перспективный выход из информационного тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым поколением удивительно высокими темпами увеличивает скорость обработки информации, если за последние сто лет скорость передвижения увеличилась в 10 2 раз, то скорость связи увеличилась в10 7 , а обработки информации - в 10 6 раз.

Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более ин­тенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения определенной группы населения, социальное разделение общества. Образуются слои "информационной аристократии", своеобразного братства посвященных, "информационного пролетариата", к которому от­носится многочисленная группа работников, занятых техническим обеспечением информационных процессов, и потребителей инфор­мационных услуг, в руках которых сосредоточен информационный бизнес.

Общенаучная трактовка информации первоначально охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Таким образом, информация – это всеобщее свойство материи . Информация – это сведения, данные, независимо от их формы и представления. Единого определения Информации нет. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

Массовое сознание – термин обозначает деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием СМИ и стереотипов МК.

Социальное поведение - поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм. (Социологический энциклопедический словарь)

Теория информационного общества сформировалась в 20 веке и исходила из технологического детерминизма (техника развивается в соответствии со своей логикой и больше формирует человеческое развитие, чем служит человеческим целям).

Элвин Тоффлер выделяет 3 ступени (волны) развития общества и их базовые сферы:

1. Доиндустриальное общество: аграрный сектор первичен.

2. Индустриальное общество: промышленность.

3. Постиндустриальное общество: сектор услуг.

Новизна: увидели качественные изменения в социокультурном слое. Новое качественное состояние – постиндустриализм, приобрел статус социокультурной парадигмы. Теоретики постструктурализма: базовым элементом следующего сектора должна стать наука, обществознание. Знание становится силой! Университеты – центры этих знаний. Информационное общество выступило не на смену постриндустриальному, а параллельно. Начался процесс перевода всего в информационную сферу. Информационное общество – о-во, в котором соц, экономич, политич. и культурное развитие зависит от производства, переработки и хранения информации.

Даниэль Бэлл: «Третья технологическая революция и ее социально-экономические последствия», выделил 3 основных технологических процесса информатизации:

1. Переход от механических систем к электронным, что увеличивает скорость передачи инфо.

2. Минитюризация – уменьшение средств связи (телефоны с Инетом и пр), нанотехнологии.

3. Дигитализация (оцифровка) – передача инфо с помощью кодов.

Три взаимосвязанных составляющих информатизации (политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы):

1. Медиатизация – процесс совершенствования сбора, распространения, хранения инфо.

2. Компьютеризация – процесс совершенствования обработки инфо.

3. Интеллектуализация – процесс развития восприятия инфо (механизм психологической защиты, отказ от своих чувств).

Интернет – пространство нематериального. Материальное и нематериальное идут параллельно: медиакорпорации и машиностроение. Появляется партия пиратов (цель - реформа законодательства в области интеллекутальной собсвтенности, выступают за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость его преследования по закону, а также за неприкосновенность частной жизни) – утверждение интеллектуального коммунизма.

Журналистика имеет дело с социальной информацией, возникающей в процессе освоения мира людьми. Социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. В духовном отношении журналистская информация характеризуется идейной насыщенностью. В прессе особенно важно добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов, то есть наличия в нем большого объема потенциальной информации и соответственно высокой предполагаемой эффективности.

Информация должна иметь следующие свойства:

- Полезность – соответствует запросам потребителя.

- Избыточность – свобод перетекание полезной информации в неполезную и наоборот.

- Полнота – раскрытие смысла происходящего.

- Достоверность – потребитель имеет полное представление о происхождении данной И.

- Надежность – понятие, сочетающее в себе достоверность и проверенность.

- Новизна – наличие в информации таких сведений, идей, которыми еще не располагает читатель. Однако должна быть опора на уже известные знания.

- Доступность – радиопередача на незнакомом языке столь же бесполезна, как философские дебаты в детском саду.

- Своевременность – запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценности и не приносит помощи тонущему судну.

Все эти качества объединяются в понятие ценность информации , которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Журналист, собирая и осмысливая сведения, создает и фиксирует текст. Затем передает в ауд. Этот текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации. Она сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Общество, в котором циркулирует высокая по качеству информация, называют информационным (термин возник в Японии).

Черты ИО:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Роль информации в осуществлении социальных связей:

Повышение количества и качества информации

Усовершенствование технической и технологической базы

Больше возможностей у людей с ограниченными возможностями

Упрощается процесс межличностного общения (электронная почта и т.д.)

Создание единого информационного пространства

Возможность доступа к различным источникам информации.

Зависимость от виртуального мира

Раздвоение личности (я реальное и виртуальное)

Эра потребительства

Под вопросом информационная безопасность

Информационные войны

Манипуляция сознанием усиливается

Возможны два полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифровая демократия».

«Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).

«Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройства информационного общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, ради защиты их цифровых гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намного сложнее, чем «цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографией должен стать сам человек (биометрический образ человека).

Тенденции в информационном обществе влияющие на массовое сознание и социальное поведение:

1. Проблема цифрового разрыва.

Регионы отстают от мегаполисов в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это не только проблему неравномерного доступа людей к информационным ресурса, но и разрыв между целыми слоями общества в культурном, экономическом, политическом и других аспектах. Невозможно построить ИО, пока значительная масса людей ограничена в доступе к ИКТ.

2. Мануэль Кастельс: в информационную эпоху возникает проблема отношений «Сеть-Личность» - проблема психологии людей в информационном мире, меняется характер процессов социализации, самоутверждения личности в творчестве, в профессиональной и личной жизни. Личное общение заменяется общением в социальных сетях, творческие люди теперь появляются в инете, ведение собственных блогов.

3. Новые информационные технологии меняют политическую сферу. Исчезновение классовой политики, меняется структура общества, человек борется теперь не за класс, а за принадлежность к каком-либо интересу, человеку – лидеру мнений.

4. Переход властей от концепции «E-Gov» (электронного правительства) в пользу «Gov 2.0» (социальные сети). Эта концепция подразумевает не только более активное привлечение пользователей к государственной деятельности, но и преобразование традиционных правительственных порталов в своеобразные социальные сети. Если чиновники начнут переходить на режим удаленной работы, то Gov 2.0 может стать настоящей распределенной сетевой властью.

5. Появление usergenerated контента - формирование содержания и структуры самими пользователями. Минус - качество их остается крайне низким. Контент, созданный пользователями, в большинстве интересен только им самим и их друзьям и родственникам.

6. Актуальна для России: концепция «электронного коттеджа» (Эл. Тоффлер). Огромные расстояния страны - одна из проблем на пути индустриального развития. Электронный коттедж – развитие ИТ в регионах позволит развивать дистанционное обучение, удаленную работу, сетевые формы взаимодействия бизнеса, власти или различных учреждений.

На первых этапах носителем данных была память, и информация от одного человека к другому передавалась устно. Этот способ передачи информации был ненадежен и подвержен большим иска-
жениям, ввиду естественного свойства памяти утрачивать редко используемые данные.

По мере развития цивилизации, объемы информации, которые необходимо было накапливать и передавать, росли, и человеческой памяти стало не хватать - появилась письменность. Это великое изобретение было сделано шумерами около шести тысяч лет назад. Оно позволило наряду с простыми записями счетов, векселей, рецептов записывать наблюдения за звездным небом, за погодой, за природой. Изменился смысл информационных сообщений. Появилась возможность обобщать, сопоставлять, переосмысливать ранее сохраненные сведения. Это же в свою очередь дало толчок развитию истории, литературы, точным наукам и в конечном итоге изменило общественную жизнь. Изобретение письменности характеризует первую информационную революцию.

Дальнейшее накопление человечеством информации привело к увеличению числа людей, пользовавшихся ею, но письменные труды одного человека могли быть достоянием небольшого окружения. Возникшее противоречие было разрешено созданием печатного станка. Эта веха в истории цивилизации характеризуется как вторая информационная революция (началась в XVI в.). Доступ к информации перестал быть делом отдельных лиц, появилась возможность многократно увеличить объем обмена информацией, что привело к большим изменениям в науке, культуре и общественной жизни.

Третья информационная революция связывается с открытием электричества и появлением (в конце XIX в.) на его основе новых средств коммуникации - телефона, телеграфа, радио. Возможности накопления информации для тех времен стали поистине безграничными, а скорость обмена очень высокой.

К середине XX в. появились быстрые технологические процессы, управлять которыми человек не успевал. Проблема управления техническими объектами могла решаться только с помощью универ-
сальных автоматов, собирающих, обрабатывающих данные и выдающих решение в форме управляющих команд. Ныне эти автоматы называются компьютерами. Бурно развивавшаяся наука и промышленность привели к росту информационных ресурсов в геометрической профессии, что породило проблемы доступа к большим объемам информации.

Наше время отмечается как четвертая информационная революция. Пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей.
Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.
Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей.

На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах, состоянии, позволяющая понизить степень неопределённости знаний об этих объектах. Данные – могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые пока не используются а только хранится. Если есть возможность использовать их для уменьшения неопределённости о чём-либо, данные становятся информацией. Компьютер работает с данными, а пользователь-с информацией. . Информация бывает: текстовая, звуковая, числовая, графическая, видео. Измерение данных основано на способе кодирования данных - при обработке их на компьютере в двоичной системе счисления. Размер измеряется в:

бит (ноль или единица), байт=8бит, килобайт=1024 байта, мегабайт=1024 кг, гигабайт = 1024мегайта. Она хранится в памяти компа. ОЗУ – информация, используемая в данный момент, ПЗУ – неизменяемая, системная информация, ВЗУ – внешние запоминающие устройства

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Естественные методы. Методы, основанные на органах чувств. Логическое мышление. Воображение, сравнение, сопоставление, анализ, прогнозирование и т.п.

Аппаратные методы. Аппаратные методы – это всегда устройства (приборы). Магнитофоны, телефоны, микроскопы, видеомагнитофоны и т.д. С точки зрения информатики эти устройства выполняют общую функцию – преобразуют данные из формы, недоступной для естественных методов человека, в форму, доступную для них. Не всегда одни устройства могут обрабатывать данные созданные другими приборами. В таких случаях применяют специальные устройства преобразования данных, и говорят не о преобразовании формы данных, а о преобразовании их формата (модемы, бытовые видеокамеры).

Программные методы. Широкое внедрение средств вычислительной техники позволяет автоматизировать обработку самых разных видов данных с помощью компьютера. Компьютер – это прибор особого типа, в котором одновременно сочетаются аппаратные и программные методы обработки и представления информации. Эти методы составляют предметную область информатики.


Если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов, и существующий столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывающий в виде данных, то можно дать такое определение:

Информация - это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Контекстным (адекватным) считается тот метод, который является общепринятым для работы с данными определенного типа. Этот метод должен быть известен как создателю данных, так и потребителю информации.
Для графических данных (иллюстраций) контекстным является метод наблюдения, основанный на зрении. В этом случае имеется в виду визуальная или графическая информация. Для текстовых данных подразумевается контекстный метод чтения, основанный на зрении, знании азбуки и языка. В этом случае говорят о текстовой информации.

Для данных, представленных в виде радиоволн, контекстными являются аппаратные методы преобразования данных и потребления информации с помощью радиоприемника или телевизора. Поэтому часто используются понятия телевизионная информация, информационная программа, информационный выпуск и т.п.

Для данных, хранящихся в компьютере, передающихся по сетям, контекстными являются аппаратные и программные методы вычислительной техники. Их еще называют средствами информационных технологий, которые входят в предметную область информатики. В этом случае используется понятие компьютерной информации.

Концепции информации: техническая, биологическая, социальная. Определение информации в технической концепции. Информация и данные. Классификация информации по формам, видам, признакам и свойствам.

Типы информации - результат информационного подхода к разным уровням организации (движения) материи. Коли оставить в стороне неживую природу, где информационный подход малопродуктивен, выявляются три Уровня:

1) социальный, соответствующий человеческому обществу;

2) биологический, представленный живой природой;

3) машинный, охватывающий искусственно созданную "вторую природу" и прежде всего - информационную технику.

Б и о л о г и ч е с к а я информация охватывает три рода объектов: во-первых, чувственно-наглядные образы (перцептивные образы) материальных объектов, формируемые посредством органов чувств и хранящиеся в памяти живого существа; во-вторых, сигналы, которыми обмениваются животные в ходе зоокоммуникации; в-третьих, молекулы ДНК, в структурах которых закодирован образ будущего организма и программа его синтезирования. Соответственно различаются три вида биологической информации: сенсорная (перцептивная), зоокоммуникационная, генетическая. Генетическая информация представляет собой сообщения в рамках генетической коммуникации

М а ш и н н а я информация - это представленные в форме энергетических излучений (сигналов) или машиночитаемых записей отображения материальных объектов и управляющих программ. Машиночитаемые записи, например, оптические диски, магнитные компакт-диски, являющиеся носителями текстовой и аудиовизуальной информации, одновременно относятся к социально-информационным сообщениям.

Социальная информация - это осмысленное коммуникационное сообщение в свете информационного подхода. Эта дефиниция подразумевает, что осмысленное сообщение может быть носителем знаний, эмоций, побуждений (все это - смыслы), и значит, последние попадают в содержание социальной информации. Другими словами: социальная информация - это сообщение, имеющее смысл. Эти сообщения можно именовать "информационными" или просто "информацией" и в результате элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) преобразуется и элементарную схему информационного воздействия (рис. 3.1), представляющую собой один из вариантов интерпретации смысловой коммуникации.

в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник сообщений), канал связи;

Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Виды информации:

Текстовая;

Числовая;

Графическая;

Звуковая;

Световая;

Электромагнитная (информация электромагнитных волн).

С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: