Return intitle все публикации пользователя предыдущая. Используем малоизвестные функции Google, чтобы найти сокрытое. Декларативное управление транзакциями

У всех, кто впервые сталкивается с MODx Evolution, очень часто возникают подобные вопросы: как вывести дату создания документа, как вывести автора документа, как вывести заголовок родителя и т.д. и т.п. Согласитесь, не для всех это может оказаться элементарным на первых шагах изучения MODx. А сколько было потрачено нервов и времени в бесплодных попытках найти нужный ответ! И не всегда даже найденный ответ бывает очевиден и понятен. Хватит! Настало время дать сразу все ответы на все вопросы. Ну в меру собственных сил и знаний, конечно. В этой статье я буду собирать все подобные вопросы и стараться дать максимально подробный ответ, конечно же все это будет сопровождаться готовыми рабочими примерами, которые каждый сможет применить на практике.

Автор не считает себя великим гуру, поэтому, в подготовке этой статьи рассчитывает на помощь читателей. Присылайте свои вопросы и найденные решения, комментируйте и предлагайте альтернативные подходы, критикуйте и становитесь соавторами этой подборки.

Спрашивали? Отвечаем!

Сниппеты можно вызывать двумя способами:

[[НазваниеСниппета]] - кэшируемый вызов сниппета
[!НазваниеСниппета!] - некэшируемый вызов сниппета

Если вызов основного сниппета некэшируемый, то в шаблоне сниппет обязательно должен быть кэшируемым. Более того, чтобы избежать проблем с выводом сниппетов (например с постраничным разбиением), основной сниппет желательно всегда делать некэшируемым.

К примеру, имеем некэшируемый вызов Ditto :

[!Ditto? &startID=`10` &tpl=`ditto_tpl`!]

у которого в шаблоне ditto_tpl надо вызвать сниппет Wayfinder :


[`]]

Расширим задачу, сформулировав вопрос так: Как вообще выводить даты? Т.е. это может быть любая дата, как в шаблоне для Ditto так и на странице самого документа.

а) Задача: вывести дату создания документа в ленте новостей

Для вывода даты нам потребуется вставить в шаблон news_tpl в месте вывода этой даты специальный плэйсхолдер Ditto - [+date+] - он выводит дату в установленном формате (которую мы зададим позже, при вызове Ditto). По умолчанию используется значение createdon (дата создания документа). Может принимать значения: editedon (дата последнего редактирования) и pub_date (дата публикации документа).

Создаем чанк news_tpl :


[+date+] | [+longtitle+]

[+introtext+]


Для того, чтобы задать параметр из которого Ditto будет брать значение даты используем &dateSource=`editedon` . Для того чтобы задать формат даты, используем &dateFormat=`%d.%m.%Y` , где значением выступает любой валидный формат времени, который соответствует правилам функции PHP - strftime:

Символы для обозначения формата времени функции strftime
%a сокращенное название дня недели в текущей локали Пн
%A полное название дня недели в текущей локали 18.03.2019
%b сокращенное название месяца недели в текущей локали 18.03.2019
%B полное название месяца недели в текущей локали Март
%c предпочтительный формат даты и времени в текущей локали 18.03.2019
%C столетие (год, деленный на 100 и огругленный до целого, от 00 до 99) 18.03.2019
%d день месяца в виде десятичного числа (от 01 до 31) 18.03.2019
%D аналогично %m/%d/%y 18.03.2019
%e день месяца в виде десятичного числа, если это одна цифра, то перед ней добавляется пробел (от " 1" до "31") 18.03.2019
%g подобно %G, но без столетия. 18.03.2019
%G Год, 4-значное число, соответствующее номеру недели по ISO (см. %V). Аналогично %Y, за исключением того, что если номер недели по ISO соответствует предыдущему или следующему году, используется соответствующий год. 2019
%h аналогично %b мар
%H номер часа от 00 до 23 18.03.2019
%I номер часа от 01 до 12 18.03.2019
%j номер дня в году (от 001 до 366) 077
%m номер месяца (от 01 до 12) 18.03.2019
%M минуты 18.03.2019
%n символ "\n" 18.03.2019
%p `am" или `pm", или соответствующие строки в текущей локали 18.03.2019
%r время в формате a.m. или p.m. 18.03.2019
%R время в 24-часовом формате 18.03.2019
%S секунды 18.03.2019
%t символ табуляции ("\t") 18.03.2019
%T текущее время, аналогично %H:%M:%S 18.03.2019
%u номер дня недели от 1 до 7, где 1 соответствует понедельнику 18.03.2019
%U порядковый номер недели в текущем году. Первым днем первой недели в году считается первое воскресенье года. 18.03.2019
%V Порядковый номер недели в году по стандарту ISO 8601:1988 от 01 до 53, где 1 соответствует первой неделе в году, в которой как минимум 4 дня принадлежат этому году. Первым днем недели считается понедельник. (Используйте %G or %g для определения соответствующего года) 12
%W порядковый номер недели в текущем году. Первым днем первой недели в году считается первый понедельник года. 18.03.2019
%w номер дня недели, 0 соответствует воскресенью 18.03.2019
%x предпочтительный формат даты без времени в текущей локали 18.03.2019
%X предпочтительный формат времени без даты в текущей локали 18.03.2019
%y год без столетия (от 00 до 99) 18.03.2019
%Y год, включая столетие 18.03.2019
%Z временная зона в виде смещения, аббривеатуры или полного наименования 18.03.2019
%% символ `%" 18.03.2019

Примеры вызова Ditto с разными значениями даты:

[!Ditto? &startID=`10` &tpl=`news_tpl` &dateSource=`createdon` &dateFormat=`%d.%m.%Y` &display=`5`!] // дата создания документа
[!Ditto? &startID=`10` &tpl=`news_tpl` &dateSource=`editedon` &dateFormat=`%d.%m.%Y` &display=`5`!] // дата последного редактирования документа
[!Ditto? &startID=`10` &tpl=`news_tpl` &dateSource=`pub_date` &dateFormat=`%d.%m.%Y` &display=`5`!] // дата публикации документа

б) Задача: вывести дату на странице самой новости

Казалось бы, чего проще? Меняем в чанке news_tpl все + на * и нужный чанк готов. Но в MODx нет специального тега [*date*], поэтому, вместо него придется использовать [*createdon*] , [*editedon*] или [*pub_date*] .

Для начала пробуем [*createdon*] или [*editedon*] и получаем вместо даты что-то типа этого:

1318407717

Почему же так получилось? Потому что, любое время в БД записывается в виде Unix Timestamp — количество секунд от 1 января 1970 года до текущего момента. Зачем же такое придумали? Ну, например, для того, чтобы была возможность оперировать датой в независимости от ее формата. На самом деле, это будет легко перевести в нужный нам формат, но об этом чуть позже.

Берем следующий параметр [*pub_date*] и получаем:

Ну а тут то что не так, спросите вы? Оказывается, по-умолчанию параметр pub_date не устанавливается, поэтому его значение равно 0 и попытка его вывести выдаст 0 или 01.01.1970. Чтобы избежать этого, придется параметр pub_date делать обязательным к заполнению или установить ему значение по умолчанию. В этом нам поможет ManagerManager . Но даже если параметр будет заполнен, на выходе мы вновь увидим количество секунд, прошедших с 01.01.1970.

Решение 1. На помощь придет PHx , только прежде чем его устанавливать, ознакомьтесь с возможными проблемами. При установленном PHx вывод даты можно сделать таким образом:

[*createdon:date=`%d.%m.%Y`*] // дата создания документа
[*editedon:date=`%d.%m.%Y`*] // дата последнего редактирования документа
[*pub_date:date=`%d.%m.%Y`*] // дата публикации документа

Кстати, PHx можно использовать и в шаблоне Ditto, вставив вместо плэйсхолдера [+date+] один из этих плэйсхолдеров:

[+createdon:date=`%d.%m.%Y`+] // дата создания документа
[+editedon:date=`%d.%m.%Y`+] // дата последнего редактирования документа
[+pub_date:date=`%d.%m.%Y`+] // дата публикации документа

В этом слачае, при вызове Ditto параметры &dateSource и &dateFormat не нужны.

Решение 2. Для вывода даты в нужном формате можно воспользоваться сниппетом. Создаем новый сниппет, назовем его, к примеру, DateFormat , и помещаем в него следующий код:

setlocale(LC_ALL, "ru_RU.UTF-8");

if ($val == "") $val=time();
if ($format == "") $format = "%d.%m.%Y";
return strftime($format, $val);
?>

В том месте, где нам необходимо вывести дату, помещаем такой вызов этого сниппета:

[!DateFormat? &val=`[*createdon*]` &format=`%d.%m.%Y`!]

В параметре &val мы задаем значение для даты, а в параметре &format нужный формат. Сниппет может применяться как на странице новости, так и в шаблоне для Dito, не забудьте, если Ditto вызывается некэшируемым, то в его шаблоне сниппет должен вызываться как кэшируемый.

Если вызвать сниппет вообще без параметров:

[!DateFormat!]

то он выведет текущую дату в формате заданном по умолчанию: "%d.%m.%Y", этот формат можно поменять в коде сниппета.

Вот пример, где это может пригодиться: Необходимо отсортировать горящие туры по дате вылета. Дата вылета задается в TV-параметре data_toura с типом ввода Date. При этом, эта дата должна быть выведена в ленте горящих туров и на странице самого тура в формате %d-%m-%Y.

Для того, чтобы можно было отсортировать туры в ленте горящих туров, которая выводится с помощью снипета Ditto, мы будем использовать параметр &orderBy=`data_toura ASC` . Для того, чтобы сортировка у нас получилась правильная, необходимо задать параметру data_toura значение в формате количества секунд, прошедших с 1 января 1970 года. Для этого нам необходимо установить у этого параметра значение Визуальный компонент как Unixtime :

Для отображения этой даты в шаблоне Ditto и на странице тура будем использовать PHx или сниппет DateFormat из предыдущей статьи:

[!DateFormat? &val=`[*data_toura*]` &format=`%d-%m-%Y`!] // на странице тура
[` &format=`%d-%m-%Y`]] // в шаблоне Ditto

Создаём сниппет convertDate и вставляем в него такой код:

$MyDate= (isset($MyDate)) ? $MyDate: $modx -> documentObject["MyDate"];
$type= (isset($type)) ? $type: $modx -> documentObject["type"];
$monthes = array("","января","февраля","марта","апреля","мая","июня","июля","августа","сентября","октября","ноября","декабря");
$day = date("j" ,$MyDate);
$month = $monthes;
$year = date("Y",$MyDate);

echo $day." ".$month." ".$year." года";
?>

Вызываем сниппет:

[!convertDate? &MyDate=`[*createdon*]`!] // в документе MODx
[`]] // в шаблоне Ditto

В качестве значения параметра &MyDate могут выступать createdon, editedon, pub_date, unpub_date и TV-параметр с типом ввода Date и визуальным компонентом Unixtime .

Решение 1. Для этой цели можно воспользоваться возможностями PHx , если он у вас установлен.

Логин того, кто создал документ, будет выводиться таким образом:

[*createdby:userinfo=`username`*] // в докуенте MODx
[+createdby:userinfo=`username`+] // в шаблоне Ditto

К примеру, если документ создал администратор, то выведется его логин admin.

Но для того, чтобы вывести не логин, а полное имя пользователя, которое указано в соответствующем поле в настройках пользователей, делаем так:

[*createdby:userinfo=`fullname`*]

В этом случае выведется Default admin account - это значение полного имени администратора по умолчанию. Чтобы вывелось Администратор или как-то иначе, необходимо заменить его полное имя в Пользователи >> Управление менеджерами .

Для вывода E-mail пользователя:

[*createdby:userinfo=`email`*]

Решение 2. Плагин PHx можно заменить простым сниппетом. Создадим новый сниппет UserInfo с таким кодом:

/*
* UserInfo - сниппет для получения данных пользователя
*/
$output = "";
$userinfo = $modx->getUserInfo($id); //Используем Id пользователя для получения массива с данными пользователя
$out1 = $userinfo["fullname"]; // Получаем полное имя пользователя
$out2 = $userinfo["phone"]; // Получаем телефон пользователя
$out3 = $userinfo["email"]; // Получаем электронный адрес пользователя
$output = "Автор: " . $out1 . " Телефон: " . $out2 . " E-mail: " . $out3;
return $output;
?>

В шаблоне помещаем такой вызов сниппета:

[!UserInfo? &id=`[*createdby*]`!]

&id=`[*createdby*]` - передаем в наш сниппет ID пользователя, создавшего документ. С помощью параметра editedby можно передать ID пользователя, редактировавшего документ.

С помощью этого сниппета можно выводить любые данные пользователя из таблицы user_attributes. Описание getUserInfo .

Решение 1. Вновь расширим задачу: Как вообще выводить параметры родительского документа?

Вывести ID родительского документа мы можем с помощью специального тега MODx:

[*parent*] // в документе MODx
[+parent+] // а шаблоне Ditto

Чтобы вывести заголовок родительского документа, применяем PHx:

[*id:parent=`pagetitle`*] // в документе MODx
[+id:parent=`pagetitle`+] // а шаблоне Ditto

Чтобы вывести ID родителя родителя, т.е. дедушки:

[*parent:parent=`id`*] // в документе MODx
[+parent:parent=`id`+] // а шаблоне Ditto

Чтобы вывести заголовок прадедушки:

[*parent:parent=`id`:parent=`pagetitle`*] // в документе MODx
[+parent:parent=`id`:parent=`pagetitle`+] // а шаблоне Ditto

[*parent:parent=`id`:parent=`id`:parent=`pagetitle`*] // в документе MODx
[+parent:parent=`id`:parent=`id`:parent=`pagetitle`+] // а шаблоне Ditto

Таким образом можно получать не только id или заголовок, а и любой другой параметр, например расширенный заголовок родителя:

[*id:parent=`longtitle`*] // в документе MODx
[+id:parent=`longtitle`+] // а шаблоне Ditto

Решение 2. Если по каким-то причинам вы не можете использовать PHx, на помощь придет сниппет getField .

Скачайте и установите сниппет, как это описано в документации . Чтобы получить заголовок родительского документа, сниппет надо вызвать с такими параметрами:

[!GetField? &parent=`0` &field=`pagetitle`!]

При parent=0 будет использоваться родительский документ. В качестве значения параметра field можно указывать любое поле документа или TV-параметр.

Чтобы получить заголовок или другое поле "дедушки", используются следующие параметры:

[!GetField? &parent=`1` &parentLevel=`2` &field=`pagetitle`!]

При parent=1 используется корневой каталог. Параметр parentLevel определяет глубину вложенности от текущего документа до корневого каталога: 0 - корневой документ, 1 - родитель, 2 - дедушка, 3 - прадедушка и т.д.

Этот сниппет позволяет выводить любой параметр любого документа. С помощью параметра docid можно задать ID интересующего документа, а с помощью параметра field необходимое поле или TV-параметр:

[!GetField? &docid=`25` &field=`pagetitle`!]

К примеру, выводим ленту новостей и необходимо, чтобы длина заголовка не превышала 200 символов, при этом, надо чтобы слова не обрезались и в конце строки появлялись три точки.

Для этих целей используем сниппет truncate . Код сниппета:

$lenf = $len;

//Заменяет символы перевода строки на HTML тег
$order = array("\r\n", "\n", "\r");
$replace = "
";
$what = str_replace($order, $replace, $text);

if (strlen($what) > $lenf) {
$what = preg_replace("/^(.{" . $lenf . ",}?).*$/is", "$1", $what) . "...";
}
return $what;
?>

Вызов сниппета будет таким:

[!truncate? &text=[*pagetitle*] &len=200!] // в документе MODx
[ &len=200]] // а шаблоне Ditto

Сниппет обрежет текст до определенного количества символов не обрезая слова и добавит в конце три точки.

Придется отредактировать файл assets/snippets/ditto/formats/rss.format.inc.php
На 80 строчке есть такая запись:

$GLOBALS["dateSource"] = isset($dateSource) ? $dateSource: "createdon";
// date type to display (values can be createdon, pub_date, editedon)

// set tpl rss placeholders
$placeholders["rss_date"] = array($GLOBALS["dateSource"],"rss_date");

Т.е. по умолчанию используется createdon . Надо заменить на pub_date , т.е.:

$GLOBALS["dateSource"] = isset($dateSource) ? $dateSource: "pub_date";

Если у вас псевдонимы генерируются автоматически с помощью плагина TransAlias, то такие знаки препинания, как "!", ":", "," и т.д. автоматически появятся и в вашем псевдониме, если они присутствуют в заголовке. Но если запятая или восклицательный знак не влияют на работоспособность псевдонима, тем не менее, их присутствие вряд ли его украсит. К счастью, это легко исправляется.

В настройках TransAlias достаточно выбрать в параметре Restrict alias to значение lowercase alphanumeric и псевдонимы будут генерироваться правильно, т.е. без лишних знаков препинания.

Для этого воспользуемся сниппетом ChildCounter (сниппет найден ):

$docid = isset($docid) ? intval($docid) : $modx->documentIdentifier;
$depth = isset($depth) ? intval($depth) : 0;
$isfolder = isset($isfolder) ? intval($isfolder): 0;
$tpl = isset($tpl) ? $tpl: -1;
$published = isset($published) ? intval($published): 1;
$davailable = $modx->getChildIds($docid, $depth);

if ($davailable){
$where = ($tpl > 0) ? "template=".$tpl: "isfolder=".$isfolder;
$dcount = $modx->getDocuments($davailable, $published, 0, "id", $where);
return count($dcount);
}
return 0;
?>

Параметры сниппета ChildCounter :

&dicId - ID сканируемой папки

&depth - глубина сканирования
&isfolder - Если 1 - вернёт количество папок, если 0 - количество документов НЕ папок. Значения 0 или 1. По умолчанию 0.
&published - Если 0 - вернёт количество неопубликованных документов, если 1 - количество опубликованных документов. Значения 0 или 1. По умолчанию 1.

&tpl - если указан, то возвращает количество документов с шаблоном id которого равен &tpl

Пример использования:

[]

AlterTitle выводит pagetitle если не заполнен longtitle .

Пример использования:

[`]]

&id=`[*id*]` - передаем в сниппет ID ресурса, в котором вызываем сниппет. Фактически, этот сниппет можно использовать и для вывода заголовка родителя, передав [*parent*].

Пример 2.

Аналогичную конструкцию можем применять и для других параметров. Например, у нас есть параметр foto у шаблона Новости , в котором содержится картинка для новостей, но не у всех новостей будут картинки. И если у новости нет картинки, нам необходимо вывести картинку "заглушку". Я поступил следующим образом, создал еще один параметр nofoto тип ввода Image и назначил его шаблону Новости . В значении по умолчанию указал путь к картинке "заглушке". С помощью плагина ManagerManager спрятал этот параметр от всех пользователей:

Mm_hideFields("nofoto"); где

&directOutput=`1` - выводим результат работы сниппета напрямую, без использования плэйсхолдеров

После встречи очередного нового года и длинных и запойных выходных, вы возвращаетесь к работе и обнаруживаете, что у всех ваших сайтов надо обновлять год в копирайте. А почему бы не автоматизировать сей процесс? Подобная идея уже приходила в голову не только мне, поэтому я довольно быстро нашел готовое решение в пару строчек и немного его модифицировал.

Создайте новый сниппет (название не так важно, ну пусть будет copyright ) с таким кодом:

$copyfrom = (isset($copyfrom)) ? $copyfrom: "2012";
$copyholder = (isset($copyholder)) ? $copyholder: " [(site_name)]";
if (date("Y") != $copyfrom) { $copytill = " - " . date("Y"); }
$copyright = " " . $copyfrom . $copytill . $copyholder;
return $copyright;
?>

Пример вызова:

[]

[]

©holder=`Иван Иванович Иванов.` - обладатель авторских прав. По умолчанию - название сайта.

  • Блог компании Фонд развития интернет-инициатив
    • Перевод

    User story является неотъемлемой частью гибких методик разработки. С помощью нее можно разбить свою работу на серию задач, выполнение каждой из которых привносит ощутимую ценность в процесс реализации проекта. Все эти задачи можно обсуждать и распределять по важности независимо друг от друга.

    User story или «пользовательские истории/пожелания пользователя» являются методикой, опирающейся на другие практики agile, включая принципы непрерывной поставки и непосредственного общения с пользователями. Недостаточно просто понять, каким будет ваш пользователь; реальный пользователь вашей системы должен находиться рядом с командой на протяжении длительного времени.


    User story вкратце описывает:

    • человека, использующего систему (заказчик);
    • то, что должно содержаться в данной системе (примечание);
    • то, для чего она нужна пользователю (цель).
    User story может быть добавлена к бэклогу проекта на любом этапе спринта любым членом команды. Владелец проекта решает, как координировать и приоритезировать пожелания пользователя, и подбирает их вначале каждого цикла спринта.

    Обсудите историю перед планированием этапов с:

    • соответствующими членами команды;
    • экспертами по данному вопросу;
    • заинтересованными сторонами.

    Карточки пожеланий пользователя

    Пожелание пользователя представляет собой карточку с заголовком и несколькими строчками текста. Ваши карточки могут быть как виртуальными, так и материальными. При разработке крупного продукта/системы храните их в цифровом формате, а затем оформляйте материальные карточки в рамках планирования спринта.

    При оформлении карточки с пожеланием пользователя убедитесь, что оно (пожелание) хорошо сформулировано. Не пропускайте часть, в которой объясняется необходимость создания данного элемента системы только потому, что это может вызвать у вас трудности.

    Вы можете выработать список критериев приемки при выполнении пользовательских требований к системе. Он должен стать напоминанием к тому, чтобы протестировать или проверить определенные вещи, которые могут быть затронуты при обсуждении. Но не нужно ориентироваться на него при определении объемов работ на основании user story.

    Если пожелание слишком объемное, разбейте его на более мелкие части, так как при таком подходе возрастает шанс, что в результате получится готовый к последующему использованию код.

    Структура

    Карточка составляется по стандартной схеме:
    • заголовок;
    • заказчик (actor, актер);
    • примечание;
    • цель.
    Она не отражает каждую мелочь, но вы должны детально обсудить пользовательскую историю в подходящее для команды время.

    Движение «от цели»
    Создание полезных программных систем трудоёмко, поэтому вы должны быть уверены, что решаете правильную проблему. В гибких методологиях применяют подход «от обратного» – что пытается получить пользователь системы на выходе? Если вы углубитесь в решение данного вопроса без достаточного понимания ваших пользователей, вы рискуете решить не ту проблему или найти решение, которое на самом деле не подходит вашим пользователям в реальной жизни. Поэтому самой важной частью user story является её цель.
    Цель
    Понимание целей поможет вам при решении вопроса о том, выполнили ли вы требования пользователя, иными словами, соответствует ли проделанная вами работа цели, стоящей перед пользователем?

    При написании user story с вашей командой разработчиков всегда начинайте с обдумывания и обсуждения целей вашего пользователя:

    • почему он хочет использовать эту систему?
    • чего он пытается достичь?
    • что заставило его искать ваш сервис?
    • в каких условиях он использует её: дома/на работе/по телефону/во время ухода за ребенком?
    • как часто он пользуется ей?
    Сюзанна и Джеймс Робертсон дают отличный совет по этому поводу в третьем издании книги «Mastering the Requirements Process».
    Заказчик (актер)
    Подробное описание заказчика (актера) поможет вам разбить процесс построения взаимодействия на логически связанные отрезки.
    Иногда заказчик будет пользователем вашей системы, в других случаях – администратором, техником или менеджером вашей организации.
    Убедитесь, что вы достаточно хорошо знаете своих пользователей на основании уже проделанной работы или проведенных ранее исследований. Если это не так, найдите время расширить свое понимание пользователей.
    Примечания
    Используйте их как блок передачи информации об основом типе взаимодействия, которое должно рассматриваться как часть пользовательского опыта. Помните, что карточка не должна отражать каждую деталь этого взаимодействия.
    Общение с пользователем напрямую
    Agile-команды предпочитают общение лицом к лицу подробной документации.

    Разговор лицом к лицу:

    • быстрее;
    • точнее, чем написанная документация;
    • позволяет разработчикам выстроить детальную модель целей пользователя, рабочих процессов, ограничений и многих вопросов, которые должны быть приняты во внимание при разработке ПО.
    Карточка – это всего лишь шаблон, гарантия, что разговор состоится в подходящее время. Воспользуйтесь карточками и несколькими вариантами для завязки разговора, чтобы оценить, сколько времени вам понадобится, чтобы завершить работу над составлением user story и поместить её в бэклог проекта.

    Когда начнется непосредственно разработка, пообщайтесь с пользователями или их представителями на предмет уточнения деталей требований. User story – это обобщение всех разговоров, набросков и диаграмм – не просто карточка. Необязательно записывать и хранить все разговоры, но нужно правильно интерпретировать их в автоматизированные тесты или работающий код.

    Использование пользовательских историй на этом этапе позволит избежать «информационной перегрузки» – болезненного состояния, при котором пытаешься угадать детали какой-либо цели из далекого будущего.

    Критерии приемки для user story

    Критерии приемки помогают, в частности, понять, выполнено ли пожелание пользователя. Они сопровождают общение между разработчиком и пользователем или его представителем и оцениваются до начала разработки. Фиксируйте их на оборотной части карточки только в том случае, если, по мнению команды, они содержат соображения пользователя, о которых в дальнейшем могут забыть. Иногда написание критериев приемки на карточке полезно, если пользователь или представитель пользователя оказывается недоступен, и его некому подменить для проведения личной встречи.

    Истории «работают» только для agile-команд

    Успех user story зависит от регулярного общения напрямую между разработчиками и пользователями или его представителями. Ваш сервис-менеджер и другие представители пользователя должны быть доступны для общения с разработчикам каждый день, и иметь достаточно времени, чтобы обдумать ваши вопросы и ответить на них. Не стоит недооценивать то, как много времени может отнимать эта работа!

    Откуда берутся пожелания пользователя

    Пожелания могут поступать из многих мест, но наиболее распространённые источники включают в себя:
    1. Воркшопы по написанию user story (чаще всего происходят на начальном этапе проекта); команда разработчиков и заинтересованные стороны собираются, чтобы обозначить пожелания пользователей.
    2. Интервью с реальными пользователями – в идеале, вы должны найти несколько пользователей, к которым команда разработчиков будет иметь постоянный доступ.
    3. Представители пользователя в составе вашей команды – это может быть сервис-менеджер или владелец продукта.
    4. Наблюдение – посмотрите, как реальные пользователи работают в вашей системе.
    Мы обсудили данный материал с рядом стартапов 4-го набора Акселератора ФРИИ [ближайший День открытых дверей Акселератора состоится в следующий четверг 12-го февраля 2015 г. ]:

    1. Используете ли вы user story? К каким источникам вы обращаетесь при составлении user story?

    Писали еще до проектирования новой версии сайта и сделали, как мне кажется, одну большую ошибку. Не пообщались с достаточным количеством потенциальных пользователей до создания историй. В итоге получили истории исходя из своих предположений, которые разнились с реальными потребностями и могли увести проект не в ту сторону.


    Cкорее нет, чем да. Мы сначала разработали продукт и уже потом общались с пользователями. Да, мы вносили определённые изменения в контент, основываясь на отзывах, но никогда не ставили себе целью полностью основывать «таски» на user story.


    Термин user story мы никогда не использовали, но по факту отвечали на вопросы «Кто наш клиент?», «Как он использует наш сервис?» и «Почему ему нужен наш сервис?». Информацию получали из заявок клиентов, которые поступают к нам на сайт, и из личного общения с теми клиентами, кто заказал и кто не заказал наши услуги (услуги переводчиков).


    Александр Грицай, CEO, Forecast NOW!

    Мы используем методику выявления потребностей клиентов с помощью обратной связи, опросов, живого общения (у нас непростой B2B-продукт, и число клиентов измеряется десятками), ранжируем их, выделяем на спринт приоритетные по критериям полезности для текущих и будущих пользователей, раз в месяц выпускаем обновление.


    Ольга Книга, со-основатель и CEO, Merku.ru

    Мы используем их, как и любой инструмент - тогда, когда это необходимо. В первую очередь, при проектировании посадочной страницы и новых функций продукта.


    Согласны ли вы с утверждением, что методика user story подходит только для agile-команд?

    Александр Богомолов, экс-проектный менеджер, ПоискСтроек

    Не очень понял вопроса – чем мешает создание историй любой команде? Да – в проектах с жестким ТЗ истории не очень нужны на первый взгляд, но они помогают превратить такую разработку в более осмысленную. Помогают понять, зачем вообще реализуется та или иная функция.


    Леонид Тощев, технический директор, Datamonkey

    Сейчас понятие agile настолько размылось– мне кажется, нет таких компаний, которые не agile. Соответственно, user story могут использоваться всеми.


    Мария Теркина, со-основатель и CEO, Глоберлэнд

    Думаю, user story вписывается в agile-подход, но может использоваться и в других подходах к разработке.


    Мария Подоляк, со-основатель Gagarin Labs

    Подход к проектированию функционала продукта или интерфейса при помощи user stories – это же изначально не разработка Agile. Так называемые use cases (юс кейсы, примеры использования) существуют давно в практике разработки технических заданий. Подход такой же, немного был видоизменен под нужды Agile.

    В частных разговорах двух менеджеров продуктов можно услышать: «О, мы начали делать новый продукт для распознавания цвета кошек на фотографиях!» В ответ можно услышать: «Давай юс кейс». Мы разговариваем пользовательскими историями, ведь только так можно понять, какая «боль пользователя» решается, какой инновационный или кардинально иной способ решения проблемы используется, как это происходит на уровне функционала. История помогает «примерить» решение на себя.

    User stories используются и при проектировании интерфейсов. С этим подходом я познакомилась в Школе проектирования интерфейсов. Мы рисовали портрет пользователя (еще их иногда персонами называют), писали сценарий истории, дальше мы вырезали из бумаги интерфейс для того, чтобы разыграть сценарий или историю (так происходило тестирование гипотезы).

    В ноябре я попробовала применить такой же подход для проектирования контент-стратегии компании или продукта на семинаре в Школе интернет-маркетинга в Нижнем Новгороде. И прекрасно получилось. Так что подход применим ко всему в продукте: функционалу, интерфейсу, маркетингу и т.д. Заставляет думать «головой пользователя», понимать его проблему, а не опускаться в галлюцинации.
    Так что Agile ничего нового не сделал, просто адаптировал существующий подход под свои нужды. Добавить метки

    В Hibernate работа с БД осуществляется через объект типа org.hibernate.Session .
    Выдержка из документации:
    The main runtime interface between a Java application and Hibernate. This is the central API class abstracting the notion of a persistence service.
    The lifecycle of a Session is bounded by the beginning and end of a logical transaction. (Long transactions might span several database transactions.)
    The main function of the Session is to offer create, read and delete operations for instances of mapped entity classes.

    Интерфейс org.hibernate.Session является мостом между приложением и Hibernate. С помощью сессий выполняются все CRUD-операции с объектами-сущностями . Объект типа Session получают из экземпляра типа org.hibernate.SessionFactory , который должен присутствовать в приложении в виде singleton .
    3). Состояния объектов
    Объект-сущность может находиться в одном из 3-х состояний (статусов):
    • transient object . Объекты в данном статусе - это заполненные экземпляры классов-сущностей. Могут быть сохранены в БД. Не присоединены к сессии. Поле Id не должно быть заполнено, иначе объект имеет статус detached ;
    • persistent object . Объект в данном статусе - так называемая хранимая сущность, которая присоединена к конкретной сессии. Только в этом статусе объект взаимодействует с базой данных. При работе с объектом данного типа в рамках транзакции все изменения объекта записываются в базу;
    • detached object . Объект в данном статусе - это объект, отсоединённый от сессии, может существовать или не существовать в БД.
    Любой объект-сущность можно переводить из одного статуса в другой. Для этого в интерфейсе Session существуют следующие методы:
    • persist(Object) - преобразует объект из transient в persistent , то есть присоединяет к сессии и сохраняет в БД. Однако, если мы присвоим значение полю Id объекта, то получим PersistentObjectException - Hibernate посчитает, что объект detached , т. е. существует в БД. При сохранении метод persist() сразу выполняет insert , не делая select .
    • merge(Object) - преобразует объект из transient или detached в persistent . Если из transient , то работает аналогично persist() (генерирует для объекта новый Id , даже если он задан), если из detached - загружает объект из БД, присоединяет к сессии, а при сохранении выполняет запрос update
    • replicate(Object, ReplicationMode) - преобразует объект из detached в persistent , при этом у объекта обязательно должен быть заранее установлен Id . Данный метод предназначен для сохранения в БД объекта с заданным Id , чего не позволяют сделать persist() и merge() . Если объект с данным Id уже существует в БД, то поведение определяется согласно правилу из перечисления org.hibernate.ReplicationMode :
      ReplicationMode.IGNORE - ничего не меняется в базе.
      ReplicationMode.OVERWRITE - объект сохраняется в базу вместо существующего.
      ReplicationMode.LATEST_VERSION - в базе сохраняется объект с последней версией.
      ReplicationMode.EXCEPTION - генерирует исключение.
    • delete(Object) - удаляет объект из БД, иными словами, преобразует persistent в transient . Object может быть в любом статусе, главное, чтобы был установлен Id .
    • save(Object) - сохраняет объект в БД, генерируя новый Id , даже если он установлен. Object может быть в статусе transient или detached
    • update(Object) - обновляет объект в БД, преобразуя его в persistent (Object в статусе detached )
    • saveOrUpdate(Object) - вызывает save() или update()
    • refresh(Object) - обновляет detached -объект, выполнив select к БД, и преобразует его в persistent
    • get(Object.class, id) - получает из БД объект класса-сущности с определённым Id в статусе persistent
    Объект Session кэширует у себя загруженные объекты; при загрузке объекта из БД в первую очередь проверяется кэш. Для того, чтобы удалить объект из кэша и отсоединить от сессии, используется session.evict(Object) . Метод session.clear() применит evict() ко всем объектам в сессии.

    А теперь обратим внимание на аннотации @OneToMany и @ManyToOne в классах-сущностях. Параметр fetch в @OneToMany обозначает, когда загружать дочерние объекты. Может иметь одно из двух значений, указанных в перечислении javax.persistence.FetchType :

    FetchType.EAGER - загружать коллекцию дочерних объектов сразу же, при загрузке родительских объектов.
    FetchType.LAZY - загружать коллекцию дочерних объектов при первом обращении к ней (вызове get ) - так называемая отложенная загрузка.

    Параметр cascade обозначает, какие из методов интерфейса Session будут распространяться каскадно к ассоциированным сущностям. Например, в классе-сущности User для коллекции tasks укажем:

    @OneToMany(fetch = FetchType.LAZY, mappedBy = "user", cascade = {CascadeType.PERSIST, CascadeType.MERGE}) public List
    Тогда при выполнении session.persist(user) или session.merge(user) операции persist или merge будут применены ко всем объектам из tasks . Аналогично для остальных операций из перечисления javax.persistence.CascadeType . CascadeType.ALL применяет все операции из перечисления. Необходимо правильно настроить CascadeType , дабы не подгружать из базы кучу лишних ассоциированных объектов-сущностей.

    4). Извлечение объектов из БД
    Приведём простой пример:

    @Autowired private SessionFactory sessionFactory public void getTasks(Long userId) { ... Session session = sessionFactory.openSession(); User user = (User) session.load(User.class, userId); Session session = sessionFactory.openSession(); List tasksList = user.getTasks(); ... }
    Вместо метода session.get() можно использовать session.load() . Метод session.load() возвращает так называемый proxy-object . Proxy-object - это объект-посредник, через который мы можем взаимодействовать с реальным объектом в БД. Он расширяет функционал объекта-сущности. Взаимодействие с proxy-object полностью аналогично взаимодействию с объектом-сущностью. Proxy-object отличается от объекта-сущности тем, что при создании proxy-object не выполняется ни одного запроса к БД, т. е. Hibernate просто верит нам, что объект с данным Id существует в БД. Однако первый вызванный get или set у proxy-object сразу инициирует запрос select , и если объекта с данным Id нет в базе, то мы получим ObjectNotFoundException . Основное предназначение proxy-object - реализация отложенной загрузки.

    Вызов user.getTasks() инициирует загрузку задач юзера из БД, так как в классе User для tasks установлен FetchType.LAZY .

    LazyInitializationException
    С параметром FetchType.LAZY нужно быть аккуратнее. Иногда при загрузке ассоциированных сущностей мы можем поймать исключение LazyInitializationException . В вышеуказанном коде во время вызова user.getTasks() user должен быть либо в статусе persistent , либо proxy .

    Также LazyInitializationException может вызвать небольшое изменение в нашем коде:

    Public List getTasks(Long userId) { ... Session session = sessionFactory.openSession(); User user = (User) session.load(User.class, userId); List tasksList = user.getTasks(); session.close(); return tasksList; }
    Здесь теоретически всё верно. Но при попытке обращения к tasksList мы МОЖЕМ получить LazyInitializationException . Но в дебагере данный код отрабатывает верно. Почему? Потому, что user.getTasks() только возвращает ссылку на коллекцию, но не ждёт её загрузки. Не подождав, пока загрузятся данные, мы закрыли сессию. Выход - выполнять в транзакции, т. е.:

    Public List getTasks(Long userId) { ... User user = (User) session.load(User.class, userId); Session session = sessionFactory.openSession(); session.beginTransaction(); List tasksList = user.getTasks(); session.getTransaction().commit(); return tasksList; }

    Выборка с условиями
    А теперь приведём несколько простых примеров выборки данных с условиями. Для этого в Hibernate используются объекты типа org.hibernate.Criteria :

    Public List getUser(String login) { ... Session session = sessionFactory.openSession(); Criteria userCriteria = session.createCriteria(User.class); userCriteria.add(Restrictions.eq("login", login)); user = (User) userCriteria.uniqueResult(); session.close(); ... }
    Здесь понятно, что мы выполняем select * from user where login="login" . В метод add мы передаём объект типа Criterion , представляющий определённый критерий выборки. Класс org.hibernate.criterion.Restrictions предоставляет множество различных видов критериев. Параметр «login» обозначает название свойства класса-сущности, а не поля в таблице БД.
    Приведём ещё пару примеров:

    А).
    public List getTasksByName(String name) { ... session = sessionFactory.openSession(); Criteria criteria = session.createCriteria(Task.class); List tasks = criteria.add(Restrictions.like("name", name, MatchMode.ANYWHERE)).list(); ... }
    Здесь мы выбираем по содержимому свойства name класса-сущности Task . MatchMode.ANYWHERE означает, что нужно искать подстроку name в любом месте свойства «name» .

    Б).
    А здесь мы получаем 50 строк, начиная с 20-го номера в таблице.

    Public List getTasks() { ... Session session = sessionFactory.openSession(); Criteria criteria = session.createCriteria(Task.class); List tasks = criteria.setFirstResult(20).setMaxResults(50).list(); ... }

    5). Сохранение объектов
    Давайте разберём несколько способов сохранения объекта-сущности в базу данных.

    А). Создаём transient-object и сохраняем в базу:

    @Autowired private UserDao userDao; @Autowired private SessionFactory sessionFactory; public void saveUser(String login) { User user = userDao.getUserByLogin(login); Session session = sessionFactory.openSession(); session.openTransaction(); Task task = new Task(); task.setName("Задача 1"); task.setDefinition("Задача 1"); task.setTaskDate(new Date()); task.setUser(user); session.saveOrUpdate(task); session.flush(); session.getTransaction().commit(); return task.getTaskId(); }
    Отметим несколько нюансов. Во-первых, сохранение в БД можно производить только в рамках транзакции. Вызов session.openTransaction() открывает для данной сессии новую транзакцию, а session.getTransaction().commit() её выполняет. Во-вторых, в метод task.setUser(user) мы передаём user в статусе detached . Можно передать и в статусе persistent .

    Данный код выполнит (не считая получения user ) 2 запроса - и insert into task...
    Вместо saveOrUpdate() можно выполнить save() , persist() , merge() - будет также 2 запроса. Вызов session.flush() применяет все изменения к БД, но, если честно, этот вызов здесь бесполезен, так как ничего не сохраняется в БД до commit() , который сам вызовет flush() .

    Помним, что если мы внутри транзакции что-то изменим в загруженном из БД объекте статуса persistent или proxy-object , то выполнится запрос update . Если task должен ссылаться на нового user , то делаем так:

    User user = new User(); // Создаём transient-object user.setLogin("user"); user.setPassword("user"); ... task.setUser(user); session.saveOrUpdate(task); // Сохраняем
    Внимание: в классе Task для поля user должен быть установлен CascadeType.PERSIST , CascadeType.MERGE или CascadeType.ALL .

    Если мы имеем на руках userId существующего в БД юзера, то нам не обязательно загружать объект User из БД, делая лишний select . Так как мы не можем присвоить ID юзера непосредственно свойству класса Task , нам нужно создать объект класса User с единственно заполненными userId . Естественно, это не может быть transient-object , поэтому здесь следует воспользоваться известным нам proxy-объектом .

    Public void saveTask(Long userId, Task task) ... task.setUser((User) session.load(User.class, userId)); // Никакого запроса к БД не происходит session.saveOrUpdate(task); ...
    б). Добавляем объект в коллекцию дочерних объектов:

    Public Long saveUser(String login) { Session session = sessionFactory.openSession(); session.openTransaction(); user = (User) session.load(User.class, userId); Task task = new Task(); task.setName("Имя"); task.setUser(user); user.getTasks().add(task); session.getTransaction().commit(); return user.getUserId(); }
    В User для свойства tasks должен стоять CascadeType.ALL . Если стоит CascadeType.MERGE , то после user.getTasks().add(task) выполнить session.merge(user) . Данный код выполнит 3 запроса - select * from user , select nextval("task_task_id_seq") и insert into task

    6). Удаление объектов
    а). Можно удалить, создав transient-object :

    Public void deleteTask(Long taskId) { Session session = sessionFactory.openSession(); session.openTransaction(); Tasks task = new Tasks(); task.setTaskId(taskId); session.delete(task); session.getTransaction().commit(); }
    Данный код удалит только task . Однако, если task - объект типа proxy , persistent или detached и в классе Task для поля user действует CascadeType.REMOVE , то из базы удалится также ассоциированный user . Если удалять юзера не нужно, выполнить что? Правильно, task.setUser(null)

    Б). Можно удалить и таким способом:

    Public void deleteTask(Long userId, Long taskId) { User user = (User) session.load(User.class, userId); user.getTasks().removeIf((Task task) -> { if (task.getTaskId() == taskId) { task.setUser(null); return true; } else return false; }); }
    Данный код просто удаляет связь между task и user . Здесь мы применили новомодное лямбда-выражение . Объект task удалится из БД при одном условии - если изменить кое-что в классе-сущности User :

    @OneToMany(fetch = FetchType.LAZY, mappedBy = "user", cascade = CascadeType.ALL, orphanRemoval = true) public List getTasks() { return tasks; } public void setTasks(List tasks) { this.tasks = tasks; }
    Параметр orphanRemoval = true указывает, что все объекты Task , которые не имеют ссылки на User , должны быть удалены из БД.

    7). Декларативное управление транзакциями
    Для декларативного управления транзакциями мы будем использовать Spring Framework . Управление транзакциями осуществляется через менеджер транзакций. Вместо вызовов session.openTransaction() и session.commit() используется аннотация @Transactional . В конфигурации приложения должно присутствовать следующее:


    Здесь мы определили бин transactionManager , к которому привязан бин sessionFactory . Класс HibernateTransactionManager является реализацией общего интерфейса org.springframework.transaction.PlatformTransactionManager для SessionFactory библиотеки Hibernate. annotation-driven указывает менеджеру транзакций обрабатывать аннотацию @Transactional .

    Болтовня ничего не стоит. Покажите мне код. (Linus Torvalds)

    @Transactional(propagation = Propagation.REQUIRED, rollbackFor = {ObjectNotFoundException.class, ConstraintViolationException.class}) public Long saveTask(Long userId) { Session session = sessionFactory.getCurrentSession(); Tasks task = new Tasks(); task.setName("Задача 1"); task.setDefinition("Задача 1"); task.setTaskDate(new Date()); task.setUser((User) session.load(User.class, userId)); session.saveOrUpdate(task); return task.getTaskId(); }
    Аннотация @Transactional указывает, что метод должен выполняться в транзакции. Менеджер транзакций открывает новую транзакцию и создаёт для неё экземпляр Session , который доступен через sessionFactory.getCurrentSession() . Все методы, которые вызываются в методе с данной аннотацией, также имеют доступ к этой транзакции, потому что экземпляр Session является переменной потока (ThreadLocal). Вызов sessionFactory.openSession() откроет совсем другую сессию, которая не связана с транзакцией.

    Параметр rollbackFor указывает исключения, при выбросе которых должен быть произведён откат транзакции. Есть обратный параметр - noRollbackFor , указывающий, что все исключения, кроме перечисленных, приводят к откату транзакции.

    Параметр propagation самый интересный. Он указывает принцип распространения транзакции. Может принимать любое значение из перечисления org.springframework.transaction.annotation.Propagation . Приведём пример:

    @Autowired private SessionFactory sessionFactory; @Autowired private UserDao userDao; @Transactional(propagation = Propagation.REQUIRED, rollbackFor = {ConstraintViolationException.class}) public Long saveTask(Long userId) { Session session = sessionFactory.getCurrentSession(); User user = userDao.getUserByLogin("user1"); Tasks task = new Tasks(); task.setName("Задача 1"); ... task.setUser(user); session.saveOrUpdate(task); return task.getTaskId(); }
    Метод UserDao.getUserByLogin() также может быть помечен аннотацией @Transactional . И здесь параметр propagation определит поведение метода UserDao.getUserByLogin() относительно транзакции метода saveTask() :

    • Propagation.REQUIRED - выполняться в существующей транзакции, если она есть, иначе создавать новую.
    • Propagation.MANDATORY - выполняться в существующей транзакции, если она есть, иначе генерировать исключение.
    • Propagation.SUPPORTS - выполняться в существующей транзакции, если она есть, иначе выполняться вне транзакции.
    • Propagation.NOT_SUPPORTED - всегда выполняться вне транзакции. Если есть существующая, то она будет остановлена.
    • Propagation.REQUIRES_NEW - всегда выполняться в новой независимой транзакции. Если есть существующая, то она будет остановлена до окончания выполнения новой транзакции.
    • Propagation.NESTED - если есть текущая транзакция, выполняться в новой, так называемой, вложенной транзакции. Если вложенная транзакция будет отменена, то это не повлияет на внешнюю транзакцию; если будет отменена внешняя транзакция, то будет отменена и вложенная. Если текущей транзакции нет, то просто создаётся новая.
    • Propagation.NEVER - всегда выполнять вне транзакции, при наличии существующей генерировать исключение.
    Хороший материал о транзакциях . Следует помнить, что использование транзакций несёт дополнительные издержки в производительности.
    Ну что ж, подведём итоги
    В моей статье я осветил самые основные принципы работы с сессиями и транзакциями в Hibernate. Надеюсь, что начинающим Java-программистам статья будет полезна при преодолении первого порога в изучении суперклассной (не для всех, возможно) библиотеки Hibernate. Желаю всем успехов в нашей сложной и интересной программерской деятельности!

    Последнее обновление: 31.10.2015

    Еще один способов аутентификации пользователей представляет аутентификация форм. Она более гибкая по сравнению с аутентификацией Windows, хотя, возможно, и чуть более сложная в понимании. Она основывается она выдаче аутентифицированному пользователю куки-наборов, по которым он в дальнейшем верифицируется.

    Чтобы установить режим аутентификации на основе форм, в файл конфигурации web.config заносится следующие строки в секцию system.web :

    .................. ............

    Блок authentication определяет параметры аутентификации, в частности, блок forms задает в параметре loginUrl ресурс, на который будет направлен пользователь, который не был аутентифицирован.

    Для рассмотрения аутентификации форм возьмем веб-приложение по шаблону Internet Application, который содержит всю базовую инфраструктуру авторизации пользователей.

    Это приложение в файле конфигурации по умолчанию содержит подключение к бд. При желании мы можем сами создать свою БД и переопределить подключение. А база данных для этого подключения, создаваемая при первом обращении пользователя в папке App_Data, хранит все данные об учетных записях, зарегистрированных в системе. Из этой же базы будут браться данные для подтверждения аутентификации пользователя.

    Вся логика аутентификации заключена в методах Login контроллера AccountController, которые осуществляют вход пользователя в систему. В зависимости от используемой версии Visual Studio. Так, в Visual Studio 2010 метод Login выглядит следующим образом:

    Public ActionResult Login(string returnUrl) { ViewBag.ReturnUrl = returnUrl; return View(); } public ActionResult Login(LoginModel model, string returnUrl) { if (ModelState.IsValid) { if (Membership.ValidateUser(model.UserName, model.Password)) { FormsAuthentication.SetAuthCookie(model.UserName, model.RememberMe); if (Url.IsLocalUrl(returnUrl)) { return Redirect(returnUrl); } else { return RedirectToAction("Index", "Home"); } } else { ModelState.AddModelError("", "The user name or password provided is incorrect."); } } return View(model); }

    Тогда как в проекте, созданном в Visual Studio 2012 этот метод будет выглядеть следующим образом:

    Public ActionResult Login(string returnUrl) { ViewBag.ReturnUrl = returnUrl; return View(); } public ActionResult Login(LoginModel model, string returnUrl) { if (ModelState.IsValid && WebSecurity.Login(model.UserName, model.Password, persistCookie: model.RememberMe)) { return RedirectToLocal(returnUrl); } ModelState.AddModelError("", "The user name or password provided is incorrect."); return View(model); }

    Несмотря на некоторые различия фактически они производят те же действия в виде аутентификации форм. Сама аутентификация разделяется на два действия:

      Валидация пользователя : в первом случае это делает метод Membership.ValidateUser . И если пользователь находится в нашей базе данных, то далее приложение переходит ко второму этапу.

      Второй этап представляет создание аутентификационного тикета - то есть некоторого билета безопасности, по которому веб-приложение будет опознавать пользователя. Этот тикет приложение устанавливает для браузера в виде куки-набора по имени .AUTHPATH с помощью метода FormsAuthentication.SetAuthCookie

    В этом и по сути и состоит сущность аутентификации форм.

    Несмотря на то, что во втором случае - в коде для Visual Studio 2012 не используются явно эти методы, а вместо них применяется только один - WebSecurity.Login , но фактически он скрывает ту же функциональность в своей внутренней реализации:

    Public static bool Login(string userName, string password, bool persistCookie = false) { VerifyProvider(); bool success = Membership.ValidateUser(userName, password); if (success) { FormsAuthentication.SetAuthCookie(userName, persistCookie); } return success; }

    Создание куки-набора

    Важно отметить, что при установке куки-наборов их содержимое шифруется при помощи машинных ключей, которую автоматически создает IIS на сервере. После успешной авторизации на сервере приложения мы можем посмотреть в браузере добавленный куки-набор:

    Как вы видите, первый куки-набор .AUTHPATH , который содержит данные авторизованного пользователя, совершенно нечитаем, что уменьшает вероятность взломов простой подделкой занчений куки.

    Второй куки-набор - __RequestVerificationToken - представляет специальный куки-набор, который препятствует взлому в виде CSRF-атак.

    Настройка аутентификации

    Используя атрибуты узла forms в файле конфигурации, мы можем настроить параметры аутентификации. В частности мы можем применить следующие параметры:

      coockieless : определяет, применяются ли куки-наборы и как они используются. Может принимать следующие значения: UseCookies (определяет, что куки-наборы будут использоваться всегда вне зависимости от устройства), UseUri (куки-наборы никогда не используются), AutoDetect (если устройство поддерживает куки-наборы, то они используются, в противном случае они не применяются, при этом проводится тестирование, определяющее, включена ли поддержка), UseDeviceProfile (используется по умолчанию) (если устройство поддерживает куки-наборы, то они используются, в противном случае они не применяются, в отличие от предыдущего случая тестирование не проводится)

      defaultUrl : определяет путь, по которому осуществляется переход после авторизации

      domain : определяет куки-наборы для всего домена. Благодаря этому мы можем использовать одни и те же куки-набры для главного домена и его субдоменов. По умолчанию имеет значение в качестве пустой строки

      loginUrl : адрес для аутентификации пользователя. Значение по умолчанию - "~/Account/Login"

      name : задает имя для куки-набора. Значение по умолчанию - ".ASPXAUTH"

      path : задает путь для куки-наборов. Значение по умолчанию - "/"

      requireSSL : определяет, требуется ли SSL-соединение для передачи куки-наборов. Значение по умолчанию false

      timeout : определяет срок действия куков в минутах

    Например, мы можем задать следующее определение аутентификации форм:

    .................. ............

    Если вы.NET программист, то вы наверняка объявляли и использовали события в своем коде. Несмотря на это, не все знают, как события работают внутри и какие особенности связаны с их применением. В этой статье я попытался описать работу событий как можно более подробно, включая некоторые частные случаи, с которыми редко приходится иметь дело, но про которые важно и\или интересно знать.

    Что такое событие?

    Событием в языке C# называется сущность, предоставляющая две возможности: для класса - сообщать об изменениях, а для его пользователей - реагировать на них.
    Пример объявления события:

    Public event EventHandler Changed;
    Рассмотрим, из чего состоит объявление. Сначала идут модификаторы события, затем ключевое слово event, после него - тип события, который обязательно должен быть типом-делегатом, и идентификатор события, то есть его имя. Ключевое слово event сообщает компилятору о том, что это не публичное поле, а специальным образом раскрывающаяся конструкция, скрывающая от программиста детали реализации механизма событий. Для того, чтобы понять, как работает этот механизм, необходимо изучить принципы работы делегатов.

    Основа работы событий - делегаты

    Можно сказать, что делегат в.NET - некий аналог ссылки на функцию в C++. Вместе с тем, такое определение неточно, т.к. каждый делегат может ссылаться не на один, а на произвольное количество методов, которые хранятся в списке вызовов делегата (invocation list). Тип делегата описывает сигнатуру метода, на который он может ссылаться, экземпляры этого типа имеют свои методы, свойства и операторы. При вызове метода Invoke() выполняется последовательный вызов каждого из методов списка. Делегат можно вызывать как функцию, компилятор транслирует такой вызов в вызов Invoke().
    В C# для делегатов имеются операторы + и -, которые не существуют в среде.NET и являются синтаксическим сахаром языка, раскрываясь в вызов методов Delegate.Combine и Delegate.Remove соответственно. Эти методы позволяют добавлять и удалять методы в списке вызовов. Разумеется, форма операторов с присваиванием (+= и -=) также применима к операторам делегата, как и к определенным в среде.NET операторам + и - для других типов. Если при вычитании из делегата его список вызовов оказывается пуст, то ему присваивается null.
    Рассмотрим простой пример:

    Action a = () => Console.Write("A"); //Action объявлен как public delegate void Action(); Action b = a; Action c = a + b; Action d = a - b; a(); //выведет A b(); //выведет A c(); //выведет AA d(); //произойдет исключение NullReferenceException, т.к. d == null

    События - реализация по умолчанию

    События в языке C# могут быть определены двумя способами:
    1. Неявная реализация события (field-like event).
    2. Явная реализация события.
    Уточню, что слова “явная” и “неявная” в данном случае не являются терминами, определенными в спецификации, а просто описывают способ реализации по смыслу.

    Рассмотрим наиболее часто используемую реализацию событий - неявную. Пусть имеется следующий исходный код на языке C# 4 (это важно, для более ранних версий генерируется несколько иной код, о чем будет рассказано далее):

    Class Class { public event EventHandler Changed; }
    Эти строчки будут транслированы компилятором в код, аналогичный следующему:

    Class Class { EventHandler сhanged; public event EventHandler Changed { add { EventHandler eventHandler = this.changed; EventHandler comparand; do { comparand = eventHandler; eventHandler = Interlocked.CompareExchange(ref this.changed, comparand + value, comparand); } while(eventHandler != comparand); } remove { EventHandler eventHandler = this.changed; EventHandler comparand; do { comparand = eventHandler; eventHandler = Interlocked.CompareExchange(ref this.changed, comparand - value, comparand); } while (eventHandler != comparand); } } }
    Блок add вызывается при подписке на событие, блок remove - при отписке. Эти блоки компилируются в отдельные методы с уникальными именами. Оба этих метода принимают один параметр - делегат типа, соответствующего типу события и не имеют возвращаемого значения. Имя параметра всегда ”value”, попытка объявить локальную переменную с таким именем приведет к ошибке компиляции. Область видимости, указанная слева от ключевого слова event определяет область видимости этих методов. Также создается делегат с именем события, который всегда приватный. Именно поэтому мы не можем вызвать событие, реализованное неявным способом, из наследника класса.

    Interlocked.CompareExchange выполняет сравнение первого аргумента с третьим и если они равны, заменяет первый аргумент на второй. Это действие потокобезопасно. Цикл используется для случая, когда после присвоения переменной comparand делегата события и до выполнения сравнения другой поток изменяет этот делегат. В таком случае Interlocked.CompareExchange не производит замены, граничное условие цикла не выполняется и происходит следующая попытка.

    Объявление с указанием add и remove

    При явной реализации события программист объявляет делегат-поле для события и вручную добавляет или удаляет подписчиков через блоки add/remove, оба из которых должны присутствовать. Такое объявление часто используется для создания своего механизма событий с сохранением удобств языка C# в работе с ними.
    Например, одна из типичных реализаций заключается в отдельном хранении словаря делегатов событий, в котором присутствуют только те делегаты, на события которых была осуществлена подписка. Доступ к словарю осуществляется по ключам, которыми обычно являются статические поля типа object, используемые только для сравнения их ссылок. Это делается для того, чтобы уменьшить количество памяти, занимаемое экземпляром класса (в случае, если он содержит большое количество нестатических событий). Эта реализация применяется в WinForms.

    Как происходит подписка на событие и его вызов?

    Все действия по подписке и отписке (обозначаются как += и -=, можно легко спутать с операторами делегатов) компилируются в вызовы методов add и remove. Вызовы внутри класса, отличные от вышеуказанных, компилируются в простую работу с делегатом. Следует заметить, что при неявной (и при правильной явной) реализации события невозможно получить доступ к делегату извне класса, работать можно лишь с событием как с абстракцией - подписываясь и отписываясь. Так как нет способа определить, подписались ли мы на какое-либо событие (если не использовать рефлексию), то кажется логичным, что отписка от него никогда не вызовет ошибок - можно смело отписываться, даже если делегат события пуст.

    Модификаторы событий

    Для событий могут использоваться модификаторы области видимости (public, protected, private, internal), они могут быть перекрыты (virtual, override, sealed) или не реализованы (abstract, extern). Событие может перекрывать событие с таким же именем из базового класса (new) или быть членом класса (static). Если событие объявлено и с модификатором override и с модификатором abstract одновременно, то наследники класса должны будут переопределить его (равно как и методы или свойства с этими двумя модификаторами).

    Какие типы событий бывают?

    Как уже было отмечено, тип события всегда должен быть типом делегата. Стандартными типами для событий являются типы EventHandler и EventHandler где TEventArgs - наследник EventArgs. Тип EventHandler используется когда аргументов события не предусмотрено, а тип EventHandler - когда аргументы события есть, тогда для них создается отдельный класс - наследник от EventArgs. Также можно использовать любые другие типы делегатов, но применение типизированного EventHandler выглядит более логичным и красивым.

    Как все обстоит в C# 3?

    Реализация field-like события, которая описана выше, соответствует языку C# 4 (.NET 4.0). Для более ранних версий существуют весьма существенные отличия.
    Неявная реализация использует lock(this) для обеспечения потокобезопасности вместо Interlocked.CompareExchange с циклом. Для статических событий используется lock(typeof(Class)). Вот код, аналогичный раскрытому компилятором неявному определению события в C# 3:

    Class Class { EventHandler changed; public event EventHandler Changed { add { lock(this) { changed = changed + value; } } remove { lock(this) { changed = changed - value; } } } }
    Помимо этого, работа с событием внутри класса ведется как с делегатом, т.е. += и -= вызывают Delegate.Combine и Delegate.Remove напрямую, в обход методов add/remove. Это изменение может привести к невозможности сборки проекта на языке C# 4! В C# 3 результатом += и -= был делегат, т.к. результатом присвоения переменной всегда является присвоенное значение. В C# 4 результатом является void, т.к. методы add/remove не возвращают значения.

    Помимо изменений в работе на разных версиях языка есть еще несколько особенностей.

    Особенность №1 - продление времени жизни подписчика

    При подписке на событие мы добавляем в список вызовов делегата события ссылку на метод, который будет вызван при вызове события. Таким образом, память, занимаемая объектом, подписавшимся на событие, не будет освобождена до его отписки от события или до уничтожения объекта, заключающего в себе событие. Эта особенность является одной из часто встречаемых причин утечек памяти в приложениях.
    Для исправления этого недостатка часто используются weak events, слабые события. Эта тема уже .

    Особенность №2 - явная реализация интерфейса

    Событие, являющееся частью интерфейса, не может быть реализовано как поле при явной реализации этого интерфейса. В таких случаях следует либо скопировать стандартную реализацию события для реализации как свойство, либо реализовывать эту часть интерфейса неявно. Также, если вам не нужна потокобезопасность этого события, можно использовать самое простое и эффективное определение:

    EventHandler changed; event EventHandler ISomeInterface.Changed { add { changed += value; } remove { changed -= value; } }

    Особенность №3 - безопасный вызов

    События перед вызовом следует проверять на null, что следует из описанной выше работы делегатов. От этого разрастается код, для избежания чего существует как минимум два способа. Первый способ описан Джоном Скитом (Jon Skeet) в его книге C# in depth :

    Public event EventHandler Changed = delegate { };
    Коротко и лаконично. Мы инициализируем делегат события пустым методом, поэтому он никогда не будет null. Вычесть из делегата этот метод невозможно, т.к. он определен при инициализации делегата и у него нет ни имени, ни ссылки на него из любого места программы.

    Второй способ заключается в написании метода, содержащего в себе необходимую проверку на null. Этот прием особенно хорошо работает в.NET 3.5 и выше, где доступны методы расширений (extension methods). Так как при вызове метода расширений объект, на котором он вызывается, является всего лишь параметром этого метода, то этот объект может быть пустой ссылкой, что и используется в данном случае.

    Public static class EventHandlerExtensions { public static void SafeRaise(this EventHandler handler, object sender, EventArgs e) { if(handler != null) handler(sender, e); } public static void SafeRaise(this EventHandler handler, object sender, TEventArgs e) where TEventArgs: EventArgs { if(handler != null) handler(sender, e); } }
    Таким образом, мы можем вызывать события как Changed.SafeRaise(this, EventArgs.Empty), что экономит нам строчки кода. Также можно определить третий вариант метода расширений для случая, когда у нас EventArgs.Empty, чтобы не передавать их явно. Тогда код сократится до Changed.SafeRaise(this), но я не буду рекомендовать такой подход, т.к. для других членов вашей команды это может быть не так явно, как передача пустого аргумента.

    Тонкость №4 - что не так со стандартной реализацией?

    Если у вас стоит ReSharper, то вы могли наблюдать следующее его сообщение . Команда решарпера правильно считает, что не все ваши пользователи достаточно осведомлены в работе событий\делегатов в плане отписки\вычитания, но тем не менее ваши события должны работать предсказуемо не для ваших пользователей, а с точки зрения событий в.NET, а т.к. там такая особенность есть, то и в вашем коде она должна остаться.

    Бонус: попытка Microsoft сделать контравариантные события

    В первой бете C# 4 Microsoft попытались добавить контравариантности событиям. Это позволяло подписываться на событие EventHandler методами, имеющими сигнатуру EventHandler и все работало до тех пор, пока в делегат события не добавлялось несколько методов с разной (но подходящей) сигнатурой. Такой код компилировался, но падал с ошибкой времени выполнения. По всей видимости, обойти это так и не смогли и в релизе C# 4 контравариантность для EventHandler была отключена.
    Это не так заметно, если опускать явное создание делегата при подписке, например следующий код отлично скомпилируется:

    Public class Tests { public event EventHandler Changed; public void Test() { Changed += ChangedMyEventArgs; Changed += ChangedEventArgs; } void ChangedMyEventArgs(object sender, MyEventArgs e) { } void ChangedEventArgs(object sender, EventArgs e) { } }
    Это происходит потому, что компилятор сам подставит new EventHandler(...) к обеим подпискам. Если же хотя бы в одном из мест использовать new EventHandler(...), то компилятор сообщит об ошибке - невозможно сконвертировать тип EventHandler в EventHandler (здесь Events - пространство имен моего тестового проекта).

    Источники

    Далее приведен список источников, часть материала из которых была использована при составлении статьи. Рекомендую к прочтению книгу Джона Скита (Jon Skeet), в которой в деталях описаны не только делегаты, но и многие другие средства языка.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: