Поддерживаемая версия DirectX. Конфигурация тестовых платформ и методология тестирования

Crysis благосклонно относится к решениям серии Radeon HD 4800, что еще больше проявляется при активации сглаживания и анизотропной фильтрации уровня 16x. Отметим большой минимальный fps, который сыграет решающую роль при жарких баталиях, когда картинка на экране будет более-менее плавной и игра не превратится в пошаговую стратегию.

Выводы

Как и следовало ожидать, акселераторы Radeon HD 4830 по производительности находятся на уровне GeForce 9800/8800 GT, а с ростом разрешения и качества графики способны продемонстрировать куда лучший результат, чем конкуренты. Для современных широкоформатных мониторов, коих предлагается уже значительное количество, недорогие адаптеры серии Radeon HD 4800 становятся предпочтительней, ведь игру при интерполяции комфортной не назовешь. Но, как бы ни был хорош Radeon HD 4830, он страдает серьезным недостатком, а именно ценой. Производители не особо стремились наращивать поставки доступных видеокарт серии HD 4800 в свете скорого выхода Radeon HD 4770 на базе 40-нм RV740 с аналогичной производительностью, что и создало некий дефицит, а значит, отразилось на цене конечных изделий. В связи с этим AMD решила прекратить выпуск карт Radeon HD 4830 с 640 потоковыми процессорами. Но, скорее всего, данные адаптеры все же получат второй шанс за счет полноценного RV770, так как некоторые компании уже представили соответствующие ускорители.

Учитывая инертность нашего рынка, подобные акселераторы вряд ли нас порадуют в ближайшее время, и любителям высоких разрешений стоит все-таки присмотреться к Radeon HD 4830, благо разница в цене соответствует разнице в производительности между GeForce 9800 GT. Если же в качестве монитора используется обычная «семнашка» или «девятнашка», то выбор уже будет зависеть от личных предпочтений.

Теперь, что касается рассмотренных нами видеокарт. Force3D Radeon HD 4830 отличается от стандартных решений эффективной и тихой системой охлаждения, которая даже при разгоне без проблем справляется с тепловой нагрузкой. Старшая модель Force3D Radeon HD 4850 из серии Black Edition оснащена мощной системой охлаждения от Arctic Cooling и имеет повышенные рабочие частоты. Фанаты «Сталкера» оценят наличие полноценной игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, а любители разгона смогут выжать еще несколько десятков мегагерц. Видеокарта ASUS EN9800GT/HDTP/512MD3/A также отличается оригинальной и тихой системой охлаждения, но разгонный потенциал карты оказался немного слабоват.

После выпуска новой серии видеоадаптеров Radeon HD 4800, компания AMD укрепила свои позиции в сегменте высокопроизводительных акселераторов среднего уровня. Выход тандема на базе двух RV770 и вовсе отобрал у NVIDIA лавры производителя самых быстрых видеокарт. Но чем закрыть брешь в 100-150-долларовой нише, где уже начали господствовать подешевевшие GeForce 9600 GT и 8800/9800 GT, ведь карты Radeon HD 4850 стоят порядка 175 долларов? Тем более что видеоадаптеры из новой серии начального уровня - Radeon HD 4670/4650, явно им не конкуренты, хотя по стоимости уже вплотную приближаются к данному ценовому диапазону. Ответ оказался прост и банален - уменьшить количество функциональных блоков и рабочие частоты RV770, при этом объем и шину памяти оставить на прежнем уровне. Таким образом, на рынок вышел RV770LE и видеокарта Radeon HD 4830 на его базе, призванная составить конкуренцию вышеперечисленным решениям NVIDIA.

Уменьшению количества исполняемых блоков в новом GPU подверглись лишь SIMD-ядра и текстурные блоки. Мы уже рассказывали об архитектуре RV770, но вкратце все же напомним. Итак, каждое SIMD-ядро включают по шестнадцать универсальных суперскалярных потоковых процессоров, состоящих, в свою очередь, из пяти скалярных процессоров. Всего в графическом процессоре таких ядер десять, к которым привязано по четыре текстурных блока, что дает в итоге 800 потоковых процессоров и 40 блоков текстурирования. Графический процессор RV770LE по сравнению со старшей версией лишен двух SIMD-ядер, а значит, имеет в своем арсенале всего 640 стрим-процессоров и 32 TMU. Количество блоков растеризации (ROP) осталось прежним и равняется шестнадцати штукам. По информации, которая появилась в Сети, некоторым СМИ для тестирования достались карты, у которых были активированы лишь 560 или даже 480 шейдерных блоков, что дает повод думать о том, что AMD долго решала, сколько именно оставить функциональных блоков для Radeon HD 4830. Но, как видим, все-таки 640 потоковых процессоров смогут, по мнению объединенной компании, составить достойную конкуренцию недорогим, но производительным адаптерам серии GeForce.

ATI Radeon HD 4830

ATI Radeon HD 4850

Но от теории перейдем к практике. Для выяснения возможностей новинки мы взяли референсные карты Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850, характеристики которых приведены ниже.

Видеоадаптер

Количество транзисторов, млн. шт.

Техпроцесс, нм

Количество потоковых процессоров

Количество текстурных блоков

Количество блоков рендеринга

Частота ядра (номинал), МГц

Частота шейдерного домена (номинал), МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Объём памяти, МБ

Частота памяти (номинал), МГц

Поддерживаемая версия DirectX

Интерфейс

Осматриваем видеокарты

Обе карты попали на тестирование лишь в антистатических пакетиках, но решения для розницы, естественно, будет иметь различный комплект поставки, которые обычно варьирует в зависимости от производителя.

Так как изменения все были произведены лишь внутренне, то видеокарта Radeon HD 4830 ничем внешне не отличается от старшей сестры, выполненной по референсному дизайну.

ATI Radeon HD 4830: лицевая сторона

Radeon HD 4850: лицевая сторона

Даже на обратной стороне карты расположение элементов идентично Radeon HD 4850.

ATI Radeon HD 4830: обратная сторона

ATI Radeon HD 4850: обратная сторона

Периферийные разъемы также остались на месте, а это два Dual-Link DVI с возможностью вывода многоканального цифрового звука, из интегрированного в ядро HDA-кодека, через переходник HDMI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 4800 в режиме CrossFire имеется пара интерфейсов. Учитывая энергопотребление карты - чуть менее 110 Вт, на плате присутствует один 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания.

Система охлаждения нисколько не изменилась и имеет все те же признаки экономии. Однослотовый кулер с турбиной охлаждает все сильногреющиеся компоненты карты, при этом отработанный воздух остается в системном блоке. Зато конечная стоимость готового решения достаточно низкая по сравнению, если бы кулер был двухслотовым с выбросом нагретого воздуха за пределы системы.

Выяснить температурный режим Radeon HD 4830 нам не удалось, так как семпл, попавший на тестирование был лишен каких-либо датчиков. Но по субъективным ощущениям разницы с Radeon HD 4850 практически не ощущалось.

Дизайн PCB рассматриваемой новинки полностью соответствует таковому старшей модели, за единственным исключением - в районе отдельной фазы питания на карте появился еще один силовой элемент.

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4830

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4850

Графический процессор RV770LE функционирует на частоте 575 МГц в 3D-режиме, а при малой нагрузке, благодаря технологии энергосбережения PowerPlay, этот показатель снижается до 160 МГц. Напомним, что частоты GPU у Radeon HD 4850 равны 625 и 500 МГц для 3D - и 2D-режимов соответственно.

GPU на Radeon HD 4830

Если сравнивать оба кристалла - RV770 и RV770LE, то отличий между ними нет. Значит, облегченный графический процессор действительно получается методом отключения лишних блоков у старшей версии, что, возможно, даст повод в дальнейшем найти способ активировать все 800 потоковых процессоров и 40 TMU.

GPU на Radeon HD 4850

В качестве памяти используются чипы Qimonda HYB18H512321BF-10 со временем доступа 1,0 нс, что соответствует эффективным 2000 МГц. Общий объем составляет 512 МБ, шина - 256 бит.

Память на Radeon HD 4830

В отличие от старшей модели, память Radeon HD 4830 при сильной нагрузке функционирует на частоте 1800 МГц и на 500 МГц в режиме 2D (1986 и 1500 МГц соответственно у Radeon HD 4850).

Память на Radeon HD 4850

Выяснить разгонный потенциал новинки не удалось, так как ни одна из утилит не смогла определить видеоакселератор - даже в закладке Overdrive контрольной панели драйверов ATI отсутствовали возможности тонкой настройки. Возможно, это связано именно с тестовым семплом или с еще сырыми драйверами. Во всяком случае, в продаже карты будут лишены подобных недостатков.

Тестирование

Тестирование проводилось на следующем стенде:
- Процессор Intel Core 2 Extreme QX 9770 (3,2 ГГц@4 ГГц)
- Материнская плата ASUS Striker II Formula (NVIDIA nForce 780i SLI)
- Оперативная память Corsair XMS2 PC-6400 (4x1024 МБ, DDR2-800, 4-4-4-12-2T, dual channel)
- Жёсткий диск Western Digital WD1600JD-00HBB0 (160 ГБ)
- Блок питания Gigabytу ODIN (500 Вт)
- Операционная система WindowsVista x86SP1

В синтетическом пакете 3DMark’06 видеокарта Radeon HD 4830 медленнее старшей модели процентов на 11, что весьма неплохо при заявленной стоимости.

А вот в 3DMarkVantageразница между картами достигает уже 28 %, что можно объяснить либо сыростью драйверов, либо хорошей масштабируемостью RV770, когда увеличение потоковых процессоров пропорционально росту производительности.

В реальном приложении - игре World in Conflict, Radeon HD 4830 уже не так значительно отстает от старшей модели, при этом разница достигает 5-20 %, в зависимости от разрешения и качества графики. Если не активировать алгоритмы повышения качества изображения, то вряд ли можно заметь столь серьезное отставание нового решения. При включении сглаживания и анизотропной фильтрации и высоком разрешении игра может превратиться в слайд-шоу.

Вышедшая недавно демка Unigine Tropics Demo, демонстрирующая достаточно красивую графику, оказалась очень чувствительной к количеству исполняющих блоков - падение производительности на Radeon HD 4830 доходит до 35 процентов. Правда, карты работали на разных частотах, и точно определить зависимость от количества блоков можно лишь при одинаковых показателях. Но мы надеемся вернуться к данной теме после появления розничных карт, а не инженерных семплов.

В Crysis без проблем можно играть при разрешении 1280x1024 - в среднем 34 FPS на Radeon HD 4830. С ростом разрешения и качества графики соответственно падает производительность, достигая 20-процентного разрыва между оппонентами.

Вывод

Компания AMD после перехода на унифицированную архитектуру никогда не практиковала выпуск более трех моделей на базе своего топового GPU. Невнятное начало с R600, на базе которого были выпущены Radeon HD 2900 XT/Pro/GT, с последующей работой над ошибками в лице RV670 и акселераторов Radeon HD 3870 X2, HD 3870/3850 на его основе - везде было только три видеоадаптера. Данную тенденцию продолжил RV770, но конъюнктура рынка требовала недорогое, но производительное решение стоимостью порядка 100-150 долларов. Тем более что эту нишу давно освободили карты серии GeForce 8600 GTS для продуктов на базе G92, с которыми конкурировать адаптеры на базе RV670 не могли по определению. В итоге AMD попросту уменьшила количество исполняемых блоков и рабочие частоты RV770, что позволило прицепить ценник с меньшей стоимостью по сравнению с Radeon HD 4850. Разница в производительности при этом достигла 20-30 %, что соизмеримо с различием в цене. Теперь решения семейства Radeon покрывают практически все сегменты рынка, а мы, пользователи, естественно только в выигрыше от такого изобилия продуктов.

По материалам www. ferra. ru

После выхода видеокарт Radeon серии HD4800 на рынке дискретно-игровой 3D графики сложилась крайне интересная ситуация. Вышедшие видеокарты Radeon HD4850 и HD4870 показывали хорошую производительность и имели достаточно демократичные рекомендованные розничные цены в 199$ и 299$, соответственно. Выпуск этих решений оказал серьезное давление на Nvidia, почивавшую на лаврах после выпуска очень удачных решений на G80 и их модернизации в виде G92. Компании пришлось резко сменить ценовую политику и перейти к скорейшему снижению цен на свои популярные модели видеокарт GeForce 8800GT и GeForce 9800GTX. Ситуация сложилась таким образом, что при рекомендованной стоимости в 329-349$ видеокарты GeForce 9800GTX могли конкурировать только с Radeon HD4850, за который просили 199$, показывавшем производительность, не сравнимую с просимыми Nvidia 199$ за GeForce 8800GT и выводимой в это время "перемаркировке" 9800GT. В связи с этим была произведена достаточно серьезная уценка - GeForce 9800GTX "похудел" до 199$, а 8800/9800GT "сдулcя" и вовсе до 150$.

При таком раскладе видеокарты GeForce 9800GTX, а вскоре и пришедшие им на смену 9800GTX+, обладающие повышенными частотами GPU и переведенные вскоре на менее затратный 55 нм техпроцесс, стали достойными конкурентами видеокарт Radeon HD4850. Немного другим образом сложилась судьба GeForce 8800/9800GT. Переведенные в более дешевую ценовую нишу они продолжили свою конкуренцию с решениями AMD предыдущего поколения - Radeon HD3850-3870, которые подешевели до 120-140$. Но все-таки их нахождение, пусть и близко от ценовой планки в 150$, не говорило о прямой конкуренции "по производительности" с решениями Nvidia GeForce 8800/9800GT.

Гром грянул 23 октября 2008 года. AMD анонсировала видеокарты Radeon HD4830. Удар был направлен в то место, где как раз и держали оборону решения GeForce 8800/9800GT, а точнее в их ценовую группу. Radeon HD4830 основаны на хорошо знакомом и еще не достигшем пика популярности GPU AMD RV770, который был немного ослаблен. Его лишили 1/5 из 800 шейдерных процессоров, присутствующих в решениях Radeon HD4850/4870, оставив только 640 штук, оснастили GDDR3 памятью с 256-bit шиной доступа, как на HD4850, и занизили частоты работы относительно того же HD4850 с 625/2000 до 575/1800 MHz. Дизайн получившегося полуфабриката производителям рекомендовали придумать самим, что означало, в первую очередь, еще большие возможности удешевления производства Radeon HD4830 и, если потребуется, то и снижение уровня рекомендованных цен.

А с тем, смогут ли доблестные, хорошо знакомые большинству из нас бойцы Nvidia 8800GT в зеленых шортах, проверенные Crysis-ом и многими другими 3D-шутерами последних лет, сдержать яростную атаку молодых и яростных новичков в красных футболках AMD HD4830, или спустятся еще ниже по ценовой лестнице, я предлагаю ознакомиться в нашем сегодняшнем обзоре на примере видеокарты Radeon HD4830 512 производства Club3D.

Club3D Radeon HD4830 512MB

1. Перед и оборотная сторона:

2. Коробка: перед, зад, стикер:

3. Комплектация:

Видеокарта Club3D Radeon HD4830 512MB основывается на оригинальном дизайне печатной платы. Цвет текстолита красный. Длина РСВ cоставляет 210 мм, что немного короче длины видеокарты Radeon HD4850 референсного дизайна. Club3D Radeon HD4830 512MB

Gigabyte Radeon HD4850 512 MB

Club3D Radeon HD4830 512MB основана на графическом процессоре AMD RV770. Количество транзисторов в каждом GPU равно 956 млн. штук. Графические процессоры производятся по 55 нм технологии. Площадь RV770 равна 256 мм 2 (55 нм RV670 - 190 мм 2). Чип подвергся урезке, поэтому в своей основе он имеет активных: скалярных унифицированных шейдерных процессоров (ALU) - 640 штук, блоков текстурирования (TMU) - 32 штуки, блоков растеризации (ROP) - 16 штук.

Все блоки ядра работают на базовой частоте GPU, равной 575 (как и должно быть по спецификации) МГц. Утилита GPU-Z не смогла точно распознать карту Radeon HD4830 производства Club3D, но частоты указала правильно.

Память, установленная на графическом адаптере, GDDR3 производства Qimonda со временем выборки 1.0 ns. Номинальная эффективная частота работы 2000 (2х1000) МГц, но работает она на 1800 (2х900) МГц. Объем - 512 Мб. Шина доступа к памяти - 256-bit, что на частоте 1800 МГц дает общую пропускную способность в 57,6 Гб.

У видеокарт Radeon HD4800 присутствует разделение частот на 2D и 3D режимы. Для 3D режима частоты видеокарты Gigabyte Radeon HD4830 512 Мб равны 575/1800, а для 2D - 500/1500.

На задней панели количество портов у видеокарты Club3D Radeon HD4830 512MB, относительно общепринятых двух DVI-выходов и одного ТV-выхода, изменено. Присутствуют: DVI-выход, D-Sub и HDMI.

Видеокарта Radeon HD4830 имеет один разьем дополнительного питания 6-pin PCI-E, чего с лихвой хватает для ее беспроблемного обеспечения питанием.

Cистема охлаждения

Система охлаждения видеокарты проста и на удивление эффективна. Состоит она из кулера для GPU, радиатора на элементы питания и микроскопических, исключительно для внешнего вида, радиаторов на микросхемы памяти.

Основная и главная часть СО карты - это кулер для GPU. По своему строению он более всего похож на BOX кулер от Intel и представляет из себя кусок алюминия, выкрашенный в черный цвет с ребрами, в центре которого есть углубление для кулера. Вентилятор обдувает ребра и краем воздушного потока захватывает как радиаторы на чипах памяи, так и радиатор, расположенный на элементах системы питания видеокарты. Если кратко, то просто-надежно-дешево.

Вентилятор достаточно скромных размеров, работает тихо и не шумит.

В 2D карта снижает свои частоты, а вместе с ней и кулер до 27%. В 3D кулер раскручивается до 54%, когда температура GPU достигает отметки в 56 градусов, оставаясь при этом более тихим, чем турбина на HD4850 референсного дизайна.

В 2D, как было написано выше, видеокарта Club3D Radeon HD4830 512MB снижает свои частоты с 575/1800 до 500/750, и в этом режиме мы можем наблюдать очень низкое значение температуры - 36 градусов.

В 3D температура GPU видеокарты Radeon HD4830 512MB, работающей на номинальных частотах, составляет всего 58 градусов при 54% оборотах кулера и поднимается до 61, если зафиксировать на 37%.

В целом система охлаждения, установленная на Club3D Radeon HD4830 512MB, справляется с возложенными на нее обязанностями. Запас для разгона карты данный кулер вполне способен предоставить. Однако, это не помешало мне проверить на видеокарте систему охлаждения, произведенную Arctic Cooling - кулер Accelero S1 Rev.2. Дополнением к нему стал 120х120х25 мм вентилятор произодства AC со скоростью вращения 1500rpm.

С кулером Accelero S1 Rev.2 + 120mm FAN температура в 2D опустилась до 29 градусов, а в 3D на номинальных частотах работы видеокарты температура кулера приближалась к 39 градусной отметке.

Шум, издаваемый кулером, после замены оригинальной системы охлаждения на кулер от АС, немного возрос, но и он, как мне показалось, оказался гораздо комфортабльнее, чем шум, издаваемый референсным кулером Radeon HD4850.

Сегодня список актуальных видеокарт компании AMD пополнился еще одним наименованием - Radeon HD 4830. Новинка позиционируется как конкурент видеокарты NVIDIA GeForce 9800GT. Приведем основные технические характеристики новинки в таблице ниже.

Не будет большой ошибкой сказать, что видеокарта Radeon HD 4830 - это Radeon HD 4850, у которой понижены тактовые частоты и отключена часть исполнительных блоков. Но при этом инженеры оставили нетронутой шину памяти, ее ширина по-прежнему равна 256 бит. Как эти изменения сказываются на производительности, мы изучим при помощи инженерного образца видеокарты Radeon HD 4830, предоставленного нам для тестов. Инженерный образец видеокарты Radeon HD 4830 внешне выглядит точно так же, как эталонная видеокарта Radeon HD 4850 . Даже опознавательная наклейка, и та не выдает в нем видеокарту Radeon HD 4830, ограничиваясь лишь указанием типа графического процессора. А он, как было сказано выше, такой же, как и у HD 4850 - AMD RV770. Может быть, сняв систему охлаждения, мы наконец-то увидим хоть какие-то различия между нашим экземпляром видеокарты Radeon HD 4830 и эталонной видеокартой Radeon HD 4850? Но и под системой охлаждения мы не находим отличий от эталонной видеокарты Radeon HD 4850. Стоит, впрочем, обратить внимание на три чипа около дросселя, находящегося возле пересечения рядов чипов видеопамяти. У первых экземпляров видеокарт Radeon HD 4850 там было только два чипа. Но недавно изученная нами видеокарта HIS Radeon HD 4850 IceQ 4 основана на такой же печатной плате с тремя чипами возле дросселя, как и у тестового экзмепляра Radeon HD 4830, только выкрашена в иной цвет. Можно предположить, что это новая версия дизайна платы, которая будет использоваться и для Radeon HD 4830, и для Radeon HD 4850. Как и эталонные видеокарты Radeon HD 4850, наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 оснащен объемом видеопамяти 512 Мб типа GDDR-3, подключенной к графическому процессору по 256-битной шине.

Не отличаются от используемых в эталонных видеокартах Radeon HD 4850 и чипы памяти, установленные на Radeon HD 4830. Они произведены компанией Qimonda и имеют время выборки 1,0 нс, что соответствует эффективной тактовой частоте 2000 МГц. Мы сравнили графические процессоры AMD RV770 нашего экземпляра видеокарты Radeon HD 4830 и протестированной нами ранее видеокарты Radeon HD 4850. Каких-либо явных отличий обнаружить не удалось. Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о том, что видеокарты Radeon HD 4830 получают из Radeon HD 4850 путем отключения части функциональных блоков в графическом процессоре. Это значит, что запустить в производство видеокарты Radeon HD 4830 получиться очень быстро - практически все для этого у производителей, выпускающих видеокарты Radeon HD 4850, уже есть, остается только перепрограммировать графические чипы. Система охлаждения, использованная в нашем экземпляре видеокарты Radeon HD 4830, также аналогична системам охлаждения, применяемым в эталонных видеокартах Radeon HD 4850. Ее вставка для отвода тепла от GPU и пластины, продуваемые вентилятором, изготовлены из меди. Остальная часть радиатора изготовлена из сплава алюминия и покрашена в золотисто-медный цвет.

Тестирование системы охлаждения и разгон

Как выяснилось, видеокарта Radeon HD 4830 в режиме 2D потребляет меньше энергии, чем видеокарта Radeon HD 4850. Это было достигнуто не только за счет отключения части функциональных блоков в графическом процессоре, но и при помощи драйверов.

Видеокарта Radeon HD 4830 в 2D-режиме работает на тактовых частотах 160 и 500 МГц для графического процессора и видеопамяти соответственно.

А у видеокарты Radeon HD 4850 в 2D-режиме графический процессор и память работают на тактовых частотах 500 и 1500 МГц соответственно. Отсюда и разница в нагреве графических процессоров в 19 градусов, что можно наблюдать на приведенных нами снимках. Вы наверняка заметили, что при помощи закладки Overdrive панели драйверов для видеокарты Radeon HD 4830 можно вручную задать скорость вращения вентилятора системы охлаждения, а для видеокарты Radeon HD 4850 этого сделать нельзя. Вполне возможно, что программисты просто по недосмотру не задействовали такую возможность для Radeon HD 4850. Но может быть и так, что это вполне осознанная политика по отношению к Radeon HD 4830, призванная помочь будущим владельцам этих видеокарт в разгоне. Что касается разгона, то предоставленный нам для испытаний экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 покорил частоты 720 и 2100 МГц (против штатных 575 и 1800 МГц) для графического процессора и видеопамяти, как и многие протестированные нами видеокарты Radeon HD 4850, изготовленные по эталонному дизайну. Мы решили протестировать наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 на тех номинальных частотах, которые установлены компанией AMD для видеокарт Radeon HD 4850, а именно 625 МГц для графического процессора и 1981 МГц для видеопамяти. Мы решили это сделать для того, чтобы оценить ущерб для производительности графического процессора AMD RV770, наносимый отключением части его функциональных блоков, сравнив полученные результаты видеокарты Radeon HD 4830 с результатами видеокарты Radeon HD 4850, основанной на полноценном GPU RV770. Но для начала мы протестируем наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 на нагрев в трех частотных режимах: номинальном, номинальном для видеокарт Radeon HD 4850 и с разгоном. Сделаем мы это при помощи тестовой программы FUR Renderer Benchmark 1.4.0 в режиме тестирования на стабильность с разрешением 1920x1200 и восьмикратным сглаживанием. Программа не останавливалась до тех пор, пока температура графического процессора не переставала расти. Нами был получен следующий результат:

С 61 градуса в режиме 2D, при тактовых частотах 575/1800 МГц графический процессор нашего экземпляра видеокарты Radeon HD 4830 прогрелся до 87 градусов. После повышения тактовых частот до рекомендованных для видеокарт Radeon HD 4850 (625/1981 МГц) графический процессор нашего экземпляра видеокарты Radeon HD 4830 прогрелся до 89 градусов, что всего на два градуса выше, чем раньше. После увеличения тактовых частот до максимально возможных, на которых наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 сохраняет свою работоспособность (720/2100 МГц), графический процессор прогрелся до 91 градуса. Это уже на четыре градуса выше, чем при номинальных частотах, но все еще совсем не критично. Отметим, что наш экземпляр видеокарты Radeon HD 4830 под нагрузкой нагревался примерно так же, как протестированные нами ранее эталонные видеокарты Radeon HD 4850. Необходимо отметить, что при разгоне видеокарт Radeon при помощи сторонних программ отключается функция ATI PowerPlay. Это значит, что видеокарта всегда будет работать на повышенных частотах, а, следовательно, сильнее нагреваться в режиме 2D. Чтобы этого не происходило, необходимо разгонять видеокарту при помощи закладки "ATI Overdrive" в панели управления драйвера.

High-End производительность в массы

Наиболее мощные и совершенные графические решения в мире ПК всегда были непозволительно дорогими для большей части энтузиастов, к сожалению. Конечно, чтобы разработать и выпустить новое и лучшее "железо", производителям приходится тратить немало денег. Поэтому они "отбивают" вложенные затраты на дорогих моделях комплектующих для тех, кто желает рано приобщиться к передовым технологиям. Всегда найдутся богатые геймеры, кто заплатить за дорогую игрушку, невзирая на её цену. Но большинство геймеров всё же выжидает, пока на рынке не появится "железо" второй или даже третьей волны, которое может не давать такую же высокую производительность, зато продаётся намного дешевле. Впрочем, в некоторых случаях этих волн не происходит.

В первые годы 3D-ускорителей производители видеокарт предлагали очень скудный ассортимент. Каждый производитель выпускал только один вариант 3D-процессора, причём цену за него запрашивали немаленькую. Чтобы играть на компьютере, вам приходилось тратить немало денег на 3D-ускоритель, либо вы не могли нормально играть в требовательные игры.

Nvidia стала первой компанией, которая изменила это положение: она взяла топовый GPU, немного его урезала, после чего продавала по намного меньшей цене, чем топовую модель. nVidia пошла таким путём с момента выхода видеокарты GeForce 2 MX, которая обеспечивала такой же набор функций, что и high-end GeForce 2, а также давала разумный уровень производительности, но стоила вполне доступно. Внезапно обычные геймеры получили шанс доступной игры на ПК. И карты продавались, как горячие пирожки.

С тех пор пошла традиция выпуска доступных и мощных карт, которые бы работали не особо хуже топового предшественника. Среди таких карт можно отметить GeForce 4 Ti 4200, Radeon 9500 Pro, GeForce 6600 GT, GeForce 7600 GT, Radeon X1900 Pro, GeForce 8800 GT и Radeon 4850.

Чуть больше истории

Давайте внимательнее присмотримся к видеокарте GeForce 8800 GT. Будучи выпущенная ещё в октябре 2007 года, она продолжает оставаться весьма мощной моделью даже через год после своего представления. GeForce 8800 GT оказалась настолько успешной, что вместо объявления нового недорогого варианта на основе новейший архитектуры, nVidia продлила ей жизнь, добавив поддержку HybridPower и продавая видеокарты уже под названием GeForce 9800 GT. (Честно говоря, обидно, что после того, как видеокарты GeForce GTX 260 и 280 продемонстрировали очень низкое энергопотребление в режиме бездействия, компания решила отойти от технологии HybridPower, начиная с чипсета GeForce 9300 ). Уже больше года 8800 GT/9800 GT царствует в своём ценовом сегменте. На данный момент, по цене $120-130 (3400-3800 руб. в России), это одна из самых дешёвых видеокарт, которую вы можете взять для игры на высоких разрешениях.

Но ничего не бывает вечным. AMD не сидела, сложа руки, и с удовольствием предложила конкурента 9800 GT. Компания взяла очень успешный графический процессор RV770, который используется в флагманской видеокарте Radeon 4870, урезала его немного, после чего представила за треть цены от high-end модели. Новая видеокарта, как вы догадываетесь, была названа Radeon 4830, но сможет ли она отобрать рынок у проверенной 9800 GT?

Присмотримся повнимательнее

Наверняка все знают о том, что Radeon HD 4870 и Radeon HD 4850 используют графический процессор RV770. Мы уже детально рассматривали архитектуру линейки Radeon 4800 в статье "ATI Radeon HD 4850: лучшее соотношение цена/ производительность ", поэтому здесь мы повторяться не будем. Но, чтобы освежить вашу память, напомним, что чип RV770 обеспечивает 800 потоковых процессоров, 40 текстурных блоков и 16 блоков растровых операций (ROP) вместе с 256-битной шиной памяти. Обе видеокарты Radeon HD 4870 и 4850 построены на базе одинакового графического процессора, хотя более скоростная модель 4870 работает на более высоких тактовых частотах и оснащается более скоростной памятью GDDR5 по сравнению с видеокартой 4850.

Однако новая Radeon 4830 немного отличается. Графический процессор уже называется RV770LE. Что интересно, это не новый чип - перед нами прежний 55-нм GPU RV770, но с некоторыми выключенными блоками. Вместо 800 потоковых процессоров чип RV770LE обеспечивает 640. Вместо 40 текстурных блоков RV770LE даёт 32. К счастью, AMD сохранила все 16 блоков растровых операций, как и в оригинальном RV770, поэтому GPU сохранил ряд своих сильных сторон.

Всё остальное не изменилось, поэтому все функции Radeon HD 4870 и 4850 присутствуют и в 4830: Unified Video Decoder 2.0, передача звука 7.1 через HDMI, DirectX 10.1, Shader Model 4.1, поддержка CrossFireX и PCI Express (PCIe) 2.0. Давайте посмотрим на сравнительную таблицу моделей 4800.

Сравнительная таблица видеокарт линейки Radeon 4800
Видеокарта Radeon 4830 Radeon 4850 Radeon 4870
GPU RV770LE RV770 RV770
Техпроцесс 55 нм 55 нм 55 нм
Число потоковых процессоров 640 800 800
Число текстурных блоков 32 40 40
Число ROP 16 16 16
Ширина шины памяти (биты) 256 256 256
Частота ядра (МГц) 575 625 750
Частота памяти (МГц) 900 (1800 DDR) 993 (1986 DDR) 900 (3600 DDR5)
DirectX /Shader Model DX 10. 1 / SM 4. 1 DX 10. 1 / SM 4. 1 DX 10. 1 / SM 4. 1

Как можем видеть, тактовые частоты новой 4830 относительно близки к 4850, они отстают на 50 МГц по ядру и на 93 МГц по памяти. С меньшим числом потоковых процессоров и меньшей частотой Radeon HD 4830, возможно, после разгона сможет дать производительность на уровне "старших" моделей. С положительной стороны отметим, что графический процессор R770 был разработан с учётом высоких тактовых частот, так что у RV770LE должен быть определённый потенциал разгона.

Также позвольте провести быстрое сравнение спецификаций новой 4830 и её конкурента - GeForce 8800 GT/9800 GT.

Сравнение Radeon 4830/GeForce 9800 GT
Видеокарта Radeon 4830 GeForce 8800 GT/9800 GT
GPU RV770LE G92
Техпроцесс 55 нм 65 нм
Число потоковых процессоров 640 128
Число текстурных блоков 32 56
Число ROP 16 16
Шина памяти (биты) 256 256
Частота ядра (МГц) 575 600
Частота памяти (МГц) 900 (1800 DDR) 900 (1800 DDR)
DirectX /Shader model DX 10. 1 / SM 4. 1 DX 10. 0 / SM 4. 0

Поскольку G92 немного старее, графический процессор изготавливается по 65-нм техпроцессу по сравнению с 55-нм техпроцессом у 4830. Это может дать 4830 преимущество по энергопотреблению, меньшим температурам и по потенциалу разгона.

Если посмотреть на число потоковых процессоров, то может показаться, что 4830 в пять раз мощнее 8800 GT. Но это не так, поскольку архитектуры 8800 GT и 4830 значительно отличаются. Мы знаем, что 128 потоковых процессоров у GeForce 9800 GTX+ позволяют этой видеокарте работать на уровне, примерно соответствующем Radeon 4850 с 800 потоковыми процессорами. С учётом сказанного, 8800 GT и Radeon 4830 должны давать примерно равную производительность блоков шейдеров. С другой стороны, у 8800 GT почти в два раза больше текстурных блоков по сравнению с 4830. Но, опять же, две видеокарты имеют серьёзно различающиеся архитектуры, поэтому не ждите какой-либо колоссальной разницы. Всё остальное выглядит примерно одинаково: 16 блоков растровых операций, 256-битная шина памяти и 900-МГц память GDDR3 у обеих видеокарт.

Важно отметить, что в данном обзоре мы сравнивали Radeon HD 4830 не против эталонной 8800/9800 GT, а против Gigabyte 8800 GT TurboForce с заводским разгоном. Данная видеокарта получила существенный прирост в частоте GPU 100 МГц - он работает на 700 МГц по сравнению со штатной частотой 600 МГц, а память разогнана на 20 МГц - 920 МГц по сравнению со штатной частотой 900 МГц. Мы намеренно усложнили условия для AMD, поскольку на рынке продаётся очень много разогнанных видеокарт 9800 GT по той же цене, что и 4830, поэтому новой 4830 придётся нелегко.

Теперь, когда вы получили представление о характеристиках Radeon HD 4830 и о том, как видеокарта выглядит по сравнению с конкурентами, позвольте представить две модели от PowerColor и Sapphire.


Видеокарта PowerColor 4830 поставляется в привлекательной упаковке с некоторыми бонусами. В комплект поставки входит видеокарта, CD с драйверами и инструкция. Но перед тем, как вы начнёте жаловаться насчёт отсутствия переходников, внимательнее посмотрите на порты видеокарты.

Видеокарте не нужны переходники, поскольку на планке вы найдёте выходы DVI, HDMI и аналоговый VGA. С одной стороны, конечно, всегда приятно найти видеокарту, которой не требуются все эти досадные переходники для разных выходов, но, с другой стороны, не менее досадно покупать переходник HDMI-to-DVI, если требуется подключить второй монитор через DVI. Кроме того, выхода S-Video или компонентного не предусмотрено. Впрочем, PowerColor всё же можно похвалить за видеокарту, которой не требуются переходники.

Единственным настоящим нареканием можно назвать отсутствие в комплекте поставки мостика CrossFire. Если вы купите ещё одну видеокарту PowerColor Radeon HD 4830, то вы не сможете задействовать режим CrossFire без мостика. Конечно, мостик можно купить отдельно, но найти его в продаже сложно.

PowerColor 4830 близка по спецификациям к эталонной плате AMD 4830, хотя имеет существенные отличия - наиболее бросается в глаза двухслотовый кулер GPU. Конечно, этот кулер не может выбрасывать горячий воздух за пределы корпуса, но, как можно предположить, он эффективно охлаждает графический процессор RV770LE.

Чипы видеопамяти закрыты двумя распределителями тепла. Часть чипов памяти располагается под кулером GPU (хотя некоторые чипы находятся чуть дальше от кулера), поэтому данные радиаторы являются интересным средством минимизации температур чипов памяти, а также, возможно, и окружающего пространства. К сожалению, распределители тепла приклеены, что нельзя назвать нашим любым способом крепления при таком размере, но с работой они справляются нормально.

Под распределителями тепла находятся модули памяти GDDR3 Qimonda HYB18H512321BF-10, штатные спецификации для которых составляют 1000 МГц. Память по умолчанию работает на частоте 900 МГц, то есть ниже штатных, поэтому у нас оставалась надежда разгона. Фактически, та же самая память используется на видеокартах Radeon HD 4850, где она работает на штатной частоте 993 МГц.

Говоря о тактовых частотах, видеокарта PowerColor работает на штатных 575 МГц для ядра и 900 МГц для памяти в 3D-режиме. В 2D-режиме видеокарта чуть менее эффективна, поскольку частоты снижаются до 453 МГц для ядра и 750 МГц для памяти.

Вариант Sapphire 4830 поставляется в небольшой коробке, но набор аксессуаров довольно богатый.

Взяв подход, противоположный модели PowerColor, Sapphire включила в комплект поставки своей 4830 большое количество переходников, чтобы вы могли использовать разные выходы по своему желанию. На слотовой заглушке самой карты установлено два DVI-выхода, дополненные выходом S-Video, но есть переходники на VGA, HDMI, композитный видео и даже компонентный видео. Эти опции обеспечивают достойный уровень гибкости для владельцев старых HDTV, у которых нет цифровых входов.

Кроме переходников видео, карта поставляется с инструкцией пользователя и CD с драйверами. В качестве ещё одного дополнительного бонуса есть переходники питания с вилок Molex на PCIe, которые будут полезны владельцам старых блоков питания. К сожалению, Sapphire тоже не вложила мостик CrossFire в комплект поставки. Это немного разочаровывает, учитывая, что все другие аксессуары Sapphire присутствуют.

Плата Sapphire тоже отличается от эталонного дизайна AMD 4830. Как и PowerColor 4830, плата Sapphire использует большой двухслотовый кулер вместо эталонной системы охлаждения. Опять же, такой кулер должен обеспечить более высокую эффективность охлаждения и меньший шум от вентилятора.

Используемая память DDR3 Qimonda HYB18H512321BF-10 заявлена на частоте 1000 МГц - это та же самая память, что устанавливается на видеокарту PowerColor 4830. Sapphire решила игнорировать радиаторы или распределители тепла для чипов памяти, и мы не думаем, что возникнут какие-то проблемы, поскольку память работает на 100 МГц ниже своего номинала.

Тактовые частоты в 3D-режиме соответствуют эталонным для Radeon 4830, то есть 575 МГц для ядра и 900 МГц для памяти. Что интересно, Sapphire выбрала очень маленькие частоты в режиме 2D, чтобы сэкономить энергию и снизить тепловыделение: всего 160 МГц для ядра и 250 МГц для памяти.


Сначала хотелось бы ещё раз напомнить, что мы использовали для тестов не эталонные видеокарты 8800/9800 GT, а разогнанные на заводе Gigabyte 8800 GT TurboForce Edition. Заводской разгон графического процессора составляет 100 МГц - то есть до уровня 700 МГц, а памяти - 20 МГц, до уровня 920 МГц, соответственно. Видеокарты Gigabyte 8800 GT используют один из самых серьёзных заводских разгонов для 8800/9800 GT.

Поскольку мы тестировали конфигурации SLI и CrossFire с двумя видеокартами, мы не смогли использовать одинаковую платформу для видеокарт обоих производителей. Единственная платформа, которая сертифицирована сразу под SLI и CrossFire - новая Intel Core i7 на чипсете X58. Поскольку эту платформу получить по-прежнему сложно, для тестов CrossFire мы взяли материнскую плату DFI Lanparty на X38, а для тестов SLI - MSI P7N Platinum.

Возникла небольшая проблема, поскольку чипсет Intel X38 даёт полную пропускную способность x16 PCIe 2.0 для обоих графических слотов в режиме CrossFire. К сожалению, чипсет nVidia 750i позволяет использовать полную пропускную способность 16x PCIe 2.0 только для одной видеокарты, а если установить две видеокарты в режиме SLI, то каждой отведётся только пропускная способность 8x PCIe 2.0.

Однако, никакой проблемы на самом деле нет. Чипсет 750i поддерживает стандарт PCIe 2.0, и два слота 8x PCIe получают достаточную пропускную способность для конфигурации SLI из двух 8800 GT. В недавней статье "PCI Express и CrossFire: оценка масштабируемости и эффективности апгрейда " мы показали, что даже две мощные видеокарты Radeon HD 4870 не упираются в пропускную способность 8x PCIe 2.0 для каждой из них по сравнению с вариантом 16x PCIe 2.0 для каждой видеокарты. В общем, поскольку обе материнские платы поддерживают стандарт PCIe 2.0, ощутимой разницы в производительности мы не получим.

Более того, чипсет Nvidia 750i имеет намного больший смысл в сравнении с материнской платой на X38, если принять во внимание цены. Действительно, материнские платы на обоих чипсетах начинаются от $160. Если взять самые дешёвые модели с двумя слотами 16x PCIe 2.0 SLI, а именно на чипсете 780i, то цены будут составлять от $200 до $300, так что 750i - намного более реалистичный вариант с нашим бюджетом.

Учитывая всё сказанное, видеокарты Radeon HD 4830 мы тестировали на материнской плате DFI Lanparty X38, а видеокарты GeForce 8800 GT - на MSI P7N Platinum 750i. Обе материнские платы оснащались одинаковым процессором 8500 и памятью PNY DDR2. Мы поочерёдно меняли одиночные видеокарты 8800 GT и 4830 между двумя материнскими платами, после чего проводили тесты, чтобы убедиться, что результаты будут идентичны на обеих платформах.

Видеокарты PowerColor Radeon HD 4830 и Sapphire Radeon HD 4830 работают на одинаковых тактовых частотах, и в нашем тестировании мы быстро выявили, что они дают одинаковые результаты. Поэтому, чтобы уменьшить путаницу в тестовых диаграммах, мы привели там только одного представителя Radeon HD 4830 для конфигураций с одиночной видеокартой и CrossFire. Исключением, конечно, стали тесты разгона и уровня шума, где мы тестировали карты по отдельности.

Теперь позвольте представить конфигурацию тестовых систем.

Аппаратная конфигурация
Комплектующее Система CrossFire Система SLI
CPU Intel Core 2 Duo E8500, 3,16 ГГц, FSB-1333, кэш 6 Мбайт
Кулер CPU Xigmatek HDT-S1283
Материнская плата DFI Lanparty X38, Intel X38, BIOS 6. 00 (10/03/2008), напряжение северного моста: 1,30 В MSI P7N Platinum, Nvidia 750i, BIOS 1. 2 (7/11/2008)
Память 4,0 Гбайт PNY XLR8, 2x 2048 Мбайт, DDR2-800, CL 4-4-4-12 на 1,80 В
Видеокарты Radeon 4830, RV770LE GPU , 575 МГц, 512 Мбайт GDDR3 900 МГц Gigabyte GeForce 8800 GT, Nvidia G92 GPU, 700 МГц, 512 Мбайт GDDR3 920 МГц
Жёсткие диски Western Digital Caviar black 640GD, 640 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт
Звук Встроенный
Сеть Встроенная 1 Гбит/с
Блок питания Antec Neo 650 Вт, ATX 12 V/EPS 12 V, 57 A по трём линиям 12 В
Оптический привод LITE-ON 20X DVD+R SATA Model iHAS120-04
ПО и драйверы
ОС Windows Vista Ultimate 32-bit, SP1
Графический драйвер Catalyst 8. 10 32-bit Edition Nvidia Forceware 180. 48

Теперь, когда вы получили представление о конфигурации используемых систем, позвольте представить тесты и их настройки, после чего мы перейдём к рассмотрению результатов тестирования.

Тесты и настройки

Тесты и настройки
Version: 1. 2. 1
Video Quality: Very High Details
Demo: CPU-Benchmark + Tom"s Hardware Tool
Version: 1. 0. 0
Video Quality: Ultra High
Demo: FC2 benchmark Tool
Version: 1. 5. 3599
Video Quality: Highest Settings
Demo: WallaceTX_006_006
Benchmark: Fraps 2. 9. 4-Build 7037
Version: 1. 0. 0. 9
Video Quality: Very High details
Demo: Game-Benchmark
Version: 1. 0
Highest Details
Gameplay: Detroit Pro-tuned race, rear starting position
3DMark Vantage Version: 1. 02

Результаты тестов

Для начала давайте посмотрим на результаты производительности 3DMark Vantage. Перед рассмотрением результатов следует помнить, что мы отключали оптимизации nVidia PhysX для тестового прогона. Дело в том, что они дают видеокартам nVidia просто нереалистичный прирост производительности, который в реальности наблюдается на считанном количестве игр. Возможно, ситуация изменится, поскольку компания объявила о более тесном сотрудничестве с разработчиками игр. Но на данный момент искусственный подъём результатов nVidia не соответствует тому, что мы получаем в реальности.

Как можно видеть, производительность Radeon HD 4830 и GeForce 8800 GT очень близка. Оптимизация CrossFire и SLI очень схожа с одной видеокартой Radeon HD 4870 X2 в прогоне Performance с низким разрешением, но если повысить детализацию и разрешение в прогоне Extreme, то конфигурации 4830 CrossFire и 8800 GT SLI существенно отстают.

3DMark, в лучшем случае, даёт "среднюю температуру по больнице", если сравнивать с тем, какую производительность обеспечивают видеокарты в реальных играх. Тесты 3DMark демонстрируют, что Radeon HD 4830 и GeForce 8800 GT дают вполне конкурентоспособную производительность, включая конфигурации с двумя видеокартами. Ожидая получить в играх такую же картину, давайте перейдём к результатам в играх.

"Тяжёлые" шутеры от первого лица, подобные Crysis, существенно зависят от графической производительности, чтобы обеспечивать плавную игру. Давайте посмотрим, как видеокарты справляются с шутерами, начиная с Crysis.

Никогда ещё результаты не были столь близкими. 4830, похоже, соответствует разогнанной 8800 GT в конфигурациях с одной и двумя видеокартами. Мы видим небольшое преимущество 8800 GT в режиме SLI, но поскольку эта конфигурация обогнала даже Radeon HD 4870 X2, мы можем предположить, что производительность упирается в CPU.

Конечно, большая часть результатов имеет чисто академическое значение, поскольку ни одна из рассматриваемых видеокарт не смогла дать нормальное разрешение при очень высоких настройках, если только не использовалась конфигурация SLI или CrossFire. Но даже тогда производительность в 1680x1050 можно назвать едва приемлемой. Видно, что на высоких разрешениях Radeon HD 4870 X2 просто непобедима.

Давайте посмотрим, что случится, если мы добавим 4x сглаживание (AA) и 8x анизотропную фильтрацию (AF).

Здесь мы видим, что Radeon HD 4830 удалось обойти 8800 GT. Но, опять же, результат тоже академический, поскольку играть на таких настройках не получится. Даже конфигурация на двух видеокартах справляется с игрой только в разрешении 1280x1024. Radeon HD 4830, похоже, даёт твёрдый отрыв от 8800 GT, причём в данном случае мы не можем винить меньшую пропускную способность PCIe у SLI чипсета 750i, поскольку в конфигурациях с одной видеокартой никаких проблем не возникало.

Однако результаты весьма загадочные, поскольку мы ожидали, что GeForce 8800 GT обойдёт 4830 в Crysis - традиционно эта игра склоняется в пользу архитектуры GeForce. По этой причине мы провели тесты ещё раз, используя только одиночные видеокарты, причём уровень детализации мы выбрали "High" вместо Very High, а сглаживание AA мы не активировали.

При снижении детализации (в таком режиме тестируют игру наиболее часто) GeForce 8800 GT демонстрирует свою силу. Похоже, у Radeon HD 4830 есть больший потенциал по работе со сложными шейдерами, когда нагрузка на видеокарту очень большая. Но стоит немного снизить детализацию, как 8800 побеждает в Crysis.

Стоит заметить, что в Crysis можно играть с одиночными видеокартами 4830 или 8800 GT на низких значениях детализации. Как показывает наш опыт, ещё более сильное снижение уровня детализации позволяет играть в Crysis на этих видеокартах даже в разрешении 1920x1200.

Теперь перейдём к следующему шутеру, более новой игре Far Cry 2.

Без сглаживания AA мы видим, что конфигурации 4830 или 8800 GT с двумя видеокартами дают внушительный результат, производительность сравнима с Radeon HD 4870 X2 вплоть до разрешения 1680x1050. Это говорит о том, что если вы играете на мониторе с разрешением 1650x1080 и не используете сглаживание, то тратить деньги на 4870 X2 незачем.

Что касается битвы 4830 против 8800 GT, то мы ещё раз наблюдаем близкие результаты. 8800 GT, похоже, имеет небольшое преимущество в режиме SLI на низких разрешениях, но это преимущество исчезает и даже теряется при подъёме разрешения до 1920x1200.

Следует отметить, что даже при самых максимальных настройках детализации, в Far Cry 2 можно играть даже на одиночных видеокартах. Движок Far Cry 2 выглядит великолепно, но он, похоже, более "дружественен" к "железу", чем движок Crysis.

Теперь давайте посмотрим, что произойдёт, если мы включим 4x AA.

Увеличение визуального качества с помощью сглаживания приводит к более-менее таким же результатам, оба лагеря дают схожую производительность. На самом деле, приемлемым здесь является только разрешение 1280x1024 как на 4830, так и на 8800 GT, в конфигурациях с одной видеокартой и с двумя.

Supreme Commander давно имеет репутацию серьёзной нагрузки компьютерного "железа", причём игра нагружает как CPU, так и GPU, а расширение Forged Alliance лишь увеличивает нагрузку. К счастью, в стратегиях реального времени не требуется очень уж высоких значений fps, чтобы в игру можно было играть. Учитывая это, давайте посмотрим на результаты тестирования.

Здесь мы можем явно видеть, что производительность упирается в CPU. Похоже, данной игре больше нравятся видеокарты Radeon HD 4830, чем 8800 GT в конфигурациях с двумя GPU. Поскольку ситуация повторяется и в низких разрешениях, скорее всего, данная игра оптимизирована для работы под SLI не лучшим образом.

Посмотрим, к чему приведёт добавление сглаживания 4x AA.

Со сглаживанием AA видеокарты 4830 в режиме CrossFire продолжают бороться за производительность, а две 8800 GT в SLI замедлились до скорости одиночной видеокарты. Опять же, как мы видим, эта игра не очень хорошо оптимизирована под SLI.

Впрочем, включение сглаживания 4xAA вряд ли имеет смысл для одиночных 4830 или 8800 GT в этой игре. Однако 4830 в режиме CrossFire демонстрирует вполне достойный результат, в какой-то степени сравнимый даже с Radeon 4870 X2.

Наша финальная стратегия реального времени World in Conflict обычно упирается в CPU, поэтому мы создали интересную задачу для видеокарт. Скорее всего, мы увидим близкие результаты на всех моделях.

Как и можно было ожидать. Даже конфигурации с одной видеокартой работают на одном уровне с Radeon HD 4870 X2 в данной игре. С положительной стороны отметим, что игру не имеет смысл запускать с разрешением меньше 1920x1200, если только его поддерживает ваш монитор.

Давайте включим 4xAA и посмотрим, смогут ли карты разделиться.

Неудивительно, что наложение сглаживания 4xAA разделило результаты. Radeon HD 4870 X2 остаётся непревзойдённой в этом режиме, а конфигурации с двумя видеокартами работают весьма достойно, в то время как одиночные видеокарты 4830 и 8800 GT испытывают заметное падение производительности. Результаты идентичны между видеокартами AMD и Nvidia. Но в разрешении 1920x1200, две видеокарты 4830 в конфигурации CrossFire немного выходят вперёд.

С положительной стороны отметим, что эта игра вполне позволяет одиночной видеокарте дать нормальную частоту кадров, если только процессор очень мощный. Помните, что перед нами стратегия реального времени, где требуется не такая высокая частота кадров, как в шутерах.

Race Driver GRID, вероятно, наиболее красивая гоночная игра, доступная для ПК, поэтому мы решили добавить её в наш тестовый пакет, чтобы посмотреть на результаты.

Результаты довольно загадочные, поскольку частота кадров у лидеров находится в области 60 кадров в секунду. Обычно так наблюдается, если включена вертикальная синхронизация (Vsync). После повторной проверки мы убедились, что эта опция выключена, поэтому игра, скорее всего, упирается в CPU. В данном случае включение сглаживания AA может дать более значащие результаты.

После включения 4xAA частота кадров снизилась ненамного, но разброс результатов стал сильнее. Конечно, по-прежнему наблюдается узкое место в виде CPU, но в данной игре Radeon HD 4830 смогла немного обогнать GeForce 8800 GT.

Отметим, что GRID является как раз той игрой, где рекомендуется включать сглаживание для получения лучших визуальных результатов. Приятно видеть, что игровой движок с лёгкостью работает на видеокартах, и даже одиночные видеокарты дают приемлемую частоту кадров после включения сглаживания.

Поскольку мы знали, что графический процессор RV770LE на самом деле представляет собой GPU Radeon 4850/4870 с меньшими тактовыми частотами и отключёнными блоками, у нас были большие надежды насчёт разгона Radeon 4830.

Нам нравится удобство утилиты Overdrive в составе Catalyst Control Center, но мы не такие уж любители ограничений по максимальным частотам, которые присутствуют в этой утилите. Поэтому мы установили утилиту Ray Adam Tray Tools, которая обеспечивает большую гибкость разгона.

Начав с видеокарты PowerColor 4830 card, мы увеличили тактовую частоту до тех пор, пока драйвер не стал "вылетать". Частоту удалось поднять до 785 МГц, то есть прирост составил более 200 МГц по сравнению со штатной частотой 575 МГц. И это без увеличения напряжения питания - только увеличение тактовых частот. Для улучшения стабильности мы немного ослабили частоты, при которых мы могли бы оставить видеокарту работать в режиме 24/7 - до 765 МГц.

Память была не такой "сговорчивой", как ядро, она обеспечила нас дополнительными 90 МГц до появления артефактов. Мы остановились на тактовой частоте 980 МГц для памяти, то есть финальный разгон составил 765 МГц для ядра и 980 МГц для памяти по сравнению со штатными 575 МГц для ядра и 900 МГц для памяти.

Ожидая получить схожие частоты, мы установили видеокарту Sapphire 4830. К нашему удивлению, видеокарта Sapphire оказалась несовместимой с Tray Tools, поэтому нам пришлось довольствоваться утилитой AMD Overdrive. Но мы всё равно смогли выжать 690 МГц из ядра, а память оказалась даже более дружественной к разгону - мы смогли разогнать её до 1080 МГц, что на 100 МГц больше, чем позволяет видеокарта PowerColor - и это при условии, что память на видеокарте PowerColor не оснащена радиаторами (именно поэтому радиаторы часто больше затрудняют работу, чем помогают).

После разгона видеокарт PowerColor и Sapphire, мы провели тесты Crysis в режиме High Details. Мы привели результаты двух разогнанных видеокарт, эталонной 4830 на штатных частотах и GeForce 8800 GT с заводским разгоном.

В режиме высокой детализации (High) GeForce 8800 GT с заводским разгоном смогла обойти 4830 со штатными частотами, но разгон 4830 позволил этим видеокартам победить. В случае PowerColor 4830, отрыв в производительности от эталонных частот составил 10 fps, то есть мы получили 30% прирост скорости. Даже разгон видеокарты Sapphire оказался вполне достойным, то есть у видеокарт Radeon 4830, определённо, есть потенциал разгона.

Никому не нужна видеокарта, которая будет реветь под нагрузкой как пылесос, поэтому мы провели измерения уровня шума. К нашему удивлению, карты оказались слишком тихими, чтобы мы измерили шум традиционным образом, сзади корпуса. Поэтому для получения разумных значений нам пришлось открыть корпус и измерять температуру на расстоянии двух с половиной сантиметров (дюйм) от каждой видеокарты. Как мы обнаружили, PowerColor и Sapphire предлагают вполне достойные системы охлаждения на своих видеокартах 4830.

Как можно видеть по результатам тестов, видеокарта PowerColor меняет скорость вращения вентилятора в зависимости от нагрузки, а видеокарта Sapphire заставляет вентилятор вращаться на одной скорости. На диаграмме видна разница, но различия в реальных условиях ничтожны, поскольку ни одна видеокарта не была слышна за пределами корпуса Cooler Master Cosmos-S в обычных условиях.

Наш последний тест касается измерения температуры. Мы знаем, что системы работают тихо, но давайте посмотрим, насколько эффективно охлаждаются видеокарты.

На первый взгляд, видеокарта Sapphire выглядит более эффективным решением в режиме бездействия. Но помните, что видеокарта Sapphire 4830 работает в режиме бездействия всего на частоте 160 МГц для ядра и 250 МГц для памяти, а PowerColor в режиме бездействия работает на 453 МГц для ядра и 750 МГц для памяти. Это приводит к существенному разбросу по температурам в режиме бездействия.

Если нагрузить видеокарты, то разница в температурах оказывается более разумной. При разгоне до 690 МГц, температура обеих видеокарт PowerColor и Sapphire 4830 находилась между 60 и 70 градусами Цельсия, видеокарта Sapphire охлаждалась чуть эффективнее. Это не так существенно, если принять во внимание, что данный графический процессор вполне нормально работает на температурах, как минимум, 90 градусов.

Даже после разгона до 765 МГц по ядру PowerColor 4830 смогла сохранить температуру на уровне ниже 80 градусов Цельсия. Это великолепная температура для нагрузки видеокарты и подобного разгона, то есть графический процессор RV770LE действительно способен справиться с намного более высокими тактовыми частотами, чем штатная 575 МГц.

В нашей статье мы собрали довольно много информации, касающейся Radeon HD 4830. Начнём мы с обсуждения того, насколько данная видеокарта является достойным конкурентом легендарной GeForce 8800/9800 GT. На следующей диаграмме мы не учли конфигурации SLI и CrossFire, чтобы неравное число линий PCIe не влияло на результат (хотя этот параметр практически и не влияет). Ниже приведены результаты сравнения одиночных видеокарт 4830 и 8800 GT.

Результаты тестов показывают очень близкое расположение Radeon HD 4830 и GeForce 8800/9800 GT друг к другу, то есть по одной 3D-производительности выбрать явного победителя сложно. Radeon HD 4830 действительно показывает себя чуть лучше, чем 8800 GT, да и не следует забывать, что наша тестовая видеокарта 8800 GT была разогнана на 100 МГц на заводе. Однако для присуждения звания победителя разница слишком мала. Поэтому мы не можем сказать, что 8800/9800 GT будет плохой покупкой по сравнению с новой 4830.

Если же посмотреть на ситуацию в целом, то 4830 начинает выглядеть в более привлекательном свете. Среди интересных функций отметим передачу HD-звука 7.1 через выход HDMI, прекрасный потенциал разгона и возможность собрать недорогую, но мощную конфигурацию CrossFire на материнской плате P45 (тоже с разумной ценой). Если сочетать эти функции с хорошей производительностью 4830 в играх, то наши рекомендации склоняются в пользу видеокарты от AMD.

Впрочем, стоит сказать, что GeForce 8800 GT и GeForce 9800 GT тоже не стоит списывать со счетов, поскольку сегодня эти видеокарты дают хорошую производительность за свои деньги, особенно если у вас совместимая со SLI материнская плата. Гонка оказалась тесной, в ней победили все, включая и потребителя.

Наконец, давайте оценим два предложения 4830 по отдельности. PowerColor 4830 обеспечивает более высокий потенциал разгона в паре с утилитой Tray Tools, а также предоставляет выходы DVI, HDMI и VGA без нужды в переходнике. Карта также оснащена великолепным и тихим кулером GPU.

С другой стороны, Sapphire 4830 тоже обеспечивает неплохие возможности разгона, многочисленные опции подключения дисплеев (включая DVI, VGA, HDMI, S-video и компонентный видео), низкое тепловыделение и температуру в 2D-режиме из-за агрессивного снижения частот.

Видеокарты PowerColor 4830 и Sapphire 4830 имеют несколько различающийся комплект поставки под разные нужды, но мы можем смело рекомендовать обе модели. Единственным реальным нареканием можно назвать отсутствие мостика CrossFire в комплекте поставки видеокарт - платы поддерживают эту функцию, поэтому мостик должен входить в комплект поставки, на наш взгляд.

В общем, по результатам нашего тестирования Radeon HD 4830 можно назвать прекрасным вариантом за свою цену. Обе модели этой видеокарты от Sapphire и PowerColor мы нашли весьма привлекательными. 8800 GT продолжает жить в виде 9800 GT, но дни доминирования этой видеокарты в своём ценовом сегменте закончились.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: