Бегом от гаджетов: как избавить ребенка от электронной зависимости? Как победить зависимость от гаджетов

Из-за смартфонов у нас почти не осталось личного пространства. А некоторые и вовсе добровольно отказываются от него, рассказывая о деталях своей жизни в соцсетях. Однако это лишь часть проблемы, как считают психологи. Среди других неприятных — снижение продуктивности, повышение тревожности и ухудшение концентрации. Еще бы, ведь если верить ученым из Университета Бонна (Германия), каждый второй пользователь смартфона заглядывает в него более 80 раз в сутки! Фактически мы все время находимся в режиме ожидания новых оповещений из приложений, соцсетей, электронной почты, СМС и пр.

Медленно, но верно смартфоны меняют и работу нашей гормональной системы. «Каждый телефонный звонок или сигнал электронной почты стимулирует в нашем мозгу выработку небольшого количества кортизола или дофамина, отчего нервная система становится более возбужденной, а организм впадает в зависимость от них», — считает Ларри Розен , профессор психологии, американский исследователь и автор книги The Distracted Mind: Ancient Brains in a High-Tech World (что можно дословно перевести как "Невнимательный ум: древние мозги в высокотехнологичном мире"). — Таким образом, круг замыкается: новые оповещения стимулируют выработку будоражущих гормонов, снижение их концентрации в крови толкает нас снова заглянуть в экран смартфона». Однако выделяют и другие симптомы «смартфоновой зависимости». Это, например:

Тревожность «низкого заряда батареи»

Этот термин придумали американские исследователи, изучив отношения со смартфонами у двух тысяч человек. Наблюдения показали, что у 90% подопытных разряженный аккумулятор телефона (содержащий менее четверти заряда батареи) вызывает стойкую тревогу, практически панику. «Вы не знаете, когда сможете зарядить телефон, и волнуетесь, как же в результате будете оставаться на связи», — комментирует Ларри Розен. — Пожалуй, самый яркий симптом такой расстройства — когда вы спрашиваете "зарядку" у незнакомых людей».

Синдром «фантомной вибрации»

Этот недуг, уверены, может диагностировать у себя каждый. Ты чувствуешь вибрацию в кармане, проверяешь смартфон и осознаешь, что она была лишь плодом воображения. «Десять лет назад, почувствовав какой-то шорох в кармане, вы бы просто расценили это как зуд или дискомфорт от ткани, — говорит Ларри Розен. — Теперь же, даже зная, что у нас в кармане нет телефона, мы все равно не думаем о том, что это просто зуд».

И тем чаще у вас появляется этот синдром, тем сильнее вы переживаете о том, чтобы все время оставаться на связи, доказали мичиганские исследователи.

Номофобия

Этим новым термином называют страх остаться без мобильного телефона (nomofobia - английская аббревиатура от «no-mobile-phone phobia»). Как она проявляется? В чувстве тревоги и дискомфорта, когда вы почему-то оказываетесь вдали от своего смартфона. Чтобы выявлять номофобов, эти исследователи даже придумали особый опросник (можете, кстати, проверить себя).

А если верить другим ученым, номофобия существенно ухудшает наши когнитивные способности и снижает концентрацию.

Страх «все пропустить»

Этот симптом в наибольшей степени касается пользователей соцсетей: именно он толкает их бесконечно обновлять ленту и отслеживать каждый «лайк» и комментарий под своими постами. «Они боятся упустить что-то новое, не отреагировать вовремя. Поэтому некоторым так тяжело дается разлука со смартфоном: человек начинает думать, как много всего произошло в его отсутствие, что он буквально "выключен" из жизни. Этот страх схож с чувством собственной ненужности», — рассказывает Ларри Розен.

Как лечить зависимость от гаджетов?

Для начала стоит осознать, какой вред она наносит почти всем сферам жизни — отношениям, работе, самореализации и, конечно, здоровью (ухудшаются осанка, зрение, сон). Но есть и хорошие новости: выбрасывать свой смартфон ради избавления от этой зависимости не придется, достаточно будет небольшой коррекции привычек. Ларри Розен предлагает следующий ряд мер:

* Установите режим «15/2». Если вы заметили, что слишком часто заглядываете в смартфон (чаще 4-х раз в час), то пробуйте удлинять промежутки между очередным включением гаджета. «Поставьте таймер на 15 минут и уберите на это время смартфон подальше, не берите его в руки и не отслеживайте оповещения, пока не прозвучит сигнал. После звонка таймера можете в течение двух минут проверить все самое основное или продлить "цифровой целибат" еще на один период таймера», — комментирует Ларри Розен. Практикуйтесь в этом ежедневно, и когда почувствуете, что тревога отступает, пробуйте увеличить время, проводимое без телефона, на 5, 10 или еще 15 минут.

* Объясните коллегам, что отвечаете на звонки и письма только два раза в час . Это стоит сделать, когда ваш интервал без смартфона вырастет вдвое — до получаса. Так у вас будет меньше объективных причин хвататься за телефон.

* Почаще оставляйте телефон дома. Например, не берите его с собой на прогулку или когда отправляетесь в магазин: за час без гаджета с вами (и с кем-то еще) ничего ужасного не произойдет, а вы сможете вернуть себе право на приватную жизнь и одиночество.

* Не используйте телефоны за час до сна. «Лучше вообще оставлять гаджеты в другой комнате, когда ложитесь спать, все-таки их излучение нельзя назвать полезным», — утверждает Ларри Розен. Плюс к тому, синий свет от экранов ухудшает сон, поэтому проверяя соцсети в ночи, вы рискуете проснуться неотдохнувшим.

А у вас есть зависимость от смартфона?

Жизнь современного человека наполнена всевозможными мобильными устройствами. Они, несомненно, заметно упрощают жизнь. Но, существует и «оборотная сторона» данной «медали». Зависимость от гаджетов может привести к серьезным последствиям: к стрессу, осложнениям в отношениях с другими людьми и появлению психических заболеваний. Проблема зависимости человека от гаджетов и смартфонов актуальна на сегодняшний день. Медики и психологи давно бьют тревогу. Что собой представляет такая зависимость, и как с ней можно справиться?

Причины зависимости

Разнообразные мобильные устройства, которые прочно вошли в нашу жизнь помогают в учебе, спорте и на работе, но они же становятся источником серьезных проблем, когда увлечение ими становится чрезмерным.

Какие основные причины зависимости можно выделить?

  • страх пропустить нечто важное, быть «отрезанным от информации»;
  • желание быть популярным;
  • тяга к неизвестному, новому.

Все причины можно разделить на внешние – стойкое привыкание к решению любой проблемы при помощи гаджета, и внутренние – психологическая неудовлетворенность реальной жизнью. Привычка погружаться в яркие фото, картинки, пассивно воспринимая опубликованную информацию, приводит к снижению творческой активности, уровня логического мышления и отсутствию продуктивной деятельности. Чаще всего зависимость от смартфонов и гаджетов возникает у подростков, которые большую часть времени проводят в социальных сетях. Они выкладывают свои фотографии в новых платьях, на фоне достопримечательностей или изображения своих достижений в Instagram только с целью самоудовлетворения. Таким образом, дети . Их начинает тревожить отсутствие комментариев или лайков к выложенной в социальной сети записи или фотографии.

Распознать тревожный сигнал

Частое погружение в мир социальных сетей и ненужной информации приводит к появлению необоснованной тревоги, которая может привести к психологической зависимости от современных гаджетов. Она сходна с алкогольной и наркотической. Главная задача близких родственников и друзей – вовремя распознать первые тревожные сигналы. Как это можно сделать?

Признаки появления зависимости:

  • появление ничем необоснованных вспышек агрессии;
  • постоянное использование смартфона или гаджета;
  • частое обновление приложений, функционала для мобильных устройств;
  • приобретение лишних гаджетов.

Кроме того, наблюдается эмоциональная неустойчивость, появляется злость при невозможности воспользоваться электронным помощником. Человек ни минуты не может спокойно просидеть без смартфона. Чаще всего, наблюдается не один, а сразу несколько тревожных симптомов.

Последствия

Постоянное использование человеком современных гаджетов приводит к добровольному отказу от личного пространства. Не смотря на то, что портативные гаджеты во многом помогают, зависимость от смартфона и других мобильных устройств имеет целый ряд негативных последствий:

  • снижение физической и умственной продуктивности;
  • повышение уровня тревожности и нервозности;
  • появление социофобии и страха перед людьми;
  • и постоянные стрессы.

У зависимого человека появляется дрожь в теле при отсутствии рядом мобильного телефона, он враждебно относится к обществу, теряет связь между виртуальным и реальным миром. Психологи и медики такое состояние приравнивают к болезни. Зависимый уже не может воспринимать окружающий мир, а главное себя самого, без гаджетов. У него развивается номофобия – страх остаться без смартфона и пропустить важную информацию .

Лечение и меры предосторожности

Важно понять, что номофобия губительна не только для самого «заболевшего» человека, но и для общества в целом. Она губительна для физического, психологического состояния людей и самооценки. Зависимость от смартфона лечится не столько медикаментами, сколько строгим соблюдением некоторых ограничений:

  • установить временной регламент использования гаджета;
  • чаще оставлять телефон дома, когда выходишь просто погулять или вообще отключать на выходной день;
  • не использовать мобильное устройство перед сном;
  • введите табу на использование смартфона в спальне.

Установление жестких рамок использования гаджета – не значит полный отказ от них. Но, своевременные ограничения помогут вернуть связь с реальной жизнью и победить цифровую зависимость.

Осознание болезни – первый шаг на пути к излечению от нее .

Несомненно, что гаджеты – необходимые устройства, помогающие упростить жизнь, но при их использовании должны быть разумные ограничения. Проблема зависимости от гаджетов – уже не миф, а суровая реальность. Чтобы не стать рабами технических новинок, психологи советуют людям чаще вспоминать о давно забытых хобби, дружеских посиделках, семейных отношениях, спорте, театре и других видах увлечений, которые смогут отвлечь от виртуального мира и внести спокойствие в жизнь человека.

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Суть эксперимента:

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

Готовили еду, ели;

Делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

Смотрели в окно или шатались по квартире;

Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши - не в счет);

Складывали головоломки или конструктор «Лего»;

Рисовали или пытались рисовать;

Мылись;

Убирались в комнате или квартире;

Играли с собакой или кошкой;

Занимались на тренажерах или делали гимнастику;

Записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Играли на гитаре, пианино (один - на флейте);

Трое писали стихи или прозу;

Один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

Одна девочка вышивала по канве;

Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

Один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

Одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;

Одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей...

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

Опыт реальности

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством и т. д. — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Как справиться с зависимостью

Справиться с зависимостью

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во‑первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Катерина Демина: «Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.

И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».

Внимание, родители!

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Почему запрет — это не решение

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».

Обилие гаджетов способствовало возникновению проблем и повлекло осложнения, которые не каждый человек в силах даже осознать. Как выстраиваются отношения человека и гаджета. Кто доминирует в этой связке? Что значит зависимость от гаджета и как ее побороть?..

То, что этими самыми устройствами заполнена жизнь человека от и до, не станет никто спорить. Подразумевается, что личные девайсы должны максимально облегчить жизнь человека, сделать ее максимально комфортной, облегчить задачи повседневной жизни, способствовать в работе.

Сейчас почти каждый человек имеет в наличии, как минимум телефон. По результатам опросов у 96 % россиян (возраст от 16 лет до 45-ти) они есть, портативные компьютеры имеют 73,9 %, плеер – 54,8% опрошенных. Чувствуют дискомфорт, если лишаются гаджета, 51,2% респондентов. А вот 10,8% имеют явную психологическую зависимость от различных электронных устройств. Цифры впечатляют.

Современный человек не представляет себе жизни без гаджета. Телефон в руке, планшет в сумке, ноутбук в спальне. Итак, полное погружение в мир не всегда нужной информации, социальных сетей , общения с виртуальными знакомыми. Баланс реального и виртуального мира нарушен, исчезают границы между ними. И тогда гаджет в «помощь»! Искать удовольствие там, где можно его получить.

И вдруг этот самый гаджет, извините за грубость, накрылся. Сломался там, разбился, исчез.. Что почувствует при этом его пользователь? Хорошо, если только сожаление, скажем, как о вещи, имеющей объективную материальную ценность…

Зависимость сродни алкогольной

Не зря сейчас речь пошла об удовольствии. Оказывается, в основе всех зависимостей лежит один и тот же механизм «получения удовольствия», требующий выброса специального гормона – дофамина. И если человек, по его субъективному представлению, при совершении определенных действий получает позитивный опыт и испытывает при этом удовольствие, дофамин способствует получению эйфории. Это происходит при курении, употреблении алкоголя или наркотиков, сексе, и… использовании гаджетов! Затем вспоминая такой опыт организм требует еще и еще, больше и больше! И вот тогда начинаются проблемы.

Посмотрите вебинар Дениса Бурхаева по работе с разного вида зависимостями.

Причины

Проблемы эти могут иметь вполне конкретное объяснение, ибо возникают в силу реально значимых факторов, влияющих на появление зависимости.

И могут быть как внешнего, так и внутреннего порядка.

Причины внешние: универсальность гаджета. Человек, пользующийся компьютером, может решать множество задач. Он работает, совершает покупки, находит информацию, общается, развлекается. Ему нет необходимости куда-то идти, чтобы решить те или иные вопросы. Это способствует стойкому привыканию к необходимости иметь под рукой это устройство.

Причины внутренние: по-другому их можно назвать внутриличностными. Это когда человек испытывает психологический дискомфорт в реальной жизни и испытывает дефицит общения с окружающими людьми. Этому могут способствовать личные качества: замкнутость, агрессивность, комплексы неполноценности либо завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость и многое другое.

Тест на наличие гаджет-зависимости у себя

Каждый человек вполне может определить, есть ли у него признаки зависимости от гаджетов. Для этого ему нужно честно ответить на вопросы теста:

  1. Могу ли я представить жизнь без любимого гаджета?
  2. Мой гаджет занимает времени больше, чем другие занятия?
  3. Из-за того, что я много времени провожу с гаджетом, возникают конфликты с близкими?
  4. Мне хочется проводить с гаджетом все больше и больше времени?
  5. Когда гаджет рядом, я чувствую себя намного спокойнее?
  6. Если не получается воспользоваться гаджетом я очень нервничаю?
  7. У меня постоянно возникает мысль воспользоваться гаджетом?
  8. Я обманывал(а) окружающих, когда говорил(а), сколько времени провожу с гаджетом.
  9. У меня постоянно есть повод использовать гаджет?
  10. Я могу отложить важное дело, чтобы провести время с гаджетом.

Наличие положительных ответов на пять вопросов и более – это серьезный повод, чтобы задуматься о гаджет-зависимости. Положительный ответ на 9 и 10 пунктов говорит о том, что давно пора обращаться за помощью к врачу.

Цифровая диета Даниела Сиберга

Главное в том начать бороться с болезнью, нужно осознать ее наличие. Это очень важный и самый первый шаг в борьбе с любой зависимостью.

Даниел Сиберг – маркетинговый сотрудник фирмы Google самолично испытал проблему гаджет-зависимости и чуть было не потерял из-за этого свою семью. В последствии он написал, ставшую популярной, книгу «Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов». Несколько правил из этой книги, которые помогут контролировать время, проведенное с гаджетом.

  1. Интернета до завтрака не существует.
  2. Спальня для гаджетов – табу.
  3. Анализ действий в интернете: откровенные сообщения для всех или избранных?
  4. Одно устройство на работе и дома.

Ограничение от гаджетов вовсе не значит избавление от них. Надо постараться освободившееся время использовать максимально с пользой: заняться спортом, прочитать книгу, сходить в театр, просто пообщаться с друзьями, да найдется много заброшенных и забытых, но очень интересных дел.

Впоследствии, когда гаджет перестанет быть столь привлекательным, его надо возвратить в свою жизнь. Но возвратить как устройство полезное и нужное для жизни, а не отнимающее ее часть.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: