Что не является информационным ресурсом. Информационный ресурс

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Информационный ресурс и его составляющие

Ресурс – запасы, источники чего–нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

- материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

- природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

- трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

- финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

- энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В общем случае под информационным ресурсом (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.


Данный термин начал широко использоваться в конце 70 - начале 80 гг. XX века в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.

Отличием ИР от других материальных видов ресурсов (например, полезных ископаемых) является их воспроизводимость. Как и другие виды ресурсов ИР являются объектами импорта-экспорта, а также - конкуренции, политической и экономической экспансии. Следует отметить, что границы понятия ИР в настоящее время четко не установлены. Так, некоторые дефиниции и, следовательно, - ученые включают в его толкование также степень профессиональной подготовки общества или его части, а также способность воспроизводить и использовать ИР. Другие ограничивают ИР только совокупностью зафиксированных в документах и данных сведений, «представляющих ценность для учреждения (предприятия)». Заметим, что в последнем случае в понятие ИР не включены также средства передачи и переработки информации.

Виртуальные (информационные) ресурсы - Информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм и т.п., доступные пользователям в режиметеледоступа по каналам глобальной связи, например, Интернет.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные ресурсы - это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Еще в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Осттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: “Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания”. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.

“Мы идем в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать”.

Термин “информационные ресурсы” стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то, что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Поэтому важной является проблема понимания сущности информационного ресурса, как формы представления данных и знаний, его роли в социальных процессах, а также закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов обществе.

Для обеспечения активизации и эффективного использования информационных ресурсов общества необходимо осуществить “электронизацию” информационных фондов. По мнению академика А. Ершова именно “в загрузке и активизации информационного фонда человечества в глобальной компьютерной сети, собственно, и заключается задача информатизации в ее техническом содержании”.

Активными информационными ресурсами является та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки: формализованные и законсервированные на машинных носителях в виде работающих программ профессиональные знания и навыки, текстовые и графические документы, а также любые другие содержательные данные, потенциально доступные на коммерческой основе пользователям национального парка компьютеров. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.

Отсюда можно сделать вывод, что эффективность использования информационных ресурсов - это важнейший показатель информационной культуры общества.

Характеристика информационных ресурсов и их потребителя

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

  • - производители информации (producers);
  • - продавцы информации (vendors, Вендоры);
  • - пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).

Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:

  • -компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
  • -базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
  • -профессиональные БД.

Среди БД обычно выделяют следующие типы:

  • -текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);
  • -БД, содержащие изображения и использующие средства мультимедиа;
  • -числовые и табличные БД;
  • -БД, содержащие программное обеспечение;
  • -доски объявлений.

Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "профессиональными онлайновыми БД".

К производителям информации относят как организации, добы-вающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики

Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Типы (классы) документов, образующих современный документальный поток. Особенности тематической и типовидовой структуры потока документов по педагогике и образованию.

Первичный документальный поток для детей и юношества (научно-познавательная, художественная, справочная литература и др.).

Закономерности развития и функционирования документального потока по педагогике и образованию: динамика роста, старение и актуализация, рассеяние и концентрация публикаций.

Использование знания закономерностей функционирования современного документального потока в учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, организационно-управленческой и других видах профессиональной деятельности учителя.

Понятие о вторичном документальном потоке как результате аналитико-синтетической переработки информационных ресурсов.

В зависимости от масштаба формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, поскольку информационные ресурсы любого учреждения включают как документы, созданные в нем самом, так и внешнюю информацию, почерпнутую из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых информационных ресурсов.

Необходимо также различать термины «национальные ресурсы» и «государственные ресурсы». Национальные (или федеральные) ресурсы -- совокупность всех видов ресурсов, которые имеются в данной федеративной стране (независимо от того, в чьей собственности они находятся) и складываются из государственных и негосударственных ресурсов, владельцами которых являются общественные и частные организации и лица.

Государственные ресурсы -- ресурсы, которые созданы или приобретены за счет бюджетных средств страны и потому находятся в собственности государства.

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости, быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. Примером может служить корпоративный портал ЗАО «Русская Телефонная Компания»

В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

Информационные ресурсы имеют такие специфические особенности, как:

Нерасходуемость, неисчерпаемость, что обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, неотчуждение при обмене или продаже;

Постоянный рост объема потоков;

Изменчивость состава вследствие изменений информационных потребностей общества и развития продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;

Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее;

Неразрывное единство элементов, составляющих совокупные информационные ресурсы общества, невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (одного региона, одной страны и т. д.).

Рассмотрим отличительные черты информационного ресурса.

1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем. По мере развития общества и роста потребления знаний его запасы не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).

2. По мере своего использования информация не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивной трансформации полученных сообщений с учетом опыта, местных условий.

3. Информационный ресурс -- не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» -- как движущая сила.

4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

5. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен -- он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т.д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: