Словарь программиста. Сленг, который должен знать каждый кодер. Какие знания нужны, с чего начать? Последние годы жизни ученой

Компьютеры и другие вычислительные устройства занимают огромную часть нашей жизни. C помощью таких приспособлений мы не только ищем нужную информацию или пользуемся полезными программами, но и совершаем покупки, общаемся с друзьями и близкими, выполняем работу, проводим досуг и многое другое. Сегодня не составит труда отсканировать документ или, например, скачать любимую мелодию. А ведь еще совсем недавно человечество не знало таких возможностей.

Так, современные пользователи могут сетовать на то, видеофайл загружается на несколько минут дольше, чем должен. Еще каких-то 30-40 лет назад для того, чтобы посмотреть новый фильм, нужно было идти в кинотеатр в назначенное время. Для того чтобы послушать красивую мелодию лет 100 назад, нужно было бы пригласить к себе музыканта и отдать за это хорошие деньги. И это если говорить только о развлечениях. Трудно себе представить, сколько времени тратилось на проведение расчетов и составление документов, на коммуникацию и получение важной информации. Сегодня это все делают за нас машины благодаря одному главному процессу - программированию. Даже если взглянуть на современную стиральную машинку или мультиварку, то и она оснащена простеньким, но все же искусственным интеллектом. Такие приборы мы используем почти каждый день, но даже не задумываемся, благодаря кому это все стало возможно. Сегодня мы поговорим о людях, которые облегчили нашу жизнь в разы и открыли нам невероятный мир программного кода - программистах. Вы узнаете, кто был первый программист в истории и с чего все начиналось.

Первые шаги к программе

Принято считать, что к имеют страсть и способности только мужчины. Если взглянуть на список самых выдающих программистов, в глаза бросаются только мужские имена. Однако мало кто знает, что именно женщина - первый программист в истории человечества. Кем же была эта знаменательная особа?

Многим из нас приходилось слышать о таком известном английском писателе, как Джорж Гордон Байрон. Его дочь, Ада Августа Лавлейс (Байрон), и есть первый программист в мире. Любовь к математике девушке привила мать еще с самого детства. С ней занимались лучшие ученые в округе, где жила юная особа. Так, ее первым учителем стал выдающийся Август де Морган, что считался выдающимся математиком и логиком. Именно эти две составляющие и закладывают основу программирования. Они и помогли девушке в ее последующих научных трудах.

Первый программист в мире - Ада Августа Байрон

В истории информационных технологий одним из первых стоит имя Чарльза Бэббиджа. Этот человек трудился над теорией функций и механизацией счета. Бэббиджа по праву считают прародителем первой и называют "отцом компьютера". Он создал первую цифровую машину и назвал ее аналитической. Знаменательным событием в жизни Ады Августы становится знакомство с этим выдающимся изобретателем. Мать девушки была с ним хорошо знакома, и сам Бэббидж искренне радовался каждому новому достижению в освоении Адой математической науки.

Знакомство с аналитической машиной

Молодому дарованию довелось побывать и в мастерской "отца компьютера". Визит она нанесла в компании миссис де Морган, супруги ее учителя математики и по совместительству друга семьи. В своих воспоминаниях об этом визите де Морган отмечала, что все гости смотрели на аналитическую машину с большим изумлением, для них это было что-то необычное и совершенно странное.

И только Ада Августа, по словам де Морган, не видела перед собой ничего сверхъестественного. Она внимательно осмотрела машину, смогла понять принцип ее работы и по достоинству оценила изобретение. Так первая женщина-программист впервые ознакомилась с вычислительной техникой. После этого случая девушка еще больше загорелась научной деятельностью. Она знала и верила, что это изобретение - шаг в будущее и лишь начало достижений, что смогут механизировать любые процессы. И, как мы можем наблюдать сегодня, не прогадала.

Первый программист и его будни

В возрасте девятнадцати лет Ада Августа выходит замуж. Ее избранником становится лорд Кинг, впоследствии - граф Лавлейс. На тот момент лорду было 29 лет, и семейная жизнь Ады протекала счастливо и размеренно. Муж девушки поддерживал все ее научные начинания и даже восхищался складом ее ума. Супруги довольно часто посещали светские приемы, однако молодой особе было интересно совсем другое. Даже несмотря на замужество, ее общение с Чарльзом Бэббиджем стало ее теснее и сердечнее. Девушка напоминала Бэббиджу его погибшую дочь, тем более Ада являлась почти ее ровесницей. "Отца компьютера" также восхищали способности девушки, они часто обменивались интересными идеями и показывали друг другу свои вычисления. Со временем они стали не только коллегами, но и хорошими друзьями. Ада не выносила поверхностного общества и глупых людей. Она была требовательна к себе и окружающим. При математическом складе ума ее привлекали вещи, не свойственные женщинам. Девушка стала настоящим гением своего времени и посвятила свою жизнь науке.

Ада Августа не останавливается в своих научных расчетах

Со временем первый программист вынуждена была немного отойти от науки. Причиной тому послужило рождение трех детей, и Аде все свое время приходилось проводить с семьей. Но ее любовь к математике была настолько сильна, что она была не готова пожертвовать наукой ради тихой семейной жизни с мужем и детьми. Когда девушка понимает, что больше не может существовать без математики, то просит Бэббиджа найти ей хорошего учителя, чтобы продолжать занятия. Именно в этот момент она уверена в своих силах, как никогда ранее, и готова далеко зайти в своих разработках. Бэббидж отвечает юной ученой письмом, в котором указывает, что в нынешнее время он не может найти ей достойного учителя, но продолжает поиски. Также он отметил, что ее знания в математической сфере просто блестящи, и что он вовсе сомневается, нужен ли ей учитель.

Изучение машин Бэббиджа

Немного позже Ада Августа начинает детально изучать вычислительные машины, сконструированные Бэббиджем. Она просит изобретателя выслать ей подробные сведения, расчеты и чертежи устройства. Девушка всерьез считает, что сотрудничество с изобретателем может стать более чем продуктивным.

Итальянский ученый Манибер опубликовывает свою статью по поводу машин Бэббиджа, и первый программист берется ее переводить. Вместе с "отцом компьютера" она составляет подробные комментарии к публикации, которые впоследствии и сделают ее знаменитой в определенных кругах.

Первые программы

Свои первые программы для девушка составляла для вычисления чисел Бернулли. Подробнее всего Ада Августа растолковала в своих трудах решение системы двух линейных уравнений. Тогда впервые появилось такое понятие, как рабочие переменные и их последовательная смена в программе. Девушка смогла применить который до сих пор является неотъемлемой частью даже самой сложной современной программы. Вторая программа, описанная в комментариях к статье Манибера, была составлена Адой Августой для вычисления тригонометрических функций и включала в себя работу цикла. Реккурентные вложенные циклы были основой третьей ее программы.

Имя первого программиста, вместе с тем, редко встречается в публикациях об истории технологического прогресса. По большей части это связано с тем, что при жизни Ады в работу не была запущена ни одна программа. Это произошло уже после смерти этой выдающейся женщины.

Последние годы жизни ученой

Ада умирает в возрасте 36 лет. В таком же возрасте умер ее отец от кровопускания. Отец и дочь скончались из-за одной болезни - рак. Даже несмотря на то, что Ада Августа пыталась лечиться, последние годы ее жизни были мучительными. Каждые новые расчеты были все более утомительными для женщины, но она не прекращала заниматься наукой до самой смерти. В честь Ады названы один из уникальных языков программирования "АДА", два маленьких города в Америке и колледж.

Удивительно, что первым программистом мира является именно женщина. Но эта молодая особа подарила миру свои разработки, которые стали основой для современного программирования.

"Программист" более не звучит гордо. Прошли те времена, когда программист чувствовал себя рэкетиром, перед которым трепетало беспомощное начальство. Специалисты по найму персонала, почуяв программиста, не склонны делать стойку, а "хороший программист" в устах шефа - это ровно то же, что и "хороший водитель". Означает: "У меня нет из-за него проблем".
Да что там, теперь в объявлениях о знакомстве девушки просят программистов не беспокоиться - вот интегральная оценка ситуации, в которой оказались рядовые труженики клавиатуры.

Я вам скажу, когда это началось. Середина восьмидесятых.

MS-DOS, DBase III, Clipper и толпы юношей в возрасте от 25 до 50 со взором горящим, вообразивших, что они умеют заставить компьютер сделать нечто небесполезное.

Новые русские "программисты", никогда - ни до, ни после приобщения к таинствам - не читавшие ни Кнута, ни Вирта, ни Йодана.

Не удержусь и процитирую по случаю одного из героев Гашека: "Какой-нибудь идиот, выдержав "интеллигентку", в конце концов становится кадровым. А то еще штатским сдаст офицерский экзамен да так и останется в штатских дурак дураком; а случись война - из него выйдет не лейтенант, а засранец".

Но то был лишь грозный симптом необратимого старения прекрасной юной профессии, превращения ее в массовую и скучную. Программистская IT-романтика, воспетая Стругацкими в "Понедельнике", кончилась (могу с точностью до дня назвать время), когда на смену "Паскалю" пришел Delphi. Вот тогда-то программирование стало окончательно похоже на рисование и складывание кубиков.

Разговоры профессионалов о Visual Basic (профессионалов - о "Бэйсике", вы вдумайтесь!), который, надо же, в разы сокращает время изготовления кода под Windows, материализовались чудовищным образом.

Остались еще, конечно, островки нетронутой программистской природы. Библиотеки текстов на "Фортране". Или, например, стремление SAP заставить программиста все писать в исходных кодах, а не рисовать окошки.

Это, знаете, как экологически чистый продукт или как пельмени ручной лепки.

Нельзя не сказать, справедливости ради, о терминологической путанице. Неправильно называть программистом того, кто более похож на сантехника и является по вызову, дабы почистить винчестер, восстановить базы данных или подвергнуть апгрейду операционную систему.

Программист - это тот, кто пишет программы. Из-за потасканности термина программисты вынуждены называть себя разработчиками. Крайним случаем терминологической путаницы, которой подвержен невежа-обыватель, надо считать утверждение "программист=хакер".

На самом же деле разница между программистом и хакером, объясню на примере, равна разнице между Дмитрием Скляровым и Кевином Митником. В одном случае имеем квалифицированного программиста, ставшего жертвой странного штатовского закона о защите авторских прав в цифровую эпоху (в свое время издание нерукописных копий Библии тоже пытались поставить вне закона), в другом - необразованного жулика, воровавшего пароли доступа из мусорных корзин или с помощью сообщницы-проститутки.

Как это обычно бывает, хороший экземпляр обладателя массовой профессии попадается весьма и весьма нечасто. Этот нормально. Когда человек научился пасти коров, туры, не говоря уже о единорогах (Longhorn, если кто не знает - рабочее название новой версии Windows; так называется облюбованный программистами Microsoft бар на горнолыжном курорте неподалеку от Редмонда, где штаб-квартира у Microsoft), почему-то исчезли.

Важно только понимать, что "хороший программист" - это не человек, который умеет кодировать. Умение кодировать для программиста значит не больше, чем знание правил пунктуации для писателя или навыки использования шифроблокнота для разведчика.

И еще одно замечание.

Редкий программист в наших широтах, да и не только в наших, доживает до сорокалетия.

Это как спорт, где возраст - непреодолимое препятствие для эффективной работы. После окончания карьеры программист становится либо начальником других программистов, либо - что случается много чаще - вовсе уходит из цеха.

Пройдет еще десяток лет, и отставные программисты станут попадаться среди охранников на автостоянках. Едва ли с этим можно что-то поделать.

Андрей Анненков

:

Что думают американцы о русских программистах.

1. Русские программисты никогда не читают руководств и редко пользуются online подсказкой - они легко понимают новые программы, потому как они ранее уже испробовали все программы подобного рода.

2. Русские программисты никогда не платят за софт. Они или крэкают его или покупают wonderful CD (не стал переводить - так красивше) за 5 баксов с кучей софта. В любом крупном городе России.

3. Русские программисты всегда используют самые последние разработки в программном обеспечении - самые последнии версии лучших программ - потому как не надо за них платить.

4. Русские программисты очень любят поэкспериментировать с железом . Они разберут ваш компьютер и соберут его обратно в течение нескольких минут. Они помнят установки джамперов на большинстве материнских плат, винтах и других устройствах. Они никогда не забывают какие прерывания и адреса памяти используются в настоящее время в их компьютере.

5. Русские программисты апгрейдят свой компьютер до тех пор, пока не останется никаких свободных прерываний, места для добавочной памяти или не останется ни одного свободного слота. Если они не могут апгрейдить дальше свой компьютер, они покупают еще один и соединяют оба сеткой.

6. Русские программисты программируют на всех уровнях, и на процессорных кодах тоже, таблицы которых у них находятся постоянно на рабочем столе. Они помнят назубок список функций прерывания 21h.

7. Русские программисты помнят всю раскладку английской и русской клавиатуры. Вы можете спросить посреди ночи, какая клавиша находится между A и L, вы будете удивлены ответом: "Какую из семи назвать?"

8. Русские программисты ненавидят Майкрософт и Майкрософтовские программы, но используют их.

9. Русские программисты предпочитают Borland, а Microsoft компиляторы инсталлируют только из-за того, что в них хороший help для Windows API.

10. Русские программисты в Интернете чувствуют себя очень комфортно . Они предпочитают всегда быть online, хотя бы просто потому, что может срочно что-то понадобиться.

11. Русские программисты всегда в настроении попрограммировать .

12. Есть два вида Русских программистов - первые ненавидят Windows и программируют под Unix, вторые ненавидят Windows и программируют под них. Макинтошевские программисты - не настоящие программисты - им больше подходит название - "юзеры".

13. Русские программисты нелюбят "кодировать" чью-то другую идею. Каждая программа пишется персонально.

14. Русские программисты всегда имеют копии Doom, Duke Nukem и Quake на их жестком диске. Они могут играть ночи напролет по сетке в Deathmatch.

15. Русские программисты никогда не используют джойстик. Клавиатура - вот главное оружие.

16. Русские программисты никогда не сдаются . Они могут вылавливать баги из их программы забыв о сне и еде.

17. Жены Русских программистов несчастны, потому как им не уделяется внимания, пока в доме есть хоть один компьютер.

18. Русским программистам недоплачивают. Но и не существует суммы в мире, способной успокоить их желания.

19. Начальники не любят Русских программистов. А кто любит умника, который все знает?

20. Русские программисты не любят использовать шаблоны . Их программы - это индивидуально написанные произведения с большой долей импровизации. Причем, Русский программист старается во всю, чтобы побыстрее запустить программу и увидеть ее в работе.

А это программист на отдыхе.

Для непосвященных: F1 - помощь

Словарь программиста.

Сленг, который должен знать каждый кодер

Следует заметить, что здесь собран сленг, который регулярно используется не только программистами, но и простыми пользователями Интернета. Также буду указывать в скобках английский. Погнали.

А

Айди (ID) - идентификатор.

Айпи (IP) - уникальный адрес. Каждый компьютер имеет свой IP, который предоставляет ему провайдер.

Айтишник - программист, специалист в информационных технологиях (ИТ). С английского аббревиатура IT (Information Technology) читается как «Ай Ти».

Апдейт (update) - обновление.

Б

Баг - ошибка в программе, коде. Произошло от английского слова «bug» - жук. (не путать с глюком)

Батник - командный файл с расширением.bat. Используется для работы с командной строкой в Windows.

Битый - неработающий. Например, битые ссылки - это ссылки, которые ведут в никуда, error 404.

Буржунет - зарубежная часть Интернета. В основном применяется к зарубежным сайтам с Европы или США.

Бэкап (back up) - резервное копирование. Т.е. создание копии проекта, сайта, данных, чтобы в случаи непредвиденных обстоятельств, сбоя можно было вернуть всю систему в прежнее состояние. Хорошей практикой считается постоянно обновлять бэкапы и хранить в нескольких местах (не только в рабочем компьютере).

Бэкенд (back-end) - разработка «внутренней части» сайтов, программ, приложений. Работа с сервером. Более подробно здесь.

В

Вебинар (web based seminar) — это семинар, презентация или лекция, которая проходит онлайн, в прямой трансляции в Интернете.

Г

Геймдев (game development) - разработка, создание игр.

Гик (geek) - человек, который хорошо разбирается в определенном направлении, является фанатиком своего дела. Сейчас в основном гиками называют программистов.

Глюк - непонятный сбой, торможение процессов в программе или игре.

Д

Дебажить ( debug) - искать и исправлять ошибки в программе. Ловить баги.

Дедлайн (dead line) - крайний срок выполнения или сдачи проекта, задания, работы.

С

Запилить (запилил) - загрузить или создать что-либо, вынести на всеобщее обозрение. Например, «запилил видосик» — значит, загрузил видео в YouTube.

К

Кодер - программист.

Кодить - программировать.

Копи паст (copy paste) - скопировать и вставить. «Copy» — скопировать, «Paste» — вставить.

Костыль - это исправление серьезных багов, дыр, ошибок без должного исправления целой системы. Т.е. когда что-то сломалось, и нужно исправить на скорую руку в кротчайшие сроки.

Кракозябры - набор непонятных символов, бессмыслица. Возникают в результате неправильной кодировки. Часто можно наблюдать на сайтах — «РџСЂРёРІРµС‚! Меня».

Кряк (таблетка) - это специальная программа или дополнение для взлома разного программного обеспечения. В основном используется для превращения лицензионной (платной) программы в бесплатную. С английского «crack» — трещина.

Л

Ламер - неопытный пользователь, человек, который не разбирается в чем-то, но думает что он мастер. От английского «lame» - хромать. Не путать с чайником.

Левел (level) - уровень.

Ликбез - ликвидация безграмотности. Обучение азам, основам.

Линуксоид - человек, который использует операционную систему Линукс (Linux).

Лог (log) - журнал, дневник в котором записываются в хронологическом порядке все действия в программе. Например: когда и какие пользователи зарегистрировались, ошибки, сбои, действия пользователей и т.д.

Локалка - локальная сеть. Сеть, которая состоит из нескольких компьютеров, соединенных кабелями.

М

Мануал (manual) - руководство, инструкция.

Н

Нативный - родной, врожденный. Часто используют словосочетание «нативный код» — код, который написан разработчиками. Вот еще пример: C++ нативный язык для Windows 7 - это значит, что С++ родной язык Windows, тот на котором разработчики писали эту ОС.

Нуб (нубчик, нубас, нубарь, нубак) — новичок или человек у которого ничего не получается, или он не знает как правильно делать. Неопытный, новенький.

О

Откат - это возвращение на исходную позицию из бэкапа.

П

Патч - это дополнение или обновление, которое исправляет ошибки, баги, глюки. От анлийского «patch» — пластырь. Применение патча к программе называют «пропатчиванием».

Подкаст — это видео или аудио уроки, рассказы на определенную тему. Чаще всего образовательного характера. Сейчас очень распространены подкасты для изучения английского.

Прогер - программист.

Р

Разраб - разработчик.

Редизайн - это обновление, модернизация системы не только внешне, но и внутренне.

Релиз (release) - выпускать в свет на всеобщее обозрение, делать презентацию, представлять публике что-либо. Например: релиз программы - выпуск программы для использования, релиз песни - выпуск песни.

Рут (root) - рут права. Это права, которые позволяют пользователю иметь расширенные возможности для контроля системой, менять внутренние настройки.

С

Саппорт (support)- служба поддержки. Есть в программах, приложениях, сайтах.

Скилл (skill) - отличное умение, навыки работать с чем-либо.

Слоупок - медленный, тормоз. Произошло от названия розового покемона «Слоупок».

Софт - это программное обеспечение, программы.

Т

Тимлид ( team lead) - ведущий разработчик, лидер команды.

Туториал (tutorial) - уроки, обучалка, учебник. Например, туториал по JavaScript - уроки, обучение Javascript.

Ф

Фаервол (fire wall) - антивирус, который защищает компьютер от вирусов. С английского означает «горящая стена» — здесь следует понимать стену, которая защищает другие здания от распространения пожара. Другое название — Brandmauer (в переводе с немецкого тоже означает «горящая стена»).

Фиксить (fix) - исправлять баги.

Фича (feature) - особенность, уникальная возможность, свойство. Популярный пример: когда программа выдает неожидаемый результат, который может быть из-за вины программиста, сам программист говорит - «Это не баг, а фича». Т.е. уникальная возможность программы, так и должно быть??

Фронтенд (front-end) - разработка «внешнего вида» сайта. Работа с клиентом. Используются языки HTML, CSS и JavaScript. Более подробно здесь.

Х

Хакатон (hack marathon) — это мероприятие, на которое собираются специалисты разных областей разработки софта (программисты, дизайнеры, менеджеры) для разработки определенной программы, приложения или для решения другого вопроса. Т.е. марафоны программирования, на которые собираются прогеры покодить.

Холивар (holy war) - постоянные споры между людьми, которые имеют противоположные взгляды и не собираются их менять.

Э

Эникей (any key) - любая кнопка. Часто при установке, загрузке нас просят “Press any key”. Отсюда и слово.

Эникейщик - синоним чайника, неопытного пользователя, который не всегда знает, что ему нужно делать - ищет кнопку «эникей». Еще может быть IT-специалист невысокого ранга, который занимается несложными заданиями (установка Windows, программного обеспечения, антивирусов…).

Ю

Юзер (user, юзверь) - пользователь.

Чтобы быть знающим пользователем, нужно изучать словарь програмиста или сленг.

На этом пока всё , до следующей встречи в виртуальном мире!

Представляем вашему вниманию отрывок из книги Сидни Падуа «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа».

Вы знали, что первым в истории программистом была женщина? Она родилась 10 декабря 1815 года, и звали ее Ада Лавлейс.

Ада была единственной законнорожденной дочерью поэта Джорджа Гордона Байрона, но в итоге выросла без отца. Ее мать развелась с Байроном через месяц после рождения девочки, но опасалась, что дочери передалась его «дурная кровь».


Нянечке маленькой Ады запрещалось рассказывать ей сказки и истории, чтобы ребенок не забивал голову фантазиями. Мать, увлеченная математикой, прививала ребенку любовь к науке. Она нанимала для нее гениальных педагогов, среди которых была Мэри Сомервилль. Эта женщина-ученый стала для девочки примером для подражания.


Когда Аде исполнилось 17 лет, она впервые познакомилась со сверхгениальным для того времени изобретателем Чарльзом Бэббиджем, и это знакомство в итоге сделало ее знаменитой.

В то время Бэббидж работал над своей уникальной механической счетной машиной, которую назвал Разностной Машиной № 1. Через 100 лет подобное изобретение получило название компьютер.


В машине Бэббиджа было многое, что в итоге передалось современному компьютеру: память, процессор, аппаратное и программное обеспечение. Только его машина состояла из шестерней и рычагов, а работала на пару.

В 1843 году Ада Лавлейс, спустя год серьезной работы, опубликовала первую в мире работу по информатике. Она описала алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине Бэббиджа. Считается, что так Ада написала первую в мире компьютерную программу и ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка». Именно благодаря этой работе Ада и получила звание первого в истории программиста.

В своем описании машины Ада Лавлейс также указала, что в будущем она будет создавать алгебраические формулы, сможет писать музыку, рисовать картины. «Науке даны такие пути, какие нам и не снились», — говорила она.


К сожалению, в возрасте 36 лет Ада умерла. Она не успела опубликовать других выдающихся работ. В жизни изобретателя Бэббиджа тоже шло не все гладко: до самой старости он пытался достроить свою Машину, но не смог. Первые компьютеры появились лишь спустя целый век.


Но Ада не ушла бесследно. В 1975 году Министерство обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Проект получил название «Ада». А 10 декабря 1980 года, в день рождения графини Лавлейс, был утвержден стандарт языка.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: