Лекция: Кодирование информации. Способы кодирования. Большая энциклопедия нефти и газа. Медикаментозное кодирование от алкоголя

В процессе развития человечество пришло к осознанию необходимости хранить и передавать на расстояния ту или иную информацию. В последнем случае требовалось её преобразование в сигналы. Этот процесс называется кодированием данных. Текстовая информация, а также графические изображения при этом могут преобразоваться в числа. О том, каким образом это можно сделать, расскажет наша статья.

Передача информации на расстояние

  • фельдъегерско-почтовая;
  • акустическая (например, посредством громкоговорителя);
  • на основе того или иного способа электросвязи (проводная, радио, оптическая, радиорелейная, спутниковая, оптико-волоконная).

Наиболее распространенными на данный момент являются системы передачи последнего типа. Однако для их использования требуется предварительно применить тот или иной способ кодирования информации. С помощью чисел в привычном для современного человека десятичном исчислении сделать это крайне сложно.

Шифрование

Двоичная система счисления

На заре компьютерной эры ученые были озабочены поисками устройства, которое бы позволило максимально просто представлять числа в ЭВМ. Вопрос разрешился, когда Клод Шенон предложил использовать двоичную систему счисления. Она была известна с 17 века, и для ее реализации требовалось устройство с 2 устойчивыми состояниями, соответствующими логической «1» и логическому «0». Их на тот момент было известно предостаточно - от сердечника, который мог быть либо намагниченным, либо размагниченным, до транзистора, способного находиться или в открытом, или в закрытом состоянии.

Представление цветных картинок

Способ кодирования информации с помощью чисел для таких изображений реализуется несколько сложнее. С этой целью предварительно требуется декомпозиция картинки на 3 основных цвета (зеленый, красный и синий), так как в результате их смешения в определенных пропорциях можно получить любой оттенок, воспринимаемый человеческим глазом. Такой способ кодирования картинки с помощью чисел с использованием 24 двоичных разрядов называется RGB, или полноцветным (True Color).

Если же речь идет о полиграфии, то используется система CMYK. Она основана на идее о том, что каждую из основных компонент RGB можно поставить в соответствие с цветом, дополняющим её до белого. Ими являются голубой, пурпурный и желтый. Хотя их достаточно, с целью снижения полиграфических расходов, добавляют и четвертую компоненту — черную. Таким образом, для представления графики в системе CMYK требуется 32 двоичных разряда, а сам режим принято называть полноцветным.

Представление звуков

На вопрос о том, есть ли для этого способ кодирования информации с помощью чисел, ответ должен быть положительным. Однако на данный момент такие методы не считаются совершенными. К их числу относятся:

  • Метод FM. Он основан на разложении любого сложного звука на последовательность элементарных гармонических сигналов разных частот, которые можно описать кодом.
  • Таблично-волновой метод. В заранее составленных таблицах хранят сэмплы — образцы звуков для различных музыкальных инструментов. Числовые коды выражают тип и номер модели инструмента, высоту тона, интенсивность и продолжительность звука и пр.

Теперь вы знаете, что двоичное кодирование — один из распространенных способов представления информации, который сыграл огромную роль в развитии компьютерной техники.

Кодирование как процедура избавления от развившейся алкогольной зависимости представляет собой блокирование тяги к спиртсодержащим напиткам, проводимое в основном двумя методами – воздействием психотерапевтическим и вмешательством медикаментозным.

Эффективное кодирование воздействует на пациента, избавляя его на определенное время от психологической тяги к выпивке, что часто становится первым шагом к полному избавлению от проблемы.

Подобное лечение также может предотвратить начало повторного злоупотребления алкоголем, так как формирует в человеке страх перед последствиями и пробуждает инстинкт самосохранения.
Способы кодирования бывают разными, кроме традиционных используются альтернативные – нейролингвистическое программирование, воздействием током или иглоукалыванием, а также малорезультативные методы заговоров и молитв.

Гипнотическое воздействие

Наиболее популярное кодирование алкогольной зависимости психотерапевтического направления – гипнотическая блокировка по методу А.Р. Довженко, разработанная в 80-х годах прошлого века. Суть метода – в мощном одновременном психологическом и гипнотическом воздействии, оказываемом на пациента. Специалист на уровне подсознания внушает человеку чувство безразличия к алкоголю, закрепляет в нем установку-требование трезвенности, благодаря чему влечение к спиртному неосознанно снижается до полного исчезновения. При этом лечение по методу Довженко не требует ни принимать таблетки, ни погружать больного в глубокий гипноз. Данный метод кодирования успешно используется на протяжении нескольких десятилетий, специалисты считают, что процедура гипнотической блокировки – самая гуманная и эффективная.

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Метод кодирования по Довженко наряду с другими методами кодирования успешно используется в клинике “Корсакова” .

Однако блокирование алкогольной зависимости по Довженко будет иметь положительные последствия только в том случае, если соблюдены два основных условия:

Пройдите экспресс-тест и получите бесплатно брошюру "Запойный алкоголизм и как с ним справиться".

Были ли у Вас в роду родственники, уходящие в длительные "запои"?

"Похмеляетесь" ли Вы на следующий день после принятия большой дозы алкоголя?

Становится ли Вам "легче" если вы "похмеляетесь" (выпиваете) сутра после бурного застолья?

Какого Ваше обычное давление?

Возникает ли у Вас "острое" желание "выпить" после принятия небольшой дозы алкоголя?

Появляется ли у Вас уверенность в себе, раскованность после выпитого алкоголя?

  • добровольное согласие пациента;
  • отказ от спиртного за неделю до процедуры.

Эффективное кодирование по методике А.Г. Довженко возможно только если алкоголик согласен на лечение, а еще лучше – если он сам хочет вылечиться. Только при этом условии гипнотические установки приведут к нужному результату, делая эффект максимальным. Желание пациента при таком методе терапии алкогольной зависимости имеет самое большое значение. Оно более важно, чем то, какой у пациента срок злоупотребления алкоголем, какая , какое количество запоев и их продолжительность.

Что касается требования соблюдать трезвость перед процедурой, то это определенная психологическая проверка, суть которой заключается в подтверждении твердости решения пациента лечиться, серьезности его намерений. Это также проверка силы воли больного и начало его подготовки к восприятию гипнотических установок. Важно: перед началом лечения по методу Довженко лучше всего отказаться от всей алкогольной продукции, включая пиво и энергетики.

Данный метод кодирования имеет определенные противопоказания:

  • возраст менее 22 и более 60 лет;
  • нарушения сознания;
  • нахождение в состояния опьянения или абстинентного синдрома;
  • диагностированный гипертонический криз;
  • неотложные состояния.

В списке достоинств, какие присущи терапии по разработке А.Г. Довженко, значатся:

  • простота в сочетании с надежностью;
  • эффективность в 87-90% случаев;
  • гуманность и этичность;
  • признание в сфере психотерапии и одобрение ВОЗ;
  • результат после первого же сеанса;
  • отсутствие неприятных симптомов, какие обычно сопровождают медикаментозное лечение зависимости;
  • возможность применения для любого человека, кроме людей, невосприимчивых к гипнозу;
  • совместимость с медикаментозной терапией для повышения эффективности.

Средний срок, на который кодируется пациент, составляет один год, по истечении которого алкоголик, как правило, находит в себе силы продолжать трезвый образ жизни.

Лекарственная терапия

В сравнении с гипнотическим внушением по методике Довженко, способы кодирования с применением лекарственных средств действуют сразу по двум направлениям. Лечение проводится для воздействия как на психическое, так и на физическое проявление алкогольной зависимости. После проведения процедуры таблетки начинают блокировать вырабатываемый печенью фермент, тем самым препятствуя обработке алкоголя, его нейтрализации и выведению. Продукты этанола накапливаются в крови, из-за чего начинается отравление со всеми его симптомами – если после этого алкоголик остается в живых, он уже не рискует пить спиртное до полного растворения имплантированного препарата. Это и есть психологическая составляющая лечения – реакция закодированного организма на алкоголь настолько сильна, что у бывшего пьяницы формируется инстинктивный страх.

Медикаментозные виды подразумевают использование различных препаратов:

  • для подкожной имплантации (таблетки Торпедо, Эспераль);
  • для внутривенного введения (средства Алгоминал, NIT, SIT);
  • для внутримышечной блокировки (гель Эспераль);
  • для перорального приема (капли Колме).

Так как лекарственные методы кодирования могут иметь отрицательные последствия, к их применению есть ряд противопоказаний, частично схожий со списком запретов к методу Довженко. Лучше не применять таблетки и иные препараты для медикаментозной борьбы против алкогольной зависимости, если у пациента:

  • состояние беременности;
  • опьянение или похмелье;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • острые проявления психических нарушений.

Медикаментозные виды кодирования тяги к спиртному при всех своих достоинствах, в числе которых уже описанное «двойное действие», бывают и опасны. И дело не только в том, что таблетки, гель и иные формы препаратов, могут вступить в опасную реакцию с этанолом, если закодированный человек «сорвется». Опасность такого лечения в двух факторах:

  • непереносимости введенного вещества с потенциальным развитием сильной аллергической реакции;
  • реакции пациента на резкий вынужденный отказ от спиртного.

Последнее наиболее опасно, так как человек, переживающий абстинентный синдром, который был спровоцирован терапией, может пострадать от развития следующих заболеваний:

  • поражений сердечно-сосудистой системы;
  • сбоев функционирования ЖКТ;
  • проблем с работой ЦНС;
  • изменения психического состояния.

Срок защиты от алкогольной зависимости, который предоставляют такие методы кодирования, составляет 1-3 года.

Альтернативные способы лечения

Одним из альтернативных вариантов кодирования от алкоголизма является методика, которую разработал доктор Д.В. Сайков, методика, предусматривающая борьбу с зависимостью с помощью эмоционально-стрессовой психотерапии. Принцип терапии следующий: нездоровое влечение к спиртному формирует в сознании человека доминанту, регулирующую и контролирующую всю его жизнь. Пьянство становится нормой поведения с выпивкой в качестве самой главной ценности.

Доктор Сайков решает проблему зависимости, помогая удалить спиртное из центра круга жизненных потребностей алкоголика. Процесс терапии формирует у пациента безразличное и даже отрицательное отношение к спиртному, он позволяет проводить периодическую профилактику потенциальных рецидивов, для чего используются специальные программы на дисках. Такое компьютерное лечение можно проходить даже в домашних условиях.

Методы кодирования, которые применяет доктор Сайков, во многом основаны на технологии Довженко, но отчасти она может представлять собой нейролингвистическое программирование-кодирование. Такая борьба против алкогольной зависимости, включающая помимо традиционных средств еще и компьютерное воздействие, считается современной и эффективной, она получила одобрение как от специалистов, так и от вылечившихся пациентов.

Также альтернативами традиционному блокированию тяги к спиртному являются:

  • кодирование нейролингвистическое;
  • иглоукалывание;
  • лазерная терапия;
  • электронейростимуляция.

Нейролингвистическое программирование позволяет кодировать человека от влечения к спиртным напиткам путем устранения из подсознания больного человека программы саморазрушения, запущенной алкоголем. Благодаря данной терапии человек настраивается на естественную программу нормальной жизни, привыкает искать для себя иные источники удовлетворения. Пациентам, выбравшим нейролингвистическое программирование, не придется принимать таблетки, их не погружают в глубокий гипноз – программа внедряет норму здорового образа жизни естественно, без напряжения или насилия над личностью.

Нет необходимости пить таблетки также у алкоголиков, решивших использовать для лечения тяги к спиртному не только гипноз, лекарства или нейролингвистическое программирование, но методы кодирования иглоукалыванием, лазерной терапией и электронейростимуляцией. Первые два способа терапии снижают зависимость путем воздействия на специальные участки тела человека, блокируя связь между выпитым спиртным и центрами удовольствия в мозгу. Также данные процедуры могут стимулировать самостоятельное очищение организма, избавление от повреждений, нанесенных этиловым спиртом, восстановление для новой здоровой жизни.

Применение метода электронейростимуляции позволяет лечить тягу к спиртным напиткам путем воздействия на определенные отделы мозга слабым электрическим током (электрическими импульсами). Терапия током эффективна потому, что с ее помощью в организме подавляется выработка эндорфинов, связанных с алкоголем, тело начинает отвыкать от нездоровой эйфории и привыкать искать удовольствие в других источниках.

И некоторые сомнительные методики

Все без исключения методы кодирования от алкоголизма для эффективности лечения требуют безоговорочного согласия и искреннего желания пациента. Кодирование нейролингвистическое, воздействие иглами, током, лазером или лекарственными препаратами, методики, которые разработали А.Г. Довженко и Д.В. Сайков, предусматривают борьбу с алкогольным влечением только при условии сотрудничества с пациентом.

Если же согласие больного на терапию не получено, отчаявшиеся родственники прибегают к совершенно экзотическим способам, например, к добавлению лекарств в спиртное без ведома пьяницы или к кодированию его тяги по фотографии. Последствия обращения к всевозможным гадалкам и знахарям, предлагающим последнее, в лучшем случае окажутся плацебо, в худшем – просто обманом. Важно запомнить: трудно

Информация бывает разного вида, например:

Запах, вкус, звук;

Символы и знаки.

В разных отраслях науки, культуры и техники разработаны специальные формы для записи информации.

Код - это группа обозначений, которую можно использовать для отображения информации.

Процесс преобразования сообщения в комбинацию символов в соответствии с кодом называется кодированием .

Существует три основных способа кодирования информации:

  • Числовой способ - с помощью чисел.
  • Символьный способ - информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст.
  • Графический способ - информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Примеры кодирования информации:

Для отображения звуков русского алфавита используют буквы (АБВГДЕЁЖ…ЭЮЯ);

Для отображения чисел используют цифры (0123456789);

Звуки записывают нотами и другими символами ;

Слепые используют азбуку Брайля , где буква состоит из шести элементов: дырочек и бугорков.

Азбука Брайля

Надо учитывать, что не зная принципы кодирования информации, один и тот же код, можно понять по-разному, например, число 300522005 можно посчитать за число, номер телефона или за количество населения.

В компьютере кодируют введённую информацию: текст, изображения и звуки. В закодированном виде компьютер обрабатывает, хранит и пересылает информацию. Чтобы вывести информацию из компьютера в понятной для человека форме, её надо декодировать .

Методами шифрования занимается специальная наука - криптография .

В компьютере для кодирования любой информации используются только два символа: 0 и 1 , так как компьютерной технике проще реализовывать два состояния:

0 - сигнала нет (нету напряжения или не течёт ток);

1 - сигнал есть (есть напряжение или течёт ток).

Создание кода.

Одним битов можно кодировать два состояния: 0 и 1 (да и нет, чёрный и белый). При увеличении количества битов на один получится в два раза больше кодов.

Пример:

Два бита создают 4 разных кода: 00, 01, 10 и 11;

три бита создают 8 разных кодов: 000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, и 111.

Кодирование различных видов информации

Кодирование текстов

При кодировании текста каждому символу присваивается какое-то значение, например, порядковый номер.

Первый популярный компьютерный стандарт кодирования текста имеет название ASCII (American Standart Code for Information Interchange), в котором для кодирования каждого символа используются 7 бит.

7-ю битами можно закодировать 128 символов: большие и маленькие латинские буквы, цифры, знаки препинания, а так же специальные символы, например, «§».

Стандарту создавали разные варианты, дополняя код до 8 бит (256 символов), чтобы можно было кодировать национальные символы, например, латышскую букву ā.

Но 256 символов не хватило, чтобы кодировать все символы разных алфавитов, поэтому создали новые стандарты. Один из самых популярных в наше время, это UNICODE . В котором каждый символ кодируют 2-мя байтами, получается в итоге 62536 разных кодов .

Кодирования графических данных

Почти все созданные и обработанные изображения, хранящиеся в компьютере, можно поделить на две группы:

Растровая графика;

Векторная графика.

Любое изображение созданное в растровой графике состоит их цветных точек. Эти точки называют пикселями (pixel) .

Для кодирования не цветных изображений обычно используют 256 оттенков серого , начиная от белого, заканчивая чёрным. Для кодирования всех цветов надо 8 битов (1 байт).

Для кодирования цветных изображений обычно используют три цвета: красный, зелёный и синий . Цветной тон получается при смешивании этих трёх цветов.

Кодирование звуков

Звуки появляются из-за колебаний воздуха. У звука есть две величины:

- амплитуда колебания , которая указывает на громкость звука;

- частота колебания , которая указывает на тональность звука.

Звук можно переделать в электрический сигнал, например, микрофоном.

Звук кодируют, после точного интервала времени измеряя размер сигнала и присваивая ему бинарную величину. Чем чаще проводятся эти измерения, тем лучше качество звука.

Пример:

На одном компакт диске, с объемом 700 Мб, может вместиться 80 минут звука CD качества.

Кодирование видео

Фильм состоит из кадров, которые быстро меняются. Кодированный фильм содержит информацию о размере кадра, используемых цветах, и количество кадров в секунду (обычно 30), как и способ записи звука - каждому кадру отдельно или всему фильму сразу.

Урок "Кодирование инфомации".

Информацию друг другу мы передаем в устной и письменной форме, а также в форме жестов и знаков.

Знаки могут иметь различную физическую природу . Например, для представления информации с использованием языка в письменной форме используются знаки, которые являются изображениями на бумаге или других носителях, в устной речи в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы), а при обработке текста на компьютере знаки представляются в форме последовательностей электрических импульсов (компьютерных кодов ).

Виды информации

Информация, как объект классифицируется по видам. Таких классификаций несколько. Каждая наука вводит свою классификацию. Для информатики главным является то, каким образом информация вводится/выводится, обрабатывается, хранится, используя средства вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая классификация видов информации:

Аналоговая – непрерывная

(воспринимается человеком)

Дискретная – скачкообразная

(воспринимается ВТ)

  • визуальная
  • аудиальная
  • тактильная
  • обонятельная
  • вкусовая

Примеры:

    скрипка

    телевизор

    телефон

    картина в музее

    графики функций

Примеры:

    фортепьяно

    монитор

    музыкальный центр

    мобильный телефон


Формы представления информации

Так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.

В любом виде информация для нас выражает сведения о ком-то или о чем-то. Она отражает происходящее или происшедшее в нашем мире, например: что мы делали вчера или будем делать завтра, как будет выглядеть выпуск­ное платье или место будущей работы. Но при этом информация обязательно должна получить некоторую форму, наиболее удобную для восприятия:

· текстов, рисунков, фотографий, чертежей;

· жестов и мимики;

· запахов и вкусовых ощущений;

· радиоволн;

· электрических и нервных импульсов;

· магнитных записей;

· хромосом

Получение информации - это, в конечном счете, получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре или взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира.

Язык как знаковая система

В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков. Среди них язык жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык музыки и язык математики, разговорный язык, алгоритмический язык и т. д.

Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков.

Примеры алфавитов: В основе русского языка лежит кириллица , содержащая 33 знака, английский язык использует латиницу (26 знаков), китайский язык использует алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов ).

Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка, называются синтаксисом . Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.

Схема передачи информации через письменность

УСТНАЯ РЕЧЬ

Þ

Письмо

ТЕКСТ

Чтение

УСТНАЯ РЕЧЬ

КОДИРОВАНИЕ ДЕКОДИРОВАНИЕ

Кодирование информации

Общая схема обмена информацией

Источник информации

Кодирующее устройство

Передача информации

Декодирующее устройство

Получатель информации

Кодирование текстовой информации

Языки представления информации

Естественные:

Английский, французский, …

Формальные:

Математики, программирования, ноты, …

Кодирование информации

Цели кодирования

засекречивание

информации

быстрый способ записи

передача по техническим каналам связи

выполнение математических вычислений

Шифрование

Стенография

Телеграфный код

Системы счисления

Алгоритмы криптографии

Один знак – слово или сочетание букв

Код Морзе

Код Бодо

Для человека: десятичная

Для ПК: двоичная

Существует много способов кодирования, например

Азбука Морзе:


Стенография (от греч. στενός - узкий, тесный и γράφειν - писать) - способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз.

Так как выбор значков для стенографии в основном произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Искусство стенографии существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян , где условным знаком записывались речи фараонов ; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам , у которых имелись скорописцы. 5 декабря 63 г. до н. э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии.

В некоторых случаях возникает потребность засекречивания документа или текста. В этом случае текст шифруется. В давние времена зашифрованный текст назывался тайнописью.

Шифрование - способ преобразования открытой информации в закрытую и обратно. Применяется для хранения важной информации в ненадёжных источниках или передачи её по незащищённым каналам связи .

Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только адресату и источнику. Методами шифрования занимается наука криптография .

Рассмотрим в качестве примера кодирования соответствие цифрового и штрихового кодов товара. Такие коды имеются на каждом товаре и позволяют полностью идентифицировать товар (страну и фирму производителя, тип товара и штриховой коды товара.

Знакам цифрового кода (цифрам) соответствуют группы знаков штрихового кода (узкие и широкие штрихи, а также размеры промежутков между ними).

Для человека удобен цифровой код, а для автоматизированного учета и штриховой код, который считывается с помощью узкого светового луча и подвергается последующей обработке в компьютерных бухгалтерских системах учета.

Домашнее задание - придумайте или вспомните какую-либо информацию и представьте ее в разных формах, создать схему:

Создание новой мелодии


3. Кодирование графической информации4

4. Кодирование звуковой информации8

5. Заключение10

Список литературы11

Введение

Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию. Все эти виды информации в компьютере представлены в двоичном коде, т. е. используется алфавит мощностью два (всего два символа 0 и 1). Связано это с тем, что удобно представлять информацию в виде последовательности электрических импульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1). Такое кодирование принято называть двоичным, а сами логические последовательности нулей и единиц - машинным языком. Каждая цифра машинного двоичного кода несет количество информации равное одному биту. Данный вывод можно сделать, рассматривая цифры машинного алфавита, как равновероятные события. При записи двоичной цифры можно реализовать выбор только одного из двух возможных состояний, а, значит, она несет количество информации равное 1 бит. Следовательно, две цифры несут информацию 2 бита, четыре разряда --4 бита и т. д. Чтобы определить количество информации в битах, достаточно определить количество цифр в двоичном машинном коде.

Кодирование текстовой информации

В настоящее время большая часть пользователей при помощи компьютера обрабатывает текстовую информацию, которая состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания и др.

Традиционно для того чтобы закодировать один символ используют количество информации равное 1 байту, т. е. I = 1 байт = 8 бит. При помощи формулы, которая связывает между собой количество возможных событий К и количество информации I, можно вычислить сколько различных символов можно закодировать (считая, что символы - это возможные события): К = 2I = 28 = 256, т. е. для представления текстовой информации можно использовать алфавит мощностью 256 символов.

Суть кодирования заключается в том, что каждому символу ставят в соответствие двоичный код от 00000000 до 11111111 или соответствующий ему десятичный код от 0 до 255.

В настоящее время для кодировки русских букв используют пять различных кодовых таблиц (КОИ - 8, СР1251, СР866, Мас, ISO), причем тексты, закодированные при помощи одной таблицы не будут правильно отображаться в другой кодировке. Наглядно это можно представить в виде фрагмента объединенной таблицы кодировки символов. Одному и тому же двоичному коду ставится в соответствие различные символы.

Двоичный код

Десятичный код

Впрочем, в большинстве случаев о перекодировке текстовых документов заботится на пользователь, а специальные программы - конверторы, которые встроены в приложения. Начиная с 1997 г. последние версии Microsoft Windows&Office поддерживают новую кодировку Unicode, которая на каждый символ отводит по 2 байта, а, поэтому, можно закодировать не 256 символов, а 65536 различных символов.

Чтобы определить числовой код символа можно или воспользоваться кодовой таблицей, или, работая в текстовом редакторе Word 6.0 / 95. Для этого в меню нужно выбрать пункт "Вставка" - "Символ", после чего на экране появляется диалоговая панель Символ. В диалоговом окне появляется таблица символов для выбранного шрифта. Символы в этой таблице располагаются построчно, последовательно слева направо, начиная с символа Пробел (левый верхний угол) и, кончая, буквой "я" (правый нижний угол).

Для определения числового кода символа в кодировке Windows (СР1251) нужно при помощи мыши или клавиш управления курсором выбрать нужный символ, затем щелкнуть по кнопке Клавиша. После этого на экране появляется диалоговая панель Настройка, в которой в нижнем левом углу содержится десятичный числовой код выбранного символа.

Кодирование графической информации

Графическую информацию можно представлять в двух формах: аналоговой или дискретной. Живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно - это пример аналогового представления, а изображение, напечатанное при помощи струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета - это дискретное представление. Путем разбиения графического изображения (дискретизации) происходит преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную. При этом производится кодирование - присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода. При кодировании изображения происходит его пространственная дискретизация. Ее можно сравнить с построением изображения из большого количества маленьких цветных фрагментов (метод мозаики). Все изображение разбивается на отдельные точки, каждому элементу ставится в соответствие код его цвета.

При этом качество кодирования будет зависеть от следующих параметров: размера точки и количества используемых цветов. Чем меньше размер точки, а, значит, изображение составляется из большего количества точек, тем выше качество кодирования. Чем большее количество цветов используется (т. е. точка изображения может принимать больше возможных состояний), тем больше информации несет каждая точка, а, значит, увеличивается качество кодирования. Создание и хранение графических объектов возможно в нескольких видах - в виде векторного, фрактального или растрового изображения. Отдельным предметом считается 3D (трехмерная) графика, в которой сочетаются векторный и растровый способы формирования изображений. Она изучает методы и приемы построения объемных моделей объектов в виртуальном пространстве. Для каждого вида используется свой способ кодирования графической информации.

Растровое изображение. При помощи увеличительного стекла можно увидеть, что черно-белое графическое изображение, например из газеты, состоит из мельчайших точек, составляющих определенный узор - растр. Во Франции в 19 веке возникло новое направление в живописи - пуантилизм. Его техника заключалась в том, что на холст рисунок наносился кистью в виде разноцветных точек. Также этот метод издавна применяется в полиграфии для кодирования графической информации. Точность передачи рисунка зависит от количества точек и их размера. После разбиения рисунка на точки, начиная с левого угла, двигаясь по строкам слева направо, можно кодировать цвет каждой точки. Далее одну такую точку будем называть пикселем (происхождение этого слова связано с английской аббревиатурой "picture element" - элемент рисунка). Объем растрового изображения определяется умножением количества пикселей (на информационный объем одной точки, который зависит от количества возможных цветов. Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора. Чем она выше, то есть больше количество строк растра и точек в строке, тем выше качество изображения. В современных ПК в основном используют следующие разрешающие способности экрана: 640 на 480, 800 на 600, 1024 на 768 и 1280 на 1024 точки. Так как яркость каждой точки и ее линейные координаты можно выразить с помощью целых чисел, то можно сказать, что этот метод кодирования позволяет использовать двоичный код для того чтобы обрабатывать графические данные.

Если говорить о черно-белых иллюстрациях, то, если не использовать полутона, то пиксель будет принимать одно из двух состояний: светится (белый) и не светится (черный). А так как информация о цвете пикселя называется кодом пикселя, то для его кодирования достаточно одного бита памяти: 0 - черный, 1 - белый. Если же рассматриваются иллюстрации в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета (а именно такие в настоящее время общеприняты), то достаточно восьмиразрядного двоичного числа для того чтобы закодировать яркость любой точки. В компьютерной графике чрезвычайно важен цвет. Он выступает как средство усиления зрительного впечатления и повышения информационной насыщенности изображения. Как формируется ощущение цвета человеческим мозгом? Это происходит в результате анализа светового потока, попадающего на сетчатку глаза от отражающих или излучающих объектов.

Цветовые модели. Если говорить о кодировании цветных графических изображений, то нужно рассмотреть принцип декомпозиции произвольного цвета на основные составляющие. Применяют несколько систем кодирования: HSB, RGB и CMYK. Первая цветовая модель проста и интуитивно понятна, т. е. удобна для человека, вторая наиболее удобна для компьютера, а последняя модель CMYK-для типографий. Использование этих цветовых моделей связано с тем, что световой поток может формироваться излучениями, представляющими собой комбинацию " чистых" спектральных цветов: красного, зеленого, синего или их производных. Различают аддитивное цветовоспроизведение (характерно для излучающих объектов) и субтрактивное цветовоспроизведение (характерно для отражающих объектов). В качестве примера объекта первого типа можно привести электронно-лучевую трубку монитора, второго типа - полиграфический отпечаток.

1) Модель HSB характеризуется тремя компонентами: оттенок цвета(Hue), насыщенность цвета (Saturation) и яркость цвета (Brightness).

2) Принцип метода RGB заключается в следующем: известно, что любой цвет можно представить в виде комбинации трех цветов: красного (Red, R), зеленого (Green, G), синего (Blue, B). Другие цвета и их оттенки получаются за счет наличия или отсутствия этих составляющих.

3) Принцип метода CMYK. Эта цветовая модель используется при подготовке публикаций к печати. Каждому из основных цветов ставится в соответствие дополнительный цвет (дополняющий основной до белого). Получают дополнительный цвет за счет суммирования пары остальных основных цветов.

Различают несколько режимов представления цветной графики: полноцветный (True Color); High Color; индексный.

При полноцветном режиме для кодирования яркости каждой из составляющих используют по 256 значений (восемь двоичных разрядов), то есть на кодирование цвета одного пикселя (в системе RGB) надо затратить 8*3=24 разряда. Это позволяет однозначно определять 16,5 млн цветов. Это довольно близко к чувствительности человеческого глаза. При кодировании с помощью системы CMYK для представления цветной графики надо иметь 8*4=32 двоичных разряда. Режим High Color - это кодирование при помощи 16-разрядных двоичных чисел, то есть уменьшается количестко двоичных разрядов при кодировании каждой точки. Но при этом значительно уменьшается диапазон кодируемых цветов. При индексном кодировании цвета можно передать всго лишь 256 цветовых оттенков. Каждый цвет кодируется при помощи восьми бит данных. Но так как 256 значений не передают весь диапазон цветов, доступный человеческому глазу, то подразумевается, что к графическим данным прилагается палитра (справочная таблица), без которой воспроизведение будет неадекватным: море может получиться красным, а листья - синими. Сам код точки растра в данном случае означает не сам по себе цвет, а только его номер (индекс) в палитре. Отсюда и название режима - индексный.

Соответствие между количеством отображаемых цветов (К) и количеством бит для их кодировки (а) находиться по формуле: К = 2 а.

Достаточно для…

Рисованных изображений типа тех, что видим в мультфильмах, но недостаточно для изображений живой природы

Изображений, которые на картинках в журналах и на фотографиях

224 = 16 777 216

Обработки и передачи изображений, не уступающих по качеству наблюдаемым в живой природе

Двоичный код изображения, выводимого на экран, хранится в видеопамяти. Видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство. Размер видеопамяти зависит от разрешающей способности дисплея и количества цветов. Но ее минимальный объем определяется так, чтобы поместился один кадр (одна страница) изображения, т.е. как результат произведения разрешающей способности на размер кода пикселя.

Vmin = M * N * a.

Двоичный код восьмицветной палитры.

Цвет Составляющие

Красный 1 0 0

Зеленый 0 1 0

Синий 0 0 1

Голубой 0 1 1

Пурпурный 1 0 1

Желтый 1 1 0

Белый 1 1 1

Черный 0 0 0

Шестнадцатицветная палитра позволяет увеличить количество используемых цветов. Здесь будет использоваться 4-разрядная кодировка пикселя: 3 бита основных цветов + 1 бит интенсивности. Последний управляет яркостью трех базовых цветов одновременно (интенсивностью трех электронных пучков). При раздельном управлении интенсивностью основных цветов количество получаемых цветов увеличивается. Так для получения палитры при глубине цвета в 24 бита на каждый цвет выделяется по 8 бит, то есть возможны 256 уровней интенсивности (К = 28).

Векторное изображение - это графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг. Базовым элементом изоражения является линия. Как и любой объект, она обладает свойствами: формой (прямая, кривая), толщиной., цветом, начертанием (пунктирная, сплошная). Замкнутые линии имеют свойство заполнения (или другими объектами, или выбранным цветом). Все прочие объекты векторной графики составляются из линий. Так как линия описывается математически как единый объект, то и объем данных для отображения объекта средствами векторной графики значительно меньше, чем в растровой графике. Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая и обрабатывается специальными программами.

К программным средствам создания и обработки векторной графики относятся следующие ГР: CorelDraw, Adobe Illustrator, а также векторизаторы (трассировщики) - специализированные пакеты преобразования растровых изображений в векторные.

Фрактальная графика основывается на математических вычислениях, как и векторная. Но в отличии от векторной ее базовым элементом является сама математическая формула. Это приводит к тому, что в памяти компьютера не хранится никаких объектов и изображение строится только по уравнениям. При помощи этого способа можно строить простейшие регулярные структуры, а также сложные иллюстрации, которые иммитируют ландшафты.

Кодирование звуковой информации

Компьютер широко применяют в настоящее время в различных сферах. Не стала исключением и обработка звуковой информации, музыка. До 1983 года все записи музыки выходили на виниловых пластинках и компакт-кассетах. В настоящее время широкое распространение получили компакт-диски. Если имеется компьютер, на котором установлена студийная звуковая плата, с подключенными к ней MIDI-клавиатурой и микрофоном, то можно работать со специализированным музыкальным программным обеспечением. Условно его можно разбить на несколько видов: 1) всевозможные служебные программы и драйверы, предназначенные для работы с конкретными звуковыми платами и внешними устройствами; 2) аудиоредакторы, которые предназначены для работы со звуковыми файлами, позволяют производить с ними любые операции - от разбиения на части до обработки эффектами; 3) программные синтезаторы, которые появились сравнительно недавно и корректно работают только на мощных компьютерах. Они позволяют экспериментировать с созданием различных звуков; и другие.

К первой группе относятся все служебные программы операционной системы. Так, например, win 95 и 98 имеют свои собственные программы микшеры и утилиты для воспроизведения/записи звука, проигрывания компакт-дисков и стандартных MIDI - файлов. Установив звуковую плату можно при помощи этих программ проверить ее работоспособность. Например, программа Фонограф предназначена для работы с wave-файлами (файлы звукозаписи в формате Windows). Эти файлы имеют расширение.WAV. Эта программа предоставляет возможность воспроизводить, записывать и редактировать звукозапись приемами, аналогичными приемам работы с магнитофоном. Желательно для работы с Фонографом подключить микрофон к компьютеру. Если необходимо сделать звукозапись, то нужно определиться с качеством звука, так как именно от нее зависит продолжительность звукозаписи. Возможная продолжительность звучания тем меньше, чем выше качество записи. При среднем качестве записи можно удовлетворительно записывать речь, создавая файлы продолжительностью звучания до 60 секунд. Примерно 6 секунд будет продолжительность записи, имеющая качество музыкального компакт - диска.

Для того чтобы записать звук на какой-нибудь носитель его нужно преобразовать в электрический сигнал. Это делается с помощью микрофона. Самые простые микрофоны имеют мембрану, которая колеблется под воздействием звуковых волн. К мембране присоединена катушка, перемещающаяся синхронно с мембраной в магнитном поле. В катушке возникает переменный электрический ток. Изменения напряжения тока точно отражают звуковые волны. Переменный электрический ток, который появляется на выходе микрофона, называется аналоговым сигналом. Применительно к электрическому сигналу «аналоговый» обозначает, что этот сигнал непрерывен по времени и амплитуде. Он точно отражает форму звуковой волны, которая распространяется в воздухе.

Звуковую информацию можно представить в дискретной или аналоговой форме. Их отличие в том, что при дискретном представлении информации физическая величина изменяется скачкообразно («лесенкой»), принимая конечное множество значений. Если же информацию представить в аналоговой форме, то физическая величина может принимать бесконечное количество значений, непрерывно изменяющихся.

Кратко рассмотрим процессы преобразования звука из аналоговой формы в цифровую и наоборот. Примерное представление о том, что происходит в звуковой карте, может помочь избежать некоторых ошибок при работе со звуком. Звуковые волны при помощи микрофона превращаются в аналоговый переменный электрический сигнал. Он проходит через звуковой тракт и попадает в аналого-цифровой преобразователь (АЦП) - устройство, которое переводит сигнал в цифровую форму. В упрощенном виде принцип работы АЦП заключается в следующем: он измеряет через определенные промежутки времени амплитуду сигнала и передает дальше, уже по цифровому тракту, последовательность чисел, несущих информацию об изменениях амплитуды. Вывод цифрового звука происходит при помощи цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), который на основании поступающих цифровых данных в соответствующие моменты времени генерирует электрический сигнал необходимой амплитуды.

Если в виде графика представить один и тот же звук высотой 1 кГц (нота до седьмой октавы фортепиано примерно соответствует этой частоте), но семплированный с разной частотой (нижняя часть синусоиды не показана на всех графиках), то будут видны различия. Одно деление на горизонтальной оси, которая показывает время, соответствует 10 семплам. Масштаб взят одинаковый см. приложения рисунок 1.13). Можно видеть, что на частоте 11 кГц примерно пять колебаний звуковой волны приходится на каждые 50 семплов, то есть один период синусоиды отображается всего при помощи 10 значений. Это довольно неточная передача. В то же время, если рассматривать частоту оцифровки 44 кГц, то на каждый период синусоиды приходится уже почти 50 семплов. Это позволяет получить сигнал хорошего качества.

Разрядность указывает с какой точностью происходят изменения амплитуды аналогового сигнала. Точность, с которой при оцифровке передается значение амплитуды сигнала в каждый из моментов времени, определяет качество сигнала после цифро-аналогового преобразования. Именно от разрядности зависит достоверность восстановления формы волны.

Для кодирования значения амплитуды используют принцип двоичного кодирования. Звуковой сигнал должен быть представленным в виде последовательности электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Обычно используют 8, 16-битное или 20-битное представление значений амплитуды. При двоичном кодировании непрерывного звукового сигнала его заменяют последовательностью дискретных уровней сигнала. От частоты дискретизации (количества измерений уровня сигнала в единицу времени) зависит качество кодирования. С увеличением частоты дискретизации увеличивается точность двоичного представления информации. При частоте 8 кГц (количество измерений в секунду 8000) качество семплированного звукового сигнала соответствует качеству радиотрансляции, а при частоте 48 кГц (количество измерений в секунду 48000) - качеству звучания аудио- CD.

Если использовать 8-битное кодирование, то можно достичь точность изменения амплитуды аналогового сигнала до 1/256 от динамического диапазона цифрового устройства (28 = 256).

Если использовать 16-битное кодирование для представления значений амплитуды звукового сигнала, то точность измерения возрастет в 256 раз.

В современных преобразователях принято использовать 20-битное кодирование сигнала, что позволяет получать высококачественную оцифровку звука.

Заключение

Код — это набор условных обозначений (или сигналов) для записи (или передачи) некоторых заранее определенных понятий.

Кодирование информации - это процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

Обычно каждый образ при кодировании представлении отдельным знаком. Знак - это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с его смыслом называют символом. Длиной кода называется такое количество знаков, которое используется при кодировании.

Код может быть постоянной и непостоянной длины. Для представления информации в памяти ЭВМ используется двоичный способ кодирования.

Элементарная ячейка памяти ЭВМ имеет длину 8 бит. Каждый байт имеет свой номер. Наибольшую последовательность бит, которую ЭВМ может обрабатывать как единое целое, называют машинным словом. Длина машинного слова зависит от разрядности процессора и может быть равной 16, 32 битам и т.д. Другой способ представления целых чисел — дополнительный код. Диапазон значений величин зависит от количества бит памяти, отведенных для их хранения. Дополнительный код положительного числа совпадает с его прямым кодом.

Список литературы

1.Информатика и информационные технологии. Под ред. Ю.Д. Романовой, 3-е издание, М.: ЭКСМО, 2008

2.Костров Б. В. Основы цифровой передачи и кодирования информации. - ТехБук, 2007 г., 192 стр.

3.Макарова Н. В. «Информатика»: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005 г. - 768 с.

4.Степаненко О. С. Персональный компьютер. Самоучитель Диалектика. 2005, 28 стр.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: