Американский грузовой вертолет с двумя винтами. Американский транспортный вертолет с двумя винтами. Двухвинтовой военный вертолет. Известный вертолет «Апач. Боевое применение «Чинука»

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Як-24 занимает особое место среди отечественных вертолетов. Впервые его представили широкой общественности летом 1955 года, когда тысячи москвичей стали свидетелями необычного зрелища. Из четырех вертолетов Як-24, приземлившихся на летном поле аэродрома Тушино, выезжали самоходные артилерийские установки и выбегали полностью экипированные десантники. В считанные минуты четыре вертолета, пилотируемые летчиками-испытателями Е.Ф. Милютичевым (ОКБ-115), С.Г. Вровцевым и П.И. Шишовым (НИИ ВВС), Ю.А. Гарнаевым (ЛИИ), решили задачу, непосильную в те годы ни одному из самолетов, состоявших на вооружении военно-транспортной авиации Советского Союза.

Разработку уникального по тем временам двадцатичетырехместного вертолета продольной схемы в сентябре 1951 года начала группа в составе Г.И. Огаркова, С.А. Бемова, Л.М. Шехтера и И.А. Эрлиха под руководством Н.К. Скрижинского и П.Д. Самсонова, а уже в октябре 1951 года было принято постановление правительства о постройке опытных вертолетов в Ленинграде и серийных в Саратове. Одновременно с Як-24 в соответствии с тем же постановлением создавался вертолет Ми-4, причем в МАП считали целесообразным основные агрегаты этих вертолетов: несущие винты и их редукторы, двигатели, автоматы перекоса, система управления, бустеры и механические узлы выполнить взаимозаменяемыми или идентичными. Проектирование обоих вертолетов велось на основе широкой кооперации с привлечением отраслевых научно-исследовательских институтов ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, НИСО, ЛИИ и опытно-конструкторских бюро, в частности, главных конструкторов Швецова, Башты, Торопова, Купреянова, Федосеева и других. Параллельно с проектированием и постройкой вертолетов в ЦАГИ велась и научно-исследовательская работа по созданию методик расчета летно-технических характеристик, управляемости, устойчивости, по постройке и испытанию моделей и винтовых приборов и так далее. Определением основных агрегатов и их компоновкой для обоих вертолетов конструкторские бюро занялись совместно, например выполнение рабочих чертежей втулок, автоматов перекоса и лопастей Як-24 выполняли специалисты М.Л. Миля. Уже в декабре 1951 года макетной комиссией под председательством маршала авиации Н.С.Скрипко были рассмотрены и одобрены макет и эскизный проект.

В соответствии с эскизным проектом вертолет был выполнен по двухвинтовой продольной схеме с двумя поршневыми двигателями и четырехопорным шасси. Фюзеляж прямоугольного сечения имел ферменную конструкцию из стальных труб обтянутых полотняной обшивкой и состоял из трех частей: носовой с кабиной экипажа и отсеком радиооборудования, центральной с грузовой кабиной и хвостовой с большим пилоном заднего несущего винта. В трехместной кабине экипажа размещались два пилота и стрелок-радист. Здесь же размещалась подвижная стрелковая установка с пулеметом А-12,7 калибра 12,7 мм. Для стрельбы из пулемета А-12,7 стрелок переходил из кабины радиста и обстреливал цели из положения на коленях, под которыми находились мягкие маты. В грузовой кабине размерами 10 x 2 x 2 метра имелся люк, закрывающийся двустворчатыми крышками и предназначенный как для транспортировки грузов на внешней подвеске, так и для загрузки на режиме висения людей и грузов весом до 200 кг. В хвостовой части грузовой кабины располагался грузовой люк с откидным трапом. Як-24 позволял транспортировать 20 полностью экипированых десантников или до 12 раненых в сопровождении медицинского работника. В различных комбинациях перевозились пушки калибра до 76 мм, минометы калибра до 120 мм с расчетами и боеприпасами, автомобили ГАЗ-67Б и ГАЗ-69. Стабилизатор был выполнен V-образным. Шасси четырехопорное, неубирающееся, ферменное, с самоориентирующимися колесами. Несущие винты четырехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами, лопасти трапециевидной формы в плане, по конструкции аналогичны лопастями вертолета Ми-4. Силовая установка состояла из двух поршневых двигателей АШ-82В, установленных под несущими винтами с редукторами и синхронизирующими валами. Система управления несущими винтами бустерная с гидроусилителями по всем четырем каналам, в систему управления включен автопилот.

В январе 1952 года большая часть работ по изготовлению опытных вертолетов переместились в Ленинград где за полгода под руководством И.А. Эрлиха на заводе № 272 МАП подготовили значительное количество чертежей, изготовили стапель, провели статические испытания опытного образца и построили два прототипа вертолета которые, в мае 1952 года по железной дороге перевезли для испытаний в Москву. В Москве на заводе № 115 изготовили только ресурсную машину для статических испытаний. Поскольку ОКБ не имело своих пилотов, которые владели техникой пилотирования вертолетов для испытаний опытных образцов пригласили летчиков С.Г. Бровцева из НИИ ВВС и Е.Ф. Милютичева из серпуховской вертолетной эскадрильи, которые в июле 1952 года впервые подняли машину в воздух. Таким образом хорошая скоординированность позволила осуществить проектные работы в исключительно короткие сроки от начала эскизного проектирования в октябре 1951 года до первого полета в июле 1952 года прошло всего девять месяцев. Для сравнения проектирование сопоставимого по грузоподъемности вертолета Пясецкий Н-16, который послужил катализатором появления Як-24, началось в 1946 году а впервые в воздух он поднялся только в 1953 году. Заводские испытания Як-24 завершились в ноябре 1952 года, к этому времени два прототипа вертолета выполнили 141 полет общей продолжительностью более 36 часов. При этом выяснилось, что характеристики вертолета в целом соответствуют техническому заданию, машина способена развивать скорость до 195 км/ч, летать на расстояние до 430 км и подниматься на высоту 5000 м. Тогда же началась процедура передачи Як-24 на государственные испытания, и в декабре машину передали в ГК НИИ ВВС. Государственные испытания проходили трудно и с перерывами вызваными большим количеством аварий, что порождало недоверие к машине со стороны государственной комиссии. Вертолет неоднократно возвращался для доработок связанных с усилением отдельных узлов конструкции и повторных заводских испытаний которые заняли конец 1953 года и весь 1954 год. За это время провели ресурсные испытания наконец-то динамические системы отработали положенные 300 часов. На заводе № 272 в Ленинграде, тем временем, велась постройка еще трех предсерийных Як-24. В декабре 1954 года второй опытный вертолет в очередной раз предъявили на государственные испытания, затем к нему присоединился третий опытный вертолет, который Ю.А. Гарнаев и А.П. Богородский перегнали из Ленинграда в Москву в марте 1955 года. На этот раз вертолеты успешно прошли испытания и были признаны по летно-техническим данным соответвующими постановлению правительства. И хотя замечаний по машине хватало, комиссия по государственным испытаниям которую возглавлял командующий десантно-транспортной авиацией маршал Н.С. Скрипко, все же рекомендовала машину к принятию на вооружение. В ходе государственных испытаний в январе 1955 года на аэродроме ЛИИ Як-24 продемонстрировали высшему командному составу Советской Армии, на котором присутствовали министр обороны СССР маршал Г.К. Жуков и его заместители маршалы А.М. Василевский и В.Д.Соколовский, маршал авиации П.Ф.Жигарев, министр П.В.Дементьев и другие чиновники. В конструкцию опытных, предсерийных и серийных машин неоднократно вносились различные изменения призваные улутшить их характеристики. В января 1957 года для государственных испытаний в НИИ ВВС предьявили серийную машину оснащенную Н-образным стабилизатором и необратимыми гидроусилителями в поперечном канале системы управления по результатам которых специалисты НИИ ВВС рекомендовали внедрить эти доработки на ранее выпущенных вертолетах. В сентябре 1957 года на базе ленинградского завода № 272 начались государственные испытания серийной машины, на котором в системе поперечного управления установили дифференциальные упоры, ограничивавшие ход педалей и установили устройство внешней подвески грузов весом до 3500 кг. В декабре 1959 года завершились испытания серийной машины оснащенной системой автоматической стабилизации, включающей автомат парирования АП-120М, автопилот АП-31 и механизм автотриммирования, которую ранее проверили в НИИ ВВС на Як-24У, а к концу 1959 года ими оснастили все серийные Як-24.

В июле 1957 года в Ленинграде начались заводские испытания вертолета трубоукладчика Як-24 «Нерпа», предназначенного для прокладки полевого магистрального трубопровода ПМТ-100 для подачи горючего к местам дислокации боевой техники через непроходимые для колесной и гусеничной техники участки суши. По бортам серийной машины (№ 03310) размещались четыре кассеты, в которых могло находиться до 88 труб. Взлетный вес вертолета при этом достигал 14 900 кг. Раскладка осуществлялась в автоматическом режиме вдоль выбранной трассы. Перед раскладкой с вертолета сбрасывалась «кошка» с тросом длиной 600 м, вращавшим барабан. Разматываясь, трос вращал ролик задающего механизма сброса труб, и начинал работать указатель путевой скорости. Был предусмотрен и аварийный сброс труб без применения «кошки». За один вылет вертолет укладывал нитку трубопровода длиной 528 метров. Автоматическая раскладка труб осуществлялась с высот от 8 до 40 м. В ходе испытаний выполнили 49 полетов и 159 сбросов труб. Испытания показали практическую пригодность Як-24 для этих целей, причем в вариант трубоукладчика можно было переоборудовать любой серийный вертолет. Государственные испытания трубоукладчика завершились в марте 1958 года. Ведущими специалистами были инженер С.Х. Атабекян и летчик-испытатель К.Д. Таюрский.

После испытаний вертолет возвратили на завод и переоборудовали в топливозаправщик Як-24 «Луч», для чего грузовой кабине разместили три бака емкостью 1060 литра каждый, или десять бочек емкостью 200 литров, или 99 канистр емкостью 20 литров. Заправка до четырех объектов боевой техники могла проводиться как с посадкой через четыре горловины, так и на режиме висения с помощью одного рукава. Государственные испытания, проведенные с мая по июнь 1958 года, показали, что запас прочности вертолета оказался недостаточным для выполнения подобных операций и вопрос о принятии на вооружение как топливозаправщика, так и трубоукладчика должен был решиться после завершения войсковых испытаний Як-24. Ведущими специалистами были инженер А.М. Загордан и летчик-испытатель К.Д. Таюрский.

Среди замыслов конструкторов был и противолодочный вариант Як-24. Большая грузоподъемность машины позволяла иметь на борту не только поисковое оборудование, способное обнаруживать субмарины в надводном и подводном положении, но и противолодочное оружие, в частности самонаводящиеся торпеды ПЛАТ-1 и авиабомбы ПЛАБ-250-120 общим весом до 2000 кг. Як-24 пытались приспособить для траления морских мин, но из-за перегруженности ОКБ-115 эту работу с предприятия сняли.

В декабре 1957 г. начались заводские, а в октябре 1958 г. завершились государственные испытания модифицированного вертолета Як-24У (уширенный), переделанного из серийного (№ 2720104) в соответствии с указаниями заместителя председателя Госплана СССР М.В. Хруничева, который отличался от своего предшественника увеличенной на 400 мм шириной грузовой кабины. Это было сделалано с целью расширения номенклатуры перевозимых грузов и военной техники, позволило поднять нормальную нагрузку до 4000 кг и перевозить авиадесантную самоходную артиллерийскую установку АСУ-57 и самодвижущуюся пушку СД-44. Экипаж, как и прежде, состоял из трех человек, но вместо стрелка-радиста в его состав ввели борттехника, выполнявшего обязанности стрелка. Наведение оружия на цель производилась стрелком из положения сидя с сиденья, расположенного посередине кабины летчиков, впереди и ниже их кресел, при этом сиденье борттехника с механизмом аварийного покидания вертолета вниз размещалось в отсеке радиооборудования и могло перемещаться по салазкам вдоль кабины. На этой машине установили новые несущие винты диаметром 21 м и увеличили углы их наклона до 2,5 градуса переднего вправо, а заднего влево. Оперение осталось двухкилевым, но площадь стабилизатора сократили до 4 м2, а угол его установки возрос с 0 до 2°. Площадь шайб осталась прежняя, но углы их установки увеличили до 5°. С киля сняли триммер, увеличили объем топливных баков и предусмотрели возможность наружной подвески грузов с помощью обычного бомбового замка Дер-4-48Б, подвешенного к замку балки с вертлюгом. В систему управления ввели автоматы парирования АП-120М, предназначенные для создания искусственного демпфирования в каналах тангажа, крена и курса вертолета в полете, шасси оснастили противорезонансными амортизационными стойками. Диаметр колес шасси уменьшили до 700 мм. Для полетов в сложных метеоусловиях и ночью вертолет имел авиагоризонт АГБ-47Б, гироиндукционный компас ГИК-1, аварийный компас КИ-12, указатель скорости УС-250, радиовысотомер малых высот ПРВ-6, автоматический радиокомпас АРК-5 и другие приборы. В государственных испытаниях машины участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС В.И. Кравченко и А.Г. Солодовников под руководством инженера A.M. Загордана.

В конце 1959 года Ленинградским филиалом ОКБ А.С. Яковлева на базе Як-24 были построены два вертолета повышеной комфортабельности Як-24К отличавшиеся высококачественной внутренней отделкой пассажирской кабины: восемью комфортабельными поворотными креслами, квадратными боковыми окнами большой площади, звукоизоляцией, вентиляцией, телефонной связью и т.п. А в 1960 году основным ОКБ в Москве на его основе был разработан 30-местный пассажирский вертолет Як-24А с широкими боковыми оконными панелями. В 1961 году был разработан проект вертолета Як-24П с газотурбинными двигателями АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко и вертолет-кран грузоподъемностью 40 тонн с четырьмя газотурбинными двигателями Д-25В конструкции П.А. Соловьева. Помимо этого в ОКБ А.С. Яковлева велись работы по созданию вертолета Як-24Р (разведчик), оборудованного радиолокатором обнаружения подводных лодок, надводных кораблей и низколетящих воздушных целей на расстоянии до 200 км.

В те годы Министерство обороны Советского Союза желало иметь на вооружении вертолеты Ми-4, Як-24У и Ми-6 грузоподъемностью полторы, четыре и восемь тонн. В 1960-1965 годах военным требовалось 250-300 машин Як-24У, но так как отечественные заводы были перегружены в правительстве рассматривался вопрос о выпуске Як-24 в Чехословакии на заводе «Авиа» но этого не произошло.

Первые десять серийных Як-24 проходили войсковые испытания в 652-м вертолетном полку ВВС Московского военного округа. С 1956 по 1959 год туда поступило 33 вертолета, объединенных в две эскадрильи. Об эксплуатации Як-24 известно мало, скорее всего, ее как таковой не было, поскольку 652-й вертолетный полк был единственной воинской частью, где сосредоточили почти все машины. В 1959 году на Як-24 были выполнены три дальних перелета: один в Киев для участия в маневрах Киевского военного округа и два в ГДР, для участия в маневрах Группы советских войск в Германии. На учениях оба вертолета решили задачи связанных с десантированием войск и боевой техники и получили высокую оценку. Однако дальнейшая разработка вертолетов Як-24 была признана нецелесообразной в связи с появлением в эксплуатации тяжелых транспортных вертолетов Ми-6 и широким использованием в вооруженных силах и гражданской авиации более универсальных многоцелевых и десантно-транспортных вертолетов Ми-4.

Свое развитие вертолеты получили только во второй половине 20 века. Их практически не использовали во Второй мировой войне. Однако в боевые машины проявили себя с самой лучшей стороны. Первыми развивать подобную военную технику стали американцы, и поначалу у них даже конкурентов не было. В настоящее время летательную технику используют в разведывательных целях, в корректировке огня, при эвакуации раненых, для высадки солдат и т.д. И в данном обзоре следует выделить некоторые американские военные вертолеты.

Боевая машина с усиленной броневой защитой

Конструкция АН-1 была спроектирована по одновинтовой схеме. Практически все боевые машины данного типа обладают двухлопастным несущим и рулевым винтом. Исключением является модель АН-1W. Также следует отметить, что они имеют в своей конструкции неубирающееся шасси лыжного типа. Для этой серии характерен узкий фюзеляж. В кабине для пилотов могут поместиться два члена экипажа. Они будут сидеть друг за другом. Американские военные вертолеты такой серии характеризуются усиленной броневой защитой, а также дублированной системой управления. Нет грузового отсека. Конструкторы для значительного увеличения скорости с маневренностью установили среднерасположенное крыло сравнительно небольшого размера.

Вооружение и основные отличия этих моделей

Американские военные вертолеты этой серии оснащены турельной пушечной установкой, которая находится в носовой части фюзеляжа. Также имеются пилоны в количестве четырех штук под крылом, на которые можно установить съемное вооружение. Для того чтобы уменьшить вероятность попадания ракет, обладающих ИК-головкой самонаведения, конструкторы оснастили машину системой охлаждения выхлопных газов моторов. Усиленные лопасти могут выдержать попадание снарядов 23 мм калибра.

В чем отличия серии АН-1 от других моделей? Они заключаются в различных силовых установках, в вооружении и в бортовом оборудовании. Боевые машины данной серии способны зависнуть на высоте в 915 метров с полным запасом топлива, а также с тонной вооружения при температуре 35 градусов.

Транспортный военный вертолет

Американский военный вертолет «Чинук» (СН-47) впервые поднялся в воздух в 1961 году. Через год его переименовали в СН-47А. В самом начале он был оснащен двумя двигателями, мощность которых достигала 1641 кВт. Впоследствии их было решено заменить на более мощные агрегаты. Для цельнометаллического фюзеляжа характерны прямоугольное сечение и скругленные углы. На каждой из сторон нижней части фюзеляжа можно обнаружить обтекатели. Они скрывают топливные баки, по три каждый. Десантный американский военный вертолет, название которого «Чинук», может вместить в себя 44 десантника. Имеются узлы с возможностью закрепления носилок для раненых в количестве 24 штук. За счет откинутой створки, характерной для грузового люка, можно образовать погрузочную рампу.

Крепление лопастей производится за счет использования шарниров. Для того чтобы снизить абразивный износ, носок лопасти было решено покрыть титановыми и никелевыми сплавами.

Известный вертолет «Апач»

Американский военный вертолет «Апач» (АН-64) был разработан в целях предоставления солдатам огневой поддержки. Также он необходим для уничтожения бронированных объектов. Боевая машина может совершать вылеты вне зависимости от времени суток, условий видимости и состояния погоды. Для того чтобы уменьшить вероятность попадания в машину ракет с ИК-головками самонаведения, выхлоп силового агрегата производится через устройство, которое рассеивает струю, уменьшая при этом ее температуру. Американский военный вертолет, название у которого "Апач", оснащен ПТУР «Хеллфайер», которая характеризуется наличием лазерного наведения. На турели, расположенной под фюзеляжем, находится 30 мм пушка.

Для лопастей несущего вина характерна прямоугольная форма и стреловидная законцовка. За счет этого удалось снизить воздействие со стороны сжимаемости при достижении больших скоростей полета. Крепятся лопасти за счет систем упругих пластин-торсионов. Они способны сохранить свою работоспособность в случае попадания пуль, калибр которых достигает 15,7 мм. Какие еще американские военные вертолеты следует выделить?

Разведывательный боевой вертолет

Вертолет «Команч» (RAH-66) является современной двухдвигательной разведывательной боевой машиной. Он также способен поддерживать наземные силы огнем. Фюзеляж, которым обладает американский военный вертолет с двумя винтами, характеризуется низкой эффективной площадью отражения. Боевая машина имеет съемные оружейные пилоны, электронную систему управления полетом и эргономичную кабину. Вертолет оснащен пятилопастным несущим винтом. Рулевой винт находится в кольце. Боевые модели этой серии обладают ИК-сенсорами и телескопическими телевизионными камерами. Они предоставляют возможность совершать ночные полеты, а также с высокой точностью идентифицировать цели. Вооружение вертолета - ПТУР «Хеллфайер» с лазерным наведением. Также имеется УР «Стингер» класса «Воздух-воздух», ракеты сигнального характера и 20 мм пушка.

Двухвинтовой военный вертолет

Американский военный вертолет с двумя винтами, название у которого Kiowa Warrior, стали проектировать еще в 1984 году. Некоторые модели впоследствии модифицировали в легкие машины специального назначения. С их помощью осуществлялась перевозка раненных, солдат и грузов, которые крепили за счет использований внешней подвески. Конструкция обладает четырехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтом. За счет использования новой несущей системы удалось добиться увеличения времени нахождения в полете до 2,5 часа. При этом вертолет способен передвигаться не только по прямой, но и вбок, и назад. Также он может зависнуть в воздухе при скорости ветра, равной 65 км/час.

Вертолет оснащен защитой от пуль, калибр которых составляет 7,62 мм. За счет ослабевания теплового излучения мотора и использования станции активных ИК-помех удалось снизить вероятность попадания ракет с ИК-головкой. Экипаж с топливными баками защищены бронелистами. Они могут выдержать попадание 30 мм снарядов. Чтобы лопасти несущего винта не были повреждены, их оснастили ножом для резки. Вертолет данной серии может передавать данные о целях на наземный пункт за счет использования специальных систем. Эта процедура длится около 6 секунд.

Транспортные вертолеты «Хью»

Как называется американский военный вертолет, большинство модификаций которого можно перевозить на самолетах типа С-124? Речь идет о боевых машинах UH-1 Huey. За период своего совершенствования конструкторы улучшили некоторые его параметры. Было увеличено количество мест для пассажиров, дальность перелета практически в 3 раза. Но и вес боевой машины при этом стал значительно больше. Сначала в воздух поднимались однодвигательные модели этой серии, но потом было решено выпускать двухдвигательные. Многие модификации именно этой серии могут перевозиться посредством использования транспортных самолетов типа С-124. Вооружение съемное. Для него имеются специальные точки крепления: пять встроенных и две навесные. На всех этих узлах без исключения можно установить пулеметы с гранатометами.

Заключение

В данном обзоре были рассмотрены некоторые американские вертолеты, используемые в разведывательных и боевых операциях. На самом деле их очень много, и на то, чтобы описать все модели, не хватит времени. Мы рассмотрели только наиболее известные и популярные серии. Надеемся, что данная статья поможет разобраться в том, что собой представляют сконструированные на территории США.

Кому интересна тема Авиации, может вспомнить наши А я сегодня увидел в интернете споры и обсуждения индийского тендера между "Чинуком" и Ми-26 и решил рассмотреть его поближе. А потом посмотрим и на наш Ми-26, сравним и узнаем в чем причина такого решения или такого сообщения в СМИ:-)

Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. В марте 1959 года командование Армии США, рассмотрев предложения от пяти американских вертолетостроительных компаний, выбрало Boeing Vertol Model 114 в качестве наиболее подходящего под требования к перспективному

армейскому транспортному вертолету. Он должен быть всепогодным, иметь задний грузовой люк, поднимать до 1814 кг груза в кабине или до 7258 кг на внешней подвеске, брать на борт не менее 40 десантников в полной экипировке и с оружием, иметь возможность перевозить любой из элементов ракетной системы Martin Marietta Pershing, а также быть приспособленным для эвакуации раненых.

В июне 1959 года был выдан контракт на сборку пяти предсерийных YHC-1B, которые после поступления в войска переименовали в YCH-47A Chinook.



Model 114 представлял собой фактически увеличенный и более мощный вариант спроектированного этой же компанией вертолета Model 107, отличаясь четырехопорным вместо трехопорного шасси, полностью герметичной по всей длине нижней частью фюзеляжа и наличием наплывов по обоим бортам - за счет этого удалось обеспечить плавучесть машины и возможность посадки и взлета с водной поверхности.

Первый YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 года, к тому времени компания-разработчик уже получила первый контракт на поставку партии серийных CH-47A.

В качестве силовой установки были выбраны два двигателя LycomingT55-L-5 мощностью по 2200 л. с, позже замененных на модель T55-L-7 мощностью 2650 л. с. Поставка CH-47A начата в августе 1962 года, всего были заказаны 354 вертолета.



К настоящему времени на основе базовой модели разработано и построено целое семейство вертолетов Chinook. Первым из них стал CH-47B, отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108 вертолетов данной модификации.

Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234 или Model 414), имевший двигатели T55-L-1 1А мощностью 3750 л. с, усиленную трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14 октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270 таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).

Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5, установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того, в кабине - по бортам и в задней части - располагались пять турелей с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.

Вертолеты семейства Chinook до сих пор являются основными в американской Армии, причем имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. В частности, в рамках одной из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты капитальному ремонту и модернизации - они стали прототипами новой модификации CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а первый серийный CH-47D - 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более десятка усовершенствований - усилена трансмиссия, установлены новые несущие винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также усилена конструкция планера. Компания “Boeing” получила контракт стоимостью более 3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.


Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook HC.Mk 1, строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook HC.Mk 1В. Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее модернизировали в вариант Chinook HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные заказали 17 вертолетов: два Chinook HC.Mk 2, четыре Chinook HC.Mk 2А, остальные в модификации Chinook HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию сразу не попали - ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А (поставка первых запланирована на 2010 год).

В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии - они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания “Elicotteri Meridionali”. В июле 2008 года лицензия перешла к компании “AgustaWestland” - для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.

Экспортный вариант вертолета выпускался компанией “Boeing Vertol” (затем “Boeing Helicopters”, позже - просто “Boeing”) под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.

Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией “Kawasaki”), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.

Летом 1978 года компания “Boeing” объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, “комби”, или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине.



Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта с “British Airways Helicopters” на три машины (позже заказ увеличен до шести), которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой вертолет мог брать до 44 человек.

На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.

Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина поступила 1 июля 1981 года.

Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов “Boeing” выпустила 26 оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).


С конца 1990-х годов “Boeing” вела работы по оснащению вертолета CH-47F двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25 июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A - на 25% большей мощности по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США закупит 513 машин новой модификации - из них 452 будут новыми, а остальные модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение MH-47G.

Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле 2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и Индия.

“Boeing” также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования, выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low (программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005 года, а в ноябре 2006 года “Boeing” была объявлена победителем в тендере на перспективный вертолет. Соперниками “Boeing” выступали вариант на базе S-92 компании “US101″ и вертолет разработки “Lockheed Martin”. Эти компании подали протест, не согласившись с результатами тендера, - в итоге в ноябре 2007 года ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета объявлено не было.

В августе 2007 года представители “Boeing” объявили о наличии планов по созданию увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. Запуск данной программы может быть осуществлен уже в 2010 году.


В 2011 году Армия США и американский авиастроительный концерн Boeing начали вырабатывать требования к модернизированной версии тяжелого военно-транспортного вертолета CH-47 Chinook, сообщает Flightglobal. Как ожидается, предварительный список требований может быть составлен уже в 2011 году. В 2019 году Boeing поставит Армии США последний из заказанных CH-47G, после производственную линий необходимо будет либо закрывать, либо переориентировать на выпуск новых машин.

Существует три варианта дальнейшей модернизации вертолетной платформы, используемой американскими военными с 1962 года. Первый вариант, разработанный Армией и Boeing совместно, предполагает незначительное изменение конструкции и бортовых систем вертолета. Кроме того, грузоподъемность машины может быть увеличена с 12 до 13 тонн. Для этого не придется вносить изменения ни в конструкцию воздушных винтов, ни в силовые установки вертолета.

Армия США склоняется ко второму варианту, который предусматривает увеличение грузоподъемности на 30 процентов - максимальная взлетная масса модернизированного Chinook составит 29,5 тонны против нынешних 22,7 тонн. Для этого потребуется пересмотреть конструкцию воздушных винтов, а также установить на вертолет новые двигатели с мощностью на валу в 7500 лошадиных сил. В настоящее время на CH-47 стоят турбовальные двигатели Honeywell T55-GA-712 с мощностью на валу в 4868 лошадиных сил.

Третий вариант предлагает Boeing. В рамках этого варианта модернизации ширина корпуса может быть увеличена. Кроме того, предполагается пересмотр конструкции винтов и установка более мощных двигателей. Благодаря этому максимальная взлетная масса вертолета увеличится на 50 процентов до 34 тонн. Правда в этому случае будет нарушено одно из требований к транспортному вертолету - CH-47 должен помещаться в грузовой отсек военно-транспортного самолета C-17 Globemaster III.

Концерн Boeing предложил несколько измененный вариант модернизации CH-47 министерству обороны Германии. Совместно с европейской компанией Eurocopter Boeing планирует продать немецкому военному ведомству транспортные вертолеты Chinook с более широким корпусом и грузоподъемностью в 33 тонны. В настоящее время поиском нового тяжелого транспортного вертолета также занимается министерство обороны Франции.

CH-47 Chinook способен развивать скорость до 315 километров в час и совершать полеты на расстояние до 741 километра. Вертолет предназначен для перевозки 55 десантников или 24 пары носилок с ранеными и трех врачей, или десяти тонн грузов (у CH-47F/G - 12 тонн).

За время службы британские вертолеты Chinook прошли через множество военных конфликтов. Широко применялись эти машины в составе британского контингента в ФРГ. В 1982 году Chinook HC.Mk 1 получили боевое крещение, обеспечивая действия британских экспедиционных сил во время конфликта с Аргентиной за Фолклендские острова. Три из них погибли на борту контейнеровоза «Атлантик Конвейер», пораженного аргентинской ПКР «Экзосет». Во время операции «Буря в пустыне» помимо транспортных задач вертолеты привлекались для обеспечения действий Сил специальных операций. Для этого несколько машин получили экспериментальный «ночной камуфляж», систему спутниковой связи и бортовое вооружение. После окончания боевых действий Chinook за-действовались для оказания гуманитарной помощи курдским племенам. Во время конфликта в Боснии шесть модернизированных HC.Mk 2, получивших бронеза-щиту и бортовые комплексы обороны, обеспечивали действия 27-й аэромобильной бригады. Два вертолета 7-й эскадрильи британских ВВС летали в Сербской Крайне под флагом ООН, а в июне 1999 года восемь машин приняли участие в операции войск НАТО в Косово. С 2003 года ос-новной боевой задачей для британских транспортных вертоле-тов стало обеспечение действий войск в Ираке и Афганистане, где они применяются и в настоящее время.

Кресло командира расположено с правого борта, второго пилота—с левого. В проходе находится откидное сиденье третьего члена экипажа. Как и все вертолеты британских ВВС и армейской авиации, Chinook HC.Mkl оснащены навигационной системой Decca. Кабины некоторых вертолетов ВВС были приспособлены для действий экипажа в очках ночного видения. Один из них — с бортовым обозначением BN (Bravo November) — во время Фолклендского конфликта избежал гибели на борту переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер» и до конца войны осуществлял перевозки в интересах британских войск.

Первые поступившие на вооружение британских ВВС вертолеты Chinook HC.Mkl оснащались металлическими лопастями несущих винтов и турбовальными двигателями Textron Lycoming T55-L-11Е. В ходе модернизации на вертолеты установили двигатели T55-L-712, мощностью 3750 л.е., разработанные для модификации CH-47D (HC.Mk 2) и новую систему пожаротушения. Лопасти винтов были заменены на угле-пластиковые с титановой передней кромкой, с увеличенной до 64 см (на 12,5 см) хордой и возросшим до 3000 часов ресурсом, что позволило значительно снизить стоимость эксплуатации машин.

Вертолет оснащен неубираемым четырехопорным шасси. Все стойки оборудованы масляно-пневматической амортизацией. Давление в шинах около 6 атм. Спаренные колеса передних стоек оборудованы однодисковыми гидравлическими тормозами. При необходимости возможна установка съемных лыж.

Лебедка

По правому борту вертолета над дверью грузовой кабины может устанавливаться лебедка с гидравлическим приводом. Несущие винты отбрасывают вниз мощный поток воздуха, и зависание обычно производится на достаточно большой высоте. Над морем эта операция практикуется редко для предотвращения коррозии машины.

Точки заправки

Заправка вертолета топливом может осуществляться как через заливные горловины отдельных баков, так и через расположенный с правого борта узел централизованной заправки. Такая конструкция топливной системы позволяет выполнять как общую, так и выборочную заправку баков машины.

Вертолет оснащен тремя грузовыми замками, что значительно повышает его возможности по перевозке грузов. Средний замок является основным и рассчитан на нагрузку в 11 300 кг, что позволяет перевозить на внешней подвеске даже гаубицу FH-70. Передний и задний замки, рассчитанные на максимальную нагрузку около 9000 кг каждый, могут использоваться как по раздельности, так и совместно. В последнем случае машина способна поднять стандартный грузовой контейнер, или даже другой Chinook. Хотя если вы помните в Афганистане российские Ми-26 не раз эвакуировали подбитые и неисправные вертолеты Chinook :-)


Фюзеляж

Цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41.7м3, в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную, тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9.19 х 2.29 х 1.98м и площадью пола 21м2 имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1.68 х 0.9м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11970кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140кг каждый.

Несущие винты

Трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7.43м2 каждая и хордой 0.81м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама - для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0.85 - профиль VR-8) и линейную крутку -12. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215м/с.


Электросистема состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.


Радиоэлектронное оборудование стандартное, включает УКВ-радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания “свой-чужой” Бендикс АРХ-100, всенаправленный УКВ-маяк ARM-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-6A.

Гидравлическая система модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20МПа, скорость протекания смеси 53л/мин, имеется сферический резервуар емкостью 5.32л с давлением 0.17МПа. В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23МПа, скорость протекания смеси 51.5л/мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7л с давлением 0.39МПа.

Система управления бустерная, усовершенствованная, фирмы “Хануиэлл”, обеспечивающая выдерживание положения и скорости полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.

Военные модификации

  • СН-47А : базовый транспортный вертолёт.
  • ACH-47A
  • СН-47В
  • СН-47С : модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В : варианты для RAF.
  • С/МН-47Е : многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F
  • MH-47G
  • СН-47J : вариант для ВС Японии.
  • HH-47
  • MH-47D


Гражданские модификации

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model

Технические характеристики

Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Длина: 30,14 м

Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)

Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)

Высота: 5,59 м

Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²

База шасси: 7,87 м

Масса пустого: 12210 кг

Нормальная взлётная масса: 22680 кг

Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)

Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714

Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)

Габариты грузовой кабины

Длина: 9,19 м

Ширина: 2,51 м

Высота: 1,98 м

Площадь пола: 21,0 м²

Полезный объём: 41,7 м³

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 285 км/ч

Крейсерская скорость: 259 км/ч

Боевой радиус: 935 км

Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок: 3090 м

Статический потолок:

с использованием эффекта земли: 1675 м

без использования эффекта земли: 2985 м

Скороподъёмность: 9,35 м/с

Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)

15 октября 2009 Подбитый недалеко от Кандагара «Чинук» был эвакуирован на внешней подвеске вертолетом Ми-26, принадлежащим компании Вертикаль-Т

Авиакатастрофа вертолёта НАТО 6 августа 2011 года: 6 августа 2011 года в Афганистане во время операции против боевиков в провинции Вардак, к юго-западу от Кабула транспортный вертолет был сбит ракетой (по другой информации — выстрелом из гранатомета). Жертвами крушения вертолета международных сил стали 38 человек, в их числе 30 военнослужащих США, бойцы афганского спецназа, военные авиадиспетчеры, гражданский переводчик и кинолог с собакой.

Указывают, что это самая крупная единовременная потеря американских войск за время афганской войны. Президент США Барак Обама на военной базе в Довере лично принял участие в церемонии прощания с тридцатью американскими военнослужащими, находившимися на борту вертолета.


С момента появления вертолетов сфера их эксплуатации стала весьма обширной. Они отлично подходят для доставки различного рода грузов или эвакуации раненых, а также для нанесения точных и молниеносных ударов по врагу. В нашем обзоре представлены 19 самых лучших моделей военно-транспортных вертолетов всего мира.

1. Ударный вертолет - McDonnell Douglas AH-64 Apache


McDonnell Douglas AH-64 Apache является основным ударным вертолетом армии Соединенных Штатов Америки и стоит на вооружении с средины 1980 годов. Модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря чему максимальная скорость воздушного суда может достигать 293 километров в час. Весит представленный образец приблизительно 5165 килограммов. Его длина составляет 18 м, а размах крыла 15 метров.

2. Многоцелевой вертолет - Westland Lynx


Westland Lynx

3. Ударный вертолет - Lockheed AH-56 Cheyenne


Westland Lynx – это британский многоцелевой вертолет, который был создан двумя компаниями Westland и Aеrospatiale. Свой первый полет образец совершил 21 марта в 1971 году, а в эксплуатацию поступил в конце 1978-го. Максимально допустимая скорость полета составляет 324 километра в час. Длина данной модели достигает 15 м, а размах крыла 13 метров.

4. Многоцелевой вертолет - Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche


Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche – это американский многоцелевой разведывательно-ударный вертолет, который совершил свой первый полет 4 января 1996 года. Весит модель приблизительно 4218 килограммов, при этом его максимальная скорость полета достигает 324 километров в час. Одного полностью заправленного бака хватит примерно на 2220км. Длина представленного воздушного судна составляет 14 м, а размах крыла 12 метров.

5. Многоцелевой вертолет - Ка-60 «Касатка»


Ка-60 «Касатка» - это российский многоцелевой военно-транспортный вертолёт, длина которого составляет 16 м, а размах крыла 14 метров. Данная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря чему максимальная скорость полета может достигать 308 км в час. Одного полностью заправленного бака, воздушному судну хватит приблизительно на 615 километров.

6. Ударный вертолет - Ми-24


Ми-24 – это советско/российский ударный вертолёт, разработанный на московском заводе имени М. Л. Миля. Представленная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 335 километров в час. Длина модели приблизительно 18 м, а размах крыла 6.5 метров. Свой первый полет модель совершила в 1969 году. Стоимость Ми-24 составляет примерно 12 миллионов долларов США.

7. Многоцелевой вертолет - Ми-26


Ми-26 – это советский тяжелый многоцелевой транспортный вертолет, разработанный на московском заводе имени М. Л. Миля. Представленная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 295 километров в час. Весит данный образец 28 тонн, а длиною он примерно 40 метров, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака приблизительно равняется 800 км. Стоимость Ми-26 составляет около 18 миллионов долларов США.

8. Ударный вертолет - Agusta A129 Mangusta


Agusta A129 Mangusta – это ударный вертолет, разработанный итальянской компанией Агуста. Представленная модель весит 2.5 тонны, при этом максимальная скорость воздушного судна может достигать 352 километра в час. Длина данного образца приблизительно 14 метров, а дальность полета от одного полностью заправленного бака составляет 510 км. Свой первый полет он совершил 15 сентября 1983 года. Стоит Agusta A129 Mangusta около 22 миллионов долларов США.

9. Ударный вертолет - Bell AH-1Z Viper


Bell AH-1Z Viper – это американский ударный вертолет, созданный на базе Bell AH-1 Super Cobra. Представленная модель весит 5.5 тонн, при этом максимальная скорость воздушного судна может достигать 411 километров в час. Длина данного образца приблизительно 18 метров, а дальность полета от одного полностью заправленного бака составляет 685 км. Свой первый полет он совершил 8 декабря 2000 года. Стоит Bell AH-1Z Viper около 31 миллиона долларов США.

10. Военно-транспортный вертолет - Boeing CH-47 Chinook


Boeing CH-47 Chinook – это тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. В армии Соединённые Штаты Америки пришел на смену модели CH-54 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов, поставляясь на экспорт в 16 стран мира. Длина данного образца составляет приблизительно 30 метров. Свой первый полет он совершил в 1962 году. Стоит Boeing CH-47 Chinook около 35 миллиона долларов США.

11. Многоцелевой вертолет - Bell UH-1 Iroquois


Белл UH-1 «Ирокез» - это американский многоцелевой вертолёт созданный компанией Bell Helicopter Textron. Является одной из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Серийно начал производится с 1960 года. Модель оснащена мощным газотурбинным двигателем. Свой первый полет совершил 20 октября 1956г, а в эксплуатацию передан в конце 1959-го.

12. Ударный вертолет - Denel AH-2 Rooivalk


Denel AH-2 Rooivalk - это южноафриканский ударный вертолёт, производства компании Denel Aerospace Systems. Данная модель весит около 5 730 килограммов, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака достигает около 740 километров. Максимально допустимая скорость модели составляет примерно 309 км\ч. Свой первый полет воздушное судно совершило в 1990 году. Стоит Denel AH-2 Rooivalk приблизительно 40 миллионов долларов США.

13. Ударный вертолет - Eurocopter Tiger


Eurocopter Tiger - это современный ударный вертолёт, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter. Данная модель весит около 3060 килограммов, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака достигает около 800 километров. Максимально допустимая скорость модели составляет примерно 230 км\ч. Свой первый полет воздушное судно совершило в апреле 1990 года.

14. Ударный вертолёт - Ка-52 «Аллигатор»


Ка-52 «Аллигатор» - это российский ударный вертолёт, который способен поражать бронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой модернизированную версию модели Ка-50 «Чёрная акула».

15. Ударный вертолет - CAIC WZ-10


CAIC WZ-10 - это ударный вертолёт производства Китайской Народной Республики. Разработанный с участием российских ученых специалистов. Принят на вооружение НОАК в феврале 2011 года. Модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 300 км\ч. Весит он около 5540 килограммов, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака составляет 820 километров. Свой первый полет образец совершил 29 апреля 2003 года.

16. Многоцелевой вертолет - Ми-2


Ми-2 - это советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. Его длина составляет 11м, а размах крыла 14 метров. Модель оснащена мощным двигателем ГТД-350, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 200 километров в час.

17. Ударный вертолет - Ка-50


Ка-50 - это советско/российский одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Его длина составляет 16м, а размах крыла 14 метров. Модель оснащена мощным двигателем ТВ3-117, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 390 километров в час. Свой первый полет совершил 17 июня 1982 года. Стоит Ка-50 около 16 миллионов долларов США.

18. Многоцелевой вертолет - Sikorsky UH-60 Black Hawk


Sikorsky UH-60 Black Hawk - это американский многоцелевой вертолёт, который поступил на вооружение армии Соединённых Штатов Америки, придя на смену предыдущей модели Bell UH-1. Максимально допустимая скорость полета данного воздушного судна составляет 294 километра в час. Его длина достигает 20м, а размах крыла 16 метров. Стоит Sikorsky UH-60 Black Hawk примерно 21 миллион долларов США.

19. Многоцелевой вертолет - Ми-8


Ми-8 – это советско/российский многоцелевой вертолёт, разработанный на московском заводе имени М.Л. Миля. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Представленная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 260 километров в час. Длина модели приблизительно 18м, а размах крыла 21 метров. Свой первый полет модель совершила в 1967 году.

А любителям воздушных суден, наверняка будет интересно посмотреть на эти

Boeing CH -47 Chinook (CH -47 Чинук) — американский тяжелый военно-транспортный вертолет, разработанный фирмой Boeing в начале 1960-хх. Один из самых массовых транспортных вертолетов. Производится в США, Японии и Италии.

История CH-47

К середине 1950-хх годов вооруженные силы США начали испытывать потребность в новых, более мощных вертолетах. Старые машины, хоть и были созданы недавно, очень быстро устарели в условиях лавинообразного развития военных технологий и тактики ведения боевых действий. Проект, под названием SS 471L был проработан Пентагоном и вылился в тендер.

Сложность заключалась в том, что Морской пехоте был нужен средний вертолет для перевозки личного состава и оборудования. Армия же нуждалась в более мощной машине, способной перевозить технику вплоть до новейших, в то время, ракет MGM-31 Pershing (твердотопливная баллистическая ракета малой дальности).

В итоге, было создано два вертолета: Vertol V-107, и Boeing V-114. Первый, со-временем, перерос в вертолет . Второй же, стал знаменитым CH-47. По традиции, существующей в вооруженных силах США, вертолет был назван Chinook в честь одного из индейских племен. Первый серийный CH-47A был официально принят армией США 16 августа 1962 г.

Описание: вывоз вооружения и оборудования в полевых условиях вертолетами CH-47 Chinook

Конструкция CH-47

CH-47 Chinook — тяжелый военно-транспортный вертолет, выполненный по двухвинтовой продольной схеме.

Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину, заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу.

Несущие винты трехлопастные, вращающиеся в противоположных направлениях.
Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном.

Шасси неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые.

Модификации
Военные

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: первая серьезная модификация всех предыдущих вариантов, с целью увеличения ресурса, грузоподъемности и иных характеристик.
  • СН-47D International Chinook (Model 414-100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой канатного десантирования и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть - из CH-47C
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для ВС Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление

Гражданские

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multi Purpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: