Intel gma hd характеристики на ноутбуке. Intel GMA HD - новая встроенная графика от Intel. Сравнение производительности видеокарт. Исследуемые аспекты и набор обследуемых

Семейство интегрированных чипов Intel HD Graphics является отличной заменой дискретным, то есть идущим отдельным модулем видеокартам. Особенно актуальным использование встроенного видеочипа будет для различных ноутбуков и нетбуков. Преимуществами таких решений являются повышенная производительность батареи и меньший нагрев внутреннего пространства мобильного ПК.

Семейство видеочипов

Intel HD Graphics Family включает в себя несколько поколений.

  1. Intel HD — устанавливается на семейство и первое поколение iCore 3/5/7. Носит кодовое название Nehalem/Lynnfield. Возможности такой видеокарты весьма ограничены. Поэтому если ноутбук будет использоваться для работы с графикой и для мультимедиа развлечений (просмотра фильмов в качестве HD, игр), то данный чип будет не лучшим решением.
  2. Intel HD 2000/3000. Второе поколение интегрированных видеочипов корпорации Intel устанавливается в процессоры iCore 3/5/7 второго поколения. Носит кодовое название Sandy Bridge. Сегодня уже практически не используется в новых моделях ноутбуков, но еще является значительным игроком рынка.
  3. Intel HD 2500/4000. Третье поколение интегрированной видеологики, на данный момент это наиболее массовый представитель рынка мобильных устройств. Такие карты являются частью процессоров iCore третьего поколения. Данная видеологика носит кодовое название Ivy Bridge. По производительности она близка к картам Radeon HD 65хх.
  4. Последнее поколение Intel HD Graphics под кодовым названием Haswell. Является частью новых процессоров iCore 4-го поколения. Основная модель этого поколения - 4600. Она имеет две урезанные версии - 4200 и 4400. Наиболее мощными являются карты 5100 и 5200. По своей производительности последняя модель карты Intel HD 5200 опережает большинство дискретных видеокарт среднего ценового диапазона.

Intel HD 3-го и 4-го поколений позволяет в полной мере наслаждаться качеством фильмов с разрешением вплоть до 4К. Также подобные видеокарты легко справляются с нагрузками видеоигр последних 2-3 лет. Так как первое поколение процессоров и интегрированной видеологики уже является немного устаревшим, то мы опустим его из обзора карт Intel (R) HD Graphics. Идем дальше.

Второе поколение видеочипов

На сегодняшний день видеологика Intel HD Graphics 3000 используется еще достаточно часто. Она является идеальным решением для мобильных ПК нижнего ценового уровня. Данное решение позволяет достаточно комфортно просматривать фильмы высокого качества и даже иногда наслаждаться прелестями видеоигр, выпущенных в 2011-2012 годах. Однако если учесть, что бюджетные ноутбуки и нетбуки покупаются вовсе не с целью мультимедийных развлечений, то все становится на свои места. Максимальное разрешение, поддерживаемое видеокартой, составляет 2560 х 1600 пикселей. К тому же данное поколение видеологики поддерживает HDMI-выход. Для того чтобы оптимизировать работу данного интерфейса, желательно иметь установленным самый последний для Intel HD Graphics driver.

Как было сказано выше, семейство графического ядра второго поколения представлено двумя моделями. Это Intel HD Graphics 2000 и 3000. Несмотря на то что они обе производятся по одному и тому же технологическому процессу, продуктивность карт может отличаться в два раза. Обусловлено это тем, что младшая модель имеет более низкую тактовую частоту ядра, кроме того, она оснащается всего шестью исполнительными устройствами (против 12 у старшей версии карты).

Благодаря такой дифференциации достигается достаточно четкая сегментация рынка. Так, пользователь может приобрести ноутбук с двух- или четырехъядерным процессором и полноценным графическим ядром HD 3000 или урезанной графикой HD 2000. Естественно, это отражается на стоимости продукции.

Третье поколение

Видеологика Intel HD Graphics 4000 была презентована в 2012 году. Она выполнена на основе 22-нм технологического процесса. Пиковая производительность чипа составляет 200 гигафлопс. В то же время предыдущее поколение видеокарт от Intel выполнялось по 32-нм процессу, и производительность была ровно в 2 раза меньше.

Интегрированная графика позволяет использовать все возможности DirectX 11 и OpenGL 3.3. Согласно заверениям разработчиков и многократно проведенным тестам, карта Intel HD 4000 позволяет насладиться всеми прелестями фильмов с высоким разрешением. Кроме того, данная видеологика дает возможность достаточно комфортно чувствовать себя в большинстве современных игр. Конечно, тут следует понимать, что некоторые из них потребуют более низкого разрешения и снижения настроек качества.

А что делать, если игра некорректно работает или возникают какие-либо артефакты в изображении? Чтобы устранить эту проблему, на сайте производителя необходимо найти для чипа Intel HD Graphics 4000 драйвер, скачать и установить его. Этот совет кажется банальным, но на самом деле он помогает. Дело в том, что инженеры компании стараются регулярно обновлять драйвера своей продукции и улучшать совместимость с самыми новыми приложениями.

Если сравнивать производительность видеокарты с предыдущим поколением, то она увеличилась на 30%. Дополнительно можно получить прирост мощности за счет использования более быстрого процессора i7 и большего объема оперативной памяти.

Четвертое поколение видеологики

На сегодняшний день видеокарта Intel HD Graphics установлена чуть ли не в половине ноутбуков. Это обусловлено как отличными маркетинговыми ходами корпорации, так и правильным подходом к интеграции. С каждым новым поколением видеологика становится все совершеннее, что позволяет ей тягаться на равных с дискретными картами среднего ценового уровня.

Выпуск же чипа последнего поколения заметно отразился на продажах видеокарт других производителей. Ведь нет смысла платить дополнительные деньги за то, что может работать «прямо из коробки». Всего несколько лет назад производительность встроенной видеографики мало кого интересовала. Ведь все понимали, что такие чипы, как Intel HD, нужны лишь для работы офисных приложений, просмотра фотографий и фильмов невысокого разрешения. Однако после выпуска процессоров iCore третьего поколения и видеочипов Intel HD Graphics 4000 ситуация стала кардинально меняться.

Стала реальным конкурентом для производителей дискретных чипов. И это не пустые слова, достаточно только взглянуть на падение динамики продаж карт от AMD и nVIDIA. Кроме того, компания AMD была вынуждена отказаться от выпуска бюджетной графики Radeon HD 70хх ввиду ее неконкурентоспособности.

Описание

Intel HD Graphics 4600 является эволюционным развитием интегрированного видеочипа. Благодаря тому что в 2010 году компания Intel отказалась от на то время классической схемы разделения вершинных и пиксельных конвейеров и перешла на унифицированную шейдерную архитектуру, ей удалось добиться регулярной модернизации собственной видеологики. Каждый год компания улучшает процесс изготовления чипов, что позитивно сказывается на количестве исполнительных блоков и, как результат, на производительности.

В Intel HD 4600 установлены уже 20 исполнительных блоков, что позволяет на равных тягаться с чипами AMD и nVIDIA. Для сравнения, предыдущая модель HD 4000 имела 16 блоков, а HD 3000 всего 12. Таким образом, даже если взять чипы HD 4000 и HD 4600 с равной частотой ядра, то вычислительная мощность последнего будет больше на 25%. Кроме числа исполнительных блоков, была увеличена и частота видеоядра. Теперь она составляет 1250 МГц, против 1150 МГц у прошлого поколения. Отличительной чертой процессоров и видеологики Haswell стало пониженное энергопотребление в режиме простоя.

Новая графика Intel позволяет поддерживать OpenGL 4.0 и DirectX 11.1 (шейдеры пятой версии). К другим возможностям чипа относятся полноэкранное сглаживание, HDR и ряд других технологий, который позволяет улучшить полученное изображение. Следует упомянуть, что, как и ядро предыдущего поколения, HD 4600 может работать одновременно с тремя мониторами.

Теоретические расчеты производительности

Зная об особенностях интегрированной графики разных поколений, можно перейти к сравнению их производительности. Для большей объективности в тесте будет принимать участие бюджетная дискретная карта GeForce GT 630. Производительность ядер при пиковой нагрузке составляет:

  • HD 4600 - 400 гигафлопс;
  • GT 630 - 311 гигафлопс;
  • HD 4000 - 294 гигафлопс;
  • HD 3000 - 194 гигафлопс.

Как видим, уже на данном этапе дискретная карта уступает последнему поколению интегрированной графики. Однако нельзя обойти стороной и такой параметр производительности, как скорость закраски сцены. По этому показателю дискретная графика в разы лучше интегрированных решений:

  • GT 630 - 13 Мтекс/с;
  • HD 4600 - 5 Мтекс/с;
  • HD 4000 - 4,6 Мтекс/с;
  • HD 3000 - 1,35 Мтекс/с.

По скорости растеризации GeForce также показывает лучшие результаты:

  • GT 630 - 3,2 Мпикс/с;
  • HD 4600 - 2,5 Мпикс/с;
  • HD 4000 - 2,3 Мпикс/с;
  • HD 3000 - 1,35 Мпикс/с.

На данный момент мы не будет затрагивать пропускную способность памяти, так как у ядер Intel HD Graphics характеристики этого показателя зависят от нагрузки на процессор.

Тесты интегрированной графики

Что же, перейдем от теоретических основ к практическим тестам. Для начала сравним производительность трех поколений чипов от Intel. Графика HD 3000 проверяется на основе HD 4000 — i7-3770K, HD 4600 — i7-4770K. При максимальной нагрузке частоты графических ядер составляли 1350, 1150 и 1250 МГц соответственно.

Проверка ведется при минимальных настройках графики видеоигр и разрешении 1920 x 1080. При этом такие фильтры, как anti-aliasing и анизотропная фильтрация, отключены. Приложение 3DMark для теста производительности запускалось на стандартных настройках. Так как HD 3000 не поддерживает технологию DirectX 11, то и другие видеочипы проверяются без ее включения.

  • HD 3000 - 3221 балл;
  • HD 4000 - 5795 баллов;
  • HD 4600 - 8253 балла.

Тест Unigine Heaven также демонстрирует значительную производительность чипов последнего поколения:

  • HD 3000 - 213 баллов;
  • HD 4000 - 327 баллов;
  • HD 4600 - 446 баллов.

Производительность в играх

На этом закончим с синтетическими тестами и перейдем к сравнению производительности карт в игровых приложениях. В игре Crysis 2 карта HD 4600 быстрее своей предшественницы почти в полтора раза (11,5 балла против 7,7). HD 3000 получила всего 5 баллов.

F1 2011 не столь чувствительна к производительности видеочипов. За счет этого HD 4600 опередила HD 4000 всего на 28 процентов. Примечателен тот факт, что игра отлично идет даже на графике HD 3000, что не может не радовать владельцев старых ноутбуков.

Приложения с высоким качеством графики, такие как Metro 2033 и Tomb Raider, позволяют вполне нормально играть на средних или низких настройках в режиме DirectX 10 на карте HD 4600. К сожалению, более старые чипы не дают возможности нормально чувствовать себя в игре, так как количество кадров в секунду заметно проседает, и картинка становится похожей на слайд-шоу.

В результате всех проведенных тестов можно сказать, что следующий виток развития интегрированной графики на базе процессоров Haswell является настоящим шагом вперед. Особенно радует тот факт, что даже в играх 2013-2014 годов выпуска удается добиться приемлемых результатов. То есть даже бюджетный ноутбук позволит полностью насладиться качеством мультимедиа-развлечений.

Сравнение интегрированной и дискретной карт

Теперь от теста интегрированных чипов перейдем к сравнению Intel HD 4600 и Как видно из показателей выше, у решения от Intel имеется хороший показатель пиковой производительности. Хотя в то же время этот чип уступает в пропускной способности памяти и скорости растеризации.

Для начала проверим наши карты на синтетических тестах 3DMark и Unigine Heaven. Сравнение проводится при максимальных настройках графики в разрешении Full HD и с использованием DirectX 11. В итоге получились следующие результаты тестов:

  • HD 4600 — 980 б.;
  • GT 630 — 919 б.
  • HD 4600 — 361 б.;
  • GT 630 — 360 б.
  • HD 4600 — 344 б.;
  • GT 630 — 320 б.

Как видим, чип HD 4600 на равных борется с дискретной картой, которая имеет преимущества в количестве блоков растеризации, скорости обработки текстур и пикселей. Но, к сожалению, в игровых приложениях дела обстоят пусть и немного, но все же хуже. В таких играх, как Battlefield-3, Crysis-2, F1-2011 отставание HD 4600 составляет где-то 5-20%. В игре Metro-2033 интегрированная графика отстала от GeForce GT 630 более чем на половину. Зато в таких играх, как DiRT Showdown и Tomb Raider, карта от Intel получила результат на 12 и 22% лучше соответственно.

Результаты

Новое интегрированное ядро от Intel является заметным шагом вперед в развитии подобных технологий. Современные видеочипы с легкостью обходят по всем показателям производительности свои предыдущие поколения — средний отрыв от HD 4000 составляет 40%. А что же касательно дискретной графики? Тут можно с уверенностью сказать, что если ноутбук не будет использоваться только для игр, то гораздо правильнее отказаться от покупки среднеценовой видеокарты, так как встроенное ядро позволяет полностью заменить ее. К тому же не стоит забывать об энергопотреблении. Топовый вместе с интегрированной графикой потребляет всего 84 Ватта, в то время как дискретная карта GT 630 на базе простого двухъядерного процессора изначально будет потреблять 130 Ватт энергии. Как результат, это выльется в более низкий запас заряда батареи, а также перегрев внутренних компонентов.

Именно поэтому, покупая новый ноутбук, забудьте о дешевых дискретных видеокартах, даже если они относятся к последнему поколению. В реальности они не смогут дать тот прирост продуктивности, который мог бы оправдать такую покупку. Тем более что Intel HD Graphics 4600 сможет легко удовлетворить все запросы современного пользователя.

В данной статье для тестирования использовался топовый но сегодня уже можно приобрести более доступные для рядового пользователя модели i5 и i3. Как и в случае с предыдущим поколением, новая видеокарта имеет урезанную модель - Intel HD Graphics 4400. Несмотря на меньшее количество блоков исполнения, она все равно опережает по своим показателям карты 3-го поколения. Ну, а любителям ультрабуков и дорогих ноутбуков повезло значительно больше, ведь процессоры серии Haswell могут оснащаться более мощным графическим ядром HD 5100/5200, которое имеет уже 40 исполнительных блоков, что в два раза больше, чем у HD 4600.

Еще о производительности

Как уже было сказано выше, интегрированные видеокарты используют оперативную память на равных с процессором. Поэтому, если установить в ноутбук достаточно мощный кристалл последнего поколения, но ограничиться всего несколькими гигабайтами медленной памяти, то результаты производительности такой конфигурации могут весьма огорчить. Память является "узким местом" для видеологики, а поэтому для достижения хороших результатов рекомендуется использовать ее последние модели с высокими частотами и низкими задержками.

Еще одним нюансом, значительно влияющим на производительность не только видеографики, но и компьютера в целом, является перегрев. При превышении определенного градуса видеочип и процессор показывают низкие результаты в различных тестах и реальных приложениях. Поэтому рекомендуется проводить регулярную чистку куллеров и внутреннего пространства мобильных ПК от пыли. Результат не заставит себя долго ждать.

Также важно понимать, что качество графики будет зависеть от выбранного процессора. Дело в том, что при возрастании нагрузки на ядро видеочип получает меньший приоритет по передаче пакетов, таким образом, это сказывается на качестве изображения. Поэтому результаты тестов при сравнении бюджетного и топового процессоров и одинаковой видеологики будут не в пользу первого. Таким образом, выбор "сердца" ноутбука напрямую влияет на возможности видеочипа.

И последний совет на сегодня. Для драйвер необходимо устанавливать самый последний. Даже если вы приобрели ноутбук уже полностью настроенный для работы, не поленитесь зайти на официальный сайт производителя и скачать наиболее свежую версию.

Интегрированный видеоакселератор входил в состав серий наборов системной логики 940 G и 945 G. Он обеспечивал базовый уровень производительности графической подсистемы как настольных вычислительных систем, так и мобильных компьютеров. В первом случае его наиболее оптимально было использовать в офисе для реализации наиболее простых задач. Во втором же пониженный уровень энергопотребления обеспечивал повышенную автономность ноутбука. Именно об этом интегрированном графическом микроконтроллере и пойдет в данном обзоре речь.

Ниша ускорителя

К наименее производительным графическим продуктам принадлежал в свое время Intel GMA 950. Видеоадаптерданной модели, как было отмечено ранее, был встроенным решением. Поэтому его наиболее правильно было применять в составе офисных компьютеров. Такое аппаратное обеспечение позволяло запускать наименее ресурсо емкие задачи. К их числу можно отнести браузер, мультимедийные проигрыватели и офисные пакеты. Также этот перечень могут дополнить устаревшие игрушки, но в этом случае качество картинки будет очень и очень скромным. Поэтому рассматривать ПК, оснащенный лишь только таким ускорителем, как полноценную игровую систему нельзя, а вот для офисного компьютера он вполне подходит.

Характеристики процессорного устройства графического акселератора

По технологии с допусками 130 нм производился кремниевый кристалл Intel GMA 950. Характеристикиего указывают на энергопотребление в 7 Вт. Графических процессоров у него всего лишь 4 штуки, а блок растеризации — всего лишь 1 . Графическая подсистема в комплексе функционирует на частоте 250 МГц. Основной разъем для подключения в данном случае — это аналоговый VGA. Также в некоторых случаях возможно использование для вывода видеосигнала цифрового порта DVI. А вот о поддержке основного разъема для этих целей на сегодняшний день HDMI в данном случае не может быть и речи по той причине, что на момент создания GMA 950 он был еще на стадии разработки.

Подсистема памяти

Отдельной выделенной памяти не было предусмотрено для Intel GMA 950. Но такой инженерный подход типичен для интегрированных видеокарт. Часть системной оперативной памяти на уровне БИОСа резервируется для нужд графической подсистемы, и с ним может взаимодействовать лишь только графический адаптер. Максимальный объем видеобуфера — 224 Мб. Тип памяти в этом случае может быть лишь только DDR2 с максимальной частотой 800 МГц, а разрядность шины подключения равна 64 битам. Это очень скромные технические спецификации, которые существенно снижают быстродействие видеоподсистемы.

Драйверы

Windows Vista - это основная операционная система для Intel GMA 950. Windows 7 и остальные более поздние версии этого системного софта имеют уже встроенные драйверы для данного адаптера. А вот в случае основной ОС «Виста» и более ранних версий их приходилось отдельно инсталлировать. Также было разработано фирменное управляющее программное обеспечение для таких операционных систем, как MacOS и «Линукс». А вот UNIX такой поддержкой не мог похвастаться. Эта ОС сейчас встречается крайне редко на настольных компьютерах, и отдельно разрабатывать для нее драйверы нецелесообразно.

Разгонный потенциал

Как было уже отмечено ранее, штатная тактовая частота для данного адаптера составляла 250 МГц. Но существовала возможность его разгона, и при этом каких-либо дополнительных требований к комплектации персонального компьютера не выдвигалось. Нужно было лишь проинсталлировать утилиту GMABooster от «Интел». Затем необходимо было ее запустить и задать новое значение тактовой частоты. Разработчики при этом ограничили тактовую частоту значениями 250—400 МГц. Прирост ее в этом случае составлял солидные 60%. Но в реальности производительность графической подсистемы возрастала совсем несущественно. Ключевой фактор в этом случае — скромные параметры ускорителя, и от увеличения частоты особого выигрыша в плане быстродействия не было.

Синтетические тесты

Довольно скромные результаты у Intel GMA 950в синтетических тестах. Но чего-то другого ожидать от встроенной видеокарты не приходится. В качестве оппонентов наиболее оптимально выбрать GMA 3150 и GMA 500 от «Интел» и Mirage 3 671МХ от SIS. Это все интегрированные акселераторы, и они имеют сопоставимый уровень производительности. В тесте 3 DMark 06 эти адаптеры набирают такие условные баллы:

    GMA 3150 - 144.

    GMA 950 - 107.

    Mirage 3671 МХ — 68.

    GMA 500 - 68.

Условно игровым решением начального уровня можно считать GMA 3150, и по результатам этого теста видно то, что герой нашей статьи до его уровня уж точно не дотягивает. Также можно отметить то, что даже дискретные графические адаптеры начального класса имеют большее быстродействие.

Результаты в играх

Некоторые игры все же идут на данном решении, хоть номинально не игровым графическим процессором является Intel GMA 950. Игры в некоторых случаях возможно запустить при уменьшении разрешения и снижении качества картинки. По результатам тестов на данном акселераторе могут запускаться такие проекты:

    Mafia в разрешении 800Х600 и даже с высоким качеством изображения.

    GTA в версии San Andreas в формате 640Х480, среднем качестве картинки и 16-битном формате картинок.

    Civilization 4 в 1024х768 и с высоким уровнем детализации.

    Elder Scrolls в модификации Morrorwind. Разрешение должно быть 800Х600, а качество картинки при этом среднее.

    Hitman: Contracts при 800Х600 и среднем уровне детализации тоже запустится.

Во всех ранее приведенных играх количество кадров не опускается ниже 30, и как результат, они в комфортном «геймплее».

16.02.2010 12:15

История современных графических процессоров Intel GMA началась ещё в 2004-м году, когда публике был представлен чипсет Intel 910\915 со встроенной графикой GMA 900. Данный GPU был намного быстрее морально устаревшего Intel Extreme Graphics 2, однако ввиду архитектурных особенностей так и не смогло составить конкуренцию встроенным решениям конкурентов - Radeon X200 и Geforce 6150.

Дело в том, что данный GPU поддерживал DirectX 9 лишь формально, на программном уровне. У него отсутствовал блок T&L, и блоки вершинных конвейеров. Всю работу по обработке вершин и геометрии совершал CPU.

Всего 4 пиксельных конвейера не давали особо разгуляться, и итоговая производительность решения оказывалась на уровне Radeon 9000 или Geforce 4MX.

Спустя полтора года появилось обновлённое решение - GMA 950. Данный GPU оказался лишь слегка разогнанной и улучшенной версией GMA 900. Из достоинств следует отметить аппаратную поддержку DirectX 9 и Shader Model 2.0

Однако, несмотря на некоторую "эволюцию", блока T&L и вершинных конвейеров у данного видеоядра так и не появилось.

В 2006-м году, вместе с появлением чипсетом Intel 965, был анонсирован новый GPU компании GMA X3100 - достаточно продвинутый видеочип позволяющий без проблем играть в более-менее современные игры при условии наличия современного двуядерного процессора. Новинка была оснащена 8-ю унифицированными шейдерными процессорами, 8-ю блоками ROP"s и поддерживала DX9C и DX10 (который правда был отключён на программном уровне).

Двумя годами позже, Intel анонсировала линейку встроенных видеочипов GMA X4500, которая имела "врождённую" поддержку DirectX 10, и имела уже 10 унифицированных шейдерных процессоров. В паре с процессором Core 2 Duo работающим на частоте ~2500МГц, данный GPU набирал примерно 1000 очков в 3DMark 2006. Конечно, для игры в Crysis или GTA 4 производительности данной системы было недостаточно, однако по сравнению с предыдущими GPU компании Intel прогресс был очевиден.

Итак, прошло ещё полтора года. Компания Intel готовит к продаже процессоры Pentium G6950 под сокет LGA 1156, c интегрированным графическим ядром - GMA HD.

Несмотря на оптимистичные прогнозы, данное видеоядро является логическим продолжением GMA 3000 и GMA 4000 и имеет схожую с ними архитектуру.

Итак, GMA HD теперь имеет 12 потоковых процессоров и 12 блоков ROP"s. В паре с процессором Pentium G6950 и 2-мя гигабайтами DDR3 памяти, удалось получить следующие результаты:

Intel GMA X4500HD

3DMark 2006 - 1169
FarCry 2 - 17.30
Devil May Cry 4 - 31.87
Street Fighter 4 - 35.65

Intel GMA HD

3DMark 2006 - 1560
FarCry 2 - 22.84
Devil May Cry 4 - 39.42
Street Fighter 4 - 38.46

GeForce 9300

3DMark 2006 - 1869
FarCry 2 - 35.02
Devil May Cry 4 - 55.15
Street Fighter 4 - 63.03

Как видите, разница между GMA HD и X4500 крайне мала. И это при том, что в системе с GMA HD использовалась DDR3 память, дающая большую ПСП GPU.

К сожалению, вновь стоит констатировать факт - Intel ещё очень и очень далеко до действительно мощных встроенных решений, которые бы оказывали реальную конкуренцию продуктам от AMD и Nvidia. Пока - уровень производительности GMA HD едва дотягивает до Radeon HD 3200 и Geforce 8200. Ну, что"ж, уже почти неплохо. Дальше будет лучше.

Intel GMA 3150 появилась на рынке еще год назад, и сейчас она считается стандартной графикой в современных нетбуках с базовым функционалом. Она пришла на смену Intel GMA 950, которая шла в связке с процессором Atom N270/280. Однако если вы думаете, что она представляет собой шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением, то вы ошибаетесь. Это так, маленький шажок… Кстати, о более старых встроенных видеокартах от Intel можно почитать .

Итак, Intel GMA 3150 родилась вместе с платформой Intel Pine Trail, в которой в процессор Intel Atom N4хх также был включен контроллер памяти и графическое ядро. Это позволило существенно снизить энергопотребление всей системы, и на сегодняшний день нетбуки на Pine Trail являются наиболее долгоиграющими (а уж если установить в них емкую батарею — то можно получить и до 13 часов автономной работы).

Создавалась Intel GMA 3150 на базе другой достаточно распространенной (некоторое время назад) встроенной графики — Intel GMA x3100, хотя от нее она не взяла ничего мало-мальски производительного. У GMA 3150 имеется всего два процессорных ядра, которые функционируют на частоте 200 МГц (у x3100 — 8 и 500 МГц). К примеру, у GMA x3100 в тесте 3DMark06 результат 405, у GMA 950 — 122, а у GMA 3150 — 140. Теперь примерно понимаете разницу?

Конечно, если вы спросите меня, можно ли играть на Intel GMA 3150, то я вам отвечу — можно. В казуальные игры от Alawar и прочих разработчиков. Пасьянс раскладывать можно. Можно даже запустить какую-то древнюю «нормальную» игрушку. Но нечто современное — тут уж увольте. Это вам не нетбук нужен, а нормальный полноценный ноутбук.

А вот что касается HD-видео, то здесь разработчики нас радуют, утверждая, что Intel GMA 3150 способна разгрузить процессор в плане декодирования MPEG2. Однако все оказалось не так радужно. На практике можно нормально запустить видео в формате 720р, но не более того — потом уже пойдут тормоза. Ну а HD-ролики на YouTube так и вообще лучше на нетбуке не открывать.

Хорошая новость — Intel GMA 3150 поддерживает подключение еще одного, дополнительного дисплея. Плохая новость — исключительно через порт VGA. Более современный цифровой HDMI не поддерживается. Зато эта видеокарта легко потянет разрешение на внешнем мониторе до 1366х768.

Intel GMA 3150 поддерживает DirectX 9c, а еще следует отметить, что она создана по технологии 45 нм. Но это так, небольшие технические мелочи.

Скачать драйвера для Intel GMA 3150 можно на сайте производителя вашего нетбука в разделе «Поддержка» или «Загрузки».

Ну и теперь самое главное — какие игры идут на Intel GMA 3150:

Alien Shooter 2
Aliens vs Predator 1,2
Battlefield Vietnam
Braid
Call of Duty 1
Cold Zero (средне)
Colin McRae Rally 2
Colin McRae Rally 3
Condemned: Criminal Origins
Counter Strike 1.6 (30-40 fps)
Counter Strike Source
Diablo II
Dune 2000
Fallout
Far Cry (минимальные настройки)
F.E.A.R. (средние настройки)
F.E.A.R. Extraction point
FIFA 2004
FIFA 2007 (с минимальными настройками)
FlatOut
FlatOut 2 (на некоторых трассах тормоза)
Ford Street Racing
Gothic 2
GTA 2
GTA Vice City
GTA San Andreas
Half-life 2 (нужно прописать в консоли mat_dxlevel 80 или 70, но все равно идет средне)
Half-life 2: Episode One
Half-life 2: Episode Two
Hitman Codename 47
Hitman — Бесшумный убийца
Hitman — Контракты
Mafia
Majesty 1 (с дополнением)
Manhunt
Mashed
Max Payne 1,2
Mortal Kombat
Mount and Blade
Need For Speed Porshe
Need For Speed Hot Pursuit 2
Need For Speed Underground 1,2 (с тормозами)
NHL09
Onimusha 3
Plants vs Zombies
PointBlank
Portal
Postal 2 (бывают вылеты)
Prince of Persia — Warrior Within
Resident Evil 4
Ricochet
Richard Burns Rally
Silent Assasin
Silent Hill 2: Direction Cut
Silent Hill: the room (плохо)
Sims 2 (с минимальными настройками)
Splinter Cell
Splinter Cell — Pandora Tomorrow
STALKER Тень Чернобыля
Star Wars Battlefront
Street Racing Syndicate
Stronhold Crusader
System Shock 2
Team Fortress 2 (средне)
Torchlight (средне)
TrackMania Nations Forever
Quake 2
Unreal Tournament 2003
WarZone 2100
Worms: Armageddon
Worms 3D
18 стальных колес
Как достать соседа 1,2
Кармагеддон: Колеса смерти (ставить разрешение 800х600)
Космические рейнджеры 1
Крылья победы
Машинариум
Нэнси Дрю
Обитель тьмы
Сибирь 1,2
Зомби Драйвер

GMA 950 стал одним из первых интегрированных графических ускорителей от компании Intel. Решение было представлено еще в 2008 году. Видеоакселератор на тот момент отлично подходил для создания персональных компьютеров начального уровня. На нем запускались даже некоторые требовательные трехмерные игрушки, предъявляющие довольно высокие требования к аппаратным ресурсам графического адаптера.


При этом играть можно было с разрешением 640×480.Однако даже при таком разрешении можно было получить всего 50-60 кадров в секунду. В данном материале речь будет идти именно об этом продукте.

На каких пользователей рассчитан данный ускоритель? Intel GMA 950 подходит для сегмента персональных компьютеров начального уровня с минимальными требованиями к уровню быстродействия графической подсистемы. Данный системный блок прекрасно подойдет для работы с офисными приложениями. Также он подойдет для запуска простых компьютерных игр и просмотра видеозаписей. А вот получить что-то большое от данного устройства в плане быстродействия вряд ли получится. Наличие дискретного ускорителя для таких персональных компьютеров является обязательным условием. Это позволит запускать многие ресурсоемкие задачи, вроде конструкторских пакетов программ, трехмерных игр или программ для обработки графических изображений.

Intel GMA 950: набор системной логики и сокет

Графический ускоритель Intel GMA 950 входил в состав набора системной логики G45 для процессорного разъема LGA 775. Это решение было ориентировано на массовый сегмент. Оно имело достаточно низкую стоимость. Наличие интегрированной графической системы давало в этом случае возможность собирать хорошие офисные системные блоки. Кроме того, данная платформа отлично подходила для создания базовых мультимедийных систем. Благодаря наличию слота PCI – Express 16X в такой персональный компьютер можно было устанавливать еще и дискретные графические решения и получать в результате полноценный игровой компьютер. Чаще всего для этих целей использовался чипсет P45, который имел более низкую стоимость и не имел на сегодняшний день интегрированной видеокарты. При этом по функциональности он практически ни в чем не уступал G45. С позиции производительности LGA775 на сегодняшний день является устаревшим сокетом. Собирать на его основе новый системный блок было бы совершенно нецелесообразно.

Intel GMA 950: режим работы

Для данного решения максимальное разрешение выводимого на дисплей ПК изображения составляет 2048px 1536px. Также видеокарта поддерживает режимы 1920 pxX1080 px и 1280pxX 720 px. Все это делает ускоритель вполне совместимым с любым современным телевизором или монитором. Это означает, что его можно подключить к любому такому устройству и выводить картинку в любом из ранее указанных режимов. В списке поддерживаемых режимов данной видеокарты также присутствуют такие режимы вывода изображения, как 1024pxX 768px, 800pxX 600px, 640px X 480 px. В последнем случае даже можно запускать довольно требовательные по меркам 2008 года компьютерные игры.

Intel GMA 950: технические спецификации

Графический процессор Intel GMA 950 функционирует на тактовой частоте 250 МГц. Характеристики устройства указывают на то, что он при этом за один такт своей работы может обработать 256 бит информации. В состав графического процессора входят четыре независимых блока обработки пикселей. Тепловой пакет данного процессорного решения составляет 7 Вт. Его полупроводниковый кристалл изготавливается по нормам технологического процесса, соответствующего 130 нм.

Intel GMA 950: память

IntelGMA 950, как и другие интегрированные графические ускорители, не обладает собственной оперативной памятью. Для нужд ускорителя резервируется часть общей оперативной памяти, которая установлена в компьютерной системе. Эта особенность является наиболее узким местом, которое ограничивает возможности данного графического адаптера. Для обмена информацией с оперативной памятью в дискретных графических решениях применяется отдельная шина, обладающая увеличенной разрядностью и повышенной частотой. Именно за счет этого в последнем случае получается достичь существенного прироста быстродействия. Максимальный объем оперативной памяти, который может быть использован видеоакселератором для своих нужд, равняется 224 Мб. Адаптер поддерживает работу с модулями DDR2 иDDR3. Тип оперативной памяти будет зависеть от возможностей материнской платы.

Intel GMA 950: драйверы

Видеокарта Intel GMA 950 официально могла функционировать под управлением любой операционной системы семейства NT. На это указывали характеристики драйверов для данного решения. Для Windows 9X или даже для WindowsMe специализированных драйверов от компании Intel представлено не было. В результате можно было бы установить какое-то унифицированное ПО такого плана, но при этом функциональность данного графического решения существенно снижалась.

Intel GMA 950: разгон

Разработчики предусмотрели определенные возможности для увеличения производительности Intel GMA 950. В этом случае разгон требовал дополнительной установки программы GMABooster. Эта утилита давала возможность увеличить частоту работы интегрированного акселератора данной модели. В свою очередь это позволяло получить небольшой прирост быстродействия. Разница при этом была настолько незначительной, что особо смысла в данной процедуре не было. Поэтому персональный компьютер с разогнанным графическим процессором данной модели можно было встретить крайне редко.

Intel GMA 950: аналоги

Основными конкурентами Intel GMA 950 на момент выхода устройства были GeForce 9300 от Nvidiaи RadeonX300 отATI. Если более детально рассматривать технические характеристики данных устройств, то можно заметить, что наиболее производительным устройством за счет высокого значения тактовой частоты графического процессора является GeForce 9300.За ним следует RadeonX 300, и только за ним идет GMA 950. Но стоит учитывать, что и цена у героя данного обзора была существенно ниже.

Intel GMA 950: быстродействие и игры

В результате проведенных независимыми лабораториями тестов было установлено, что на графическом ускорителе Intel GMA 950 могут запускаться такие требовательные к ресурсам адаптера компьютерные игры, как HalfLife 2 иDoom3. Частота обновления кадров в секунду при этом падает до значения 10. По результатам тестирования можно было сделать вывод, что Intel GMA 950 является вполне типичным интегрированным графическим адаптером. Он прекрасно справляется с более простыми задачами, в том числе и с офисными приложениями. Чтобы запускать более требовательные приложения, необходимо укомплектовать компьютер дискретной графикой.

Заключение

Конечно, Intel GMA 950 нельзя отнести к числу игровых графических решений. Производительности данного графического ускорителя будет недостаточно для компьютерных игр. Но вот более простые задачи, вроде мультимедиа, офисных приложений или серфинга в интернете, на данном видеоускорителе будут выполняться без проблем.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: