Колонизаторы в индии кратко. Английское завоевание и колонизация индии

Страница 1 из 3

Глава 2. Британская Индия

Индия была первым и по существу единственным государством столь крупного масштаба (точнее даже, группой государств, объединенных сплачивавшей их цивилизацией, религиозной традицией и общностью социально-кастовых принципов внутренней структуры), которое было превращено в колонию. Воспользовавшись характерной для Индии слабостью административно-политических связей, англичане сравнительно легко, без особых затрат и потерь, даже в основном руками самих индийцев, захватили власть и установили свое господство. Но коль скоро это было достигнуто (в 1849 г., после победы над сикхами в Пенджабе), перед завоевателями возникла новая проблема: как управлять гигантской колонией Перед прежними завоевателями такой проблемы не было. Не мудрствуя лукаво, все они, вплоть до Великих Моголов, правили так, как это было определено веками и понятно всем. Но англичане представляли собой принципиально иную структуру, к тому же находившуюся на крутом подъеме и предъявлявшую все более решительные и далеко идущие требования для своего успешного развития. В некотором смысле проблема была сходна с той, которую решал Александр после завоевания им Ближнего Востока: как синтезировать свое и чужое, Запад и Восток Но были и новые обстоятельства, принципиально отличавшиеся от древности. Дело в том, что присоединение Индии к Британии было не столько актом политическим, результатом войны либо серии войн, сколько следствием сложных экономических и социальных процессов во всем мире, суть которых сводилась к образованию мирового капиталистического рынка и к насильственному вовлечению в мировые рыночные связи колонизуемых стран.
Едва ли вначале, на первых порах, английские колонизаторы задумывались над упомянутой проблемой. Колонизация проводилась руками Ост-Индской компании, стремившейся прежде всего к активной торговле, к огромным прибылям, к высоким темпам обогащения. Но в ходе торговых операций и во имя все более гарантированного их обеспечения прибиралось к рукам чужое имущество, захватывались новые земли, велись успешные войны. Колониальная торговля все очевиднее перерастала свои первоначальные рамки, ее подстегивало то, что быстрорастущая английская капиталистическая промышленность на рубеже XVIII–XIX вв. уже остро нуждалась во все увеличивающихся рынках сбыта фабричных товаров. Индия была для этого идеальным местом приложения соответствующих усилий. Неудивительно, что в изменяющихся обстоятельствах индийские дела постепенно переставали быть прерогативой компании, или, во всяком случае, только компании. С конца XVIII в., особенно после процесса над У. Хейстингсом, первым генерал-губернатором Индии (1774–1785), деятельность компании во все возраставшем объеме начала контролироваться правительством и парламентом.
В 1813 г. была официально отменена монополия компании на торговлю с Индией, и за 15 лет после этого ввоз хлопковых фабричных тканей вырос в 4 раза. Парламентский акт 1833 г. еще более ограничил функции компании, оставив за ней в основном статус административной организации, практически управлявшей Индией, причем теперь уже под очень строгим контролем лондонского Контрольного совета. Индия шаг за шагом все очевиднее становилась колонией Великобритании, превращалась в часть Британской империи, в жемчужину ее короны.
Но завершающая часть процесса колонизации оказалась наиболее трудным делом. Вмешательство администрации компании во внутренние дела страны и прежде всего в веками складывавшиеся аграрные отношения (английские администраторы явно не разобрались в реальных и весьма непростых взаимоотношениях владельческих и невладельческих слоев в Индии) привело к болезненным конфликтам в стране. Приток фабричных тканей и разорение многих из привыкших к престижному потреблению аристократов сказались на благосостоянии индийских ремесленников. Словом, трещала по всем швам веками функционировавшая привычная норма отношений, в стране все очевиднее проявлял себя болезненный кризис.
Огромная страна не желала мириться с этим. Росло недовольство новыми порядками, несшими угрозу привычному существованию практически всех. И хотя из-за слабости внутренних связей и господства многочисленных разделявших людей этнокастовых, языковых, политических и религиозных барьеров это недовольство не было слишком сильным, ни тем более достаточно организованным, оно все же быстро увеличивалось и превращалось в открытое сопротивление английским властям. Назревал взрыв.
Одной из важных непосредственных причин, спровоцировавших его, была аннексия генерал-губернатором Дальхузи в 1856 г. крупного княжества Ауд на севере страны. Дело в том, что наряду с землями, официально и непосредственно подчиненными администрации компании, в Индии существовало 500–600 больших и малых княжеств, статус и права которых были весьма разными. Каждое из княжеств особым договорным актом было связано с администрацией компании, но при этом количество их постепенно уменьшалось за счет ликвидации тех из них, где прерывалась линия прямого наследования либо наступало состояние кризиса. Ауд был присоединен к землям компании под предлогом “плохого управления”, что вызвало резкое недовольство сильно задетого этим решением местного мусульманского населения (талукдаров), а также привилегированных заминдаровраджпутов.
Центром военной мощи компании была бенгальская армия сипаев, на две трети набранная из раджпутов, брахманов и джатов Ауда. Сипаи из этих высоких каст особо болезненно ощущали свое приниженное положение в армии по сравнению со служившими рядом с ними англичанами. Брожение в их рядах постепенно возрастало в связи с тем, что после завоевания Индии компания, вопреки обещанному, не только снизила им жалованье, но и стала использовать в войнах вне Индии – в Афганистане, Бирме, даже в Китае. Последней каплей и непосредственным поводом к восстанию послужило введение в 1857 г. новых патронов, обмотка которых была смазана говяжьим либо свиным жиром (обкусывая ее, осквернялись как почитавшие священную корову индусы, так и не употреблявшие в пищу свинину мусульмане). Возмущенные наказанием тех, кто выступил против новых патронов, 10 мая 1857 г. в Мератхе близ Дели восстали три полка сипаев. К восставшим присоединились другие части и вскоре сипаи подошли к Дели и заняли город. Англичане частично были истреблены, частично в панике бежали, а сипаи провозгласили императором престарелого могольского правителя Бахадур-шаха II, доживавшего свои дни на пенсию компании.
Восстание длилось почти два года и в конечном счете было потоплено в крови англичанами, сумевшими опереться на помощь сикхов, гурков и на другие силы, опасавшиеся возрождения империи Моголов. Справедливо оценив восстание как мощный народный взрыв недовольства не только правлением колонизаторов, но и грубой ломкой традиционных форм существования многих слоев индийского общества, английские колониальные власти вынуждены были всерьез задуматься над тем, как быть дальше. Вопрос был в том, какими методами и средствами добиться уничтожения традиционной структуры. Было ясно лишь одно: резкая насильственная ломка здесь неприемлема; ее следует заменить постепенной и тщательно продуманной трансформацией – с ориентацией, естественно, на европейскую модель. Собственно, к этому и свелась последующая политика англичан в Индии.

Во время навигации и колонизации португальцы первыми устроились в Индии, хотя они не играли роли поселенцев в стране. Разделение региона, управляемое Англией между Индией и Пакистаном, вызвало несогласие с регионом Кашмир, который до сих пор оспаривается между двумя странами. Ситуация в регионе вызывает беспокойство, поскольку обе страны имеют ядерное оружие. В настоящее время президентом Республики Индия, официальным названием страны, является Пратибха Патил. Она первая женщина, которая управляет страной.

Индия - страна с континентальными пропорциями, которая в среднем составляет 3, 3 млн. Это была одна из самых важных колоний в Англии с 18-го века, если ее проанализировать с экономической точки зрения. Однако это движение несколько не имело отношения к истории нации, поскольку до конца Первой мировой войны оно еще не достигло значительной победы. В конце этой войны Англия была в финансовом отношении ослаблена, что очень затрудняло сохранение своей обширной империи, которая была построена в течение 18 и 18 веков.


Сопротивление трансформации
Национальный конгресс и борьба за независимость Индии

Начало трансформации традиционной структуры

Еще не закончилось восстание сипаев, когда английский парламент в 1858 г. принял закон о ликвидации Ост-Индской компании. Индия стала составной частью Британской империи, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управлять страной должен был генерал-губернатор, вскоре получивший официальный титул вице-короля. Деятельность его и всей администрации Британской Индии контролировалась и направлялась ответственным перед парламентом министерством по делам Индии. Вслед за тем последовал ряд важных реформ.
Военная реформа привела к расформированию сипайских полков и к существенному изменению состава вооруженных сил: число англичан в армии сильно увеличилось; большую роль в ней стали играть наемники из числа сикхов и гурков. В специальном обращении к индийским князьям, ее вассалам, королева Виктория пообещала уважать их традиционные права. В частности, было введено право передачи княжества по наследству приемным сыновьям (если линия прямого наследования прерывалась). Британская корона обязалась со вниманием отнестись к существованию в Индии традиционной кастовой системы. Были также приняты законы, препятствовавшие заминдарам и иным арендодателям произвольно повышать арендную плату. Многие постоянные арендаторы получили право отчуждать свои земли. Вся эта серия законов, актов и обязательств ставила своей целью уважать привычные нормы и тем избежать в дальнейшем кумуляции недовольства. Но все это отнюдь не означало отступления. Просто изменялась тактика действий. Это хорошо видно на примере другой серии реформ и нововведений.
Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей провел реформу образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них “прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума”. Активно действуя в этом направлении, англичане открыли в Индии в 1857 г. первые три университета – Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. В дальнейшем число индийских университетов и колледжей с преподаванием на английском языке и по английским программам обучения все возрастало, не говоря уже о том, что многие из индийцев, особенно из числа зажиточной социальной верхушки, получали образование в самой Англии, в том числе в ее лучших университетах – Кембридже и Оксфорде. И пусть такое образование получала лишь ничтожная доля населения, в подавляющем большинстве остававшегося вовсе неграмотным, эта доля индийских интеллектуалов играла непропорционально значительную роль в политике и общественной жизни страны. И воспитание их по английской модели не могло при этом не оказывать своего воздействия.
В этом же направлении была задумана и постепенно реализовывалась административная политика англичан. Еще в 1861 г. парламент принял закон об организации законосовещательных Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих советов назначались, а не избирались, законом оговаривалось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не зависящих от администрации. Была проведена и судебная реформа по английскому образцу. В продолжение этой же линии в 80-х годах были изданы законы о местном выборном самоуправлении. И хотя выборы были многоступенчатыми, а участвовать в них могли лишь очень немногие, едва ли более 1% населения страны, начало избирательной процедуре было положено. В 90-х годах муниципальные советы стали избирать некоторых своих членов в провинциальные законодательные советы при губернаторах, а также в Индийский законодательный совет при генерал-губернаторе.
Активное внедрение элементов европейской (британской) политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Индию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка как официального и объединяющего представителей различных индийских народов способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности, как то и было задумано в свое время Маколеем и его единомышленниками. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Индии, публиковались только на английском. Английский язык становился постепенно основным для всей образованной Индии.
Долгое время тон в этом движении задавала Бенгалия – район, ранее всего захваченный англичанами (резиденция генерал-губернатора до 1911 г., когда она была перенесена в Дели, находилась в Калькутте). Здесь английское влияние ранее всего достигло значительных размеров. Еще видный индийский просветитель Рам Мохан Рай (1772–1833) организовал лояльное по отношению к англичанам общество “Брахмо самадж”, построенное по европейскому образцу, с выборным правлением, и преследовавшее цель очистить индуизм от наиболее одиозных наслоений (обычай самосожжения вдов – “сати”; ранние браки; кастовая непримиримость и т. п.) и на его основе создать культ единого Бога, к поклонении которому могли бы слиться представители всех религий, включая мусульман и христиан. После смерти Рая руководство обществом перешло в руки Д.Тагора и других бенгальских деятелей, немало способствовавших распространению просветительских идей. Позже влияние брахмоистов распространилось среди образованных слоев населения в Мадрасе и Бомбее, причем везде просветители активно сотрудничали с англичанами, которые под их влиянием издали законы против сати, в защиту гражданских браков и т. п.
Рост влияния англичан и европейской культуры на образованных индийцев протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих изменений в ее экономике. Заметный уже в начале XIX в. и не прекращавшийся на протяжении последующих десятилетий быстрый рост английского промышленного экспорта в Индию способствовал резкому увеличению индийского экспорта в Англию и другие страны Европы. Из Индии вывозились хлопок, шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для обеспечения быстрого увеличения количества вывозимого сырья англичане активно создавали плантационные хозяйства капиталистического типа. К традиционным статьям индийского экспорта прибавлялись все новые, включая и зерно, – при всем том, что время от времени Индию сотрясали страшные неурожаи, сопровождавшиеся голодной смертью миллионов.
Здесь важно заметить, что представления о разрушении индийской общины уже чуть ли не в середине XIX в. явно преувеличены. Несмотря на трансформацию сельского хозяйства, на введение новых культур и плантационной формы их выращивания, а также на изменения в формах собственности на землю и переход части ее в руки торговцев и ростовщиков (к слову это было обычным делом и в старой Индии), община держалась достаточно стойко и более или менее удачно приспосабливалась к необходимым и неизбежным переменам, пока они не затрагивали всерьез самого основного, т. е. принципов ее существования, привычных, веками складывающихся отношений. Британская администрация в общем это хорошо понимала и – особенно после восстания конца 50-х годов – всегда учитывала. И хотя ей не удавалось предотвратить массового голода и голодных смертей в годы неурожаев (это характерно для всех колониальных государств: в отличие от традиционных органов власти, которые в голодные годы освобождали крестьян от налогов и предоставляли им льготы, капиталистическая администрация в чужой стране была как бы свободна от такого рода благотворительного милосердия), в целом она стремилась защищать интересы крестьянина, так как существовала за счет его выплат: земельный налог и монополии на опиум и соль давали в середине XIX в. 85% дохода.
Но главные изменения в сфере экономики происходили все же не за счет возросшей торговли и увеличения товарности земледелия. Наиболее важное значение для трансформации хозяйства имело промышленное развитие Индии и стимулировавший его характерный для периода империализма вывоз капитала. Вначале он шел преимущественно в форме займов: британская администрация прибегала к помощи английских банкиров для активного строительства железных дорог, для создания добывающих и перерабатывающих первичное сырье предприятий, для ирригационного строительства. Наряду с государственными займами (их общая сумма за 1856–1900 гг. выросла с 4 до 133 млн. ф. ст.) увеличивался и приток частного капитала, использовавшегося преимущественно для развития хлопчатобумажной и джутовой промышленности, банковского и страхового дела, позже также и промышленного производства чая и каучука, кофе и сахара. В начале XX в. английские капиталы в Индии (речь о частных инвестициях) достигали б – 7 млн. рупий. Характерно, что преобладали компании, зарегистрированные в Англии и лишь вкладывавшие часть своего капитала в Индии, тогда как доля индийских компаний, принадлежавших как англичанам, так и самим индийцам, была чуть ли не втрое меньше.
Строительство железных дорог и создание начальной промышленной инфраструктуры – сеть банков, предприятий связи, плантаций и т. п. – способствовали возникновению многочисленных национальных промышленных предприятий, включая ремесленное производство на предприятиях мануфактурного типа, что привело к возрождению ручного ткачества. В 90-х годах кустарями перерабатывалось в 2,5 раза больше хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, а всего кустарно-ремесленными промыслами занимались, включая членов семей, около 45 млн. человек. Но главное было все-таки не в возрождении ремесла. Импорт британских и иных европейских машин, прежде всего прядильно-ткацких, создавал условия для появления в Индии капиталистических предприятий, фабрик и заводов, причем по меньшей мере треть акционерного капитала здесь в конце XIX в. уже принадлежала индийцам. Возникала национальная буржуазия. Отдельные ее представители становились в ряды крупных предпринимателей, основывали собственные фирмы. В 1911 г. в Бихаре Тата построил первый принадлежавший индийцу металлургический завод немалой мощности, а в 1915 г. была создана принадлежавшая его фирме гидроэлектростанция. В 1913 г. в Индии было 18 крупных индийских банков.
Появились и первые индийские рабочие: к концу XIX в. численность их составляла 700–800 тыс. Условия труда были очень тяжелыми, рабочий день продолжался 15–16 часов. И хотя принадлежность к различным народам и кастам мешала объединению рабочих, высокая степень концентрации их на ряде крупных предприятий способствовала активизации рабочего движения: в конце XIX в. количество рабочих выступлений, преимущественно в форме стихийных стачек, исчислялось десятками. Эти выступления привели к появлению фабричного законодательства: в 1891 г. было запрещено использовать на фабриках труд детей до 9 лет, длительность рабочего дня понемногу сокращалась (в начале XX в. до 12–14 часов).
Итак, активная торговля, вывоз английского банковского и промышленного капитала, формирование национального индийского капитала, появление национальной буржуазии и пролетариата, развитие сети железных дорог, добывающих промыслов и промышленных предприятий – все это не могло не деформировать привычную традиционную структуру земледелия и ремесла. Новые, базирующиеся на капиталистической основе интересы должны были взорвать изнутри отношения традиционные.
К этой перемене была внутренне готова и ориентировавшаяся на Англию и европейские ценности образованная часть населения, энергично выступавшая против устаревших пережитков и за реформу традиционных основ религиозной культуры. Выразителем интересов этой индийской интеллектуальной элиты стал созданный в 1885 г. с благословения англичан Национальный конгресс. Будучи одновременно и лояльным, и оппозиционным по отношению к английским властям, Индийский национальный конгресс (ИНК) стал своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии. Параллельно с ним в те же годы активно действовали и религиозные лидеры индуизма, стремившиеся сблизить древний индуизм Веданты с христианскими религиозными течениями и выступить, как это сделал знаменитый Вивекананда, за сближение всех великих религий мира.
Светское (ИНК) и религиозное движения за обновление Индии явно способствовали усилиям англичан, направленным в сторону трансформации традиционной структуры. Могло показаться, что эти усилия вот-вот увенчаются заметными успехами. Между тем на деле все было далеко не так просто.

Ганди, один из великих лидеров независимости Индии. Индия тоже не очень помогла, вместо того чтобы стремиться к объединению за свою свободу, она была разделена на протяжении веков религиозными конфликтами между индусами и мусульманами, которые создали свои собственные политические организации для независимости.

Одна группа могла выделиться, потому что она рассчитывала на многочисленные числа индусов. У партии Конгресса был лидер по имени Моханд Ганди, который вскоре будет известен как «Махатма» или «Великая душа», прилагательное, которое он категорически отверг. Адвокат, который проповедовал сопротивление господству и борьбу с англичанами. Он не выступал за насилие и считал, что может добиться успеха через гражданское неповиновение, метод, который он уже использовал против апартеида в Южной Африке, где он долгое время жил.

Страница 2 из 2

Британская индия

Но уже в 1858 г. английский парламент принял специальный закон об управлении Индией, согласно которому государственная власть в Индии переходила от Ост-Индской компании к английской короне, а вся колониальная администрация ставилась под непосредственный контроль британского парламента и правительства. Создавалось специальное министерство по делам Индии, при котором был образован совещательный Индийский совет из крупных чиновников. Английский генерал-губернатор получил титул вице-короля.

Основываясь на союзе мусульман и индусов, Ганди считал, что если они не подчиняются английским законам, не проявляя никакой заботы о последствиях, а также бойкотируя различные британские продукты, а также практику голодовки, они могут предпринять шаги в направлении независимость. Это пацифистское отношение заставило его приобрести поклонников по всему миру, в том числе и в самой Англии.

Независимость и религиозные конфликты

Это разделение не было хорошим для индийского желания. Внутреннее разделение в стране привело к конфликтам, которые использовались англичанами как попытка продвинуть процесс независимости нации. Теперь страна пережила еще одну проблему, разрешив религиозные конфликты, которые разделили нацию на две, которые будут называться Индия и Пакистан.

Вместе с тем сохранялось административное деление страны на Британскую Индию, находившуюся под непосредственным колониальным управлением, и княжества, бывшие в вассальной зависимости от английской короны. Имущество упраздненной компании перешло к английскому государству, а ее акционерам за счет индийских налогоплательщиков была выплачена компенсация.

Хронологическое резюме независимости Индии

Сегодня в стране все еще есть некоторые конфликты, но в меньших масштабах, чем те, что были раньше. Появились другие религии, такие как буддизм, и на протяжении многих лет климат стал более мягким. Империалистические державы стремились управлять своими колониями, чтобы обеспечить максимальное использование их богатства. Затем местная рабочая сила была поставлена ​​на службу колонизирующей нации, добывала руды, работала на полях, строила мосты, железные дороги, каналы и порты, чтобы способствовать переходу сырья и сельскохозяйственной продукции в места отгрузки.

Учтя опыт народного восстания, англичане в 1860-1861 гг. провели реорганизацию колониальной армии, увеличили численность англ. частей по отношению к сипайским. Одновременно проводилась политика умиротворения индийских феодалов; для выходцев из их семей были созданы благоприятные условия продвижения на младшие офицерские должности в армии; поддерживавшим англичан в годы восстания феодалам были розданы конфискованные у мятежных князей земли и денежные пенсии.

Эта система препятствовала любой возможности внутреннего развития колоний и не учитывала потребности местного населения. По этой причине насилие было необходимым инструментом колонизатора для преодоления сопротивления населения и сохранения его покорности.

Администрация менялась в зависимости от демографических, культурных и экономических условий оккупированных районов. Это может быть прямым, поскольку чиновники из метрополии заменяют местные власти или косвенно, используя местные власти, подчиненные должностным лицам мегаполиса.

Курс на союз с князьями и феодальными землевладельцами - заминдарами стал частью общей политики расширения и укрепления социальной опоры колониального режима. При вице-короле и губернаторах провинций были созданы советы с совещательными функциями (1861 г.), перестроена судебная система по англ. образцу. К кон. 1870-х гг. были окончательно оформлены землевладельческие права помещиков-феодалов; завершилась начатая в 1-й пол. 19 века реформа земельно-налоговых систем.

Британцы, которые, как правило, владеют косвенным управлением, сумели контролировать огромное и дифференцированное население, используя преимущества институтов и местного руководства. Те, кто не хотел сотрудничать, были заменены. Они считали, что через образование африканцы и азиаты могут приобретать французское гражданство при условии, что они имеют полное знание французского языка, христианской религии, хорошего уровня образования и хорошего поведения.

Однако эта практика не стала общей во французской колониальной администрации, преобладают экономические аспекты эксплуатации минеральных и сельскохозяйственных ресурсов. Другие колонизирующие народы, такие как бельгийцы, немцы, голландцы, португальцы и испанцы, применяли методы, которые варьировались между идеалом ассимиляции и практическими потребностями местных властей для получения преимуществ от коммерциализации колониального производства.

Укрепление прав наследственной аренды у верхушки арендаторов, превращение этих прав в объект купли-продажи, перевод арендной планы из натуральной формы в денежную способствовали оформлению прослойки зажиточного крестьянства. Во 2-й пол. 19 в. было завершено превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток Англии.

Постепенная утрата Англией роли «мастерской мира», усиление германской и французской экспансии в Африке, Юго-Восточной Азии, подрывавшие позиции Англии как ведущей колониальной державы, повысили значение Индии для британской экономики. В 1870-е - нач. 1880-х гг. торговля Англии с Индией увеличилась на 60% (для сравнения, с Германией - всего на 7%).

В целом, колонии можно классифицировать следующим образом. Это были страны или регионы, которым прямо или косвенно управляли сотрудники метрополии, которым суждено было экспортировать экзотические продукты, сельскохозяйственную продукцию или минеральное сырье. В этом случае Индия, Индокитай и Индонезия, густонаселенные народы Азии и большая часть Африки. Африканская территория, от Сахары до юга, имела низкую демографическую плотность и преимущественно племенную организацию. Европейская колонизация затронула или уничтожила традиционные институты и заменила натуральное хозяйство «плантацией».

Главными статьями индийского экспорта были хлопок, шерсть, джут, рис, пшеница, пряности, опиум; его основная часть (например, 80% хлопка) шла в Англию. Индия становилась главным поставщиком продовольствия в Англию; общая стоимость товаров, ежегодно вывозимых из этой страны за последнюю треть 19 в., увеличилась в 3 раза. Возросла и эксплуатация Индии как рынка сбыта. За тот же отрезок времени ввоз английских товаров увеличился в 5 раз.

Чтобы заставить местных жителей работать, поселенец установил налоги, которые можно было заплатить только наличными. Таким образом, уроженцам пришлось выращивать культуры, которые представляли интерес для европейцев. Должники были взяты на принудительные работы на полях, на строительство дорог, портов и железных дорог.

В то время Индия была относительно экономически развитой страной. Его методы производства, а также его промышленная и коммерческая организация были сопоставимы с методами производства в Западной Европе. Фактически Индия уже производила и экспортировала муслин и другие высококачественные роскошные ткани с того времени, когда большинство людей Западная Европа все еще погружалась в отсталость. Прежде всего, чтобы удовлетворить тысячи жадных чиновников, которые отправились туда с намерением заработать целое состояние со дня на ночь: Эти чиновники, абсолютно безответственные и ненасытные, опустошили особые сокровища.

Основную часть ввоза составляли ткани, металлическая посуда и утварь. В системе колониальной эксплуатации Индии значительная роль принадлежала налоговому бремени. Доходы английского колониального государства в Индии, основным источником которых было прямое и косвенное налогообложение, увеличились за последнюю треть столетия в 2,5 раза.

Его единственная забота заключалась в том, чтобы вымогать несколько сотен тысяч фунтов от туземцев и как можно скорее вернуться в Англию, чтобы отобразить недавно приобретенные состояния. Почти две трети населения были недоедающими, большинство индийских производителей разрушали или перехватывали англичане. для обеспечения их существования в деревнях, где средняя собственность составляла всего пять акров, а сельскохозяйственные методы были чрезвычайно примитивными, а из немногих, которые они производили, значительная часть была ассигнована англичанами в виде налога, ренты и прибыли. воцарился голод.

В эпоху империализма новым методом колониальной эксплуатации Индии стал ввоз английского капитала. Он направлялся на строительство железных дорог, протяженность которых с 1860 по 1890-е гг. выросла с 1,3 тыс. до 25,6 тыс. км; развитие ирригационной системы (оросительные системы строились в районах выращивания экспортных культур), разведение плантаций чая, кофе, каучука, наконец, возведение предприятий фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности. Ежегодно английский империализм взимал с Индии огромную колониальную дань - около 100 млн фунтов стерлингов.

Закон цивилизации и распада. Политическая экономия роста. Вероятно, ни в одной другой африканской колонии европейская эксплуатация не была такой жестокой, как в бельгийском Конго. Стэнли в командировку в Центральную Африку. Леопольдо взял суверенитет над независимым государством Конго и осуществил эксплуатацию природных и природных ресурсов региона на благо своей компании. Работая под постоянным физическим ограничением, туземцы были вынуждены в леса извлекать латекс, с которым они делали резину, и охотиться на слонов, из которых они извлекли слоновую кость.

Усиленный вывоз из страны сельскохозяйственного сырья привел к специализации отдельных областей по производству различных продуктов земледелия. Складывались монокультурные районы: чая - в Бенгалии и Ассаме, хлопка - в Пенджабе, джута - в Бенгалии. Развитие капитализма в Индии шло двумя параллельными путями: на базе ремесленного производства развивалась капиталистическая мануфактура, на основе которой складывались крупные центры кустарного производства (в кон. 1890-х гг. в Индии в кустарном ткачестве перерабатывалось в 2,5 раза больше хлопчатобумажной пряжи, чем на хлопкоткацких фабриках); второй путь - это возникновение фабрично-заводских предприятий, ведущим центром которых стал Бомбей. Но в крупном фабрично-заводском производстве 2/3 акционерного капитала принадлежало англичанам.

Леопольдо конфисковал все земли, которые не были непосредственно культивированы местными общинами, превратив их в «государственную собственность». Наихудшие зверства были направлены на то, чтобы заставить туземцев подчиниться репрессивной системе налогообложения, которая включала налоги, подлежащие уплате в каучуке и слоновой кости, и в виде пособий по труду. Можно сказать, что в целом Конго было одним из самых прибыльных европейских империалистических владений, а также одним из самых скандальных.

Урегулирование или укоренение колоний

В умеренных регионах установлены колонии поселений с большой миграцией европейского «белого» населения в поисках лучших условий труда, питания и жилья. Это было в случае колонизации английского языка в Родезии и на мысе, Австралии, Новой Зеландии и Канаде; французская колонизация в Алжире и Новой Каледонии и колонизация Португалии в Анголе и Мозамбике.

Усиление колониальной эксплуатации стимулировало развитие народных движений. Среди крупнейших отметим крестьянское «Восстание индиго» в Восточной Бенгалии (1859-1862 гг.), восстание бенгальских крестьян в 1872-1873 гг., антифеодальная борьба сикхской секты «намдхари» (принявших имя бога) в 1860-1880-е гг. в Пенджабе, народные выступления в Западной и Южной Индии. В 1860-1870-е гг. в развитых провинциях - Бенгалии и Бомбейской - оформляются буржуазно-помещичьи общественно-политические организации; но либералы выступали против народных движений за сохранение колониального режима.

В этом типе колонии европейские меньшинства занимали доминирующие социальные, экономические и административные позиции. Туземцы были экспроприированы из своих земель европейцами и исключены даже из самых простых бюрократических функций; в любой деятельности белые получали более высокую заработную плату.

Метод, используемый для заселения земель туземцев, заключался в давлении или насилии, как мы можем видеть словами командующего Поинсота в Алжире. Англия захватила самые густонаселенные и богатые регионы Африки. С начала века он занял Кейптаун и Ламбэм Натал. Благодаря его деловой хватке и мастерству, с которым он занял алмазный рынок, за короткое время двух лет он стал миллионером. В последующие годы британская южноафриканская компания, возглавлявшая Родос, расширила власть над всей Южной Африкой.

Внутри национального движения появилось мелкобуржуазное левое крыло, крупнейшим представителем которого был Б. Г. Тилак. Вместе со своими сторонниками Тилак защищал интересы всей индийской национальной буржуазии, считая главной формой борьбы бойкот английских товаров. Проводимая в кон. 1870-х гг. со стороны англичан репрессивная политика не дала результатов, поэтому пришедшие в 1880 г. к власти в Англии либералы стали заигрывать с представителями индийского национализма, которые с нач. 1880-х гг. предприняли попытку создать единую общеиндийскую организацию.

Хотя это было частное коммерческое предприятие, оно было наделено полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительства. Например, он имел право «подписывать договоры, принимать законы, сохранять мир, поддерживать полицейские силы и приобретать новые уступки».

Другие формы империалистического господства

Голландские республики Оранж и Трансвааль были разгромлены, и Англия получила полный контроль над Южной Африкой. Позже будут открыты богатые рудные месторождения, основные природные ресурсы региона. Наиболее взрывоопасным наследием британского и голландского империализма являются дискриминационные механизмы, созданные против негров, которые составляют подавляющее большинство населения. В дополнение к колониям эксплуатации и расселения существовали другие формы империалистического господства в странах, где, по-видимому, сохранялась политическая независимость.

В 1885 г. в Бомбее был созван первый съезд Индийского национального конгресса - политической организации, выражавшей интересы верхушки индийской буржуазии и помещиков-националистов, то есть либерального крыла национального движения. В их программе звучали требования поощрения национальной промышленности, снижения налогов; ИНК стал инициатором организации выставок и конференций, связанных с актуальными вопросами развития экономики Индии. К концу 19 века завершился процесс втягивания Индии в систему мирового капиталистического хозяйства. Начался новый этап колониальной эксплуатации страны, который привел к «пробуждению Азии».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: