Как делать манипы в фотошопе. Создай завораживающую фотоманипуляцию в фотошоп. Создаём Сюрреалистичные Походные Ботинки в Adobe Photoshop

Достаточно часто нам доводится слышать миф о том, что эра светофильтров прошла. Всемогущий фотошоп позволяет при постобработке менять картинку как угодно. Увы и увы! Это не так... Постредактор не только не защищает линзу вашего фотоаппарата, но и практически бессилен перед пересвеченным небом, которое придется только нарисовать заново, если вы вовремя не применили градиентный фильтр. Разберем же, какие фильтры для чего служат, и как они могут облегчить жизнь фотографа, сводя процент технического брака практически на нет.

Светофильтры ‒ это особые насадки на объектив камеры, которые позволяют добиться определенного эффекта (отсечь лишнее, придать изображению нужный оттенок, смягчить свет и так далее).

Дают возможность самостоятельно добиться нужного эффекта, не ограничивая творчество программными возможностями - как бы широки они не были, взгляд фотографа, его вкус и фантазию им не заменить. Навык работы с корректирующими насадками полезен всем, кто хочет добиться по-настоящему художественных, оригинальных кадров. При этом нужно помнить о возможных сложностях.

Используются фильтры строго по необходимости, ведь любой дополнительный предмет между объективом и объектом съемки может снизить качество конечного результата. Неверное или излишнее применение аксессуара уменьшает контраст (локальный или общий), вызывает ненужные блики или физическое виньетирование, когда изображение по краям становится темным, может изменить соотношение цветов в худшую сторону. Фотографу нужно четко представлять себе, какой результат необходимо получить и использовать светофильтры точечно.

Основные типы светофильтров

Даже конструктивно фильтры отличаются друг от друга. Одни устанавливаются в резьбу напрямую, другие через специальный держатель - компендиум. Но по сути - это небольшое стекло с определенным покрытием, которое устанавливается перед объективом. В данной статье мы рассмотрим разницу в назначении и оптических свойствах моделей.

В зависимости от крепления, светофильтры бывают:

  • ‒ размер подбирают по диаметру объектива, но, в принципе, при несовпадении параметров можно воспользоваться переходным кольцом;
  • ‒ более гибкие в эксплуатации, используются практически со всеми моделями объективов, но их приходится удерживать руками.

Если отталкиваться от назначения, то все светофильтры можно разделить на:

  • защитные ‒ они не пропускают пыль, грязь, поток невидимого глазу УФ-излучения, предохраняют линзу от механических повреждений;
  • поляризационные ‒ снижают количество отраженного света, наиболее важные фильтры в пейзажной и ландшафтной фотосъемке;
  • нейтральные (ND), размывающие и градиентные, с переходом по резкости;
  • с конкретным эффектом - коррекционные и смягчающие, макро, контрастные, усиливающие отдельные цвета, инфракрасные, дающие «эффект звездочек» и так далее.

by Pak Chu. Инфракрасный фильтр. NIKON D70s, Nikkor 18-105 mm, 18mm, ƒ/11/1/80s/ISO 200

Защитные светофильтры ‒ сохранность объектива и нормализация цветового баланса

Защитные фильтры, несмотря на название, не только предохраняют переднюю линзу объективов от царапин, пыли и прочих неприятностей. Исключительно эту функцию выполняют clear-модели, изготовленные из прозрачного, осветленного стекла, ‒ недорогие и распространенные. Они, как правило, прикручиваются к объективу и позволяют меньше беспокоиться о сохранности передней линзы в полевых условиях.

Защитные фильтры не только защищают от механических повреждений, но и совмещают в себе защиту от ультрафиолета. Художественный интерес представляют две другие разновидности защитных светофильтров: UV и Skylight. Первый тип ‒ UV-фильтры, обеспечивающие ультрафиолетовую защиту, часто становятся предметом жарких дискуссий. С одной стороны, их использование повышает контрастность и уменьшает дымку, с другой ‒ современные цифровые камеры с успехом справляются с задачей и самостоятельно. Тем не менее, ультрафиолетовые светофильтры нужны, чтобы защитить от повреждений линзу (они почти прозрачные) и одновременно «оптимизировать» изображение, чуть увеличив резкость без изменения цветового соотношения. Выбирать стоит только модели с многослойным покрытием, чтобы избежать нежелательного бликования.

Модели Skylight (светло-розовые) нормализуют цветовой баланс, поглощая избыток спектра в голубой зоне. Они делают оттенок дневного неба чуть более теплым за счет коррекции. Такие фильтры применяются, чтобы придать изображению так называемое настроение, чуть углубить его, сделать контрастнее ‒ буквально несколькими едва заметными «мазками кисти». Фильтры Skylight иногда используют в портретной съемке (смягчая кадр) или в пасмурный день (увеличивая резкость).

Пейзажная съемка с поляризационными фильтрами

Одни из самых дорогих, но, тем не менее, популярных и часто покупаемых светофильтров ‒ полярики. Они существенно понижают количество отраженного света, попадающего на камеру, что помогает уменьшить яркость бликов от воды или солнца и контраст между небом и ландшафтом. Действие их можно сравнить с защитными поляризационными очками. Фильтры маркируются буквами PL (поляризационный фильтр)или C-PL (циркулярный поляризационный фильтр) и обычно могут регулироваться по интенсивности эффекта. Главное достоинство поляризаторов ‒ прибавление цвета, особенно в яркий солнечный день, когда лучи буквально выжигают цветовую насыщенность кадра.

Подобного невозможно добиться с помощью постобработки, поэтому такие фильтры заменить на графический редактор нельзя.

Поляризационные фильтры делятся на:

  • линейные ‒ бюджетный вариант, который не применяют с камерами TTL;
  • круговые, позволяющие проводить автофокусировку и экспозамер, при этом камер работает оптимально.

Поляризационный фильтр сделает цвет неба глубоким и синим, добавит яркость зелени и воде, повысит контрастность. С ним нужно быть осторожным: фильтр сокращает количество попадающего на объектив света, и при невысокой освещенности риск размытия и смазывания кадра повышается. Еще одна ошибка, в основном начинающих фотографов, когда переусердствуют с интенсивностью, и небо приобретает неестественный цвет ‒ фиалковый или ультрамариновый. Но, если стоит задача добиться такого эффекта, нужно поместить камеру как можно более перпендикулярно к солнцу (а лучше, если оно вообще будет в зените). Тогда поляризация будет максимальной.

Также можно воспользоваться широкоугольным объективом ‒ хотя обычно чрезмерное затемнение неба считают недостатком фотографии.

Нейтральные фильтры ‒ мягкое размытие

Многим фотографам удается достичь на длинных выдержках красивого эффекта ‒ мягкости, едва заметной размытости границ объекта, туманной дымки, сглаженности потока воды.

В последнее время стали распространены ND-фильтры переменной плотности, когда можно регулировать количество , на которые надо уменьшить количество света. Эти фильтры представляют из себя два поляризационных фильтра, которые за счет вращения уменьшают количество света от 1 до 8 ступеней (стопов). Но в свою очередь эти фильтры имеют все свойства поляризационных фильтров, а потому и некоторые их недостатки, например, они изменяют цветопередачу получаемой картинки, что может сказаться скорее положительно, но может и вызвать недовольство фотографа.

Не стоит путать фильтры нейтральной плотности с градиентными (ND Grad, GND), которые воздействуют только на часть кадра, затемняя ее. Модели нейтральной плотности (с сероватым оттенком) поглощают световые потоки, проходящие через них, не изменяя цветопередачу. Это позволяет увеличить экспозиционное время и уменьшить дифракцию.

ND-фильтры полезны при съемке в горах, покрытых снегом; у воды, особенно текущей (реки, водопады). Это верные друзья пейзажистов. С их помощью можно получить меньшую глубину резкости, если свет очень яркий, а также, например, эффектно размыть движущийся объект ‒ автомобиль, человека (motion blur). Но ND сильно уменьшают освещенность и иногда немного изменяют цветовой баланс. Они лучше всего себя проявляют в яркий солнечный день ‒ привносят в кадр ощущение движения, позволяют гибко выбирать диафрагму.

Интересных эффектов можно добиться в сумерках, на рассвете ‒ прибой или облака окрасятся живописной дымкой. Градиентные фильтры хорошо применять в сценах с несложной геометрией ‒ они постепенно снижают степень освещенности. Картина приобретает драматичность: например, резкий переход от неба к рельефу, круговое затемнение.


Софт- и специальные эффекты

Существуют фильтры, ориентированные на выполнение узко специфичных задач. К ним относят, в частности, модели с софт-эффектом. Данные фильтры смягчают, «затуманивают» объект, но при этом у изображения остается достаточно высокая четкость. С помощью подобных фильтров можно сгладить недостатки на портретах, убрать некрасивые детали и так далее. Есть несколько разновидностей данных фильтров ‒ теплый, silky, spot, duto ‒ которые придают коже теплый оттенок, уменьшают резкость, размывают края кадра. Художественный эффект вызывают неисправленные сферические . С помощью таких приспособлений можно сделать изображение мягким без потери четкости ‒ например, снимая на открытой диафрагме с фильтрами duto.


Специальные теплые и холодные модели, изменяющие баланс белого, стали менее популярны из-за того, что с этим хорошо справляется и ПО в цифровых камерах. С другой стороны, они могут добавить цвет облачному дню, создавая «эффект заката»; сделать кадр желтым, синим, зеленым (чтобы не нужна была постобработка); хорошо себя проявляют при работе под водой. Также к творческим фильтрам конкретного назначения можно отнести:

  • лучевые («звездочки», star) ‒ источники точечного света (фонари, окна) становятся похожими на звезды с расходящимися лучами. Эффект вызывает микроскопическая сетка, нанесенная на фильтр. Чтобы получить нужный кадр, стоит поэкспериментировать с диафрагмой и повращать «звездочку» вокруг оси;
  • инфракрасные ‒ пропускают излучение от 700 нм. Позволяют делать необычные фотоголубое небо станет практически черным, а зелень ‒ белой. Облака при этом сохраняют привычный оттенок, контрастность снимка повышается.

Светофильтры софт и «звездочки» можно легко заменить фильтрами в постредакторе, но если вы предпочитаете видеть будущую задуманную картинку сразу, то в вашем рюкзаке должно найтись место и для этих фильтров.

Фильтры для объективов - прекрасный творческих инструмент в руках фотографа. Пользуйтесь этими аксессуарами с умом и в свое удовольствие!

Что такое поляризационный фильтр CPL? Это ценное приспособление, которое любой фотограф должен иметь в своей сумке. Как поляризатор влияет на снимок? Для того чтобы выработать интуицию относительно этого момента, очень часто приходится долго экспериментировать. В этой статье вы узнаете, как ускорить этот процесс, как и чем данное изделие может облегчить задачу (а иногда и нанести вред) в разных ситуациях.

Где крепится CPL-фильтр? Он всегда находится перед фронтальной Каким образом это устройство работает? Оно фильтрует прямые отражения солнечных лучей под определенніми углами. Это нелишне, так как прочий свет зачастую богат оттенками и более рассеян. Работа с этим прибором также требует повышения выдержки (так как некоторые лучи отклоняются). Контроль угла фильтрации происходит за счёт вращения устройства. От нахождения линии зрения камеры относительно солнца зависит сила эффекта.

Вращение фильтра

Когда с помощью CPL-фильтра можно получить максимальный эффект? Лишь если линия зрения камеры перпендикулярна солнечному свету. Это представить можно, направив указательный палец на солнце, а большой палец при этом разместив к нему под прямым углом. Пока вы вращаете руку, указывая на дневное светило, любой курс, на который укажет ваш большой палец, будет определять линию наивысшего эффекта поляризатора.

Однако то, что CPL-фильтр предоставит наилучший результат в указанных направлениях, необязательно означает, что именно в них его работа будет максимально заметна. Предельной поляризация покажется при его вращении, которое изменит угол относительно дневного светила. Чтобы ощутить работу фильтра, лучше всего его поворачивать, глядя на дисплей камеры или в её видоискатель.

При применении можно получить неподходящий результат, так как поляризационное действие зависит от угла. Одна часть картинки может быть размещена под прямым углом к солнцу, а другая - по направлению к нему. В этом случае на одной стороне фото поляризационный эффект не будет заметен, а на другой - его можно будет увидеть.

Очевидно, что широкоугольные объективы несовершенны. Однако повороты «полярика» иногда могут эффект сделать более жизненным. Очень часто профессионалы размещают наиболее выраженное действие поляризации ближе к краю или углу снимка.

Описание

Фотографы для создания качественного изображения используют два вида фильтров: с линейной поляризацией и круговой. Эти устройства выделяют и отделяют зоны, богатые поляризованным отражённым светом. С их помощью, снимая дно, можно отсеять яркие блики, или запечатлеть ландшафт за окном без собственного отражения в стекле.

Фильтры линейные исполняют одну простую работу - они модифицированный свет пропускают в единственной плоскости. Приборы с круговой поляризацией дают доступ лучам, видоизменённым по кругу. Они любое преломление лучей превращают в сферическое. Фактически, круговой «полярик» не препятствует работе автофокуса, позволяет безошибочно угадывать экспозицию и может устанавливаться на всех камерах (старых в том числе).

При этом излишние блики будут так же ликвидированы, как и в приборе с линейной поляризацией. CPL-фильтр даёт «чистое» сферическое преломление света лишь при специфичной длине волны. В волновой пластинке оптическая разность её хода между простым и необыкновенным лучами равна ровно четверти её длины. Для всех других длин волн это устройство будет показывать эллиптическое воздействие.

Круговые фильтры сложнее остальных, поэтому их стоимость выше. С внешней стороны этого устройства размещён обычный линейный прибор, а с внутренней - четвертьволновая пластинка, превращающая линейную поляризацию в сферическую.

Фотография

Поляризационные светофильтры для фотоаппарата - это приборы, предназначенные для устранения нежелательных эффектов (отражений, бликов), ослабления яркости (с параллельным увеличением насыщенности) неба и других объектов, для достижения эстетических целей. Выглядят как обыкновенные светофильтры, но имеют переднюю и заднюю части равной толщины, которые могут свободно вращаться.

Как применяется CPL-фильтр? Для чего нужен этот аппарат? Его задняя часть прикручивается к объективу, а необходимый эффект выбирается с помощью поворота передней половины на какой-либо угол. Лицевой сегмент может быть оснащён внутренней резьбой, с помощью которой крепится объективная крышка, резьбовая бленда или иные светофильтры, что является неопровержимым плюсом.

Разные сегменты отсвечивающих объектов могут давать отблеск с разными углами поляризации, которые синхронно подавить одним фильтром невозможно. Кроме того, в кадре отливающих предметов может оказаться большое количество. В таких случаях применяются несколько последовательно скрученных поляризационных фильтров, причём, все, кроме тыльного, должны быть линейной поляризации. Это необходимо потому, что оптический компенсатор, размещённый в круговом фильтре, препятствует достижению эффекта от других устройств, которые могут быть размещены за ним.

Чем ещё знаменит поляризационный фильтр для объектива? Его обычно расположена в границах от двух до пяти. Могут иметь место цветовые искажения. Вообще некоторые устройства имеют спад до одного стопа в фиолетово-синей области, из-за чего картинка получается с зелёным оттенком. Дешёвые аппараты могут отвратительно воспроизводить мелкие детали. «Полярик», наряду с «защитным» УФ-препятствующим фильтром, является наиболее эксплуатируемым устройством в фотографии.

Детали

Обычно поляризационный фильтр производят в виде двух пластинок, изготовленных из стекла. Между ними размещена поляроидная плёнка, обладающая дихроизмом линейным. Эта деталь является неким слоем ацетилцеллюлозы, содержащим внушительное число мельчайших микролитов герапатита (йодистого соединения сернокислого хинина).

Используются такие поливинилово-йодные плёнки с полимерными цепями синхронно ориентированными. Ориентация микролитов идентична ввиду электрического поля, а полимерные цепи направляются механическим растяжением. Круговой фильтр, кроме того, оснащён оптическим компенсатором - четвертьволновой фазовой пластинкой. С помощью этой детали можно определять разность хода двух пусков лучей. Она работает в соответствии с явлением двойного преломления света в кристаллах.

Превращение света

Простой и исключительный лучи имеют разные скорости. Их оптические длины путей также неодинаковы. Поэтому они приобретают разницу хода, измеряемую толщиной кристалла, через который проходят. Она устанавливается по пути идущего луча за поляризатором и поворачивается при сборке до того момента, пока её оси колебаний не совпадут с осями оптическими.

В этой позиции четвертьволновая пластина преобразовывает лучи поляризованные линейно в свет с поляризацией круговой (и наоборот), увеличивая различие хода до 90 градусов. С такими особенностями изготавливаются все «полярики». Отличие как в цене, так и в качестве имеет место из-за добавочных слоёв: защитных, просветляющих, водоотталкивающих.

Появление

Когда был разработан поляризационный фильтр для объектива? Этот продукт появился благодаря развитию элементов TTL автоматики фотокамеры, которые в отличие от фотоматериалов, попали в зависимость от инновационного воздействия на свет.

Вообще линейно-поляризационное излучение затрудняет экспозамер и в зеркальных фотоаппаратах частично препятствует действию автоматики фазовой фокусировки.

В астрономии «полярики» находятся в составе приспособлений, с помощью которых изучают круговое и линейное изменение света объектов, пребывающих в космическом пространстве.

Поляризационный надзор является базовым способом получения сведений о мощности магнитного поля в районах генерации излучения, скажем, на белых карликах.

Nikon CPL

Поляризационный фильтр CPL Nikon 52 mm - ценная вещь для пейзажного фотографа и для тех, кто любит получать качественные снимки. Существует как минимум шесть поводов, почему нужно приобрести этот продукт:

  • Для фотографирования воды (она становится темнее и прозрачнее).
  • Съёмка пейзажа (увеличивается «насыщенность» зелени и неба).
  • Для съёмки под углом через окно (чтобы уничтожить блики и отражения от стекла).
  • Ликвидация отражений в солнечный день (от воды, стекла, машины).
  • Увеличение выдержки на пару стопов (когда это нужно).
  • Защита объектива от механического воздействия.

Приобрести этот фильтр нужно тем, кто отправляется путешествовать в тёплые страны - это незаменимый помощник в изготовлении красочных фото. На ярком солнце это устройство улучшает качество снимка, увеличивая контрастность и насыщенность, при этом ликвидируя дымку.

Ограничения

Те люди, которые хотят научиться делать хорошие снимки, берут уроки фотографии у профессионалов. Как использовать поляризационный фильтр? Устройство нужного диаметра нужно накрутить на объектив фотокамеры. Вращая кристалл в фильтре, необходимо выбрать желаемую что позволит при съёмке ликвидировать блики от воды или стекла, а также получить более пушистые и белые облака, насыщенное небо.

По использованию таких устройств существуют некоторые ограничения:

  • Вращая поляризационный фильтр нужно учитывать, что ожидаемый район предельного эффекта будет размещён примерно в 90 градусах от первичного положения. Если устройство повернуть на 180 градусов, этот маневр картинку приведёт к начальному состоянию.
  • «Полярики» смягчают световой поток, поступающий на матрицу камеры через объектив, поэтому профессионалы часто увеличивают балансировку экспозиции на 1-2 ступени.

Недостатки

Уроки фотографии необходимы начинающим фотографам для создания качественных снимков. Мы выяснили, что «полярики» весьма полезны. К сожалению, они имеют следующие недостатки:

  • Из-за этого устройства экспозиция может попросить больше света в 4-8 раз (на 2-3 ступени), чем обычно.
  • Им необходим определённый угол по отношению к солнцу для получения наилучшего результата.
  • С этими фильтрами по видоискателю камеры ориентироваться трудно.
  • Это одни из наиболее дорогих приборов.
  • Они требуют вращения, поэтому могут увеличить время подбора композиции.
  • Обычно их невозможно применять для широкоугольных и панорамных снимков.
  • Если фильтр загрязнён, он может качество картинки снизить.

Более того, иногда отражения нужны на фотографии. Наиболее яркими примерами здесь являются радуги и закаты. Стоит к любому из них применить поляризатор, красочные отражения могут исчезнуть совсем или поблёкнуть.

Фильтры для фотоаппарата - это сложные устройства. Но с течением времени можно научиться с ними работать. «Полярик» может порой быть использован, когда необходимо увеличить длительность экспозиции. Так как он может сократить в 4-8 раз (на 2-3 ступени) пропускаемый свет, с его помощью можно снимать воду и водопады.

Если поляризатор надеть на широкоугольный объектив, он может создать броское затемнение кромок картинки («виньетирование»). Чтобы этого избежать, наверняка придётся приобрести более «тонкий» дорогой вариант.

Круговые поляризаторы были созданы для того, чтобы системы автофокуса и экспозамера камеры продолжали работать при надетом фильтре. Линейные «полярики» намного дешевле, но их невозможно применять с большинством зеркальных цифровых камер (так как они используют фазовый автофокус и TTL - экспозамер через объектив).

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов , в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец. Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию. Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой. Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем? Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  • использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  • добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  • получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей:)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше. Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа. Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Распостранение света - это волновой процесс, подобный волнам на поверхности пруда от брошенного в воду камня. Только обычно колебания вектора напряженности волны света (свет представляет собой поперечную электромагнитную волну) не ограничены одной плоскостью, как в случае с поверхностью воды, а происходят во всех направлениях (перпендикулярно направлению распостранения волны). Однако можно искусственным образом сделать так, чтобы колебания эти происходили в одной плоскости. В этом случае такой свет будет называться линейно-поляризованным, и обладать некоторыми, отличными от естественного (неполяризованного) света, свойствами. По характеру воздействия на глаз или фотоплёнку линейно-поляризованный свет от неполяризованного ничем не отличается. Определить степень поляризованности света и направление его поляризации можно только одним способом - посмотрев на него через "анализатор" - среду, пропускающую только свет, поляризованный в одной плоскости и, соответственно, поглощающий свет, поляризованный в перпендикулярной плоскости. В качестве анализатора и выступает применяемый в фотографии поляризационный светофильтр, представляющий собой пластинку специального материала, поляризующего свет (например - кристаллов герапатита), укрепленную между двумя оптически плоскими стеклами. Весь этот "бутерброд" монтируется в специальной вращающейся оправе, на которой одной или двумя точками наносится метка, показывающая положение плоскости поляризации фильтра. Как и для чего можно применить эти замечательные свойства поляризационного фильтра? Поляризация света может происходить и в естественных условиях - при зеркальном отражении от любых неметаллических поверхностей. Естественный свет, будучи изначально неполяризованным (точнее - хаотически поляризованным, то есть состоящим из смеси волн с разным направлением поляризации), при зеркальном отражении от неметаллических поверхностей приобретает свойства линейно-поляризованного света. Физически это объясняется тем, что для света с разным направлением поляризации при зеркальном отражении от неметаллической поверхности создаются разные условия. Наиболее благоприятны условия отражения для света с поляризацией, параллельной плоскости падения - такой свет отражается без потерь. Свет с иной ориентацией плоскости поляризации в большей или меньшей степени гасится при отражении.

Съемка с поляризационным фильтром

(вверху - без фильтра, внизу - с фильтром)

Поэтому наиболее очевидное применение поляризатора - это устранение (или, по крайней мере - уменьшение интенсивности) бликов, образующихся на блестящих неметаллических поверхностях, например - стеклянных витринах и окнах, окрашенных или покрытых пластиком поверхностях, водной глади и так далее. Использовать поляризационный светофильтр достаточно просто - ведь производимый им эффект заметен на глаз и хорошо виден в видоискателе фотоаппарата. При этом единственное, что желательно знать из теории, это тот факт, что степень поляризации отраженного света варьируется при изменении угла падения (отражения) света. Угол, при котором поляризация отраженного света достигает максимума, зависит от материала отражающей поверхности, и составляет обычно 50-60 градусов от нормали отражающей поверхности (соответственно - 30-40 градусов от самой поверхности). Поэтому для того, чтобы при помощи поляризационного светофильтра полностью ликвидировать нежелательное отражение от блестящей поверхности, есть смысл выбрать направление съёмки таким образом, чтобы отражающая поверхность (блики с которой предполагается убирать) располагалась под оптимальным углом к фотоаппарату. Поляризационный фильтр также весьма эффективен и в случаях, когда поверхность объекта съёмки имеет смешанный зеркально-диффузный характер отражения. Весьма небольшого времени, проведенного с поляризационным светофильтром в руках, достаточно для того, чтобы найти вокруг себя уйму предметов, поверхность которых обладает таким типом отражения - при разной ориентации плоскости поляризации фильтра меняется оттенок цвета многих предметов, окраска их становится сочнее и насыщеннее. Главное тут - не переусердствовать, потому как совсем лишенные бликов предметы выглядят бесформенными. Да и цвет некоторых предметов может измениться достаточно значительно, выйдя за пределы приемлемого для восприятия.

Кроме такого очевидного примера использования поляризационного светофильтра есть ещё масса не столь очевидных, но не менее удачных и эффективных способов его применения - поляризованный свет присутствует вокруг нас в большом количестве. Голубое небо, например, обязано своим цветом рассеянию сине-фиолетовой части солнечного света на мельчайших капельках воды, составляющих атмосферную дымку. А поскольку отражение света от поверхности каждой капельки носит характер зеркального отражения от неметаллической поверхности, то свет, идущий от неба, оказывается линейно-поляризованным. Следовательно, выбрав соответствующее направление съёмки, можно при помощи поляризационного светофильтра сделать голубое небо значительно темнее, не оказывая влияния на воспроизведение остальных деталей пейзажа. Максимальный эффект применения фильтра достигается в том случае, когда солнце находится под углом около 90 градусов к направлению съёмки, а плоскость поляризации фильтра установлена в горизонтальное положение. Кстати, этот же принцип используется и в солнцезащитных очках, выпускаемых фирмой Polaroid corporation. Кратность поляризационного фильтра составляет в среднем 3 - 4, то есть применение поляризационного фильтра требует увеличения экспозиции на 1.5 - 2 ступени (в 3 - 4 раза) в сравнении с экспозицией без фильтра. Несмотря на вносимый при вращении фильтра эффект, кратность фильтра, как правило, мало зависит от ориентации плоскости поляризации фильтра - ведь поляризационный фильтр используется для уменьшения ярких бликов, размеры которых чаще всего незначительны. Конечно, полную уверенность в точности экспонирования с фильтром можно получить при помощи замера света по системе TTL (Throw The Lens - через объектив). Однако многие фотоаппараты, имеющие систему TTL-замера света, используют для разделения светового потока оптические элементы, сами по себе поляризующие свет. Например, в автофокусных фотоаппаратах таким элементом зачастую выступают полупрозрачные участки на зеркале, необходимые для работы датчиков системы автофокусировки (расположенных под зеркалом). В таком случае получается, что прошедший через поляризационный фильтр свет, будучи уже практически на 100% поляризованным, на пути к датчику экспозамера проходит через еще один поляризатор, который при несовпадении плоскостей поляризации дополнительно ослабляет световой поток, а значит - и вносит в экспонометрическую систему аппарата нежелательную "поправку", приводящую к занижению показаний экспонометра и переэкспонированию плёнки. Обойти такую неприятность можно, используя специально модифицированный поляризационный фильтр, называемый "циркулярным" (в отличие от обычного - "линейного" - поляризатора). В конструкцию циркулярного поляризационного фильтра кроме защитных стеклянных пластинок и пластинки поляроида, входит ещё и пластинка "1/4 длины волны", преобразующая линейно-поляризованный свет в циркулярно-поляризованный, который уже не ослабляется при дальнейшем прохождении через оптические элементы камеры, обладающие свойствами линейного поляризатора. Не оставим без внимания и то, что циркулярный поляризационный фильтр идентичен линейному (за единственным исключением, о котором речь будет ниже) как по выполняемым функциям, так и по методам обращения с ним. Отличить их можно лишь по соответствующей надписи, либо - по тому факту, что циркулярный поляризационный фильтр притемняет блики только будучи развернутым присоединительной резьбой к глазу (или объективу), а линейный поляризатор - одинаково работает в любом направлении. Для уменьшения количества применяемых одновременно светофильтров (от лишней пары границ воздух-стекло и лишней высоты оправы пользы ведь никакой), иногда выпускаются "гибриды", обладающие свойствами циркулярного поляризационного и, например, ультрафиолетового (UV) или конверсионного (85В) фильтров одновременно. Поляризационные светофильтры можно применять не только по одному, но и попарно, используя в качестве нейтрального фильтра с изменяемой плотностью. Вращая один фильтр относительно другого, можно изменять светопропускание такой пары в широких пределах - от минимума в 3 - 4 ступени (когда плоскости поляризации обоих фильтров совпадают) до практически непрозрачного состояния, когда плоскости поляризации фильтров перпендикулярны - при этом свет ослабляется более, чем на 12-15 ступеней (4000 - 30000 раз). Применяя такую комбинацию, нужно помнить, что внешний (первый по ходу света) поляризационный фильтр обязательно должен быть линейным, а ближний к камере (в случае автофокусного аппарата) - циркулярным. Некоторые производители выпускают уже готовые конструкции, построенные на использовании нескольких поляризационных фильтров одновременно. HOYA, например, выпускает насадку переменной оптической плотности POL-FADER (два поляризационных фильтра нейтральной окраски в одной оправе). Кроме этого, при использовании комбинации окрашенных в разные цвета поляризаторов с поляризаторами нейтральной окраски, появляется возможность создания фильтров с переменной плотностью окраски. Фильтр PL-COLOR, позволяющий выбрать насыщенность окраски фильтра от нейтральной до полностью насыщенной, состоит из поляризатора с нейтральной окраской и второго поляризатора, окрашенного в насыщенный синий, желтый, оранжевый или красный цвет. Комбинация из двух окрашенных в разные цвета поляризаторов и одного поляризатора нейтральной окраски выпускается под названием VARIO PL-COLOR, и дает возможность ещё больше разнообразить эффект, позволяя при вращении оправы фильтра легко изменять не только насыщенность окраски фильтра, но и его цвет.

Сегодня в распоряжении фотографов целый арсенал инструментов — современные цифровые камеры, объективы, дополнительный инвентарь и, конечно, фильтры.

Они бывают разными и используются в зависимости от конкретной ситуации и задачи, которую ставит перед собой фотограф.

Особого внимания заслуживает поляризационный фильтр для объектива . Он есть у каждого хорошего специалиста. Устанавливают его на объектив в солнечный день для устранения бликов от неметаллических поверхностей.

Цвета становятся более насыщенными, сглаживается яркость небесной синевы. Также удаётся избавиться от дымки при фотографировании объектов издали и от бликов стекла и воды при съемке водоёмов. Положение светофильтра можно регулировать, чтобы получить нужные оттенки на фото, которых нельзя добиться путём обработки.

У всех производителей можно найти на первый взгляд одинаковые фильтры, но по разной стоимости. Самые дешёвые представляют собой стеклянный светофильтр в толстой оправе.

Более дорогие модели имеют тонкую оправу, которая исключает виньетирование при использовании на широкоугольной технике. Специалисты рекомендуют не экономить на данном устройстве и советуют приобрести качественное изделие, которое прослужит долго.

Использование поляризационного фильтра позволяет задержать или преобразовать поляризационный свет, который отражается от блестящих поверхностей.


Для этого между двумя стеклянными линзами устанавливают плёнку. Поворачивая верхнее кольцо светофильтра, можно регулировать степень блокировки поляризации света.


Работа с поляризационным фильтром и без него

По оказываемому на изображение эффекту фильтры делят на:

  • общего назначения,
  • меняющие цвет,
  • совмещённые с другими фильтрами,
  • усилители конкретных цветов.
    Поляризационные фильтры общего назначения классифицируют на две категории — линейные и циркулярные поляризационные фильтры (другое название — круговые).

С появлением «цифры» линейные модели практически ушли с рынка, тем не менее, эффект от их использования не хуже, чем от циркулярных.

Для цифровых камер, оснащённых функцией автофокуса, рекомендуется использование круговых поляризационных фильтров. Оно состоят из двух оправ, вращающихся друг относительно друга для достижения нужного эффекта.

ВИДЕО ОБЗОР

Несколько рекомендаций по использованию поляризационных фильтров:

  • не применять на сверх широкоугольных объективах, так как будет сложно добиться равномерной поляризации,
  • объект съёмки должен находиться под прямым углом к фотографу, это позволит получить максимальный эффект; если солнце находится сзади или спереди, результат использования фильтра будет минимален,
  • эффекта не будет при рассеянном освещении, например, в пасмурный день,
  • установка данного типа фильтра поверх другого может дать эффект виньетирования, снизить пропускание света,
  • непредсказуемый результат может дать съемка через стекло, например, оконное.


На что обратить внимание при покупке — какие поляризационные фильтры лучше

Качественные фильтры стоят недёшево. Так, специалисты не рекомендуют тратить средства на устройства стоимостью менее полутора тысяч рублей.

При этом если вы пользуетесь разными объективами, возникает ещё одна проблема — либо покупать фильтр для каждого из них, либо пользоваться переходником. Самый простой выход из ситуации — определиться с самым часто используемым вами объектовом и купить устройство только для него.

Для начала выберите нужный вид устройства — линейный или круговой. Второй обязателен для цифровых камер с автофокусом.

Важно обратить внимание на материалы, из которых изготовлено устройство. Посмотрите через него на небо или экран компьютера. Дешёвые устройства дадут помехи в виде замутнённой картинки, нечетного изображения. Особенно это скажется на качестве фотографии при съемке на камеру с качественной матрицей.

Попросите у продавца несколько моделей и сделайте одинаковые кадры, чтобы сравнить результат при максимальном увеличении.

Для хороших зеркальных камер устройства подбираются по диаметру, он указывается производителем на упаковке и на самом устройстве.

По производителям условно можно разделить фильтры на следующие категории:

  • лидеры: B+W Nano, Marumi Super DHG, Hoya Super HMC,
  • среднее качество: B+W Pro, Marumi DHG, Hoya HMC,
  • влагозащитные: B+W, Hoya HD, Marumi WPC CPL,
  • стандартные — как правило, все низкого качества.

Устройства среднего качества при более доступной цене могут сохранять практически все свойства фаворитов. В частности, стоит отметить продукцию фирмы Marumi. При высоком качестве их цена остаётся вполне демократичной. При этом они не предлагают инновационных решений, а просто делают хорошие фильтры для постоянного использования.

Но среди самых лучших поляризационных фильтров специалисты выделяют следующие:

  1. Marumi DHG Super CPL . Имеет ультратонкую оправу, поэтому может использоваться даже для объективов 16 мм. Быстро пачкается, и порою его сложно отчистить, но свои задачи решает уверенно. Производство находится в Японии. Стоит отметить, что японские компании уверенно теснят немецких производителей, которые ещё не так давно были безусловными лидерами.
  2. Carl Zeiss T POL Filter . Отличаются тонкой оправой, малым весом, лёгкой конструкцией. Стоимость достаточно высокая, но она оправдана отличным качеством.
  3. Hoya Super HMC . Главный недостаток — отсутствие резьбы, что делает невозможным их одновременное использование с другими видами фильтров.
  4. B+W KSM Nano . Производитель использует дополнительный восьмой слой без нарушения цветового баланса и светопропускания. Также оснащены гидрофобным покрытием, которое обеспечивает скатывание капель влаги в шарики и удаление их со стекла. Латунная оправа снижает риск прикипания устройства к объективу.

Таким образом, если не профессионал, можно остановиться на моделях средней ценовой категории, которые при доступной цене обеспечат максимально высокое качество изображения.Компании, производящие видеорегистраторы, стараются привлечь внимание покупателей разными нововведениями — GPS и Wi-Fi модуль, G-сенсор, а не так давно технику оснастили ещё и поляризационными фильтрами. Устанавливаются они, как правило, отдельно, и в комплект не входят. Крепятся на магнит или резьбовое соединение.

Предназначены для устранения бликов, отражения от лобового стекла. Картинка получается более четкой и насыщенной. Особенно это критично в яркую солнечную погоду, в то время как в пасмурный день и вечером результат может быть обратным, поэтому в такой ситуации устройство лучше снять.

ВИДЕО

Покупка поляризационного фильтра для видеорегистраторов Mia и других брендов позволит улучшить качество изображения, что может быть критичным в случае аварийной ситуации и дальнейшем просмотре записи с сотрудниками ДПС.

Согласитесь, будет обидно, если номер виновника ДТП окажется нечитаемым из-за солнечных бликов или не удастся рассмотреть другие детали произошедшего на дороге.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: