Этические ценности в информационном обществе. Новые ценности образования в условиях информационного общества. Информационные технологии в образовании

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 107
Диссертация добавить в корзину 500p

V Глава 1. Особенности системы ценностей информационного общества.

§ 1. Характеристика системы ценностей информационного общества.

§ 2. Роль симулякров или мнимостей в системе ценностей информационного общества.

§ 3. Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества.

Глава 2. Место человека в сфере экономических, политических и эстетических ценностей информационного общества.

§ 1. Человек в сфере экономических ценностей информационного общества.

§ 2. Человек в сфере политических ценностей информационного общества.

§ 3. Человек в сфере эстетических ценностей информационного общества.

Глава 3. Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе.

§ 1. Проблема самоидентификации человека в информационном обществе.

§ 2. Проблемы самореализации человека в информационном обществе.

§ 3. Образование как основное условие творческой самореализации человека

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Человек в системе ценностей информационного общества"

Актуальность темы исследования* При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Человек оказывается в новой реальности, состоящей из знаков, символов, образов] и начинает осознавать ее сконструированную, символическую природу.

В этих условиях знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, - без них невозможно существование информационного общества. Образ превращается в самостоятельную ценность: с одной стороны как образ, отражающий реальность, с другой - как симулякр или мнимость, т.е. образ, за которым не стоит никакая реальность. Идеальные ценности начинают доминировать над материальными. Ценности (экономические, политические, эстетические) становятся все более доступными для человека. Плюрализм выступает как неотъемлемая черта системы ценностей информационного общества. Все это придает демократические черты системе ценностей.

1 В то же время ряд других особенностей системы ценностей вызывают к жизни антидемократические тенденции. Так, например,/ мнимости или симулякры дают широкие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением.

Диссертация посвящена анализу системы ценностей информационного общества, тем возможностям, которые она предоставляет человеку, и проблемам, которые она для него создает. В работе рассматривается влияние ценностей и информационного общества на процессы самореализации и самоидентификации человека.

Информационное общество могло возникнуть только вместе с глобализацией, под воздействием которой происходит становление противоречивых тенденций в системе ценностей. Наряду с демократизацией системы ценностей и всего информационного общества проявляется тенденция ослабления демократии за счет того, что власть субъектов глобального рынка не ограничена никакими демократическими процедурами, а также тенденции, одновременно ведущие к универсализации и индивидуализации ценностей информационного общества.

В связи с этим, представляется очень важным заявить особенности системы ценностей информационного общества, проанализировать социокультурную среду, которую создают для человека экономические, политические и эстетические ценности, и, наконец, проследить, как все эти факторы влияют на самоидентификацию и самореализацию человека.

Состояние научной разработанности темы. В зарубежной литературе концепция информационного общества разрабатывается с начала 80-х годов в трудах американских футурологов Э.Тоффлера, X. Тоффлера и японского футуролога И. Масуды. Можно отметить следующие работы: Э. Тоффлер«Третья волна», «Предварительные взгляды и предпосылки», «Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века», Э. Тоффлер и X. Тоффлер «Война и анти-война - выживание на рассвете XXI века», И. Масуда «Менеджмент в информационном обществе: освобожденная синергетика японского стиля » и другие. Э. Тоффлер и И. Масуда уделяют особое внимание экономической и социальной сфере информационного общества, проблемам власти и управления.

В отечественной литературе концепция информационного общества разрабатывается Абдеевым Р.Ф., Ворониной Т.П., Мелюхиным И.С.* и рядом других авторов. В частности, Т.П. Воронина, давая комплексный анализ информационного общества, особое внимание уделяет проблемам образования.

Философия постмодерна, возникшая в 80-х годах, не использует термин «информационное общество», а говорит об обществе постмодернизма, базисные характеристики этого общества (существование в системе информационных и телекоммуникационных сетей в период глобализации производства знаний, информации, массовой культуры) совпадают с характеристиками информационного общества. Поэтому труды философов постмодернизма привлечены нами для рассмотрения данной темы. Здесь могут быть отмечены следующие работы: Р.Рорти «Случайность, ирония и солидарность», Ж.-Ф. Лиотар «Условия постмодернизма: сообщение о знании», Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма», Ж. Бодрийар «Избранные труды», Ф. Вагнер «Изобретение культуры» и другие. Во всех перечисленных работах, в основном, анализируются социокультурные характеристики общества постмодернизма. К тому же философия постмодернизма, принципиально оставаясь на фрагментарной позиции и отрицая возможность систематизации фило См., напр.: Абдеев Р.Ф. «Философия информационной цивилизации ».-М., 1994; Воронина Т.П. «Информационное общество: сущность, черты, проблемы». - М., 1995; Мелюхин И.С. «Информационные технологии и бизнес». - М., 1997 софского знания, не рассматривает ценности общества постмодернизма как систему.

Все это позволяет сделать вывод, что проблема исследования системы ценностей информационного общества, ее характеристик и места человека в ней еще недостаточно разработана. Этим объясняется выбор автором темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание уровень исследования проблемы, следует сформулировать цель и задачи предлагаемой диссертации.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать систему ценностей информационного общества и определить, какие возможности она предоставляет человеку, и какие проблемы ставит перед ним.

Отсюда вытекают решаемые в диссертации задачи:

Определить особенности системы ценностей информационного общества;

Проанализировать роль симулякров или мнимостей в системе ценностей (в сфере экономических, политических и эстетических ценностей);

Рассмотреть, какие возможности предоставляют человеку, и какие проблемы создают для него симулякры или мнимости;

Выявить воздействие на человека тенденций в системе ценностей, появившихся вследствие глобализации;

Рассмотреть особенности среды, создаваемой для человека экономическими, политическими и эстетическими ценностями;

Раскрыть проблему выбора ценностных ориентиров человеком и проблему самоидентификации;

Рассмотреть, как решается человеком проблема самореализации, и в этой связи выявить факторы, способствующие этому процессу.

Основные положения, выдвигаемые автором к защите. Автор считает, что при анализе ценностей информационного общества следует основываться на принципах системного подхода. В работе выявляются специфические особенности системы ценностей информационного общества: положение знания и системообразующих ценностей, связанных с ним (информации, образования), от которых зависит само существование информационного общества; доминирование идеальных ценностей над материальными; превращение образов в самостоятельную ценность; демократизация, выражающаяся в общедоступности и плюрализме ценностей.

В диссертационном исследовании выделяются структурные элементы системы ценностей, и характеризуется противоречивая роль образов и симулякров в сфере экономических, политических и эстетических ценностей. Автор показывает, что без мнимостей невозможно существование системы ценностей информационного общества.

Представляется важным обратить внимание на противоречивые процессы, возникающие в системе ценностей общества под влиянием глобализации, а также раскрыть особенности среды, которые создают для человека экономические, политические и эстетические ценности.

В работе рассматриваются особенности системы ценностей информационного общества на самоидентификацию и самореализацию человека, что имеет важное практическое значение, т.к. позволяет прогнозировать общие тенденции развития информационного общества, а также те изменения, которые происходят в человеке.

Автор анализирует различные подходы к проблеме самоидентификации и показывает, что при переходе от индустриального общества к информационному меняется характер образования, которое становится одной из системообразующих ценностей информационного общества, т.к. способствует творческой самореализации человека.

Уровень и качество образования являются основной характеристикой трудовых ресурсов информационного общества, поэтому основные инвестиции в таком обществе - это инвестиции в человеческие ресурсы, образование. При этом подчеркивается, что информационное общество характеризуется постоянным образованием и самообразованием. Оно становится неотъемлемой формой существования всех возрастных групп (life-long education). В диссертационном исследовании отмечается, что информационное общество потенциально создает все условия для творческой самореализации человека, т.к. образование является общедоступным, глобальным и индивидуальным.

Теоретическая и методологическая база диссертации. В диссертации использованы труды основателей концепции информационного общества Э. Тоффлера, X. Тоффлера, X. Масуды; работы отечественных исследователей информационного общества Р.Ф. Абдеева, Т.П. Ворониной, И.С. Мелихина, А. Неклесса; труды философов постмодернизма В. Андерсона, С. Квейла, М.О. Хара. К. Цвейга, Э. Стерн-берга, Р. Лифтона; отдельно следует отметить работы М. Фуко; а также группы социальных мыслителей А. Шлессинджера и В. Грейдера.

Объем и структура диссертации. Вышеперечисленные аспекты исследования определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и библиографии.

В первой главе «Особенности системы ценностей информационного общества» анализируются специфические особенности системы ценностей в информационном обществе. В ней выделены основные принципы системного подхода, которые автор применял при анализе системы ценностей информационного общества, и рассматри ваются основные черты, характеризующие систему ценностей (§ 1. «Характеристики системы ценностей информационного общества»); рассматривается место мнимостей в сфере экономические, политические и эстетические ценностей (§ 2. «Роль симуляк-ров или мнимостей в системе ценностей информационного общества»); дается характеристика процессу глобализации (§ 3. «Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества»).

Во второй главе «Место человека в сфере экономические, политические и эстетические ценностей информационного общества » раскрываются особенности среды, которые создают для человека экономические (§ 1. «Человек в сфере эконо мических ценностей»), политические (§ 2. «Человек в сфере политических ценностей») и эстетические ценности (§ 3. «Человек в сфере эстетических ценностей») информационного общества.

В третьей главе «Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе» рассматриваются особенности влияния системы ценностей информационного общества на самоидентификацию человека (§ 1. «Проблема самоидентификации человека в информационном обществе»); его самореализацию (§ 2. «Проблема самореализации человека в информационном обществе»); выявляется место и роль образования (§ 3. «Образование как основное условие творческой самостоятельности человека в информационном обществе»).

Теоретическое и практическое значение диссертации. Проведенное исследование направлено на дальнейшее развитие теории информационного общества и его системы ценностей. Выводы работы имеют важное значение для научно-теоретического осмысления специфики информационного общества, места человека в нем. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса философии и в спецкурсах по философии.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Зайцева, Лариса Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение темы диссертации позволяет сделать выводы о качественном изменении системы ценностей при переходе к информационному обществу.

Знание, информация, образование выступают в информационном обществе как системообразующие ценности, без которых невозможно само существование этого общества.

Знание оказывает существенное влияние на все ценности информационного общества, но прежде всего на сферы экономических, политических и эстетических ценностей.

Такие экономические ценности как собственность, богатство начинают основываться на знании, так как ведущим сектором экономики информационного общества является производство знаний и информации.

Под влиянием знания качественно меняется такая политическая ценность как власть. Если в индустриальном обществе власть основывалась на физической силе и силе денег, то в информационном обществе появляется власть, основывающаяся на знании.

Под влиянием знания меняется также природа насилия, которое начинает принимать форму манипулирования общественным мнением.

Знание оказывает существенное воздействие на сферы эстетических ценностей информационного общества и способствует возникновению новых видов искусства.

В системе ценностей информационного общества идеальные ценности доминируют над материальными, наблюдается тенденция замещения материальных ценностей идеальными. Например, такие базовые экономические ценности как собственность и капитал принимают идеальную форму.

В информационном обществе образ превращается в реальную ценность, которая оказывает большое влияние на всю систему ценностей, особенно на сферы экономические, политические и эстетические. Образ приобретает власть над человеком, формирует и во многом определяет стиль жизни.

Без образа невозможно существование сферы экономических ценностей информационного общества, так как важной составляющей его экономики является производство, передача и продажа образов. Без формирования образа, имиджа не может быть продан в современной экономике ни один товар.

В сфере политических ценностей появляется такая особенность образа, как власть над людьми. Образ, имидж политика оказывает на человека зачастую значительно большее влияние, чем его программа.

Очень важна роль образов в сфере эстетических ценностей, т.к. искусство информационного общества характеризуется доминированием образа над словом.

Формирование своего имиджа, образа является одним из способов самореализации, специфичным для информационного общества.

В системе ценностей информационного общества особое место занимают образы, за которыми не стоит никакой реальности, то есть мнимости, или, в терминологии постмодернизма, симулякры. Без симулякров невозможно существование системы ценностей информационного общества; особенно велика их роль в экономических и политических и эстетических сферах. Значительная роль мнимостей повышает творческие возможности человека, не сковывает творчество границами материального мира; повышает возможности образования; расширяет границы искусства; придает различным сферам общественной жизни игровой характер. Но мнимости могут заменить человеку реальный мир.

Система ценностей, которая не может существовать без таких элементов, как знание, информация, образы, мнимости или симулякры, создает для человека совершенно новые условия существования. Существование человека в информационном обществе превращается в существование в суперсимволической реальности. Важно отметить, что информационное общество начинает осознавать свою символическую, сконструированную природу, осознавать сделанность своих социальных институтов, ценностей, верований, ритуалов, традиций. Все это дает человеку много возможностей, но и порождает новые проблемы.

С одной стороны, система ценностей информационного общества характеризуется демократическим тенденциями. Это проявляется прежде всего в общедоступности и плюрализме ценностей, что создает для человека более демократические условия существования. Инфраструктура информационного общества, представляющая информационные и телекоммуникационные сети, нацелена на передачу таких системообразующих ценностей, как знание, информация. В частности, за счет распространения дистанционных образовательных программ становится все более доступным и такая системообразующая ценность, как образование.

Плюрализм системы ценностей, во-первых, выражается в том, что инфраструктура информационного общества дает человеку доступ ко всем существующим культурным, эстетическим, политическим, религиозным, этническим и т.п. ценностям; а во-вторых, в том, что система ценностей информационного общества представляет из себя не пирамиду, а паутину без единого центра.

С другой стороны, система ценностей информационного общества может вызывать к жизни и антидемократические тенденции. Это прежде всего выражается в том, что образ, как одна из ведущих ценностей, и особенно образ, за которым не стоит никакой реальности, то-есть мнимость или симулякр, дают широчайшую возможность для манипулирования общественным мнением людей. Здесь можно отметить противоречие, характерное для информационного общества: с одной стороны его инфраструктура делает практически невозможным скрывать или контролировать информацию, но в то же время дает широчайшие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением. Антидемократические тенденции также могут проявляться в том, что технологии и инфраструктура информационного общества делает возможным контролировать поведение людей и нарушает права человека на частную жизнь. Эти тенденции особенно присущи экономическим и политическим сферам жизни информационного общества.

Информационное общество предоставляет широчайший выбор всех существующих ценностных ориентиров, самоидентификацию очень сложной. Можно выделить следующие подходы к проблеме самоидентификации человека в информационном обществе:

Подход, базирующийся на релятивистском восприятии ценностей, который делает иронию единственно возможным механизмом самоидентификации;

Подход, сводящий проблему самоидентификации к растворению человека в системе мультикультурных ценностей и ведущий к смерти индивидуализма;

Подход, заключающийся в формировании человека Протея (от мифологического персонажа, который, встречая препятствия, всякий раз менял свою форму), отличительными чертами которого являются нестабильность и нелояльность, выражающиеся в готовности сменить одну и принять другую систему ценностей;

Подход, базирующийся на таких системообразующих ценностях, как знание и образование.

Способы самореализации человека в информационном обществе обусловлены особенностями его системы ценностей. Можно выделить следующие способы самореализации:

Самореализация посредством творческой деятельности, в основе которой роль знания и образования, как системообразующих ценностей. Особенно следует подчеркнуть, что образование является решающим фактором, способствующим творческой самореализации человека;

Самореализация через создание своего образа. Такой способ самореализации основан на очень большой роли образов в системе ценностей, ее игровом характере;

Самореализация в мире симулякров (мнимостей) или в мире виртуальной реальности. Такой способ самореализации может привести к тому, что компьютер, подключенный к Интернету, заменит реальный мир. Это вызывает серьезные психологические и социальные последствия.

Самоидентификация и самореализация решаются человеком в условиях развертывающихся процессов глобализации, без которых было бы невозможно возникновение информационного общества. Глобализация означает переход мира к новому качественному состоянию, к возрастающей взаимозависимости мира, к функционированию мира как единого рынка. Глобализация оказывает влияние на все сферы жизни информационного общества и на его систему ценностей. Под влиянием глобализации в системе ценностей информационного общества возникают противоречивые тенденции.

Глобализация способствует демократизации системы ценностей информационного общества, что выражается, в первую очередь, в их общедоступности. Это относится и к таким системообразующим ценностям, как знание, информация, образование, так и к такой основной экономической ценности, как богатство. Большая доступность богатства для всех способствует преодолению разрыва между развитыми и развивающимися странами, между Севером и Югом.

Но процесс демократизации экономических ценностей не происходит автоматически, т.к. проблема выхода на глобальный экономический рынок для развивающихся стран, на рынок, где основные места уже заняты мультинациональными корпорациями, представляется очень сложной.

В то же время глобализация может привести и к антидемократическим тенденциям в системе ценностей информационного общества. Это связано, прежде всего, с тем, что глобализация ведет к ослаблению суверенитета национальных государств и переходу власти к мультинациональным корпорациям и к субъектам глобального финансового рынка. Но если власть в большинстве национальных государств основана на демократической процедуре и подотчетна гражданам этих стран, то национальные корпорации подчиняются только собранию акционеров, а не гражданам стран, где они расположены. Поэтому власть, как одна из основных политических ценностей, может не основываться на демократических принципах. Глобализация вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие и к универсализации, и к индивидуализации ценностей.

Универсализация ценностей выражается в господстве одних и тех же потребительских ценностей, доминированию эстетических ценностей массовой культуры. Индивидуализация создает среду, включающую в себя ценности, принадлежащие различным культурам, эпохам, обществам.

Условия существования человека в информационном обществе характеризуются изменчивостью и нестабильностью. Единственно постоянным является необходимость непрерывного образования, как основного фактора творческой самореализации человека.

Рассмотрение темы диссертации позволило выделить проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Прежде всего требуют изучения процессы, вызываемые глобализацией, так как они будут определять будущее мира. Переход к глобальной цивилизации требует нового подхода ко всем социальным вопросам, рассмотрения экономических, социальных, культурных ценностей во взаимозависимости с применением системного метода. Например, изменения, вызываемые глобализацией в экономической сфере, требуют не только рассмотрения экономистами, но и философами, социологами, психологами и культурологами. Представляется очень интересным рассмотреть, какое влияние оказывает глобальный рынок на социальный и культурные процессы, как воздействует на образ жизни людей; как общества с очень большими секторами экономики, представляющими аграрный и индустриальный этапы развития, встречают вызов глобальной экономики. Очень интересна проблема взаимодействия ценностей глобальной культуры и ценностей национальных культур. Требует рассмотрения проблема власти в условиях функционирования глобальной цивилизации. Также очень важно понять, какое воздействие на социальные процессы в информационном обществе оказывает складывающаяся глобальная система международной преступности. Очень интересно проанализировать такое явление, как глобализация прав человека.

Очень много проблем, связанных с информационным обществом, также требуют тщательного рассм отрения и анализа. К ним можно отнести:

Символическую и знаковую культуру информационного общества;

Влияние мнимостей или симулякров на культуру информационного общества;

Возможности мнимостей и симулякров в манипулировании сознанием людей и в формировании нужного общественного мнения;

Проблему свободы воли в информационном обществе, в условиях глобализации;

Проблему игровых тенденций и характеристик в информационном обществе и место игры в нем в целом;

Проблему насилия как манипулирования общественным мнением и сознанием человека;

Проблему взаимодействия искусства в обыденной жизни в информационном обществе;

Проблему власти образа, видеократии в информационном обществе;

Анализ творчества, где значительную роль играют мнимости или симулякры.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

1. Возрастание роли информации в жизни людей, общества в целом. Теперь информация нужна человеку не только как вид знания, сведений, позволяющий создавать материальные, духовные блага. Сегодня информация - фактор, позволяющий формировать у граждан экономические, политические, социальные позиции, которые могут оказать влияние на состояние дел в обществе, социальные процессы.

2. Мировоззренческие изменения, связанные с отходом от классического способа мировосприятия и общества к искусственному миру социальной информации. Кибернетическое пространство, где сначала работают программисты-интеллектуалы становится информационным пространством социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества. Исследователь Дж. Пелтон полагает, что в перспективе человечество придет к глобальной электронной цивилизации, в основе которой будет синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.

3. Формирование международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность, приносящую огромные доходы. Доходы от интеллектуальной собственности, используемой на мировом рынке программного обеспечения для компьютерной индустрии исчисляются многими миллиардами долларов.

4. Информационный обмен отходит от классических средств массовой информации (СМИ) и переходит к инновационным электронным СМИ. Традиционная печать заменяется электронными книгами, компьютерная сеть Интернет охватывает огромную аудиторию по земному шару и предоставляет такой объем информационных услуг, что может называться глобальным СМИ, обладающим обратной связью.

5. С развитием электронных СМИ возможность манипулирования массами, общественным мнениям, использование информации в политической борьбе.

Изменяется роль человека в современном информационном обществе. Для успеха необходим доступ к нужной информации и владение способами пользования ей. Это условие меняет приоритеты в потребностях личности. Значение приобретает образование, умение ориентироваться в потоках информации и влиять на их течение.

В современных условиях возникают новые формы общения, объединений людей, новые формы коллективного сознания. Этому процессу способствует разработка социальных технологий, в основе которых лежит деятельность средств массовой информации, формирующих у населения коллективные представления о явлениях жизни современного человека и общества. Эти представления формируются в соответствии с интересами определенных профессиональных, корпоративных объединений. Так, в интересах медиков формировать у населения сознание, направляющее к здоровому образу жизни с целью оградить от заболеваний СПИД, наркоманией. Политические партии могут стремиться оказать воздействие на сознание людей через средства массовой информации с целью ориентировать их на новые формы социального поведения. При помощи СМИ и социальных технологий разрабатываются новые формы отношения к окружающей среде, к биологии и психологии человека. Так, в современном обществе положение человека не может определяться только формой его участия в процессе производства. На него воздействуют факторы социального манипулирования, постоянно ставя его в ситуацию выбора, при этом, с одной стороны, как бы предоставляя свободу, а с другой – ее ограничивая.

Как показывает анализ, развитие информационного общества, принося определенные блага, ставит перед человечеством множество новых проблем. Так, компьютерная революция может способствовать снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, может стать причиной изоляции людей друг от друга, от их живого общения, может способствовать усилению манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы это не приняло угрожающих размеров, важно помнить о гуманитарном аспекте в организации информационного процесса и включать в образовательный процесс духовную и нравственную составляющие.

Информационное общество обострило проблему коммуникации или обмена информацией. Коммуникация – передача информации одного субъекта другому, в качестве субъекта может выступать индивидуум, или коллектив. Важным элементом коммуникации является носитель. Последний может выступать в качестве материального объекта, в виде некой логической конструкции и в иных формах проявления.

Главное условие коммуникации – возможность понимания общающихся субъектов, а это предполагает единство языка, близость уровней социального развития, менталитета. Для осуществления процесса коммуникации субъектам не обязательно вступать в непосредственный контакт, а достаточно воспользоваться какими-либо средствами связи, в качестве которых могут выступать различные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютерная связь и т.д. Проблема заключается в обеспечении субъектов общения средствами коммуникации.

Социальными показателями развития информационного общества могут выступать информированность его членов, доступность информации, эффективная работа СМИ, предполагающая обратную связь. Показателями социального развития информационного общества является уровень образования членов общества, их интеллектуальные возможности в информационном производстве и потреблении, нравственные характеристики, не позволяющие переступать границы возможного.

В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супер-технологии.

В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).

Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.

Информационное общество – это общество с развитой системой надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество - это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.

Характеризую информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.


В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»

Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.

Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.

Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.

Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.

Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:

1. Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

2. Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.

3. Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4. Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.

5. Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.

6. Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.

7. Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

8. Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.

9. Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.

Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов.

Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки программы информатизации СОПШДО № 17 и организации мероприятий для ее реализации.

2. Информационные технологии в образовании

Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

Техническая среда (вид используемых технических средств);

Программная среда (набор программных средств);

Предметная среда (содержание конкретной предметной области);

Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: