Как ускорить работу Windows правильной настройкой файла подкачки. Что такое файл подкачки — принцип работы и положение

В целях наиболее эффективного использования системных ресурсов необходимо уметь правильно настраивать размер файла подкачки . Что же такое и как с его помощью можно ускорить работу Windows?
Во время работы за компьютером мы запускаем различные приложения. Каждое из них потребляет определенное количество оперативной памяти. Если в какой-то момент физической памяти начинает не хватать, система может использовать так называемую виртуальную память, которая располагается на жестком диске компьютера в виде файла подкачки. Он называется , является скрытым и лежит в корневой папке диска. В случае необходимости система обращается к этому файлу, храня в нём данные, не поместившиеся в оперативную память.

Дисковая память работает намного медленнее оперативной, поэтому для увеличения быстродействия своего компьютера лучше приобрести и установить дополнительные модули физической памяти. Но если у вас старый компьютер и при этом нет возможности увеличить количество оперативки – можно увеличить файл подкачки, чтобы объем доступной памяти стал больше.

Установить нужный размер файла подкачки можно следующим образом:

В Windows XP : щелкаем правой клавишей мыши по “Мой компьютер” – “Свойства” – вкладка “Дополнительно” – “Быстродействие” – “Параметры” – “Дополнительно” – “Виртуальная память” – “Изменить”.

В Windows 7 : щелкаем правой клавишей мыши по “Компьютер” – “Свойства” – слева выбираем “Дополнительные параметры системы” – вкладка “Дополнительно” – “Быстродействие” – “Параметры” – “Дополнительно” – “Виртуальная память” – “Изменить”.

Перед вами откроется подобное окошко:По умолчанию Windows сама выбирает размер файла подкачки и тот располагается на системном диске. На самом деле этот файл рекомендуется размещать на любом разделе отличном от системного.

Замечу, что файл подкачки должен находиться на системном диске для корректной записи отладочной информации (дампа памяти ). Если мы его отключаем, то в случае отказа системы (появления так называемого синего экрана смерти) не получится проанализировать дамп памяти и найти виновника BSoD. Но для тех, кто вообще не знает, что такое дамп памяти, это вряд ли будет проблемой. Большинство ищут причину BSoD по коду ошибки на синем экране. В любом случае придется выбирать между быстродействием и возможностью сбора данных о возникших проблемах.

Итак, сначала мы убираем файл подкачки с диска С . Для этого выделяем данный диск и ставим маркер в пункте “Без файла подкачки” – жмем кнопку “Задать”:Для увеличения производительности компьютера исходный размер файла подкачки должен быть в 1,5-2 раза больше размера физической оперативной памяти . Т.е. если у меня на компьютере 768 Мб оперативной памяти – значит в поле “Исходный размер” я выставляю 1152 Мб.
Если вы не знаете сколько на вашем ПК оперативной памяти, можете сделать следующее: щелкните правой клавишей мыши по значку “Мой компьютер” – “Свойства” – на вкладке “Общие” внизу посмотрите объем ОЗУ:Максимальный размер лучше ограничить той же цифрой , что указали в поле “Исходный размер”. Это позволит избежать фрагментации файла подкачки.

Итак, задаем размер файла подкачки. В своем примере я выделяю диск D – ставлю маркер в пункте “Особый размер” (в Windows 7 данный пункт называется “Указать размер”) – ввожу число 1152 в окошке “Исходный размер” – его же ввожу в окошке “Максимальный размер” (кстати, все вводимые здесь значения должны быть кратны 8) – нажимаю кнопку “Задать” – “ОК”:Перезагружаем компьютер, чтобы все изменения вступили в силу.

Windows позволяет создать файл подкачки на нескольких дисках сразу. Но я не рекомендовал бы вам так поступать – увеличить производительность компьютера таким образом все равно не получится.

В заключение хотел бы сказать, что все действия по настройке файла подкачки, описанные в статье, имеет смысл производить, если у вас слабый компьютер и в нем маловато оперативной памяти. В том случае, если в вашем ПК установлено 4 Гб (и более) оперативки – я не вижу особого смысла заниматься настройкой файла подкачки. В такой ситуации даже будет лучше наоборот – отключить его (в окне “Виртуальная память” поставить маркер в пункте “Без файла подкачки” и нажать кнопку “Задать”).

Файл подкачки – это область винчестере компьютера (скрытый системный файл), используемая для компенсации нехватки объема ОЗУ. Операционная система временно помещает туда фрагменты программ и служб, которые используются в конкретный момент. Данные помещаются и извлекаются из фала подкачки по мере необходимости.

Использование файла подкачки сказывается на скорости работы приложения. Перемещение данных в ОЗУ и обратно происходит на порядок быстрее, нежели обмен с жестким. К тому же, частое использование файла подкачки чревато фрагментацией данных. Поэтому эффективнее наращивать количество памяти ОЗУ, чем .

Настройка области подкачки

При невозможности физически нарастить объем ОЗУ или для отключения файла подкачки потребуется открыть его настройки. Чтобы открыть настройки потребуется кликнуть по иконке «Компьютер» правой клавишей. В меню появится пункт «Свойства».

Во вкладке «Дополнительно» будет блок «Быстродействие», здесь нужно нажать на кнопку «Параметры».

После этого откроется окно «Параметры быстродействия». Здесь на вкладке «Дополнительно» будет блок «Виртуальная память» с кнопкой «Изменить».

После нажатия на кнопку «Изменить» откроется окно для настройки файла подкачки. Альтернативный вариант доступа к настройкам состоит в , в которой будет пункт «Система». Дальше действия точно такие же, как после открытия «Свойств» через иконку «Компьютер».

Здесь будет произведена настройка. В процессе настройки появится предупреждение о том, что подобные параметры могут менять только специалисты. Но обращать внимание на них не нужно.

Есть несколько важных пунктов, которым должен соответствовать этот файл:

  • его размер следует задавать в полтора-два раза больше, чем объем имеющейся ОЗУ;
  • самый малый и максимальные размеры подкачки обязательно должны совпасть.
  • если у вас в системе несколько дисков, то размещать файл подкачки нужно на самом быстром из них;

При наличии достаточного количества памяти в ОЗУ файл подкачки можно и вовсе отключить. Для этого понадобится иметь «на борту» не менее 6 Гб в ОЗУ. Кроме того, существует возможность автоматического определения размера файла подкачки. Для этого нужно только выбрать соответствующий пункт в окне с настройками файла подкачки.

Применение изменений произойдет после нажатия кнопок «ОК» и «Применить». После этого рекомендуется перезагрузить компьютер. Делать это не обязательно, но нужно помнить, что изменения будут действовать после перезагрузки.

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Файл подкачки или иначе своп-файл (swap-file), является виртуальной памятью, располагающейся на одном из жёстких дисков, и представляет собой «продолжение» физической оперативной памяти (ОЗУ). Если при работе какого-либо приложения ему не хватает объёма установленного ОЗУ, то Windows 7 использует своп-файл для хранения данных приложения, то есть производит запись в него и чтение из него данных, которые не поместились в ОЗУ. Этот процесс записи и чтения носит название свопинга. В Windows 7 этот файл имеет строго определённое имя pagefile.sys, которое нельзя изменить.

При своей установке Windows 7 самостоятельно определяет необходимый размер своп-файла и размещает его на системном разделе жёсткого диска. Часто бывает так, что подобное поведение системы относительно размеров и размещения этого файла не даёт максимального быстродействия компьютера. Поэтому пользователю приходится самому настраивать параметры pagefile.sys и оптимизировать его работу. Постараемся осветить наиболее важные моменты этого процесса.

Считается, что для получения хорошей производительности требуется задать минимальный объем файла подкачки, равный объёму ОЗУ, а максимальный – вдвое больше. То есть, если компьютер имеет ОЗУ размером 2 Гб, то для своп-файла следует задать минимальный и максимальный размеры, равные 2 и 4 Гб, соответственно. Задание двух этих параметров с различными значениями приводит к тому, что фактический размер этого объекта дисковой памяти изменяется динамически, значит, он будет подвергаться фрагментации и снижать быстродействие. Поэтому многие пользователи задают одинаковые значения. В этом случае pagefile.sys становится статическим (не фрагментируемым), что снижает нагрузку на систему и повышает её быстродействие. Но и в случае динамического своп-файла есть способ устранения снижения производительности, если включить очистку файла при завершении работы операционной системы.

Очистка своп-файла при завершении работы

Для включения очистки файла pagefile.sys при завершении работы операционной системы необходимо в режиме командной строки выполнить команду secpol.msc («Пуск – Выполнить»). В открывшемся окне следует найти элемент «завершение работы: очистка файла подкачки…». Двойным щелчком мыши по нему устанавливаем параметр безопасности в значение «Включён» и нажимаем кнопку «Применить». Эти действия показаны двумя следующими рисунками.

Выбор места расположения своп-файла

Windows 7 допускает располагать своп-файл одновременно на нескольких дисках, но этот вариант производительность системы не увеличивает. Наиболее оптимальным способом по отношению к производительности является один файл подкачки, расположенный на любом разделе жёсткого диска, кроме системного раздела. Для изменения места расположения pagefile.sys требуется вначале его удалить, а затем создать в нужном месте. Для этого щёлкаем «Пуск», а затем «Мой компьютер – Свойства» (правая кнопка мыши). В появившемся окне щёлкаем по «Дополнительные параметры системы».

Откроется окно, в котором нужно выбрать вкладку «Дополнительно».

Здесь в разделе «Быстродействие» нажимаем кнопку «Параметры» и в открывшемся окне снова выбираем вкладку «Дополнительно». Обращаемся к разделу «Виртуальная память» и нажимаем кнопку «Изменить». Открывается окно, позволяющее задавать местоположение и размеры своп-файлов на любых разделах жёстких дисков. Это же окно позволяет как отключить файл подкачки, так и включить его.

Как уже говорилось, по умолчанию Windows 7 размещает pagefile.sys в системном разделе диска, что видно по активированному пункту «Размер по выбору системы». Для переноса файла подкачки на другой раздел, его следует выбрать, активировать пункт «Без файла подкачки» и нажать кнопку «Задать». Этими действиями своп-файл удаляется из своего прежнего местоположения. Иногда после этого появляется сообщение с предупреждением об отключении этого файла или задании слишком малого его объёма, что может привести к возникновению системной ошибки. В этом сообщении следует просто нажать «Да».

Теперь переходим на создание файла в нужном месте. Для этого:

  • Выбираем требуемый раздел диска.
  • Активируем пункт «Указать размер».
  • Задаём размеры файла (минимальный максимальный).
  • Нажимаем кнопку «Задать».

Все эти действия показаны на следующем рисунке.

В приведённом рисунке пользователь создал динамический своп-файл, у которого максимальный размер вдвое превышает минимальный. При необходимости создать статический pagefile.sys, эти параметры должны быть одинаковыми.

Следует отметить, что своп-файл может быть изменён в своих размерах без изменения его местоположения. Для этого все приведённые выше действия нужно выполнить без изменения раздела диска. Разумеется, излишне говорить, что во всех окнах с кнопкой «ОК» её следует нажимать по окончании всех требуемых действий. И ещё: при изменении объёма в сторону уменьшения изменения вступают в действие мгновенно, в противном случае может понадобиться перезагрузка, о чём пользователь получит сообщение, в котором нужно нажать «ОК».

Отключение и включение файла подкачки

Многие пользователи часто прибегают к отключению своп-файла. Это оправдано в тех случаях, когда в компьютере установлено ОЗУ достаточно большого размера. И действительно, зачем тратить время на свопинг и уменьшать быстродействие системы, если можно просто добавить одну или несколько планок ОЗУ. Стоимость ОЗУ в данное время не так уж велика, зато увеличение объёма установленного ОЗУ и отключение файла подкачки может дать существенное увеличение производительности, особенно при не очень мощном компьютере. Отключить своп-файл легко – для этого достаточно удалить его, задав чекбокс «Без файла подкачки», как показано на предпоследнем рисунке.

Включить своп-файл в работу так же просто, как и отключить – достаточно только снять галку «без файла подкачки» и установить «Размер по выбору системы» или задать свои его значения.

  • Излишне говорить, что идеальным вариантом будет sys, расположенный на отдельном разделе жёсткого диска.
  • Материальное положение пользователя не сильно пошатнётся, если он установит дополнительные планки ОЗУ и вообще откажется от виртуальной памяти. Это даст увеличение скорости работы Windows Для неё вполне хватит 6 ГБ оперативной памяти.
  • Windows 7 производит постоянное увеличение размера своп-файла, что приводит к фрагментации жёсткого диска и лишним накладным расходам. Поэтому рекомендуется задать свой размер с одинаковыми значениями для минимального и максимального размеров.
  • Не следует задавать размер этого файла менее 1 Гб, иначе возможна фрагментация жёсткого диска.
  • Отдельной рекомендации требует случай использования в качестве системного SSD-диска. Это твердотельный накопитель, не имеющий механических вращающихся элементов. По сути – это большая флешка с очень высокой скоростью чтения-записи, обычно на порядок выше скорости жёстких дисков. Но при всех её очень хороших скоростных параметрах она имеет ограниченное число циклов запись-чтение. Поэтому очень важно обеспечить минимальное количество перезаписей на неё, а для этого нужно или вообще отключить своп-файл, или сделать его статическим.

Вконтакте

Практически во всех материалах по , которые мне доводилось встречать на просторах Интернета, упоминается такой объект операционной системы Windows, как файл подкачки (виртуальная память). Предполагается, что оптимизация файла подкачки должна повлиять на скорость работы операционной системы и компьютера в целом. Но так ли это на самом деле и существует ли оптимальный файл подкачки? Давайте разбираться...

Зачем нужен файл подкачки

В двух словах поясню что это за файл и для чего он нужен.

В любом компьютере есть оперативная память, в которой наиболее быстро обрабатываются данные. Но практически всегда оперативной памяти не хватает для решения текущих задач и для устранения этого дефицита был создан специальный файл, который, как понятно, называется файлом подкачки.
Файл подкачки находится на жестком диске и это системный файл.

Файл подкачки обычно скрыт от пользователя, как и большинство других системных файлов.

Во время работы компьютера Windows помещает в этот файл данные, которые не умещаются в оперативной памяти. В дальнейшем эти данные могут снова помещаться в оперативную память и опять выгружаться в файл подкачки.

Нужно ли переносить файл подкачки

По умолчанию файл подкачки создается на системном диске, то есть обычно на диске С, на котором установлена Windows. Я уже неоднократно сталкивался с рекомендацией перенести файл подкачки на другой (несистемный) раздел, что вроде как должно повысить производительность.

Но так ли это? Давайте разберемся.

Сама компания Майкрософт в одной из статей рекомендует сделать перенос файла подкачки на другой раздел: «Вы можете увеличивать производительность системы, а также освободить пространство на загрузочном разделе, переместив данный файл на альтернативный раздел ».

При этом не уточняется на какой именно раздел. Поэтому многие, опираясь на данную информацию, просто рекомендуют переносить файл подкачки, например, на диск D. При этом считается, что перенос файла подкачки на несистемный раздел уменьшит его , которая является неизменным спутником всех файлов в , а это, в свою очередь, должно сказаться на увеличении быстродействия операционной системы.

Что касается фрагментации, то я согласен — при переносе файла подкачки с системного раздела его фрагментация должна уменьшиться, но в данной ситуации от такого мероприятия толку будет мало, а точнее будет даже больше вреда.

Дело в том, что отсутствие файла подкачки на системном диске не позволит системе создавать дампы памяти.

Дамп памяти — это некоторый слепок оперативной памяти, который может быть крайне полезным при выяснении причин сбоев. То есть анализ дампа памяти довольно часто позволяет выявить причину, которая вызвала перезагрузку или зависание компьютера.

Возможно для большинства пользователей это не особо востребованная функция, но при возникновении внештатных ситуаций анализ дампа памяти — это практически единственная возможность докопаться до причины проблемы в домашних условиях.

Как я уже упомянул, фрагментация файла подкачки на несистемном диске действительно будет менее выраженной. Однако это практически никак не повлияет на скорость работы с файлом и никакого прироста производительности вы не почувствуете.

Но это все же не означает, что перенос файла подкачки бессмысленен.

Когда перенос файла подкачки оправдан

Если у вас к компьютеру подключено два жестких диска, то имеет смысл перенести файл подкачки на один из разделов именно второго жесткого диска.

При этом оптимальным решением будет создание двух файлов подкачки — один на системном диске, а второй на одном из разделов второго жесткого диска.

Первый файл подкачки позволит создавать дампы памяти для анализа внештатных ситуаций. Второй файл подкачки позволит ускорить работу Windows с ним, так как он физически будет размещен на другом устройстве.

Можно встретить рекомендации, призывающие создавать отдельный раздел для файла подкачки, чтобы свести к минимуму его фрагментацию во время работы системы. Как я сказал ранее, дефрагментация не играет ключевую роль в скорости работы системы с файлом подкачки. Поэтому можно не создавать отдельный раздел для него, а просто разместить файл на одном из существующих разделов второго жесткого диска.

Теперь поговорим о том, как это сделать.

Как перенести файл подкачки

В Панели управления перейдем в раздел «Система»:

Найдем подраздел «Быстродействие»:

И на вкладке «Дополнительно» обратимся к подразделу «Виртуальная память»:

Снимаем галочку с пункта, автоматически регулирующего размер файла подкачки, и в перечне доступных дисков выбираем тот, на который хотим его перенести.

И тут возникает вполне закономерный вопрос — как определить необходимый объем этого файла?

Оптимальный размер файла подкачки

К сожалению, невозможно однозначно сказать, какой оптимальный размер файла подкачки нужно установить. Все зависит от множества факторов, в первую очередь от объема оперативной памяти установленной на компьютере. Ну и конечно от того, для каких целей компьютер используется, то есть какие программы на нем запускаются и какие задачи с помощью компьютера решаются.

Могу лишь сказать, что чем больше оперативной памяти установлено на компьютере, тем меньше будет задействоваться системой файл подкачки.

Но это утверждение не всегда правомочно, так как есть очень ресурсоемкие программы, которым и 64Гб оперативной памяти будет недостаточно.

По этой причине оптимальный файл подкачки для каждого компьютера будет разным. Но можно руководствоваться советом Майкрософт при настройке файла подкачки.

Согласно информации с сайта Майкрософт , в Windows заложен следующий принцип: «Windows устанавливает исходный размер файла подкачки равным объему оперативной памяти вашего компьютера, а максимальный размер файла подкачки соответствует утроенному объему ОЗУ» .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: