Юзабилити статьи. Базовые правила и принципы юзабилити. Разговор на понятном языке

Мы предлагаем вам перевод статьи о базовых правилах и принципах, на которых строится юзабилити , опубликованной в блоге SmashingMagazine (с нашими дополнениями и комментариями в придачу).

Каждый уважающий себя и своих клиентов разработчик в вопросе создания веб-проекта выступает с позиции синергии собственного видения и мнения заказчиков в единый качественный продукт. Самое сложное в этом корректировать неверные идеи и неудачные предложения, поступающие из вне. Для того, что бы это стало возможным, Вы должны четко доносить собственную точку зрения, подкрепленную как фундаментальными принципами юзабилити, так и рекомендациями, основанными на собственном опыте.

Именно поэтому в приведенной статье рассмотрены самые основные правила, принципы и рекомендации относительно юзабилити.

Правило 2х секунд

Одно из самых основных правил юзабилити. Пользователь не будет ждать отклика от системы более двух секунд. Само значение «2» было выбрано произвольно, однако, в процессе отслеживания скорости загрузки страниц сайта, смогло себя отстоять.

В общем случае, чем меньше скорость загрузки страниц, тем лучше. Это касается проектов любой сложности. Ведь всегда есть возможность побороться за лишние доли секунды. Как знать может именно они помогут вашему посетителю увидеть ваше предложение.

Правило 7±2

Данное правило было выдвинуто Джорджем Миллером, который проводил исследования над человеческим мозгом, а именно над его способностью воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Так вот, в результате были получены результаты, которые говорят о том, что кратковременная память способна удерживать от 5 до 9 сущностей.

Интегрируя полученные результаты в сферу сайтостроения, то можно говорить о предельных значениях количества элементов в меню навигации. При этом, многие вебмастера утверждают, что таких элементов должно быть не больше 7. В свою очередь есть альтернативная точка зрения, которая говорит о том, что такое утверждение справедливо не для всех проектов (крупных порталах и интернет-магазинов). Если говорить о, скажем, рядовом сайте, то правило можно считать вполне работоспособным.

Правило 3х кликов

Об этом правиле многие знают. Оно, пожалуй, получило наибольшее распространение. Его суть состоит в том, что пользователь, попав на главную страницу сайта в поисках информации должен совершить не более 3х кликов и добраться до искомого содержимого.

Говоря человеческим языком – навигация должна быть простой и не замысловатой, что бы пользователь в кратчайшее время смог найти, то, что ищет.

Данное правило не официальное, а условное. Для большинства сайтов оно вполне целесообразно.

Для некоторых ресурсов понятность системы обеспечивается, к примеру, 10ю переходами. Главное, что бы пользователю было удобно, и он четко понимал в каком направлении ему двигаться.

Правило Парето или принцип 80/20

Суть заключается в том, что результатом 20% действий пользователей являются 80% общего эффекта . Данное правило пришло из сферы бизнеса, где «на 20% клиентов приходится 80% продаж компании». При этом, в сфере юзабилити и электронной коммерции данное правило не менее актуально. Вам следует выявить эти 20% своей аудитории и повысить внимание к ее потребностям, создав для них наиболее комфортные условия работы с сайтом.

6 правил с позиции разработки дизайна сайта и приложений

Беном Шнейдерманом, были проведены исследования направленные на изучение взаимодействий человека и компьютера. В результате, на их основе, были сформулированы основополагающие принципы разработки дизайна:

  • Логичность расположения и присутствия каждого элемента;
  • Пользователи делятся на рядовых и продвинутых. Для второй группы нужно создавать возможности более быстрой работы: специальные возможности (к примеру, внедрение RSS ленты), горячие клавиши, сокращения и т.д.
  • Посетитель сайта или приложения должен быть уверен, что все взаимодействие между ним и вашим продуктом происходит под его полным контролем;
  • Старайтесь не сильно загружать кратковременную память пользователей;
  • Посредством вашего продукта вы вступаете в своеобразный диалог с вашим посетителем. Этот диалог должен быть законченным;
  • Внедрите легкодоступную и информативную обратную связь.

Перевернутая пирамида

Перевернутая пирамида – такой стиль написания, в результате использования которого основная мысль выносится на передний план и ее можно прочесть в самом начале статьи. По сути, статья будет начинаться с вывода, а за ним, в свою очередь, будут раскрываться основные ключевые моменты. Наименее важная информация должна быть представлена в нижней части статьи.

Появление такого стиля изложения объясняется, тем что в динамичном мире сети интернет пользователи хотят находить ответы в кратчайшие временные промежутки. При этом, если посетителя сразу же заинтересовало содержимое статьи он с большей вероятностью ее дочитает.

Субъективная удовлетворенность

Оценивая действия пользователей можно отметить, что они, как правило, выбирают не наиболее оптимальный путь, а наиболее приемлемый. Т.е. в поисках решения они могут удовлетвориться наиболее быстрым и далеко не самым лучшим ответом.

Среднестатистический пользователь будет искать такое решение, которое удовлетворит его первичные потребности в информации по конкретному запросу, и не будет искать альтернативные решения, которые потенциально могли бы перекрыть смежные вопросы и обеспечить его информацией на более длительный промежуток времени.

В заключении

Таким образом, на основании изложенной выше информации Вы можете сформировать базовое представление относительно принципов, рекомендаций и основных как гласных, так и негласных правил юзабилити.

Важно понимать, что пользователь не хочет думать. Не хочет думать о том, каким образом ему выполнить то или иное действие на сайте. Поэтому сосредоточьтесь на простоте реализации и интуитивно понятных вещах, которые будут своеобразными указателями на пути посетителя к цели.

Если у вас есть дополнения к представленному, рекомендации или замечания мы будем вам благодарны если поделитесь ими с нами в комментариях.

Юзабилити (от английского usability - "удобство использования) - это качественная оценка простоты и комфорта работы с сайтом. Пользователь должен без труда находить нужную информацию, не теряясь в функционале и многочисленных страницах, и при этом получать эстетическое удовольствие от работы с ресурсом.

Почему важно соблюдать принципы юзабилити сайтов?

  • Конверсия. Правильно продуманная навигация подтолкнет пользователя выполнить целевое действие: позвонить в компанию, скачать прайс-лист, заказать товар, воспользоваться услугой и т.д. Важно грамотно выстроить повествование и структуру, ведь если посетитель задумается хотя бы на несколько секунд или не сразу поймет, что делать дальше - можно его потерять. К примеру, если, попав на главную страницу, он с первых же строк не узнает о сфере работы компании, не сориентируется, где находится и что делать дальше - он без сожалений закроет вкладку. Если он не найдет развернутых ответов на интересующие вопросы в виде статьи, видео, графики - произойдет то же самое.
  • Посещаемость. Пользователь вернется на сайт только в том случае, если ему понравится с ним работать. А потому ресурс должен быть удобным и понятным со всех позиций: текст, навигация, интерфейс, последовательность действий и т.д. Благодаря обилию выбора современному потребителю не приходится долго разбираться в тонкостях работы с сайтом: сложно здесь - он перейдет к конкурентам, у которых понятнее и проще.

Принципы юзабилити web-ресурса

Разработка юзабилити сайта базируется на главном правиле: «чем проще - тем лучше». Чем более привычную структуру и интерфейс видит пользователь - тем легче ему сориентироваться и тем меньше времени он потратит, чтобы найти нужный раздел, т.к. будет чувствовать себя более уверенно.

1. Дизайн - залог доверия к сайту

Не перегружайте визуальную часть множеством деталей, цветов и динамичных элементов. Пользователя ничего не должно отвлекать от восприятия информации. А при длительном нахождении на ресурсе он не должен уставать от обилия контраста, плохой читабельности текста, разноплановой графики. Упор - на минималистичный дизайн: в сумме с уникальностью следует продумать сочетание цветов фона и шрифта, число и вид изображений.

Еще один важный момент: грамотно продуманный «внешний вид» сайта - залог доверия со стороны потребителя, попавшего к вам впервые. Простота и доступность использования, цветовые сочетания, стиль, подходящие вашей целевой аудитории картинки, качество контента, отсутствие ошибок - все это влияет на расположение к ресурсу.

Пример сайта, перенасыщенного графикой. Дизайн пестрит рассеивающими внимание цветовыми сочетаниями, обилием картинок.

2. Логичный структурированный контент

Один из главных факторов юзабилити - удобное восприятие текстов. Структура, оформление, информативность, логическая разбивка, оптимизация, отсутствие ошибок - все эти параметры важно учитывать при написании статьи. Если это длинный текст-руководство - сделайте оглавление в виде ссылок, чтобы пользователь мог быстро найти нужный раздел.


Согласно отчетам компаний Clicktale и CX Partners, длина страницы не влияет на то, будет ли пользователь изучать контент ниже или нет. Важнее грамотно продуманная структура графики и текста: выделение приоритетной информации, последовательность расположения.

3. Важная информация - в левом углу

Посетители просматривают web страницу по F-образному шаблону: внимание концентрируется в верхнем левом углу и ограничивается первыми несколькими абзацами текста в убывающем порядке. Потому при распределении важной информации использование такой схему увеличит вероятность того, что посетитель быстро найдет нужные данные, увидит самое важное, бегло пробежавшись по разделу взглядом.


4. Общение с пользователем

Успешная регистрация, принятый заказ, несуществующая страница - человек должен быть всегда в курсе происходящего. Причем во всех подробностях. Если он зарегистрирован в системе - расскажите, что делать дальше, если заказ принят: укажите номер, время ожидания звонка, контактные данные; если попал на страницу 404 - как найти нужную информацию или куда вернуться.


Попав на такую страницу 404, пользователь не растеряется и, скорее всего, не сразу покинет ресурс.

5. Отмена действия

У человека должна быть возможность передумать. К примеру, социальная сеть ВКонтакте позволяет восстановить страницу после ее удаления. Некоторые интернет-магазины - изменить или удалить заказ после его оформления, откорректировать способ доставки и оплаты. Все это - составные части юзабилити веб сайта.

6. Ненавязчивое предложение помощи

Не нужно настаивать на общении. Большие выскакивающие окна с предложением помочь в выборе, цветная полоска с номером телефон, занимающая треть экрана - подобные элементы не только смотрятся навязчиво, отталкивают посетителя, но и закрывают часть функционала. В примере ниже - форму подбора товара. Окно помощи должно легко скрываться, потому крестики и другие подобные значки нужно делать заметными, а не полупрозрачными или сливающимися с фоном.


Лучше, чтобы изначально данная форма была в свернутом состоянии, но при этом заметной - к примеру, в виде яркой боковой вкладки. И при этом не перекрывала часть контента на странице. Последнее относится и к кнопкам социальных сетей.


7. Разговор на понятном языке

Не делайте упор на специализированные термины - говорите проще, чтобы пользователю не пришлось тратить время на толкование непонятного слова. Если без узких понятий, пояснений не обойтись - разрабатывайте всплывающие окна. Это же касается заполнения форм: если вы диктуете определенные условия в виде длины имени, пароля, формата телефона, допустимой географии - укажите это в виде подсказок.





8. Отказ от резких перемен

Это касается пунктов меню, названия и вида кнопок, их расположения. Представьте перестановку в любимом супермаркете: после года ежедневных покупок вы вдруг замечаете, что руководство решило поменять местами отделы, товары, сделать редизайн. И теперь молоко стоит на прилавке для сметаны, каши - там, где раньше были масла, а вместо замороженной вишни вы находите свиные почки. Указатели стали красивее, но совершенно другими - как и привычные значки скидок. Итог: вы теряетесь и тратите намного больше времени, чем обычно, чтобы изучить новое оформление и сориентироваться, заново привыкнуть.

То же самое относится к веб-дизайну: пользователь не только потратит больше времени, но и разочаруется, заметив, что вместо значка корзины теперь - «Добавить товар», вместо «Каталог» - «Продукция», а привычные объемные кнопки обтекаемой кнопки стали плоскими и рублеными. Потому задумав «перестановку», не шокируйте посетителя - изменения должны быть постепенными и не менять кардинально привычную структуру.

9. Все возможности - на виду

Удачное решение - когда пользователь видит все разделы, в которые может перейти, т.к. в любой момент может быстро сориентироваться, где находится и как вернуться обратно. Если на сайте планируется много контента - резонно предусмотреть горизонтальное верхнее, вертикальное меню (и то, и другое - возможно, с подразделами), а также «подвал». Если речь идет о минималистичной «визитке» или landing page - достаточно только верхнего горизонтального меню.

Если категорий очень много - добавьте пункт «Карта сайта», который позволит пользователю сориентироваться, какие разделы содержит ресурс и как ему туда попасть. Не стоит пренебрегать «хлебными крошками» - навигационной цепочкой в верхней части блока контента, которая подсказывает, по какой схеме человек попал на страницу.

Пример удачной карты сайта

10. Форма регистрации и заказа: чем лаконичнее - тем лучше

Чем больше полей для заполнения - тем меньше пользователю хочется тратить на это время. Причем компоновка полей, надписей, подбор шрифтов могут быть идеальными, а вот длина - отталкивающей. Современные основы юзабилити заставляют веб-разработчиков сокращать длину этих форм до минимума, нещадно выкидывая вопросы об образовании, уровне дохода, профессии и т.д. Но! Сравните две формы: несмотря на наличие всего пары дополнительных полей, заполнять первую хочется меньше, чем вторую. Не говоря уже о требовании обязательно указать номер телефона.


11. Заметное длинное поле поиска

Соответствующая кнопка - лучший помощник посетителя. Особенно если речь идет о крупном ресурсе. Строку поиска пользователь должен обнаружить без труда. Чтобы при первом знакомстве он не тратил на обнаружение соответствующей строки даже несколько секунд.

Еще один важный момент - длина поля поиска. Согласно исследованию Якоба Нильсена, в среднем туда вмещается 18 символов, а оптимальная длина - 27 символов. В 90% случаев сюда поместится даже длинный запрос, чтобы пользователь его полностью увидел и исправил при надобности. Для установки нужной ширины используйте относительную единицу «em», равную размеру используемого шрифта.


Строка поиска - не в шапке сайта, а под презентацией, внизу страницы. Не самый удобный вариант, учитывая, что пользователь автоматически ищет эту опцию в верхней части сайта.

12. Больше свободного пространства

Сайт можно сравнить с жилой комнатой: если каждый квадратный метр чем-то занят - человек будет чувствовать себя неуютно. Аналогично и здесь: если страница будет переполнена полезными блоками, разделами, ремарками и прочей информацией - посетитель потеряется и не поймет, куда устремить внимание в первую очередь. Современный дизайн склонен к минимализму: на странице - только самое важное.

Тестирование юзабилити

Новый интерфейс оценивается с двух позиций:

  • Качественная. В данной категории анализируется функциональность ресурса, целевая направленность, грамотность составления структуры и подготовки контента, а также другие параметры, перечисленные в предыдущем разделе. Важно проверить сайт на ошибки: битые ссылки, редиректы, внешний вид страницы 404 и т.д.
  • Количественная. Здесь оценивается скорость загрузки страниц, время отклика, перехода между страницами, поиска нужного раздела или кнопки.

Тестирование проводится самостоятельно либо при помощи специальных сервисов - к примеру, Яндекс.Метрика. Чтобы оценить юзабилити своими силами, нужно потратить немного времени: набрать группу из 5-6 человек из категории целевых пользователей, подготовить для них задания и вопросы по работе ресурса, сделать выводы из полученных результатов, исправить найденные ошибки. После внесенных изменений следует заново собрать фокус-группу.

Важно применять правила юзабилити не в самый последний момент: чем раньше разработчик начнет планировать структуру и внешний вид будущего ресурса - тем больше аспектов продумает, более качественный результат получит и сможет без спешки внести все коррективы. Предварительно следует проанализировать сайты конкурентов, выявив их слабые и сильные стороны, а также оценить предыдущий ресурс при его наличии, обнаружив моменты, требующие улучшения.

Статью подготовила Виктория Закирова.

Что собой представляют главные принципы Usability? На этот и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Принципами «Юзабилити» называют общепринятые взгляды на взаимодействие с дизайном, которые ввёл Нельсен Якоб (основоположник «Юзабилити»). Эти воззрения, скорее, являются набором правил, а не жёсткими руководствами, поэтому их именуют «Эвристиками». Всего таких принципов существует десять.

Видимость статуса

Первый принцип Usability - видимость статуса системы. Эта позиция говорит о том, что пользователь должен знать, где он остановился и что происходит. Если это сложная регистрация, нужно указывать, что это второй шаг или третий.

Эффективность

Следующий принцип Usability - эффективность. Фактически он означает, что между каждым пользователем и системой должна быть связь. Ваш сайт должен быть настроен под определённую аудиторию, вам нужно разговаривать с ней на её языке, применяя её уровень подготовленности и обозначения. Поэтому веб-узел всегда необходимо разрабатывать для своей публики. Это касается не только структуры, но и текстов, дизайна, помощи, визуального восприятия информации и так далее.

Свободный выбор

Что собой представляет третий принцип Usability? пользовательское управление, которое необходимо, чтобы клиент всегда мог контролировать ситуацию. К примеру, если человек заполняет форму, он всегда должен видеть кнопку «очистить форму». А если в ней несколько шагов предусмотрено? Пользователь должен всегда иметь возможность вернуться к предыдущим пунктам или пропустить какой-нибудь из них, чтобы немного позже повторить действие.

Благодаря такой ситуации у пользователя появится впечатление, что всем управляет именно он, что его не пытаются запутать или обмануть. И мудрёный на первый взгляд интерфейс при верном подходе станет обыкновенным. Ведь человеку гораздо проще выполнить несколько простых действий, чем одно сложное.

Стандарты

Четвёртый принцип Usability - последовательность и стандарты. В Сети уже существуют определённые устоявшиеся стереотипы (контакты в верхнем углу, вид корзины и так далее). Тем не менее одно обозначение может иметь несколько видов, поэтому неопытный пользователь среди них может запросто заблудиться. К примеру, электронные корзины идентичны тележкам, обычным корзинам, ультрамодным пакетикам и прочему. А для появления последовательности необходимо выбрать какой-нибудь определённый стиль, который нужно соблюдать везде. Это касается и вёрстки, и шрифтов, и текста, и картинок.

Профилактика ошибок

Пятый принцип Usability - профилактика ошибок. Это правило гласит, что ошибку нужно не исправлять, а предупреждать. Всегда нужно ликвидировать случайные, ненужные действия и везде, где можно, упрощать выбор. Это может быть обычная подсказка при вводе с клавиатуры чего-либо.

Это касается и кнопок. К примеру, предложение «Принять» обычно делают ярче и крупнее, чем просьбу «Очистить форму». Вы должны подсказывать известные вам сведения о вводимой информации (код региона, формат телефона и так далее).

Упрощение

Шестым принципом является правило «Выяснить проще, чем вспомнить». Упрощайте жизнь пользователям максимально, запоминайте ранее вводимые ими сведения (даже с их прошлых посещений сайта), делайте им подсказки. К примеру, если вы используете многошаговую систему регистрации, показывайте человеку уже заполненные поля, если они пригодятся ему в будущем.

Гибкость

Седьмой принцип Usability - гибкость использования. Согласно этому правилу интерфейс должен быть эластичным, он обязан настраиваться на преобладающую аудиторию. Здесь базовый упор делается на простоту с учетом обычного пользователя. Детали для продвинутых должны быть небольшими. Их можно расположить в менее заметных частях экрана, так как такие люди их везде найдут.

Дизайн

Принцип дизайна Usability восьмой по счёту. Он заключается в эстетике и минимализме. Согласно этому правилу в интерфейсе должна отсутствовать информация, которая пользователю не нужна. Также не должны в нём находиться и те сведения, которые человеку понадобятся в редких случаях.

Аналогично нужно создавать формы: нельзя спрашивать у пользователя данные, которые вам не нужны. К сожалению, этой позицией почти никто не пользуется. Для того чтобы лишь поздравить с именинами или Новым годом, у клиентов в 90% случаев требуют предоставить и дату дня рождения, и домашний номер телефона, и мобильный, e-mail и даже адрес.

Помощь

Главные принципы Usability должен знать каждый веб-мастер. Девятым воззрением этой научно-прикладной дисциплины является оказание помощи пользователям в понимании и исправлении ошибок. Обо всех промахах людям нужно сообщать обычным, «человеческим» языком, а не компьютерным. Если неверно создана ссылка, не нужно писать просто 404. Сообщите так: «При вводе страницы произошла ошибка». Если, заполняя форму, пользователь запамятовал указать свой номер телефона, напишите, что имеется погрешность при вводе данных, а не просто «ошибка форма».

Поддержка

Почему главные принципы Usability так важны? Давайте рассмотри десятый принцип, который называется «Документация и помощь». Материалы и поддержка должны быть простыми и понятными, легкодоступными, соответствовать целям пользователя. Вдобавок документация не должна быть объёмной. Необходимо, чтобы она содержала чёткие шаги. Если материалы слишком большие, можно сделать краткую навигацию для быстрого перехода по разделам, а также поиск по поддержке.

«Юзабилити»

Итак, мы рассмотрели главные принципы Usability. Но что же это за дисциплина? «Юзабилити» является мерой качества пользовательского опыта, полученного при взаимодействии с системой или продуктом. К примеру, это может быть программное приложение, веб-сайт или что-нибудь иное.

Специалисты User Interfase Engineering определили, что в 60% случаях люди не могут разыскать необходимые им сведения в вебе. В итоге у них снижается производительность труда. Они не желают больше возвращаться на сайт, из-за которого вынуждены терять драгоценное время.

Известно также, что Forrester Research получил некоторые цифры, которые показывают суммы убытков, появившихся из-за некачественного «юзабилити» сайтов. Сетевые магазины теряют около 50% клиентов, которые не могут найти необходимый продукт. Примерно 40% пользователей не желают возвращаться на сайт, с которым им не понравилось работать.

Якоб Нельсен утверждает, что исследование поведения людей в вебе показало, что они отвратительно воспринимают веб-узлы со сложным дизайном и медленные сайты. Он говорит, что пользователи не желают ждать. Им также не хочется выяснять, как пользоваться домашней страницей. Нигде нет инструкций по сайтам или обучения веб-проектам. Якоб знает, что люди хотят бегло просканировать страницы и моментально понять функциональность веб-узла.

Создание

Что такое разработка Usability? Принцип её заключается в методологическом подходе к созданию сайта или любого иного пользовательского интерфейса. Такая разработка состоит из нескольких методов, которые в процессе используются последовательно:

  • сбор требований;
  • создание и анализ прототипов;
  • оценка противоположных вариантов дизайна;
  • изучение вопросов пользователей;
  • предложение решений и анализ сайта (либо любого иного интерфейса).

Тестирование

А что такое тестирование Usability? Принцип этого нюанса не каждый знает. Вообще, он является частью процесса создания «Юзабилити». В типичном тесте человеку необходимо выполнить несколько задач с помощью прототипа (или иной системы). Во время работы наблюдатель записывает, что говорит и делает пользователь. Как правило, такой тест проводится с одним или двумя людьми, действующими совместно.

Анализ может собирать такие данные, как ошибки, которые делают пользователи, последовательность действий человека для достижения цели, время и место возникновения трудностей у аудитории, насколько нравится продукт людям, и их скорость выполнения задач. Большинство тестов используются для выявления и решения любых проблем, появляющихся у публики.

Шаги дисциплины

Из каких шагов состоит «Юзабилити»? Для планировки веб-сайта сначала нужно понять, для чего вы его разрабатываете, для кого, зачем и когда ваши читатели будут посещать ваш ресурс. Если вы ответите на эти вопросы, то выявите назначение своего сайта. Определённые цели зависят от аудитории веб-узла и вашей организации.

Кроме того, вы должны определить задачи сайта «Юзабилити». В соответствии с общими целями ваш ресурс должен быть эффективен в применении, прост в обучении, лёгок для запоминания при повторных посещениях. А ещё нужно, чтобы он удовлетворял пользователя.

Каждая цель «Юзабилити» важна для большинства веб-узлов, но вы можете выделить и иные для разных аудиторий и ситуаций. Известно, что дизайн базируется на потребностях людей, поэтому нужно собирать сведения не только о них, но и о том, в какой мере существующий сайт их удовлетворяет. Есть несколько приёмов сбора данных, которые включают логи сервера, формы обратной связи, тестирование «Юзабилити» существующего веб-узла.

Для людей проще взаимодействовать с реальным примером, чем рассуждать, что же лучше всего будет работать. Полезные результаты всегда можно получить с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и лишён графики. Такой элементарный прототип годится для первого цикла тестов.

Контент размещать следует лишь тот, который необходим пользователям сайта. Если вы располагаете горой сведений, выберите из них те, которые будут полезны и приятны вашей аудитории. Вся информация должна быть разбита на маленькие кусочки с подзаголовками, так как люди хотят быстро прочесть то, что их интересует. Из текста нужно удалить необязательные слова, использовать таблицы и списки.

Далее осуществляется интерактивный процесс - тестирование «Юзабилити», о котором мы писали выше. Иногда нужно интерфейс, уже спроектированный в соответствии со всеми правилами, протестировать. Кстати, фокус-группы являются самым доступным способом для анализа «своими силами».

Составляющие

Итак, используя правила и принцип Usability, вы сможете создать ресурс, которым будете гордиться. Наличие этого удивительного предмета является качественным признаком, который определяет, в какой мере лёгок в применении. Слово «юзабилити» также означает коллекцию методов, улучшающих сайт в процессе его создания.

У «Юзабилити» имеется пять количественных составляющих:

  • Эффективность: после ознакомления пользователей с дизайном, как быстро они выполнят то же задание?
  • Обучаемость: насколько легко люди могут реализовать базовые задачи, впервые используя незнакомый им интерфейс?
  • Ошибки: сколько погрешностей делает человек, насколько они серьёзны, легко ли он может их исправить?
  • Запоминаемость: если пользователь вернулся к интерфейсу через определённый период времени, удастся ли ему восстановить свои навыки работы с ним?
  • Удовлетворённость: до какой степени человеку приятно пользоваться данным интерфейсом?

Кроме «Юзабилити», существует ещё множество иных важных качественных признаков дизайна. Одним из ключевых является полезность. Этот признак описывает функциональность технического решения и определяет полезность интерфейса пользователям. «Юзабилити» и практичность одинаково важны: зачем пользоваться удобной программой, если она даёт не тот результат, который вам необходим? Плохой считается и та программа, которая гипотетически работает так, как вам нужно, но вам не нравится её сложный интерфейс. Для анализа полезности проекта можно пользоваться теми же средствами, что и при изучении качества его «Юзабилити».

В Web-e «Юзабилити» считается необходимым условием выживания. Если с сайтом сложно работать, посетители с него очень быстро уходят. Если на главной странице веб-узла ясно и чётко не указано, чем занимается предприятие, какие задачи ресурс позволяет выполнить, пользователи будут искать другой веб-узел. Люди уйдут также, если сайт запутан, информация на нём трудна для понимания и не отвечает на их ключевые вопросы.

Не существует таких посетителей, которые на освоение интерфейса сайта тратят своё время или внимательно изучают инструкции по работе с ним. В Web-e много других ресурсов, поэтому если посетитель наткнулся на трудность, вы его потеряете.

Якоб Нильсен

Юзабилити это качественный признак, который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово «юзабилити» также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

У юзабилити есть пять количественных составляющих:

* Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?

* Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?

* Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?

* Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?

* Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность, который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.

В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят. Если сайт запутанный, посетители уходят. Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят. Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают «справочное руководство по работе с сайтом» или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.

Первое правило e-комерции гласит: если посетители не могут найти товар, они никак не смогут его купить.

Сегодняшний опыт показывает, что примерно 10% бюджета проекта должно тратиться на юзабилити. В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза, качество интранет-сайта. Что касается ПО и других продуктов, степень улучшения качества, как правило, немного ниже, но все равно значительна.

При разработке продуктов для внутреннего пользования считайте, что улучшение юзабилити в 2 раза означает сокращение времени на обучение пользователей в два раза, позволит удвоить объем продаж, количество зарегистрированных пользователей и заказов, и вообще, увеличить в 2 раза тот результат, которые вы ожидаете получить от проекта.

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый основной и самый полезный - это тестирование вашего дизайна пользователями.

Оно состоит из трех элементов:

Выберите пользователей, наиболее типичных для вашего проекта/продукта, например, посетителей коммерческих сайтов или сотрудников вашей компании, которые часто пользуются интернетом (в последнем случае должны быть выбраны те, кто не работает в вашем отделе);
- Попросите их выполнить наиболее типовые задачи;
- Следите за тем, что делают пользователи, где у них все получается, где возникают сложности с интерфейсом. Молчите и слушайте, что они скажут.

Самое важное - проводить тестирование с каждым пользователем. Пускай каждый из них самостоятельно решает проблемы, которые возникают перед ним.

Если вы будете им помогать или привлекать внимание к какому-то определенному элементу на экране, вы испортите результаты теста.

Для выявления наиболее серьезных проблем с юзабилити, достаточно привлечь к тестированию 5 пользователей. Вместо того, чтобы тратиться на большое дорогое исследование, лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них: так вы сразу сможете исправить выявленные ошибки. Этот метод постепенного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта. Чем больше версий и идей вы откатаете на пользователях, тем лучше.
Юзабилити играет свою роль на каждом этапе реализации проекта. Оценка качества интерфейса на каждом этапе - лишь одна причина по которой я рекомендую проводить многократные быстрые и дешевые тесты. Вот как это выглядит:

Перед началом разработки нового дизайна, проведите тестирование старого дизайна, чтобы выявить в нем хорошие моменты, которые надо оставить или усилить, и плохие моменты, которые вызывают затруднения у пользователей.

В случае если вы работаете не над интранет-проектом, исследуйте дизайн ваших конкурентов, чтобы за дешево получить данные о возможных вариантах интерфейса, имеющих те же функции, что и ваш.

Проведите тестирование в реальных условиях, чтобы оценить, как работают с интерфейсом пользователи в обстановке своего рабочего места.

Создайте бумажные прототипы одного или нескольких вариантов дизайна и испытайте их на пользователях. Чем меньше времени вы потратите на реализацию той или иной идеи, тем лучше, так как вам все равно придется менять дизайн по результатам тестов.

Отшлифуйте идеи, которые дают лучшие результаты по нескольким тестам. Постепенно продвигайтесь от схематичного дизайна на бумаге к более подробному и детальному на компьютере. Проводите тесты на каждом этапе внесения изменений.

Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам юзабилити.

После того, как вы приняли решение по окончательному варианту и реализуете его, протестируйте его еще раз. На этапе реализации всегда находятся мелкие ошибки.

Не откладывайте тестирование дизайна на пользователях до самого последнего момента. Если вы поступаете так, большинство критических ошибок, которые будут найдены во время теста, будет уже невозможно исправить. Многие из этих ошибок будут носить структурный характер, и для их исправления придется переделать все заново.

Единственный способ получить качественный пользовательский интерфейс - начать тестировать с самого начала развития проекта и продолжать проводить тесты на каждом этапе.

Закажите аудит вашего сайта в Webcom Performance, сотрудники проведут вам детальный анализ всех параметров сайта и предоставят вам подробный отчёт с рекомендациями по исправлению ошибок на сайте, улучшению структуры и его функциональности.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Думаю все из вас слышали такое слово, как юзабилити. Многие даже знают, что это такое, а какая-то часть только думает, что знает.

Так получилось, что мне в своей практике пришлось очень тесно столкнуться не просто с понятием юзабилити, а именно проанализировать сайт, высказать свое мнение и дать рекомендации по улучшению. Причем анализировала я не с точки зрения веб-дизайна, а с точки зрения эффективности сайта, как инструмента бизнеса.

Самым сложным в этой ситуации для меня оказалось не выявление проблемных моментов на сайте, а сами объяснения, почему это считается проблемным.

Естественно, я не собираюсь претендовать на глубокие знания в юзабилити сайтов и не собираюсь конкурировать с профильными ресурсами по данной теме. Те несколько публикаций, которые я посвящу юзабилити, будут в большей степени для упорядочивания моих знаний, закрепления темы и шпаргалки на будущее.

Также обращаю внимание, что я рассматриваю данную тему не столько с точки зрения веб-разработчика и веб-дизайна, сколько с точки зрения интернет-маркетолога.

Именно поэтому в предыдущей статье я поделилась , которой объясняется и описанный ниже взгляд на юзабилити.

Хотелось бы начать с того, что большая часть информации о юзабилити в различных блогах о веб-дизайне – это только верхушка айсберга. Это обусловлено несколькими причинами, и одна из них заключается в том, что юзабилити – это не какое-то там удобство пользования сайтом, которое может придумать любой веб-дизайнер, это отдельное масштабное направление в разработке программного обеспечения, на службе которого трудятся настоящие профессионалы – юзибилити-инженеры.

Немного из истории возникновения юзабилити

Из всех определений, что я встретила в интернете, по сути ни одно из них не являлось определением. т.е. нельзя сказать, что юзабилити – это наука о…., или юзабилити – это комплекс мер….

Из всего многообразия определений я пока решила остановиться на определении международного стандарта ISO 9241-11, согласно которому:

Юзабилити – это степень , с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью.

Но решила поискать и другие определения, из-за чего я углубилась в истоки возникновения, и выяснила, что юзабилити является частью микроэргономики, которая в свою очередь, является одним из разделов эргономики. Наконец-то я встретила понятное для меня слово, при этом имеющее научную основу и терминологию.

В прошлой жизни я должна была стать художником-дизайнером и в процессе обучения получила знания о том, что такое эргономика – наука, изучающая взаимодействие человека с окружающими предметами (может определение не самое научное, но суть передает).

Вы когда-нибудь задумывались, почему ступеньки в вашем подъезде ровно той высоты, какой есть? Дверные проемы никогда не бывают у же определенного размера, как и односпальная кровать. Все размеры предметов являются следствием науки эргономики, даже не смотря на то, что появились несколькими тысячелетиями раньше неё самой.

Любая современная разработка, во-первых, всегда разрабатывается с учетом размеров среднестатистического человека, во-вторых, проходит тщательное тестирование на предмет удобства использования.

С развитием техники в эргономике выделилось направление – микроэргономика, одним из направлений в которой является проектирование интерфейсов. Вот тут то и возникло такое слово, как юзабилити.

Как уже сказала выше, я не просто так опубликовала прошлую статью о интернет-маркетинге, в которой поделилась своими видением этой темы. И рассуждая на тему юзабилити с точки зрения интернет-маркетинга, я пришла к такому выводу, что в большей степени юзабилити является аналогом нашего слова "качество", т.е. фразы: юзабилити сайта и качество сайта по сути являются равноценными.

Я уже затрагивала такую тему, что для любого бизнеса . Чем более качественным будет ваш инструмент, тем лучших результатов вы сможете добиться.

Т.е. качественный инструмент тот, который выполняет свою функцию: для интернет-магазина это будут продажи; для сайта дизайн студии – прямые заказчики; для блога – подписчики.

Соответственно, с сайтом постоянно взаимодействует пользователь, и чем легче и проще происходит взаимодействие, тем более качественным является ваш инструмент - сайт, значит, тем лучше юзабилити вашего сайта.

Самое главное, почему я столько времени уделила своим размышлениям и поискам, чтобы вы усвоили для себя, что юзабилити не просто "удобное меню на сайте", а мера качества всего сайта с точки зрения использования его человеком.

Результатом взаимодействия является удовлетворение нужд и потребностей интернет-пользователя (), что в итоге приносит прибыль компаниям, которые развивают свой бизнес посредством интернета.
И ещё раз...

нельзя сказать о сайте - "у сайта хорошее юзабилити" до тех пор, пока вы не получите реальное подтверждение тому, что этот сайт приносит пользу пользователю. Соответственно, в зависимоти от сайта пользой является - получение информации, осуществление покупки и т.п., т.е. все то, что приводит к удовлетворению нужд и потребностей интернет-пользователя.

Казалось бы, выводы все сделаны, теперь должно быть все более понятно, но не тут то было. Ведь все люди разные, и у каждого свое мерило качества. Для одних пользователей будет удобным одно, другим – другое. Но юзабилити сайта, как и качество сайта невозможно измерить, все это является относительными величинами. Осталось только понять, относительно чего? Ответ - относительно того, что было или имеется изначально.

И это вторая причина, почему многие о юзабилити имеют самые поверхностные знания. Как я уже сказала – юзабилити – это огромный пласт исследовательской, статистической и аналитической информации в разработке программного обеспечения, в том числе и в веб-разработке.

Для ответа на все возможные вопросы проводятся исследования, опросы, тестирование и анализ данных. Для этого над вопросом юзабилити работают целые группы исследователей и разработчиков, а в тестировании участвуют тысячи пользователей. Но, к сожалению, позволить себе такие масштабные исследования могут только крупные компании. Но, естественно, это не освобождает каждого владельца сайта думать о юзабилити своего ресурса, проводить собственные мини-исследования и тестирования. Для этого нам нужно знать основы юзабили и уметь пользоваться инструментами, с помощью которых можно протестировать ресурс.

Основы юзабилити

Юзабилити строится на основных пяти принципах, в сети вы встретите, что их называют факторами или составляющими юзабилити. На мой взгляд, слово "принципы" более точно передает их сущность.

Принцип первый – обучаемость . Это конечно больше касается сложных интерфейсов, очень актуально для администраторских панелей CMS, аккаунтов в различных биржах, системах статистики.

Например, часто жалуются на интерфейс Google Analytics, что в нем сложно разобраться или, как сложен для многих твитер. Это яркий пример первого принципа юзабилити, когда пользователь испытывает сложности, впервые зарегистрировавшись на каком-нибудь сайте.

Хотя, на мой взгляд, пример не самый удачный, т.к. по моим личным наблюдением сложность заключается не столько в юзабилити, сколько в не самой удачной русификации иностранных ресурсов, ну и частично в менталитете. Для сравнения, интерфейс Яндекс Метрики, на мой взгляд, намного удобнее, и сразу схватываешь на лету, где и что находится, и без проблем начинаешь пользоваться системой.

И тут начинает действовать второй принцип юзабилити - эффективность . Я, как пользователь, могу с уверенностью сказать, что я эффективно использую Яндекс Метрику, единожды обучившись с ней работать. Значит разработчики хорошо справились со вторым принципом юзабилити. Также, единожды разобравшись в твитере, понимаешь, что он очень простой и начинаешь его эффективно использовать. Чего совсем я не могу сказать о Google Analytics, когда я, вроде бы, все изучила, все поняла, но при этом уверена, что не использую его возможности даже на половину.

А каждый раз, когда начинаю с ней работать, обязательно пару раз кликну не туда, куда мне нужно или долго перебираю все меню, чтобы найти нужный мне отчет. Эта ситуация полностью зависит от выполнения третьего принципа юзабилити – запоминаемость . Например, мне, в приведенном примере, плохо удается запомнить, где какой отчет находится. Одни отчеты нахожу быстро и без проблем, а на поиск других трачу время. Что это, моя проблема или проблема разработчиков? На самом деле нельзя дать однозначный ответ, и этот вопрос я рассмотрю в следующей публикации.

Четвертый принцип юзабилити – ошибки . Тут, я думаю, в расчет берутся и такие ошибки, как бесполезные лишние клики, т.е. сам пользователь ошибается из-за плохой обучаемости и запоминаемости, так и серверные ошибки, например, та же является ошибкой сервера и ее отсутствие может повлиять на лояльность пользователя к ресурсу.

Последний, пятый принцип юзабилити – это удовлетворенность . Причем, стоит отметить, что я могу быть удовлетворенной или нет, как процессом использования, так и результатом . И если, например, для меня процесс использования Google Analytics сложен, то результатом взаимодействия с этой системой аналитики я полностью довольна, при этом, в зависимости от поставленных задач, я могу быть удовлетворена в значительно большей степени, чем от использования Яндекс Метрики.

Справляется Google Analytics со своей задачей, когда обучаемость, эффективность и запоминаемость не ахти, но пользователь получает удовлетворенность? Я считаю, что справляется.

Таким образом, разобравшись со всеми основополагающими принципами юзабилити, я возвращаюсь к тому, что юзабилити сайта и качество сайта – это синонимы, которые определяют степень (меру) удовлетворения пользователя сайтом и как следствие – выполнение функций сайта. А как мы с вами уже знаем, выполнение сайтом своих функций сулит хозяину сайта увеличение прибыли.

К слову, из принципов очень ясно видно, что изначально юзабилити не использовалось для веб-ресурсов и видны все проблемы, с которыми сталкивается пользователь именно при работе с интерфейсом программ. С другой же стороны, я привела наглядные примеры тому, что современные веб-ресурсы обладают сложнейшими интерфейсами и очень важно, чтобы разработчики не забывали об основных принципах юзабилити.

Учитывая вышесказанное, чтобы наше представление о юзабилити для веб-сайтов было более полным и понятным, в следующей статье я расскажу, какие правила действуют при разработке качественного сайта. Эти правила будут более ориентированы на веб-сайты и расширяют сами принципы юзабилити.

Оставайтесь на связи и удачи в продвижении.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: