Язык HTML. История разработки HTML

Создание сайта с помощью языка html Что такое html? История создание языка Основные теги Создание сайта с помощью блокнота Создание сайта с помощью редактора html

Что такое html? Hyper. Text Markup Language (в дальнейшем HTML) это язык гипертекстовой разметки документа. В нашем случае этим документом является web страница. Проще говоря, это язык для написания web страниц. Читая код HTML, веббраузер выводит на экран Вашего монитора содержимое web страницы.

История создания языка html Начало было положено Тимом Бернерс-Ли, выпускником Оксфордского университета. В 1989 году он выдвинул предложение о создании «Системы гипертекстовых документов» , которая должна была использоваться внутри CERN. В 1990 году он назвал эту систему World Wide Web (на русский язык это можно перевести как Всемирная Паутина). Одной из составляющих системы был язык разметки гипертекста. Его основы были заложены в 1990 году, когда Бернерс-Ли разрабатывал первый веб-браузер. Наконец, в 1993 году появилась первая версия языка - HTML 1. 0. Но он не был стандартом. И только в 1995 году, когда закончилась разработка языка HTML 2. 0, он стал таковым. К тому времени вторую версию языка HTML полностью поддерживало большинство браузеров. Что же было в этой версии? Во-первых, полностью утвердилась структура документа (она осталась неизменной до настоящего времени). Во-вторых, достаточно широко были представлены элементы разметки текста. Втретьих, появилась возможность добавлять рисунки. Конечно же, можно было вставлять гиперссылки и веб-формы. Как мы видим, очень многое из сегодняшнего языка HTML уже было реализовано в 1995 году в спецификации HTML 2. 0. Именно этот язык стал базисом, который потом усложнялся и дополнялся.

Дальнейшим развитием языка стала версия HTML 3. 0. В ней были реализованы таблицы, обтекание текста вокруг фигур и многие другие идеи. Несмотря на обратную совместимость, отличия между версиями 2. 0 и 3. 0 были огромными, по этой причине браузеры очень медленно и достаточно вяло включали поддержку новых возможностей. Версия 3. 0 так и не стала стандартом. Зато им стала версия HTML 3. 2. Она создавалась с учетом мнений производителей браузеров (Microsoft и Netscape), что естественным образом привело к положительным результатам. Примечателен тот факт, что еще до официального утверждения данного стандарта (это произошло в 1997 году), уже в 1996 году практически все браузеры полностью поддерживали его. Во многом благодаря стандарту HTML 3. 2 веб-дизайн испытал небывалый взлет. Появилась возможность проектировать и отображать на экране сложные композиции, ничем не уступающие журналам, газетам и другим печатным изданиям (это стало возможным благодаря табличной верстке). Но из-за медленных каналов связи приходилось значительно ограничивать применение графики, а многие мониторы отображали не более 256 цветов, так что и богатство красок оставляло желать лучшего.

Несмотря на то, что язык HTML 3. 2 включал в себя многие расширения, внедренные разработчиками браузеров, он все еще оставался достаточно ограниченным, поэтому и новый стандарт не заставил себя долго ждать. Уже в том же 1997 году появилась спецификация HTML 4. 0. В нее включили фреймы, унифицировали процедуру вставки различных объектов в документ, реализовали поддержку каскадных таблиц стилей. Кроме того, были значительно усовершенствованы формы и таблицы, а некоторые элементы помечены как нежелательные для использования. Необходимо отметить, что четвертая версия HTML отличается законченностью и полнотой. Фактически, это предел возможностей данного языка. Последняя версия HTML 4. 01 была стандартизирована 24 декабря 1999 года, после чего разработка этого языка прекратилась.

Основные теги Тэг – это специальное указание того как нужно отображать элемент (текст, картинка и т. д.) на странице сайта. Можно представить его как команду браузеру содержащую название и параметры. Текст, на который должен воздействовать тэг. Большинство тэгов - парные, то есть на каждую открывающую метку вида есть закрывающая метка вида с тем же именем, но с добавлением слэша "/".

Открывающий тег, который объявляет о начале документа. Открывающий тег заголовка или головы документа (кому как удобно) В дальнейшем, если речь будет идти о заголовке документа, будем говорить тег, имя в виду «заголовок» документа. Между открывающим и закрывающим тегом располагается название документа и служебная информация для браузеров и поисковых машин. Открывающий тег названия документа дает браузеру понять, что все что написано сразу за этим тегом и до закрывающего тега является названием документа. Это название выводится браузером на самую верхнюю панель браузера. Наша первая страница - собственно само название документа.

Закрывающий тег названия документа дающий понять браузеру, что на этом действие тега закончилось. Закрывающий тег заголовка или головы документа дающий понять браузеру, что на этом действие тега закончилось. Между открывающим тегом и закрывающим находится все, что выводится браузером на экран. Это таблицы, текст, изображения. Одним словом, все HTML-элементы, отвечающие за отображение документа, управление им и гипертекстовые ссылки. Закрываем тело документа. Сообщаем браузеру, что на этом тело или содержимое (кому как нравиться, мы будем говорить далее «тело») документа закончено. Иными словами в данном месте закончено действие тега.

Закрываем HTML документ. Видя этот тег браузер понимает что действие тега на этом закончено.

Создание сайта с помощью блокнота Сначала создадим отдельную папку для нашего сайта. Назовем ее, например, site. Затем, откроем блокнот. Если Вы не знаете, что это такое и где он находится у вас на компьютере, то идите в панель «ПУСК» , далее «ПРОГРАММЫ» , далее на вкладке «СТАНДАРТНЫЕ» найдите и откройте «БЛОКНОТ» . Теперь пропишите следующие теги, о которых мы вам уже упоминали: Моя страничка Добрый день! Это моя первая страница!

Теперь это все сохраним. Затем вводим название страницы. Обязательно вводим расширение. html и смотрим, чтобы в строке «тип файла» Было выбрано «Все файлы»

Теперь запустим нашу страничку, чтобы посмотреть, что же у нас получилось. Для этого перейдем в папку с нашей страничкой. И запустим созданный файл. Смотрим, что у нас получилось.

Конечно, вы увидели самый простой из возможных вариантов сайтостроения с помощью блокнота, но в дальнейшем, изучая этот язык самостоятельно можно делать куда более сложные сайты.

Создание сайта с помощью редактора html Для начала Вам нужно выбрать редактор. Сyщecтвyeт два типа HTML peдaктopoв: Редакторы типа “WYSIWYG (What-You- See-Is What-You-Get) Что видишь, то и получишь” Пользователь не видит "внутренностей" документа, с которым он работает, точно так же, как при работе с текстовым процессором типа Microsoft Word Редакторы собственно HTML-текстов. В процессе работы пользователь видит внутреннее содержание HTML-файла и может изменять его либо вручную, либо вызывая команды меню для вставки определенных элементов HTML.

Ecли Вы нe имeeтe ни мaлeйшeгo пpeдcтaвлeния o HTML, тo для начала вaм пoдoйдyт peдaктopы пepвoй гpyппы На примере редактора Microsoft Office Front. Page 2003, я хочу показать примерный принцип работы редакторов. Для начала запустим его. Перед собой мы видим вот такое окно как в Word’е.

Теперь вы можете вставлять картинки, делать таблицы, писать текст, все на ваше желание, прямо как в Word. А этот редактор переделает это все в html. Вот небольшой пример моей работы в Front Page:

Нажимаем, и выходит такое вот окно: По умолчанию, сайт сохраняется в каталоге «Мои документы» в папке «Мои веб-узлы»

Src="https://present5.com/presentation/3/50880218_183922291.pdf-img/50880218_183922291.pdf-19.jpg" alt="Теперь запустим нашу сделанную страничку. Для этого заходим Мои документы->Мои веб-узлы->index. html: "> Теперь запустим нашу сделанную страничку. Для этого заходим Мои документы->Мои веб-узлы->index. html:

История развития HTML.

Язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) был предложен Тимом Бернерсом-Ли в 1989 году в качестве одного из компонентов технологии разработки распределенной гипертекстовой системы World Wide Web. Когда Т. Бернерс-Ли предложил свою систему, в мире информационных технологий наблюдался повышенный интерес к новому и модному в то время направлению - гипертекстовым системам. Сама идея, но не термин, была введена Вэниваром Бушем в 1945 году в предложениях по созданию электромеханической информационной системы Меmех, которая была первым прообраз системы, поддерживающей чтение и написание гипертекста.

«Эта система использует индексирование - если человек хочет получить доступ к книге - он набирает необходимый код на клавиатуре и нужная книга или страница возникает перед ним на экране Меmех. … Когда пользователь строит ассоциативную цепочку между двумя документами, то он записывает название цепочки в книгу кодов. Сохраненные цепочки могут быть доступны пользователю в любое время. Они образуют совершенно новую книгу, которая хранится внутри Меmех и может быть вызвана из его памяти и через много лет … Возникают совершенно новые формы энциклопедий, которые содержат цепочки документов. Эти цепочки облегчают работу специалистов в области физиологии, химии, истории и других дисциплин. Возникает новая профессия проходчиков виртуальных троп (trail blazers), людей которые находят удовольствие в создании и построении полезных путей сквозь массу обычных данных … Возможно, душе человеческой будет легче летать, если мы облегчим процедуру сохранения прошлого и позволим более полно анализировать проблемы настоящего»

(Вэнивар Буш статья "Как бы могли мыслить")

Вторая после Буша по значимости личность в истории гипертекста это - Даглас Энгельбарт, работавший над проектом расширения мыслительных возможностей человека. Важно отметить, что Энгельбарт и его группа сосредоточили свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Многие из возможностей, заложенных в NLS, нашли свое широкое применение относительно недавно. К этим возможностям относятся встроенные в систему возможности установления гипертекстовых связей; возможность хранения групповых переговоров, встроенная в системы электронной почты; возможности личных настроек, перестроек и расширений системы пользователями; возможности усиления не только индивидуальных, но и групповых возможностей. Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов. Каждый сегментов назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых, так и межфайловых. В результате структура приобретала неиерархические и нелинейные свойства. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям". Исследования, проводившиеся в рамках создания системы NLS, расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями внутри сетевого сообщества

Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства.

Теодор Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" в 1965 году и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение. Гипертекст в понимании Нельсона не является иерархической структурой, т.к. живые формы информационных структур не могут быть верно представлены иерархией. Такие структуры как параллелизм, перекрестные связи, взаимное проникновение и одновременное присутствие одного элемента в нескольких местах не могут быть переданы иерархией. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами.

В 1975 году идея гипертекста нашла воплощение в информационной системе внутреннего распорядка атомного авианосца "Карл Винстон". Программа внешне очень напоминала более упрощенный вид современного Total Commander. Работы по созданию гипертекстовых программ продолжались, и время от времени появлялись реализации типа НуреrСаrd фирмы Аррlе или НуреrNоdе фирмы Хеrох. В 1987 была проведена первая специализированная конференция Нуреrtехt"87, материалам которой был посвящен специальный выпуск журнала "Соmmunication АСМ". Идея гипертекстовой информационной системы состоит в том, что пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг.

К концу 80-х годов гипертексту можно дать следующее общее определение: гипертекст - это текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. В компьютерной же терминологии, гипертекст - текст, сформированный с помощью языка разметки, потенциально содержащий в себе ссылки. Данные определения не теряют актуальности и по сегодняшний день.

К 1989 году гипертекст представлял новую, многообещающую технологию, которая имела относительно большое число реализаций с одной стороны, а с другой стороны делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые носили скорее описательный характер и были навеяны успехом реляционного подхода описания данных.

Идея Т.Бернерс-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к информационным ресурсам, распределенным в сети, и сделать это максимально простым способом.

Идея HTML - пример чрезвычайно удачного решения проблемы построения гипертекстовой системы при помощи специального средства управления отображением. На разработку языка гипертекстовой разметки существенное влияние оказали два фактора: исследования в области интерфейсов гипертекстовых систем и желание обеспечить простой и быстрый способ создания гипертекстовой базы данных, распределенной на сети.

В 1989 году активно обсуждалась проблема интерфейса гипертекстовых систем, т.е. способов отображения гипертекстовой информации и навигации в гипертекстовой сети. Значение гипертекстовой технологии сравнивали со значением книгопечатания. Утверждалось, что лист бумаги и компьютерные средства отображения/воспроизведения серьезно отличаются друг от друга, и поэтому форма представления информации тоже должна отличаться. Наиболее эффективной формой организации гипертекста были признаны контекстные гипертекстовые ссылки, а кроме того было признано деление на ссылки, ассоциированные со всем документом в целом и отдельными его частями.



Самым простым способом создания любого документа является его набивка в текстовом редакторе. Т.Бернерс-Ли предполагал объединить в единую систему имеющиеся информационные ресурсы CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий), и первыми демонстрационными системами должны были стать системы для NeXT и VAX/VMS. Для написания текстов использовались такие редакторы TeX или LaTeX.

Обычно гипертекстовые системы имеют специальные программные средства построения гипертекстовых связей. Сами гипертекстовые ссылки хранятся в специальных форматах или даже составляют специальные файлы. Такой подход хорош для локальной системы, но не для распределенной на множестве различных компьютерных платформ.

В HTML гипертекстовые ссылки встроены в тело документа и хранятся как его часть. Часто в системах применяют специальные форматы хранения данных для повышения эффективности доступа. В WWW документы - это обычные ASCII- файлы, которые можно подготовить в любом текстовом редакторе. Таким образом, проблема создания гипертекстовой базы данных была решена чрезвычайно просто.

В качестве базы для разработки языка гипертекстовой разметки был выбран SGML (Standard Generalised Markup Language - метаязык, на котором можно определять язык разметки для документов). Следуя академическим традициям, Бернерс-Ли описал HTML в терминах SGML (как описывают язык программирования в терминах формы Бекуса-Наура). Естественно, что в HTML были реализованы все разметки, связанные с выделением параграфов, шрифтов, стилей и т.п., т.к. реализация для NeXT подразумевала графический интерфейс. Важным компонентом языка стало описание встроенных и ассоциированных гипертекстовых ссылок, встроенной графики и обеспечение возможности поиска по ключевым словам.

Официальной спецификации HTML 1.0 не существует. До 1995 года существовало множество неофициальных стандартов HTML. Чтобы стандартная версия отличалась от них, ей сразу присвоили второй номер.

Версия 3 была предложена Консорциумом всемирной паутины (W3C) в марте 1995 года и обеспечивала много новых возможностей, таких как создание таблиц, «обтекание» изображений текстом и отображение сложных математических формул. Даже при том, что этот стандарт был совместим со второй версией, реализация его была сложна для браузеров того времени. Версия 3.1 официально никогда не предлагалась, и следующей версией стандарта HTML стала 3.2, в которой были опущены многие нововведения версии 3.0, но добавлены нестандартные элементы, поддерживаемые браузерами «Netscape» и «Mosaic».

HTML версии 4.0 содержит много элементов, специфичных для отдельных браузеров, но в то же время произошла некоторая «очистка» стандарта. Многие элементы были отмечены как устаревшие и нерекомендованные (англ. deprecated). В частности, элемент font, используемый для изменения свойств шрифта, был помечен как устаревший (вместо него рекомендуется использовать таблицы стилей CSS).

Сейчас Консорциум всемирной паутины разрабатывает HTML версии 5. Черновой вариант спецификации языка появился в Интернете 20 ноября 2007 года. Параллельно ведётся работа по дальнейшему развитию HTML под названием XHTML (англ. Extensible Hypertext Markup Language - «расширяемый язык разметки гипертекста»). Пока XHTML по своим возможностям сопоставим с HTML, однако предъявляет более строгие требования к синтаксису. Как и HTML, XHTML является подмножеством языка SGML, однако XHTML, в отличие от предшественника, основан на XML. Вариант XHTML 1.0 был одобрен в качестве Рекомендации Консорциума всемирной паутины 26 января 2000 года.

Планируемая спецификация XHTML 2.0 разрывает совместимость со старыми версиями HTML и XHTML, что не очень устраивает некоторых Web-разработчиков и производителей браузеров. Группой WHATWG (англ. Web Hypertext Application Technology Working Group) разрабатывается спецификация Web Applications 1.0, часто неофициально называемая «HTML 5», которая расширяет HTML (впрочем, имея и совместимый с XHTML 1.0 XML-синтаксис) для лучшего представления семантики различных типичных страниц, например форумов, сайтов аукционов, поисковых систем, онлайн-магазинов и т. д., которые не очень удачно вписываются в модель XHTML 2.

Урок 1

Тема: «Моя первая интернет страничка»

Что такое HTML. История создания.

Прежде чем приступить к занятиям, давайте разберемся, что же такое язык HTML и для чего он нужен? HTML (HyperText Markup Language - язык гипертекстовой разметки) предназначен для разметки и оформления документов, публикуемых в World Wide Web (WWW) или, проще сказать, HTML-документов. Под разметкой следует понимать слу­жебную информацию, которая не выводится на экран, но определяет структуру до­кумента и внешний вид его структурных единиц. Создатели позабо­тились о том, чтобы этот язык был независимым от платформы, т.е. мог работать в любых операционных средах. Основными элементами языка HTML стали дескрипторы (или тэги, tags) - операторы, названия которых заключаются в угловые скобки. Доку­менты, размеченные при помощи этого языка, визуализируются броузерами конечных пользователей в большинстве случаев одинаково благодаря тому, что "понимают" и пра­вильно обрабатывают структурные элементы языка HTML. Исходный код представляет собой текст, отформатированный с помощью дескрипторов, причем посетителю Web-страницы эти элементы не видны, а виден лишь результат их воздействия на документ.

Отцом HTML принято считать Тима Бернерса-Ли (Tim Berners-Lee), который предложил передавать информацию в Интернет в виде гипертекстовых документов с возможностью просмотра их через веб-браузер. HTML разрабатывался как уни­версальный язык, который могли бы понимать все компьютеры. HTML документ представляет собой обычный текстовый документ с включенными в него элемен­тами языка разметки. Поэтому, создать HTML документ можно используя любой текстовый редактор, например блокнот.

Особенностью языка HTML является то, что он, по сути, дает лишь рекомен­дации браузеру как интерпретировать тот или иной элемент языка. Т.е. один и тот же элемент языка может по-разному отображаться различными браузерами. К то­му же разработчики браузеров стали вводить новые элементы, которые восприни­мались только их браузерами. Так началась так называемая «война браузеров». Поэтому перед профессиональным разработчиком стоит тяжелая задача - про­фессионально сделанный сайт должен одинаково выглядеть при просмотре разны­ми типами браузеров. Для этого необходимо «тестировать» свои документы в про­цессе создания. Наиболее популярными на сегодняшний день являются браузеры Internet Explorer, Netscape Navigator, Mozilla, Opera, которые работают под опера­ционной системой Windows.

В тоже время разработчики HTML постоянно прилагают усилия направленные на достижение все большей универсальности языка. В настоящий момент за раз­витие HTML отвечает международная некоммерческая организация Консорциум World Wide Web (W3C). Консорциум разработал три версии языка HTML - HTML3.2 (принят в январе 1997), HTML4.0 (принят в декабре 1997), XHTML (принят в январе 2002).

Большая часть современных интернет технологий основана на давно используемом, самом дискутируемом языке HTML. Он был разработан для выполнения разметки и оформления документов, размещаемых на веб-страницах. Свои первые черты язык начал обретать в 1986 году. Толчком стало принятие Международной организацией по стандартизации (ISO) ISO-8879-стандарта - Standard Generalized Markup Language или, в сокращенном варианте - SGML. К нему прилагалось описание, в котором говорилось о том, что SGML предназначен для структурной разметки текста. Примечательно, что описания внешнего вида документа не предполагалось.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что SGML не являлся системой для разметки текста и не располагал какого-либо списка структурных элементов языка, используемых в определенных условиях. Язык подразумевал описание синтаксиса написания главных элементов разметки. Спустя некоторое время они получили, хорошо известное сегодня название - «теги».

Вполне очевидной была потребность в создании языка, который:

  • Описывал какой элемент в каких случаях разумно применить
  • Содержал перечень элементов, с помощью которых можно создать документ, читаемый разными программами

Несмотря на то, что язык SGML, как и его схожие приложения, не получил особого развития, он и не был окончательно забыт. В 1991 году Европейский институт физики частиц объявил о необходимости разработки механизма, позволяющего передавать гипертекстовую информацию через Глобальную сеть. Именно SGML лег в основу будущего языка - Hyper Text Markup Language (HTML).

Этапы становления.

Около сорока тегов содержал HTML версии 1.2. Описания физического представления документов также не имелось. Как и его прародитель - SGML, он был преимущественно ориентирован на логическую и структурную разметку текста. Впрочем, некий намек на то, как будет физически представлена страница, ряд тегов все же делал.

Разработкой HTML версии 2.0 занялся консорциум W3С. Первый результат удалось получить, спустя год насыщенной работы - в 1995 году. Практически параллельно обсуждались возможности версии 3.0. Если вторую версию нельзя назвать существенно отличающейся от первой, то третья стала безусловным прорывом.

HTML 3.0 включал интересные новинки:

  • Разметку математических формул
  • Теги для создания страниц
  • Вставку рисунков, обтекаемых текстом
  • Примечаний и т.д.

Однако, этого было недостаточно, потребность в визуальном оформлении гипертекстовых страниц становилась все более актуальной. Тогда, W3С приступили к созданию самостоятельной системы, при этом не противоречащей основам HTML, но позволяющей описывать визуальное оформление документов. Результатом стало появление CSS - Cascading Style Sheets, иерархические стилевые спецификации, наделенные уникальным синтаксисом, структурой, задачами.

Но, не будем забегать вперед, и вернемся к HTML. Существенное расширение тегов произошло с подачи Netscape Communications - корпорации, запустившей первый коммерческий браузер - Netscape Navigator. Нововведения преследовали лишь одну цель - улучшить внешний вид документа, но при этом они совершенно противоречили исконным принципам языка.

HTML версии 3.2 создали в кратчайшие сроки. Он был ориентирован на Microsoft Internet Explorer. До недавнего времени эта версия HTML была единственным стандартом языка при . Тем не менее, направление развивается очень активно, с помощью HTML удалось придать некую упорядоченность элементам разметки всех браузеров, но возможностей языка становилось недостаточно.

В 2004 году приняли новую версию HTML - 4.01. Он обеспечивает отличные показатели кросс - браузерности и кросс - платформенности.

Почему же сегодня все чаще используется CSS? Потому что HTML, не смотря на свои существенно расширившиеся с момента создания возможности, остается языком логической разметки гипертекста, т.е. не связан с оформлением документа. Современные стандарты интернета подразумевают создание ярких и запоминающихся страниц, поэтому веб-мастера все чаще используют CSS. Можно ли ставить точку в истории HTML? Ответ на этот вопрос будет, скорее положительным, но полностью язык не исчезнет, т.к. он лежит в основе многих других систем.

История развития HTML

В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил руководству международного центра высоких энергий (CERN) проект распределенной гипертекстовой системы, которую он назвал World Wide Web (WWW), Всемирная паутина. Первоначально идея системы состояла в том, чтобы при помощи гипертекстовой навигационной системы объединить все множество информационных ресурсов CERN в единую информационную систему. Технология оказалась настолько удачной, что дала толчок к развитию одной из самых популярных в мире глобальных информационных систем. Практически в сознании большинства пользователей глобальной компьютерной сети Internet сама эта сеть ассоциируется с тремя основными информационными технологиями:

· электронная почта (e-mail);

· файловые архивы FTP;

· World Wide Web.

Причем последняя технология постепенно перемещается на первое место.

Успех технологии World Wide Web определен двумя основными факторами: простотой и использованием протоколов межсетевого обмена семейства TCP/IP, (Transmission Control Protocol, протокол управления передачей/Internet Protocol, протокол Internet), которые являются основой Internet.

Практически все пользователи Сети одновременно получили возможность попробовать себя в качестве создателей и читателей информационных материалов, опубликованных во Всемирной паутине. Но и популярность самого Internet во многом вызвана появлением World Wide Web, так как это первая сетевая технология, которая предоставила пользователю простой современный интерфейс для доступа к разнообразным сетевым ресурсам. Простота и удобство применения привели к росту числа пользователей WWW и привлекли внимание коммерческих структур. Далее процесс роста числа пользователей стал лавинообразным, и так продолжается до сих пор.

При этом сама технология на начальном этапе была чрезвычайно проста. Дело в том, что при разработке различных компонентов технологии (языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста), протокола обмена гипертекстовой информацией HTTP, спецификации разработки прикладного программного обеспечения CGI и др.) предполагалось, что квалификация авторов информационных ресурсов и их оснащенность средствами вычислительной техники будут минимальными.

Одним из компонентов технологии создания распределенной гипертекстовой системы World Wide Web стал язык гипертекстовой разметки HTML, разработанный Тимом Бернерсом-Ли на основе стандарта языка разметки печатных документов - SGML (Standard Generalised Markup Language, стандартный обобщенный язык разметки). Дэниел В. Конноли написал для него Document Type Definition - формальное описание синтаксиса HTML в терминах SGML.

Разработчики HTML смогли решить две задачи:

· предоставить дизайнерам гипертекстовых баз данных простое средство создания документов;

· сделать это средство достаточно мощным, чтобы отразить имевшиеся на тот момент представления об интерфейсе пользователя гипертекстовых баз данных.

Первая задача была решена за счет выбора теговой модели описания документа. Такая модель широко применяется в системах подготовки документов для печати. Примером такой системы может служить хорошо известный язык разметки научных документов TeX, предложенный Американским математическим обществом, и программы его интерпретации.

Язык НТМL позволяет размечать электронный документ, который отображается на экране с полиграфическим уровнем оформления; результирующий документ может содержать самые разнообразные метки, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты и так далее. В состав языка вошли развитые средства для создания различных уровней заголовков, шрифтовых выделений, различные списки, таблицы и многое другое.

Вторым важным моментом, повлиявшим на судьбу HTML, стало то, что в качестве основы был выбран обычный текстовый файл. Выбор был сделан под влиянием следующих факторов:

· такой файл можно создать в любом текстовом редакторе на любой аппаратной платформе в среде какой угодно операционной системы;

· к моменту разработки HTML существовал американский стандарт для разработки сетевых информационных систем - Z39.50, в котором в качестве единицы хранения указывался простой текстовый файл в кодировке LATIN1, что соответствует US ASCII.

Таким образом, гипертекстовая база данных в концепции WWW - это набор текстовых файлов, размеченных на языке HTML, который определяет форму представления информации (разметка) и структуру связей между этими файлами и другими информационными ресурсами (гипертекстовые ссылки). Гипертекстовые ссылки, устанавливающие связи между текстовыми документами, постепенно стали объединять самые различные информационные ресурсы, в том числе звук и видео; в результате возникло новое понятие - гипермедиа.

Такой подход предполагает наличие еще одного компонента технологии - интерпретатора языка. В World Wide Web функции интерпретатора разделены между Web-сервером гипертекстовой базы данных и интерфейсом пользователя. Сервер, кроме доступа к документам и обработки гипертекстовых ссылок, обеспечивает предпроцессорную обработку документов, в то время как интерфейс пользователя осуществляет интерпретацию конструкций языка, связанных с представлением информации.

Первая версия языка (HTML 1.0) была направлена на представление языка как такового, где описание его возможностей носило скорее рекомендательный характер. Вторая версия языка (HTML 2.0) фиксировала практику использования его конструкций. Версия ++ (HTML++) представляла новые возможности, расширяя набор тегов HTML в сторону отображения научной информации и таблиц, а также улучшения стиля компоновки изображений и текста. Версия 3.2 смогла упорядочить все нововведения и согласовать их с существующей практикой. HTML 3.2 позволяет реализовать использование таблиц, выполнение кодов языка Java, обтекание графики текстом, а также отображение верхних и нижних индексов.

Сейчас World Wide Web Consortium (W3C) - международная организация, которая занимается подготовкой и распространением документации на описание новых версий HTML - уже опубликовала материалы спецификации HTML 4.01. Кроме возможностей разметки текста, включения мультимедиа и формирования гипертекстовых связей, уже существовавших в предыдущих версиях HTML, в версию 4.01 включены дополнительные средства работы с мультимедиа, языки программирования, таблицы стилей, упрощенные средства печати изображений и документов. Для управления сценариями просмотра страниц Website (гипертекстовой базы данных, выполненной в технологии World Wide Web) можно использовать языки программирования этих сценариев, например, JavaScript, Java и VBScript.

Усложнение HTML и появление языков программирования привело к тому, что разработка Web-узлов стала делом высокопрофессиональным, требующим специализации по направлениям деятельности и постоянного изучения новых Web-технологий. Но возможности Internet позволяют пользователям, владеющим основами HTML, создавать и размещать собственные Web-узлы без больших затрат. Именно на таких пользователей и рассчитан предлагаемый курс.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: