Не пытайтесь это повторить. Пять самых невероятных трюков Гарри Гудини. Освобождение из ящика под водой. «Освобождение из молочного бидона»

Современным фокусникам импонирует, когда люди называют их магами, а над разгадками их любимых головоломок зритель годами ломает голову. Тем самым публика словно отдает должное их таланту. Однако именитый иллюзионист Гарри Гудини, чьи высказывания люди цитируют по сей день, был против таких сравнений и сам часто разоблачал шарлатанов.

Детство и юность

Эрик Вайс (настоящее имя артиста) родился 24 марта 1874 года в столице Венгрии - Будапеште, о чем свидетельствует биография иллюзиониста, в набожной еврейской семье. В июле 1878 года, когда мальчику было 4 года, Вайсы иммигрировали в США.

В Аплтон (Висконсин) глава семьи получил пост раввина. В Аплтон часто заезжал бродячий цирк, и если клоуны и звери вызывали у Эрика смех и удивление, то фокусники приводили его в восхищение.

Когда в провинциальный городок приехала труппа Джека Хефлера, друзья уговорили Эрика показать ему свое мастерство. Хефлер смотрел с интересом, но оживился лишь после фокуса, который ребенок придумал сам.


Во время исполнения номера подвешенный за ноги Эрик собирал иголки на полу бровями и веками. Хотя талантливого мальчика не пригласили в труппу, слова одобрения циркача определили его будущий путь.

В 13 лет Эрик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк. Большой город открывал перед ним множество перспектив, но он предпочел фокусы. Часами Вайс сидел с картами, лентами, шляпами и веревками - изучал, придумывал, тренировался.

С братом Теодором он стал выступать на ярмарках, благотворительных вечерах и небольших шоу. Поначалу фокусы подростков были примитивны, но с каждым разом усложнялись и вызывали у публики удивление и аплодисменты.


Эрик видел, с каким интересом зрители смотрят на иллюзиониста, освобождающегося от пут или замков. Для изучения принципа работы замков он даже устроился подмастерьем в слесарный цех. Когда юноша сделал из проволоки отмычку, отпирающую замки, то решил, что больше ему там делать нечего.

Стоит отметить и то, что в те годы будущий иллюзионист уделял внимание не только технической стороне. С помощью упражнений парень развивал мускулатуру, гибкость суставов, выносливость и способность задерживать дыхание.

Фокусы

В 16 лет в книжной лавке Эрик купил книгу «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим», после прочтения которой парень в честь автора взял себе творческий псевдоним.

Несмотря на талант и трудолюбие, заработки парня оставляли желать лучшего. Получив небольшую известность, он явился в редакцию чикагской газеты и предложил за 20 долларов раскрыть секрет любого фокуса. Редактор пожал плечами и отказал. Это повторилось и в других газетах. Поняв, что газетчикам нужно не объяснение, а сенсация, Гудини изменил подход.


Через месяц Гудини пришел в тюрьму вместе с журналистами, чтобы продемонстрировать им новый трюк. Закованного в наручники иллюзиониста посадили в карцер, но уже через пару минут тот как ни в чем не бывало под выстрелы фотовспышек вышел из карцера.

Позже представители СМИ узнали, что ранее фокусник уже посещал тюрьму. Впечатление было смазано, и Гарри предложил репортерам проделать то же самое в любой другой камере. Во второй раз Гудини раздели, закрыли ему рот гипсовой повязкой (на случай, если он спрятал во рту отмычку), надели наручники и заперли в другой камере. Спустя минуты он уже был на свободе.


В 1894 году Гарри поссорился с редактором газеты, которая печатала о нем статьи. В то время он как раз придумал трюк «Метаморфоза». Гарри завязывали руки за спиной, накидывали сверху мешок, обвязывали веревкой и помещали в деревянный ящик с замками.

После того как ящик скрывался за занавеской, за нее уходила и ассистентка иллюзиониста. После хлопков девушки занавеска распахивалась, и перед публикой появлялся Гарри, а девушка лежала в ящике под замками.

В1899 году Гарри с женой отправились в тур по Европе. Зарубежная публика не была избалована фокусами, и Гудини сразу стал звездой. В Лондоне он сразил публику номером «Исчезновение слона», когда животное, накрытое бархатом, пропадало, как только с него срывали ткань. Там же, в присутствии тысяч зевак, скованного кандалами с замками и чугунным шаром артиста сбросили в Темзу.


В России Гудини бывал дважды - в 1903 и 1908 годах. В московской тюрьме Бутырка он повторил трюк с освобождением из камеры - как и в камере Петропавловской крепости в Петербурге.

В обществе ходили слухи о «дьявольской» натуре фокусника. Между тем Гудини был категорически против отождествления его трюков с магией и спиритизмом. Более того, известно, что маг, переодетый в гражданское, часто ходил по спиритическим сеансам и разоблачал мошенников.

Личная жизнь

О личной жизни именитого иллюзиониста всегда ходили легенды. Поговаривали, что Гудини и его жена Бесс за все время супружеской жизни ни разу серьезно не ссорились и никогда не держали зла друг на друга. В действительности феноменальный фокусник разработал любопытную систему для своих отношений, позволяющую свести скандалы к нулю.

С Бесс Гарри познакомился после очередного выступления. Роман продлился всего две недели, а затем состоялась свадьба, и пара уже не расставалась дольше, чем на день. Всю жизнь супруги обращались друг к другу только «миссис Гудини» и «мистер Гудини».


При этом стоит отметить, что их чувства были искренними и глубокими. Известно, что фокусник часто писал письма супруге, когда она находилась в соседней комнате.

Известно, что жена иллюзиониста исповедовала другую религию, что осложняло семейную жизнь пары. Чтобы сохранить брак, Гарри придумал пару правил, придерживаясь которых, ему не только удалось сохранить семью, но и укрепить отношения.

Секрет оказался простым – избегать семейных ссор. Если супруги не находили консенсус, а терпение Гудини было уже на пределе, он трижды поднимал правую бровь. Этот жест сигнализировал о том, что Бесс должна была немедленно замолчать. После того как оба супруга приходили в себя, они в спокойной обстановке решали накипевшие проблемы.


Бесс так же имела свой собственный жест, символизирующий о том, что она чрезмерно злая. Маг выходил из дома, обходил его четыре раз, после чего забрасывал свою шляпу в открытые двери или окно. Если шляпу не выкидывали обратно, значит, жена уже успокоилась и можно возвращаться обратно.

После смерти Гудини Бесс впала в глубокую депрессию и еженедельно посещала спиритуалистов и экстрасенсов, надеясь получить весточку от Гарри.

Смерть

Трюки давались Гудини дорогой ценой. Фокусник часто обращался к врачам после шоу, хотя был подготовлен. Эта подготовка его и погубила.

В Канаде, где он демонстрировал номер «Железный пресс», в его гримерку зашли трое студентов и спросили, может ли он переносить любые удары. Гудини, погруженный в свои мысли, кивнул. И тут же один из гостей, чемпион колледжа по боксу, трижды ударил его в живот.


Фокусник спешно остановил парня, сказав, что ему нужно подготовиться. После чего удары повторились, но теперь спортсмен чувствовал, что живот правда напоминает сталь.

Однако для чародея эти первые удары стали роковыми. У мага лопнул аппендикс, развился перитонит и гангренозный аппендицит. Врачи давали Гарри 12 часов жизни, но он прожил еще неделю, скончавшись 31 октября 1926 года.

Память

Великому иллюзионисту удалось вписать свое имя в историю. После смерти в его честь были выпущены в свет десятки фильмов, книг, а также организована премия с фондом в ք 1 млн.

  • 1953 – фильм «Гудини»
  • 1976 – фильм «Великий Гудини»
  • 1987 – фильм «Молодой Гарри Гудини»
  • 1998 – фильм «Гудини»
  • 2007 – фильм «Смертельный номер»
  • 2008 – фильм «Чудеса Гудини»
  • 2014 – фильм «Гудини»
  • 2015 – Премия Гарри Гудини
  • 2016 – фильм «Гудини и Дойл»

В мировом сообществе фокусников имеется одно табу, нарушение которого равнозначно прямому оскорблению. Это раскрытие секрета фокуса без согласия того, кто его придумал.

Потому, когда какие-то тайны магических трюков великого фокусника Гудини были обнародованы, многие иллюзионисты негодовали и расценивали это действие как пренебрежение профессиональной этикой. Ведь кое-кто пользовался этими трюками и в своих представлениях.

Хотя сейчас, в современной эпохе, сложно обнаружить фокусника, который все еще применяет устаревшие секреты Гудини. И все же, раскрытие тайн легендарных трюков мастера магии всегда волновало общественность. Давайте приоткроем завесу.

«Радио-фокус»

Трюк был придуман Гудини в 1925 году. Состоит операция в том, что на столешницу устанавливали громадное радио двухметровой длины и метровой высоты. У объекта имелись регулирующиеся ручки-рычаги и двойные двери.

Показав пустоту внутри предмета, фокусник устанавливал на шкале определенную радиостанцию, и из радио вылезала девушка. А Гудини выкрикивал: «Настройте требуемую Вам волну и получите девушку мечты!».

Показ трюка с «живым» радио

А секрет очень прост: у стола с расположившемся сверху радио, имелась удвоенная столешница. Верхний её слой имел отверстие-люк. Когда громадину ставили на стол, красавица была в аппарате. Потом девушка быстро пряталась через столешничный люк, пока Гудини демонстрировал пустой ящик радио, а потом возвращалась на место.

Трюк «Метаморфоза»

«Метаморфоза» не является прямым детищем Гудини. Он лишь модернизировал предыдущие версии этого фокуса и показывал его в дуэте с женой. «Метаморфоза» была достаточно сложна. Гудини связывали за спиной кисти рук и усаживали в завязывающийся мешок.

Его же помещали в сундук, после запирающийся, обвязывали канатом и отправляли в шкаф. И после следовал занавес. Жена фокусника залезала в шкаф, прикрываясь занавесом. Спустя 3 хлопка в ладошки, занавес открывался, но за ним представал Гудини. Жену же обнаруживали заточенной в сундук и мешок.

Демонстрация «метаморфозного» трюка

А тайна фокуса кроется в изнурительной, настойчивой практике. Гудини был гением, когда дело касалось узлов, плетений, канатов и веревок. Когда мешок завязывался, мастер уже успевал освободиться. А в момент помещения его в сундук, фокусник расслаблял веревки.

Как только низ занавеса касался пола, фокусник вылезал из сундука через съемную заднюю стенку. И подавал знак – хлопки в ладоши – осуществлял уже сам Гудини, а не его жена. Она же в то время успевала залезть в сундук. Когда Гудини распутывал и вскрывал сундук, жена забиралась в мешок и вставляла руки в расслабленные мужем веревки.

Гарри и Бесси Гудини настолько отточили трюк, что могли поменяться местами за несколько секунды!

Фокус с высвобождением завязанного в смирительную рубашку и подвешенного человека

У Великого Гудини имелся младший брат Хардин, который не отставал от Гарри и тоже практиковал магию фокусов. Оба брата показывали трюк с освобождением из смирительной рубашки.

Но Гарри сделал фокус еще более сложным. Его заключали не только в одежду для неуравновешенных, но и связывали канатами лодыжки, а затем подвешивали на высоту крана.

Секрет фокуса Гудини отрыл лично в издании «Освобождение из наручников». А состояла тайна в легком ослаблении рубашки. При перекрещивании рук, правая всегда оставалась сверху. Во время затягивания рубашки Гудини глубоко вдыхал, чтобы потом на выдохе одежда была свободнее.

Благодаря такому образовавшемуся зазору фокусник мог освободить руки, затем он развязывал ноги. Порой фокуснику приходилось идти на жертвы – в этом трюке случались вывихи плеча.

Гудини так четко отработал технику исполнения, что смог сократить длительность фокуса с высвобождением из псих-рубашки с 30 получаса до 3-4 минут.

Хождение сквозь кирпичную стену

Этот фокус поворачивался магом только пару раз в 1914-ом, в Нью-Йорке. Но это не препятсвовало превратиться ему в сенсацию. Для трюка строилась трехметровая по высоте стена. Она устанавливалась перпендикулярно публике, чтобы последняя могла видеть пространство с обеих сторон постройки.

Стена возводилась на ковре. Гудини вызывал зрителей из зала, чтобы они убедились в том, что стена настоящая с помощью молотка. После чего фокусник вставал перед стеной, а пространство с обеих сторон на несколько секунд стены прикрывались шторами. Потом шторы убирались, а Гудини уже располагался по другую сторону стены.

А тайна скрывалась в ковре. Под ним прятали лаз, проложенный под стеной. Иногда же под стену помещали стекло, чтобы зрители исключили возможность лаза. Тогда Гудини просто менялся местами с помощниками во время «зашторивания» и переходил на противоположную сторону.

Избавление от наручников

Этот трюк – в числе первых у фокусника. Благодаря его ошеломительному успеху фокуса, Гудини был предложен контракт с театром.

Для избавления от оков Гудини применял не один секрет. Во-первых, Гудини очень долго изучал информацию о замках и их устройствах. Фокусник обладал поистине огромными знаниями об этом. Он мог с ходу сказать, какой ключ сочетается с пазом той или иной замочной скважины.

Позже Гудини придумал специальный стальной гнущийся пояс, способный вращаться и скрывающий отсеки со спрятанными ключами.

Еще одна мистерия в том, что не все замки требовали применение ключа. Некоторым хватало лишь постукивания о прочную поверхность. Были и такие устройства, которые вскрывались особыми проволочными петельками и отмычками.

Фокус с молочным бидоном

В 1901-ом Гудини впервые показал освобождение из наполненного водой бидона. Этот трюк известен во всем мире.

Перед проведением фокуса зрители могли осмотреть, изучить бидон. Емкость была высотой в 1 метр, горловина имела 6 запоров, закрывающих бидон намертво. Гудини залезал в бидон с водой, часть жидкости, разумеется, выплескивалась.

После этого емкость запирали, это осуществлялось в течение минуты. Потом емкость накрывали тканью. В прошествии пары минут занавес открывали, а рядом с запертым бидоном стоял промокший Гудини.

Оказывается, у бидона были особые запоры, которые фиксировали крышку. Снаружи емкости вскрыть их не отпирая было невозможно, а вот изнутри – легко. А запоры оставались в сохранности.

Высвобождение из погруженного в водоем ящика

Трюки-высвобождения из замкнутых пространств оказались «фишкой» Гудини. Впервые фокусник вылез из ящика на публике в Нью-Йорке, погруженный в реку «Ист-Ривер».

Гудини заключили в наручники, потом — в ящик, который тоже закрыли, заколотили и обвили цепями. Ну и сбросили в реку. По истечении 2,5 минут фокусник выплыл.

Для этого трюка использовался ящик с особенной конструкцией. Он имел несколько отверстий, позволяющих дышать фокуснику во время заколачивания ящика. За то время, пока его еще не опустили в воду, Гудини успевал снять наручники.

Еще один момент – одна из сторон ящика имела 2 неприбитые доски. Они могли отодвигаться. Сдвинуть доски нужно было прежде, чем ящик погрузится на дно реки. Ведь был риск, что упадет объект именно на эту сторону.

Исчезновение слона

Трюк считается наиболее зрелищным. Гудини заводил слона в огромный ящик, а через несколько секунд слон в ящике исчез. Из-за утери ящика и одноразового показа фокуса, секрет его никак не могли раскрыть. Но имеются некоторые догадки…

Тайна скрывалась, во-первых, в самом театре, где показывался трюк. Места зрителей располагались так, что ясно видеть слона в ящике было сложно. Из-за полукруглых тройных ярусов рассаживания.

Другая идея – это оптическая иллюзия, создаваемая особым освещением и занавесом, идентичным сценическим шторам. В один момент Гудини для отвлечения делал выстрел, из-за которого публика моргала (инстинкт). В это мгновение маскирующий занавес резко поднимался.

Китайская водная камера пыток

Эта камера все еще существует. Гудини она обошлась в 10 000 $. Она похожа на аквариум, обитый красной древесиной, со стальным никелевым каркасом. Детали выполнены из меди. Весом эта камера 3 000 кг, а воды в нее входит 950 л.

При выполнении фокуса Гудини одевали наручники, ноги запутывали цепями. Потом фокусника опускали в камеру с водой вниз головой. Камеру прикрывали занавесом, из-за которого через некоторое время выходил фокусник.

Для выполнения трюка важны 2 вещи. Первое — особые элементы конструкции и само тело образовывали воздушный карман в закрытой камере. Во-вторых, мастерское, отработанное избавление от наручников – этим навыком Гудини овладел в высшей степени.

Это лишь 9 секретов из множества мастерски выполненных трюков Гудини. И в прошествии стольких лет эти фокусы по-прежнему кажутся невероятными, а их исполнитель неизменно остается мировой легендой.

Более 80 лет медиумы Америки вызывают дух этого величайшего иллюзиониста всех времен и народов, чтобы узнать его секреты, однако пока безуспешно. Волшебник Гарри Гудини, ставший при жизни легендой, не выходит на связь и дурачит своих поклонников, искренне верящих в то, что король магов обладал сверхъестественными способностями.

Слава фокусника была настолько громкой, что американцы даже ввели в обиход слово "гудинайз" (houdinise), которое означает умение человека выпутываться из самых сложных ситуаций. Иллюзионист несколько десятков лет блистал на сцене, поражая воображение восхищенных зрителей, и многим казалось, что он может все. А смерть знаменитого гения, ставшего частью американской истории, потрясла мир.

Юный талант

В 1874 году в Будапеште на свет появился Эрих Вейс - таково настоящее имя Гарри Гудини, начавшего удивлять публику с раннего детства. Набожная еврейская семья через четыре года эмигрировала в Америку, где отец мальчика получил пост раввина.

В провинциальный городок Аплтон частенько заезжает бродячий цирк, что становится важным событием для всех его жителей. Маленький Эрих, пребывавший в настоящем восторге от увиденных фокусов, пытается их повторить дома. Когда кое-что у него начинает получаться, он показывает свой талант авторитетному циркачу, который подбодрил ребенка и высказал пожелание далее развивать недюжинные способности. Слова поддержки определили дальнейший путь Вейса, переехавшего в Нью-Йорк.

Одержимый фокусами

Мегаполис открывал перед ним множество перспектив, однако увлеченный фокусами юноша предпочел заниматься тем, что он любит больше всего в жизни. Часами он повторяет различные трюки с лентами и картами и придумывает новые. Помимо природной сообразительности, он отличается терпением и настойчивостью. Юный маг, одержимый желанием прославиться, понимает, что добиться известности можно только упорством, и совершенствует свое мастерство, работая каждый день до изнеможения.

На воскресных ярмарках будущий маг Гарри Гудини, биография которого является предметом людских пересудов, выступает перед удивленными посетителями, а его фокусы вызывают шквал аплодисментов. Чтобы понять принцип работы сложных замков, Вейс даже устраивается учеником в слесарную мастерскую, где делает универсальную отмычку, отпирающую все устройства. Юноша уделяет внимание и хорошей физической форме, развивает гибкость суставов, надолго задерживает дыхание.

Мечты о славе и известности

В 16 лет Эриху попадает в руки книга про Роберта Гудина (Robert Houdin) - мага и писателя, и роман о жизни иллюзиониста настолько увлекает его, что молодой человек решается взять творческий псевдоним в честь французского фокусника. Талантливый юноша, огорченный маленькими заработками, ищет различные способы рассказать о себе публике. В рекламных целях он участвует в эффектных трюках, которые наблюдают сотни зевак: проходит сквозь кирпичную стену, освобождается от оков в бочке, заполненной водой, вскрывает мощные сейфы. Он понимает, что зрителям нужна сенсация, а не разоблачение удивительных фокусов.

Цель достигнута!

В одно прекрасно утро заголовки местных газет взрываются сообщениями о том, что некий Гарри Гудини, закованный в наручники и запертый в камере тюрьмы, продемонстрировал уникальный трюк - за несколько минут он освободился и вышел из карцера под фотовспышки корреспондентов. Цель была достигнута, и об иллюзионисте, для которого не было преград, узнают зрители крупных городов.

В это время молодой человек, уже будучи женатым, отправляется в турне, чтобы его имя гремело и в захудалых провинциальных городках. Надо сказать, что европейцы совсем не были избалованы вниманием фокусников, и Гудини мгновенно становится популярным. Иллюзии звезды всегда вызывают ажиотаж среди публики, а его номер, когда накрытый бархатом слон исчезает, лишь только с него срывают ткань, бьет все рекорды посещений в цирке.

В начале XX века иллюзионист дважды побывал в России, и в известной Бутырской тюрьме продемонстрировал свой любимый трюк с освобождением из закрытой камеры.

Народная любовь

Добившийся мировой популярности Гарри Гудини не останавливается на достигнутом, а совершенствует номера. В присутствии сотен зевак его сковывают, привязывают к ногам чугунный шар и бросают в ледяные воды Темзы, а всего лишь через несколько минут освободившийся от пут фокусник всплывает, к радость восторженных обывателей. Этот трюк иллюзионист постоянно усложняет: на него надевают наручники, помещают в тяжелый ящик и заколачивают крышку. Однако ловкий Гудини благополучно выпутывается из всех ситуаций, а народная любовь только растет.

Известен случай, который мог окончиться трагически, и лишь благодаря тому, что иллюзионист умел надолго задерживать дыхание, все обошлось. Обмотанный цепями Гарри, отнесенный течением от проруби, провел подо льдом восемь минут, пока к нему не подоспела помощь. Этот жуткий случай убеждает восхищенных зрителей в том, что иллюзионист обладает поистине нечеловеческими способностями. И в обществе начинают ходить слухи о дьявольском происхождении Гарри Гудини.

Человек или дьявол?

Многие верят в сверхъестественные силы волшебника, творившего настоящие чудеса на сцене. Одни считают его уникальные номера ловкой мистификацией, а другие уверены в том, что так человек демонстрирует свои неисчерпаемые возможности. Конечно, догадкам не было числа, а сам король иллюзий отрицал связь его трюков с магией. Фокусник даже ходил на спиритические сеансы, на которых разоблачал наживающихся на горе людей шарлатанов.

В последние десятилетия своей жизни он выпускает книги, где раскрывает секреты мастерства. Автор работ, ставших бестселлерами, озабочен тем, что многие его коллеги прикрывают трюки мистикой и заявляют об общении с потусторонними силами. В это время у Гудини происходит конфликт со старым приятелем А. Конан Дойлем, который верил в загробный мир и почитал своего друга как сильного медиума.

Тайны трагической смерти

С возрастом опасные трюки даются иллюзионисту все сложнее. Его подводит здоровье, и даже после удачных экспериментов над своим телом он часто оказывается в больнице. О том, как умер Гарри Гудини, его поклонники спорят и по сей день. На гастролях в Монреале за кулисы к фокуснику подошел студент, который оказался мастером по боксу. Он хотел удостовериться в том, что маг не испытывает физической боли, и неожиданно нанес удары в живот иллюзионисту, не успевшему напрячь мышцы брюшного пресса.

Несколько дней мастера фокусов беспокоила сильная боль, но он не обращал на нее особого внимания. У артиста поднялась высокая температура, а во время выступления он упал в обморок. После того как его осмотрели врачи, было установлено, что у Гудини развился перитонит, и 31 октября 1926 года Гарри скончался.

Существует еще одна версия, гласящая, что иллюзиониста отравили. Эти слухи появились после его смерти, а поскольку тело не вскрывали, то они не были опровергнуты или подтверждены.

Его преданные фанаты не верят в официальную причину гибели своего кумира и заявляют, что маг узнал слишком много, и за это он поплатился. Нечистая сила, которая празднует победу зла над добром в последний день октября, забрала того, кто всю жизнь играл со смертью.

Великий обманщик

Его гибель производит эффект разорвавшейся бомбы. Коллеги иллюзиониста, состоявшие в обществе американских магов, рыдают от несправедливости, а газеты, пестревшие траурными заголовками, наперебой печатают завещание артиста, где он якобы обещает раскрыть все тайны в день своего столетия. Публика с нетерпением ждет сенсационных разоблачений, ажиотаж растет, а когда этот момент настает, в нотариальной конторе вскрывают оставленный Гудини конверт, который оказывается пуст. Великий иллюзионист обманул всех, даже после смерти он продолжил дурачить зрителей.

Волшебство и упорные тренировки

Опытные эксперты в области магических трюков много лет пытаются разобраться, в чем состоит главный секрет волшебника, унесшего в могилу свои тайны. Иллюзионист Гарри Гудини прекрасно знал все существующие конструкции замков, к тому же он изобрел миниатюрную отмычку, которую скрывал от чужих взоров. Он прекрасно владел своим телом, умел сжимать или увеличивать объем мышц, смещал кости в суставах. А за кажущимися легкими для исполнения трюками стояло мастерство и утомительные тренировки. Для непосвященных зрителей уникальные номера мага действительно граничили с волшебством.

Победа над страхом

Сам Гарри Гудини, фокусы которого приводили в замешательство публику, признавался, что главное в его профессии - это победить страх. Иллюзионист обязан сохранять спокойствие и выдержку, а поддаться панике означает верную смерть. Сам автор смертельно опасных трюков неоднократно был на волоске от гибели, а спасся лишь потому, что сохранил трезвый ум и не потерял присутствие духа.

Тайны раскрыты

Двенадцать лет назад, в Аплтоне, состоялась выставка, где посетители смогли узнать тайны фокусов знаменитого Гарри Гудини, фото которого были вывешены повсюду. Иллюзионисты всего мира, протестовавшие против раскрытия секретов зрителям, назвали ее нарушением "магического протокола". Мероприятие вызвало огромный резонанс, однако уже давно известно, что спустя лишь год после кончины короля иллюзий его команда начала продавать тайны своего мэтра. Например, освобождение из смирительной рубахи происходило благодаря тому, что Гарри складывал руки особым образом, не позволяя затянуть туго рукава.

Секрет прохождения фокусника через кирпичную стену, возведенную рабочими на глазах восхищенных зрителей, оказался прост. Под ковром, на котором работали строители, находился небольшой лаз, и когда на несколько секунд ассистенты закрывали ширмой Гудини, он прыгал вниз и оказывался по другую сторону стены.

А тайна исчезновения слона заключалась в необычном ящике, в котором находилось животное. В передней части клетки прятался рулон из такой же ткани, как и сценический занавес. Фокусник мгновенно опускал полотно, которое маскировало слона, а зрители думали, что он исчез буквально на их глазах.

Экранизация жизни фокусника

Жизнь популярного иллюзиониста вдохновила создателей мини-сериала, в котором Э. Броуди, обладатель "Оскара", сыграл великого мага Гарри Гудини. Фильм, вышедший на экраны в 2014 году, понравился публике, отметившей прекрасный актерский состав и отличную режиссуру. Захватывающая история рассказывает о долгом пути к славе одного из самых мистических персонажей прошлых эпох. Сериал, в котором Броуди великолепно передал образ одержимого иллюзиями человека, раскрыл тайны самого фокусника, пытавшегося обмануть смерть.

Надо сказать, что это не первое обращение кинематографистов к легенде мирового масштаба. В 1998 году появилась работа режиссера П. Деншэма "Houdini", в основе сюжета которой лежит биография прославленного Гарри Гудини. Фильм с необычным финалом, где фокусник словно возрождается из мертвых, стал второй работой Пена, снявшего 20 лет назад документальную ленту о любимом иллюзионисте. В прекрасной драматической картине, достойной внимания зрителя, рассматриваются известные и не очень события из жизни артиста, а также повествуется об отношениях Гарри и его жены.

Премия имени Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия с призовым фондом в один миллион рублей, которую пока никто не получил. Награда, названная именем величайшего фокусника, достанется тем, кто проявит свои паранормальные способности, поддающиеся экспериментальной проверке.

Первый человек, который успешно пройдет тестирование, не только докажет всему миру, что экстрасенсы существуют, но и получит неплохое денежное вознаграждение. К сожалению, в рамках корректно поставленного эксперимента способности магов и колдунов показывать настоящие чудеса неожиданно пропадают, и пока ждет своих героев являющаяся прототипом американского фонда Д. Рэнди российская премия.

Гарри Гудини - великий мистификатор, оставивший после себя множество нераскрытых тайн. Он неоднократно бросал вызов смерти и становился победителем. И до сих пор его поклонники верят, что дух легендарного иллюзиониста когда-нибудь материализуется.

Скоро Новый Год и если Вы планируете пойти на какое-нибудь мероприятие, то поищите карнавальные костюмы новый год . Практически любую Вашу фантазию можно воплотить в реальность. И да, Вы можете предстать перед всеми в образе самого Гудини, о котором мы сегодня поговорим.

Среди иллюзионистов давно существует неписаное правило: никогда не раскрывать секреты трюков перед зрителями. В 2004 году в музее города Аплтон (штат Висконсин) состоялась выставка, на которой всем желающим поведали тайны создания фокусов великого Гарри Гудини. Иллюзионисты со всего мира были возмущены этим до невозможности. Дэвид Копперфильд, как и большая часть его коллег, решил бойкотировать выставку, назвав её прямым нарушением «магического протокола». Многие утверждали, что до сих пор используют трюки Гудини в своих выступлениях.

Со смерти великого иллюзиониста и мастера исчезновений прошло почти 90 лет. Вопреки всея заявлениям, в действительности мало кто из современных фокусников обращается к его устаревшим техникам при создании собственных шоу-номеров. Более того, секреты Гарри Гудини были раскрыты ещё за несколько десятилетий до того, как в музее города Аплтон состоялась выставка, вызвавшая большой резонанс среди любопытных посетителей и недовольных иллюзионистов. Не успело пройти и года со смерти Гудини, как его команда начала налево и направо выдавать тайны фокусника, прославившегося на весь мир.

В этой статье представлен список величайших секретов Гарри Гудини. Тем, кто не хочет их знать, читать то, что написано ниже, вовсе не обязательно.

1. «Радио 1950 года»

«Радио 1950 года» – трюк, который Гарри Гудини разработал для своих вечерних выступлений незадолго до собственной смерти.

По словам Дороти Янг, помощницы Гудини, фокус начинался с того, что великий маг демонстрировал зрителям большой стол, накрытый скатертью, края которой не доходили до пола на пару десятков сантиметров. После этого его ассистенты помещали на стол огромное радио (около двух метров длиной, высотой почти в метр и такой же шириной). На передней панели радио, помимо всего прочего, располагались двухстворчатые дверцы. Распахнув их, Гудини показывал зрителям, что внутри, кроме катушек, трансформаторов и вакуумных трубок, больше ничего не было.

Затем он закрывал дверцы и принимался настраивать радио. «А сейчас, – произнёс голос диктора, – Дороти Янг исполнит для вас танец Чарльстон». В этот момент открывалась верхняя панель радио, и оттуда появлялась красивая молодая помощница, которая спрыгивала на сцену и пускалась в энергичный пляс.

«На каждой радиоволне – разная девушка, – говорил Гудини. – Нет, господа, это не продаётся».

Секрет:

Весь секрет крылся в столе, дизайн которого предполагал наличие двух прямоугольных столешниц. В верхней столешнице имелась небольшая потайная дверца, которая открывалась наружу.

Когда помощники Гудини выносили на сцену радио, Дороти Янг уже была внутри него. Как только оно оказывалось на столе, девушка открывала потайную дверцу, пряталась между двумя столешницами и ждала, пока великий маг убедит зрителей в том, что внутри радио никого нет. Когда Гудини якобы искал нужную волну, Янг перебиралась обратно в радио.

На фотографии выше вы видите младшего брата Гудини, Теодора Хардина, демонстрирующего трюк «Радио 1950 года» вместе со своей ассистенткой Глэдис Хардин.

2. «Метаморфоза»

«Метаморфоза» – трюк, с которого Гарри Гудини начинал свою карьеру иллюзиониста в 1894 году. Выполнял он его вместе со своей женой Бесси. Фокус вызвал настоящий фурор среди зрителей. Именно благодаря «Метаморфозе» Цирк братьев Уэлш заметил Гудини и пригласил его на гастроли в 1895 году.

Трюк был достаточно сложным в исполнении. Гудини завязывали руки за спиной, надевали на него плотный мешок, обматывали его верёвкой, и сажали в большой деревянный ящик, который закрывали на несколько замков и прятали позади тонкой занавески. За ней исчезала и жена Гудини. Она громко хлопала три раза в ладоши, после чего занавеска отдёргивалась в сторону, и перед зрителями появлялся Гудини. Бесси за ней уже не было. Она оказывалась в мешке внутри запертого ящика, где до этого сидел её муж.

Секрет:

Секрет трюка «Метаморфоза» на удивление прост: основательная практика. Гарри Гудини был экспертом по верёвкам и узлам. Ему удавалось освободить свои руки ещё до того, как его голова исчезала в мешке, по верхнему краю которого располагались небольшие отверстия, позволявшие ослаблять и затягивать верёвку изнутри.

Пока Бесси закрывала ящик на замки, Гудини успевал выбраться из мешка. Когда занавеска закрывалась, он вылезал из ящика через заднюю панель и начинал хлопать в ладоши. В это время Бесси проделывала всё с точностью до наоборот. После третьего хлопка Гудини открывал занавеску…

Чтобы поменяться местами, Гарри и Бесси хватало трёх секунд. Это невероятно!

3. «Освобождение из смирительной рубашки в подвешенном состоянии»

Младший брат Гудини, Теодор Хардин, также был известным иллюзионистом. Самым популярным трюком из его арсенала стало освобождение из смирительной рубашки, которое, как правило, происходило за экраном. Однажды зрители попросили его исполнить данный фокус у них на глазах; он с удовольствием подчинился их просьбе, за что впоследствии получил высочайшие похвалы и громкие овации стоя. Гудини, узнав об этом, решил любым способом превзойти собственного брата и разработал трюк «Освобождение из смирительной рубашки в подвешенном состоянии», который часто выполнял перед своими вечерними выступлениями для того, чтобы привлечь на них больше людей.

Секрет:

Секрет данного трюка был раскрыт в книге «Освобождение от наручников» (1910 год), написанной самим же Гудини. Заключался он в небольших уловках, которыми пользовался великий иллюзионист при надевании смирительной рубашки.

Когда смирительная рубашка оказывалась на теле Гудини, он скрещивал руки на груди (причём правая всегда была сверху левой) и старался не дать затянуть рукава слишком туго. Как только наступал момент завязывания смирительной рубашки, иллюзионист делал глубокий вдох, послабляя тем самым ткань и оставляя спереди приличный зазор.

После того как Гудини оказывался подвешенным в воздухе, он, прилагая некоторые усилия, сначала освобождал левую руку, а после – правую, перекидывая её через голову. Последнее он легко мог сделать благодаря тому, что висел вверх ногами.

Чтобы высвободиться из смирительной рубашки, изначально Гудини требовалось, как минимум, полчаса, при этом он не раз получал вывих плеча. Впоследствии ему удалось сократить данное время до трёх минут.

4. Древний индийский трюк с иглами

Впервые данный трюк Гарри Гудини исполнил в 1899 году. С тех пор он стал «изюминкой» его выступлений.

Перед выполнением трюка великий иллюзионист предлагал кому-нибудь из зрителей осмотреть его рот и внимательно изучить инвентарь – 50-100 штук иголок и нить длиной 18 метров. Затем он у всех на виду глотал эти предметы и запивал их водой. Через несколько секунд из его рта появлялась «цепочка» из тех же самых иголок, но только уже нанизанных на нитку.

Секрет:

Секрет трюка с иголками был раскрыт спустя три года после смерти Гарри Гудини.

Перед началом выступления иллюзионист помещал между щекой и зубами маленький квадратный кусочек плотного картона, на которой была аккуратно намотана «цепочка» из иголок, нанизанных на нить. Друг от друга они отделялись небольшими узелками.

Когда Гудини показывал зрителю свой рот, он как бы невзначай прикрывал одним из пальцев то место, где располагалась игольная «цепочка».

Затем иллюзионист брал обычные иголки и нитку, клал их на язык и делал вид, что проглатывал всё вместе с водой. На самом деле он осторожно выплёвывал эти предметы в стакан, где ещё оставалось немного воды (благодаря чему они казались невидимыми), и быстро отдавал его своей помощнице, после чего принимался осторожно доставать изо рта спрятанную «цепочку» из иголок.

5. «Прохождение сквозь кирпичную стену»

За всю свою карьеру этот трюк Гудини исполнил всего несколько раз. Он вызвал настоящий фурор среди поклонников легендарного иллюзиониста.

Пока Гудини развлекал публику своими трюками, каменщики тем временем занимались возведением на сцене стены высотой и шириной около трёх метров. Она располагалась перпендикулярно к залу, что позволяло зрителям видеть обе её стороны. Стена была построена на огромном ковре из муслина, чтобы исключить возможность использования потайной двери. Когда каменщики закончили свою работу, Гудини предложил зрителям попробовать стену на прочность, ударив по ней молотком.

Как только все вернулись на свои места, великий иллюзионист занял позицию у одной стороны стены. В следующее мгновение на сцене появились два ассистента с ширмами на колёсиках. Буквально на несколько секунд они закрыли обзор обеих сторон стены, после чего тут же удалились. Публика ахнула от удивления, увидев, что Гудини стоит уже у противоположной стороны стены.

Секрет:

Секрет прост: ковёр. Под ним находился продолговатый, узкий лаз V-образной формы, проходящий под стеной.

Гудини также исполнял трюк прохождения сквозь кирпичную стену в другой вариации. На этот раз под стеной находился не ковёр, а цельный лист стекла, что действительно сделало невозможным использование потайной двери или лаза. Однако Гудини всё же нашёл способ, который помог ему «пройти сквозь стену».

После того как на сцене появились несколько ассистентов с передвижной ширмой и закрыли одну сторону стены, Гудини быстро переоделся в ту же самую рабочую одежду, что была на них, и, обойдя стену с задней стороны, вместе с ними направился за другой ширмой. Как только вторая сторона стены была скрыта от посторонних глаз, он обратно надел свой костюм и стал ждать, когда ассистенты уберут ширмы. Меж тем, за первой ширмой зрителям махала механическая рука, заставляя их думать, что Гудини находится ещё там. Когда помощники убрали ширмы, зал взорвался бурными аплодисментами, ведь великому иллюзионисту каким-то «магическим» образом удалось совершить прохождение сквозь каменную стену.

6. «Освобождение от наручников»

Гарри Гудини голословно утверждал, что способен освободиться от любых наручников, которые ему предоставят зрители либо представители местной полиции. Трюк «Освобождение от наручников» впечатлил театрального менеджера Мартина Бека, который в 1899 году пригласил Гудини выступать на сцене варьете «Орфеум».

Секрет:

Гудини обладал энциклопедическими знаниями о замках и наручниках. Он мог с первого взгляда определить, какой именно ключ ему был нужен, чтобы открыть тот или иной замок. Поначалу иллюзионист искусно прятал миниатюрные ключи и отмычки на теле, а после изобрёл специальный пояс из гибкой стали, который вращался (на шарикоподшипниках) по кругу лёгким движением локтя. Он имел несколько отсеков, внутри которых находились различные ключи и отмычки.

В 1902 году Гудини обнаружил, что некоторые наручники можно открывать и вовсе без ключа. Достаточно было просто постучать ими о твёрдую поверхность.

Иногда Гудини приходилось иметь дело с нестандартными наручниками, к которым подходил всего один-единственный ключ. В таких случаях иллюзионист просил дать ему пару минут на то, чтобы проверить, как работает ключ. Пока он возился с наручниками, его помощник в это время за кулисами искал похожий по внешнему виду ключ. Гудини возвращал поддельный ключ, который ему незаметно передавал ассистент, владельцу наручников, а себе оставлял настоящий.

За всю свою карьеру Гудини пришлось дважды столкнуться с «упрямыми» наручниками. Первый раз это случилось во время его выступления в городе Блэкберн (Англия). Будущий писатель Уильям Ходжсон настолько умело заковал иллюзиониста в наручники, что освободиться от них он смог лишь спустя час и сорок минут. После этого на руках у него остались кровавые рубцы.

Второй случай произошёл в Лондоне, где Гудини был брошен вызов одним из репортёров газеты "The Daily Mirror". Он подготовился к встрече с иллюзионистом заранее.

Репортёр нашёл самого лучшего в стране кузнеца, потратившего пять лет на то, чтобы сделать наручники, которые невозможно было открыть посторонним ключом или вскрыть отмычками. На то, чтобы освободиться от них, Гудини потратил один час и десять минут. Многие считали, что этот трюк был спланирован иллюзионистом заранее.

7. «Освобождение из молочного бидона»

Это был один из самых лёгких и захватывающих трюков в арсенале Гудини. Впервые он исполнил его в 1901 году.

Всё начиналось с того, что Гудини предлагал зрителям внимательно осмотреть молочный бидон и проверить его на прочность, ударив по нему несколько раз ногой. Высота бидона была около одного метра. Сверху он плотно накрывался крышкой, фиксируемой шестью запорами с пробоями для висячих замков. Пока Гудини за кулисами переодевался в купальный костюм, зрители тем временем наполняли бидон водой. Затем иллюзионист возвращался и, с улыбкой спросив у зала, на сколько времени они способны задержать дыхание, погружался в молочный бидон с головой, вытесняя излишки воды. До того момента как крышка была полностью зафиксирована и закрыта на замки, которые зрители иногда приносили с собой, Гудини уже находился под водой, по меньшей мере, 60 секунд. После бидон исчезал за передвижной ширмой, которую убирали через пару минут, и перед зрителями представал Гудини в купальном костюме, мокрый и запыхавшийся. При этом замки на крышке молочного бидона оставались нетронутыми.

Секрет:

Секрет трюка был раскрыт другом Гудини спустя несколько лет после его смерти. На самом деле верхняя часть молочного бидона не была припаяна к цилиндрическому корпусу, который снаружи благодаря хитрой маскировке казался цельным. Она крепилась к нему при помощи специальных заклёпок, располагавшихся внутри, поэтому зрители не смогли бы её снять, даже приложив особые усилия.

8. «Освобождение из ящика, находящегося под водой»

Впервые этот трюк великий иллюзионист исполнил в 1912 году на одной из барж в проливе Ист-Ривер (Нью-Йорк).

Гудини надели на руки наручники и поместили в небольшой деревянный ящик, который заколотили гвоздями, обмотали железными цепями с замком и погрузили в воду. Спустя две с половиной минуты зрители могли увидеть, как недалеко от того места на поверхности появился легендарный иллюзионист. Во всех газетах на следующий день писали, что «это был самый потрясающий трюк, который когда-либо исполнял Гарри Гудини».

Секрет:

Секрет этого трюка, конечно же, заключался в конструкции деревянного ящика. Во-первых, в нём были проделаны мелкие отверстия, позволявшие Гудини дышать, когда он ждал, пока ящик заколотят гвоздями, обмотают цепями и опустят в воду. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты к обрешётке; они крепились к ней при помощи защёлки.

Гудини успевал снять наручники ещё до того, как ящик начинали обматывать железными цепями. Как только ящик оказывался в воде, он открывал защёлку и плыл к поверхности.

Однажды во время исполнению трюка Гудини решил не открывать «потайную дверцу» из досок до тех пор, пока деревянный ящик не опустится на дно реки. Однако получилось так, что он упал на дно той стороной, где как раз находились две неприбитые доски. Выход из ящика оказался заблокированным. Приложив определённые усилия, Гудини всё же смог выбраться из ловушки. С тех пор он решил больше не рисковать и открывал защёлку до того, как ящик успевал достичь дна.

9. «Исчезновение слона»

Этот трюк Гарри Гудини за всю свою карьеру исполнил всего лишь один раз – 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром», на самой большой сцене в мире. «Исчезновение слона» стало вторым самым знаменитым фокусом легендарного иллюзиониста, уступив первое место номеру под названием «Китайская водяная камера пыток». Гудини завёл слона в большой ящик, и через мгновение животное исчезло, а вместе с ним и разгадка трюка.

Ящик, куда Гудини заводил слона, был утерян, а поскольку данный фокус выполнялся всего один раз, то секрет, который он таил в себе, знали лишь избранные. Годами считалось, что разгадка «Исчезновения слона» навсегда потеряна для истории…

Секрет:

Итак, начнём со сцены «Ипподрома». Самого театра уже давно нет, однако, судя по сохранившимся фотографиям, в нём было около 5700 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не могли хорошо видеть ящик и слона, которые находились далековато от края сцены.

Согласно одной из версий, ящик представлял собой обычный каркас, похожий на клетку. В его передней части был спрятан рулон ткани, идентичной той, из которой шился сценический занавес. В определённый момент Гудини делал выстрел из пистолета. Когда зрители на мгновение зажмуривались от страха, он быстро опускал маскирующее полотнище, которое скрывало слона и заставляло всех думать, что животное исчезло на самом деле.

Также существует и другая версия, объясняющая суть трюка «Исчезновение слона». Согласно ей, ящик, куда Гудини заводил слона, передвигался на колёсиках, был продолговатой формы, имел двойные дверцы с круглым отверстием посередине (обеспечивало ограниченное освещение внутри ящика) на одной стороне и огромный занавес на другой. После того как слон и Гудини оказывались в ящике, опускался занавес, и ассистенты начинали медленно вращать его по кругу. Тем временем, иллюзионист подводил животное ближе к задней стенке ящика, которую после задёргивал чёрным полотнищем. Когда Гудини поднимал занавес, он снова начинал вращать якобы пустой ящик для того, чтобы никто в зале не имел возможности рассмотреть его затемнённый интерьер.

10. «Китайская водяная камера пыток»

Китайскую водяную камеру пыток Гудини делал под заказ за 10 тысяч долларов. Впоследствии он оформил на неё патент.

Выглядела камера как продолговатый аквариум, перевёрнутый на бок. Её рама была сделана из красного дерева и никелированной стали, а мелкие детали – из латуни. Камера имела следующие параметры: ширина – 67 сантиметров, высота – 1,5 метра, вес – 3000 килограмм и объём – 950 литров. Её передняя панель была изготовлена из закалённого стекла толщиной 1,5 сантиметра. С собой великий иллюзионист всегда возил запасную камеру – на тот случай, если с первой что-то случится.

Трюк начинался с того, что Гудини устанавливал камеру в том месте, на которое указывал любой человек из зала. Затем он просил этого же зрителя внимательно осмотреть камеру и заявлял, что даст ему одну тысячу долларов, если тот докажет наличие в камере каких-либо отверстий или специальных приспособлений для дыхания.

Затем иллюзионист ложился на спину, и ассистенты принимались надевать ему на ноги деревянные колодки. После этого его подвешивали вниз головой и в таком положении опускали в резервуар с водой. Колодки в данном случае выполняли роль крышки, которая фиксировалась четырьмя запорами с пробоями и закрывалась на висячие замки.

Когда всё было готово, спереди камеры опускался занавес, за которым оставался один из помощников Гудини с топором в руках, готовый в любую минуту разбить стекло резервуара, если что-то пойдёт не по плану. Оркестр начинал играть музыку. Спустя буквально пару минут поднимался занавес, и перед зрителями представал Гудини рядом с камерой, крышка и замки которой оставались нетронутыми.

Секрет:

Здесь ключевую роль играли две вещи. Во-первых, колодки были сконструированы таким образом, что когда Гудини погружали в резервуар, часть воды из него вытеснялась, оставляя под крышкой небольшой воздушный карман.

Во-вторых, после того как помощники Гудини опускали запоры, прорези между деревянными досками, обхватывавшими лодыжки иллюзиониста, становились немного шире. Когда опускался занавес, Гудини усилиями высвобождал ноги из колодок, подтягивал их к груди и переворачивал своё тело. Теперь его голова оказывалась возле крышки, и он спокойно мог дышать.

Крышка с колодками была сделана таким образом, что её можно было легко открыть изнутри. На то, чтобы выбраться из камеры, у Гудини уходило буквально пару минут.

Согласно одной из городских легенд, Гудини утонул, выполняя трюк «Китайская водяная камера пыток». Однако это не правда. Он умер на больничной койке от инфекции, вызванной перфоративным аппендицитом.

Материал подготовила Rosemarina - по материалу сайта



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: