Икт технологии расшифровка. Информационно-коммуникативные технологии в работе. Что относится к ИКТ

Художественная литература - бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное слово питает эмоции малыша, стимулирует воображение, развивает образное мировосприятие, воспитывает речевую культуру. Чтение рассказов и сказок пробуждает искренний интерес к чувствам и переживаниям главных героев, учит понимать мотивы их поступков, воспринимать сюжетную фабулу. Совместные усилия родителей и педагогов помогут открыть малышам старшей группы волшебный мир литературных приключений и сказочных чудес.

Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.

Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…

Джон Хершел

У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты

Цели и задачи занятий

Цели занятий чтением в старшей группе:

  • становление у ребёнка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в чтении художественной литературы;
  • воспитание грамотного и чуткого читателя.

Образовательные задачи:

  • расширять кругозор, формировать целостную картину мира;
  • учить слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;
  • учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей;
  • развивать навыки выразительного чтения стихов, помогать участвовать в ролевых театрализованных играх и инсценировках;
  • подготовить к всестороннему литературному образованию, организовать первичное знакомство с иллюстрированной книгой, народным творчеством, познакомить с информацией о жанрах произведений, писателях и поэтах.

Развивающие задачи:

  • эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка;
  • формирование и развитие грамотной литературной речи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;
  • способствовать формированию литературно-художественного вкуса.

Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения

Педагогические приёмы работы с художественными произведениями

При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:

  • знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя);
  • рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;
  • демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги);
  • детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа.

Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:

  • выразительное чтение по книге или наизусть, ориентированное на закрепление умения слушать, слышать, воспринимать содержание произведения;
  • рассказывание с элементами свободной импровизации (замена слов, их перестановка);
  • беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности;
  • выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей;
  • пояснение значения незнакомых слов:
    • замена синонимом в процессе чтения, например, «венец - корона», «лукавый - хитрый»; знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок;
    • обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы.
  • творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов.

Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):

  • костюмированная постановка с участием детей;
  • театральные постановки и игры (настольные, кукольные);
  • дидактические литературные игры и викторины.

На занятиях по чтению художественной литературы активно используется приём театрализованной игры

Викторина «Узнай сказку» с использованием мультимедийной презентации (картинка появляется на экране, если дети правильно ответили на вопросы и назвали сказку).

  • В этой сказке дед вырастил урожай, да вот вытащить из земли не мог. Тянул, тянул, да не вытянул. На помощь ему пришли бабка, внучка, Жучка, кошка. Кого я забыла назвать? Что же они вытащили? Вы узнали эту сказку?

    Слайд к сказке «Репка»

  • В следующей сказке жили старик со старухою, а ещё звери лесные (зайчик, лиса, волк), которые встречают нашего главного героя. Лиса его съела. Кого же съела лиса? Как он оказался в лесу? Кого из зверей я забыла назвать?

    Слайд к сказке «Колобок»

  • Герои сказки нашли в лесу уютный домик и поселились в нём, но для кого-то домик оказался слишком мал. Он решил жить на крыше, взгромоздился на домик и развалил его. Кто это был? Назовите всех, кто жил в домике. Как называется сказка?

    Слайд к сказке «Теремок»

  • Кто-то хитростью да обманом занял домик зайчика. Медведь, волк, собачка хотели прогнать незваную гостью, но не смогли. А кто смог? Кто помог зайчику и освободил избушку? Как называется сказка?

    Слайд к сказке «Заюшкина избушка»

  • Остались козлята в доме одни. Ослушались маминого наказа не открывать никому дверь. Сколько было козлят? Кому и как удалось их обмануть?

    Слайд к сказке «Волк и семеро козлят»

  • А в этой сказочной истории мать и отец уехали по делам, оставили дочку и сына дома одних. Старшей сестрице поручили присматривать за маленьким братиком. Девочка заигралась с подругами, просьбу батюшки да матушки забыла, а братика злые птицы унесли к Бабе-Яге. Что за птицы украли мальчика? Какие испытания довелось пройти девочке в поиске брата? Кто ей помог?

    Слайд к сказке «Гуси-лебеди»

  • Дед да баба вылепили снежную девочку. Что произошло с ней дальше? Как зовут главную героиню?

    Слайд к сказке «Снегурочка»

Формы работы, используемые при обучении чтению

Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:

  • ежедневное чтение различных по жанру произведений;
  • самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке;
  • организованные плановые занятия;
  • непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности;
  • плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:
    • консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей;
    • участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников;
    • оформление информационных стендов и книжек-передвижек;
    • проведение открытых занятий для родителей.

Уголок художественной литературы, как правило, присутствует во всех группах детского сада. Основная цель - усилить интерес к книге, создать особое уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой, с удовольствием полистать её страницы, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить волнительные эпизоды, «прожить» вместе с полюбившимися героями их историю.

Основная цель книжного уголка - усилить интерес к книге, создать особоё уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой

Правила оформления уголка книги:

  • Располагается вдали от шумной и динамичной игровой зоны, создавая условия для вдумчивого неторопливого времяпрепровождения.
  • Присутствует правильное дневное освещение (вблизи окна) и вечернее (локальное электрическое).
  • Оформляется с помощью полочек или столов.
  • Книги подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Диапазон интересов старших дошкольников расширяется, поэтому книжная выставка может включать десять-двенадцать книг, предоставляя возможность каждому ребёнку индивидуально подобрать интересующую его книгу. Обязательно нужно ознакомить детей с правилами:

  • брать книги чистыми руками;
  • перелистывать осторожно;
  • не рвать, не мять;
  • не использовать для игр;
  • после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

Тематическая книжная выставка

Тематические выставки книг обычно посвящаются вопросам, вызывающим познавательный интерес у детей, а также юбилеям писателей или праздничным датам. Тема должна быть значимой, продолжительностью не более недели, поскольку заинтересованность и внимание детей в дальнейшем к демонстрируемым книгам будут снижаться.

Тематические книжные выставки обычно посвящаются вопросам, вызывающим интерес ребят

Идеи для мотивирующего начала занятия

Пробудить познавательный интерес детей к литературным произведениям - первоочередная задача воспитателя. Вдумчивый подход к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят работоспособность и эмоциональную отдачу детей.

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе вопросы, стихотворения, загадки, мультимедийную презентацию

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать увлекательную беседу, стихотворения, загадки, дидактические игры, элементы костюмированного представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

  • Интересный вариант начала - появление сказочного героя, который вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие. Например,в группу входит Буратино и делится с детьми своей проблемой: «Меня пригласил в гости в сказочный лес медведь из сказки «Маша и медведь». Я очень люблю чай с пирогами, но боюсь сам путешествовать через таинственный лес. Ребята, прошу вас помочь мне найти дорогу к дому мишки».
  • С детьми старшей группы можно проводить короткие вводные беседы по знакомым произведениям (6–8 вопросов). Например, к теме «Русские народные сказки» будет уместна такая беседа:
    • Какие сказки вы знаете?
    • Кто придумывал эти сказки?
    • Какие животные являются героями сказок?
    • В каких сказках встречается медведь? («Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»)
    • Героями каких сказок стали зайчик, лисичка, волк?
  • Увлечёт детей и рассказ, который знакомит с личностью автора любимого произведения. Например, о П. П. Бажове, создателе сказки «Серебряное копытце», можно рассказать так:
    Ребята, сегодня я познакомлю вас с автором, который так любил народные сказки, что и свои придуманные истории называл сказками. Что же такое сказка? Это стародавнее легендарное сказание, которое и уст в уста передавалось от дедов-прадедов, к внукам-правнукам. В сказке реальная жизнь и волшебство чудесным образом переплетаются, рядом с земными героями действуют сверхъестественные силы, которые могут быть добрыми помощниками, а могут проявиться как злые силы. Вот такие сказки придумывал Павел Петрович Бажов.
    Родился П. П. Бажов в семье горнозаводчика около ста сорока лет назад. Завод тот находился на далёком Урале, под городом Екатеринбургом. Мальчик учился в духовной семинарии, где повстречался ему замечательный учитель словесности, который научил своих учеников понимать, ценить и любить художественную литературу. Бажов с удовольствием учил на память стихотворения, уже в девять лет мог рассказывать наизусть целые подборки стихов любимых поэтов.
    Повзрослев, Бажов пошёл по стопам своего учителя и стал преподавать детям русский язык, во время Гражданской войны воевал в Красной армии, а после стал журналистом. С молодых лет Бажов увлекался народными сказаниями, бережно собирал произведения фольклора. Народными преданиями «дышат» все его произведения, собранные в книгу «Малахитовая шкатулка».
  • Дидактическая игра как мотивирующий приём будет уместна в том случае, если она не слишком объёмна и будет проведена в быстром темпе, иначе её нужно переместить в основную часть занятия.
    Дидактическая игра «Вспомни рассказ» (по произведениям Н. Н. Носова). Педагог предлагает рассмотреть картинки с нарисованными предметами: огурцы на огороде, лопата, телефон, кастрюля с кашей, шляпа, штаны с заплаткой. Ребятам нужно вспомнить название соответствующих рассказов любимого детского автора («Огурцы», «Огородники», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Заплатка»).

Фотогалерея: дидактическая игра по произведениям Н. Н. Носова

Задание на установление правильной последовательности событий Правильная последовательность Вопросы на знание текста Выбери подходящюю последовательность Необходимо правильно соединить слова и картинки

Таблица: картотека загадок на сказочную тематику

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Посадил её дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьёй её тянули
Очень крупная была. (Репка)

Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Вы представляете друзья
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют её.
Сказки: Маша и медведь, Иван-царевич и Серый Волк,
Три медведя, Каша из топора, Морозко,
По щучьему веленью).

Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В небесах и на земле
скачет баба на метле,
Страшная, злая,
кто она такая? (Баба-Яга)

Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор … (Айболит)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

На сметане мешен.
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…(Колобок)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына
Непоседу (Буратино).

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

Планируем занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут.

Занятия традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Ежедневное свободное чтение, игровые литературные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру художественной литературы.

Временной план и виды занятий

Структура занятия:

  1. Организационная часть - мотивирующее начало занятия, вводная беседа (3–5 минут).
  2. Основная - чтение произведения (15–20 минут).
  3. Заключительная - итоговая аналитическая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии содержания произведения, давать оценку характерам и поступкам главных героев (3–5 минут).

Виды занятий:

  • Целевое чтение одного произведения.
  • Комплексное чтение нескольких уже знакомых и новых произведений разных жанров, объединённых одной тематикой (Новый год, приход весны, лесные животные и т. д.).
  • Объединение произведений, которые представляют разные виды искусства:
    • знакомство с книгой в сочетании с просмотром иллюстраций, слайд, кинофильмов, мультфильмов;
    • художественная литература и фоновое звучание музыкального произведения;
    • чтение с использованием театральной импровизации (куклы, игрушки, картонные фигурки).
  • Чтение как структурная часть занятия по развитию речи.

Методика проведения занятий

Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями:

  • возрастные и психологические и особенности восприятия;
  • простота и доступность стиля и композиционного решения, степень увлекательности сюжета;
  • ценность с точки зрения художественного мастерства и воспитательного эффекта;
  • соответствие программным требованиям и педагогическим задачам.

Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей.

Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей.

Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении.

Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности.

Картотека тем занятий по художественному чтению в старшей группе

Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе:

  • Русский фольклор, а также фольклорные произведения народов мира («Как у бабушки козёл», «Ласточка-ласточка», «Дом, который построил Джек», «Веснянка»).
  • Русские и зарубежные народные сказки («Царевна-лягушка», «Златовласка». «Теремок»).
  • Поэтические и прозаические произведения отечественных и зарубежных авторов (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. Бунин, С. Есенин, В. Драгунский, Н. Носов, Р. Киплинг, А. Линдгрен).
  • Литературные сказки (В. Бианки, П. Бажов, А. Волков, В. Катаев, Б. Заходер).

Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения

В. Драгунский
«Заколдованная буква»
Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами
Любимые стихи. рассказы, сказки об осени. Бианки «Сентябрь»
Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе.
бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.
Заучивание. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов.
Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка» Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас.
Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки.
Чтение рассказа Драгунского
«Друг детства»
Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски.
Заучивание стихотворения
М. Исаковского «Поезжай за моря океаны»
Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка
«Царевна-лягушка»
рассказывание
Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки.
А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы) Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора.
И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе. Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию.
Закрепить знание потешек и народных песенок о природе.
«Заяц хвастун»
чтение
Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки
Н.Носов
«Живая шляпа»
(чтение)
Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
С.Маршак«Тает месяц молодой»
(заучивание)
Вспомнить с детьми произведения С.Маршака.
Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».
П.Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце»
С.Георгиев «Я спас Деда Мороза»
чтение
Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
А.Фет
«Кот поёт, глаза прищурил…»
Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной.
А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение) Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним.
Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны.
О.Чусовитина
«Стихи про маму»
Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.
Чтение отрывка из произведения К.Паустовского «Кот –ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным.
Чтение произведения Н.Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения.
Зучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе

Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением

«Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый.
«Измени сюжет сказки» Ребятам предлагается изменить сказку о колобке так, чтобы его не съела лиса.
«Книжный базар» Перед детьми набор из пяти книг, из них все, кроме одной авторские литературные сказки. Ребятам нужно определить лишнюю (народную) сказку и объяснить свой выбор.
«Литературное лото» Наглядный материал: карточки с изображением сказочных и литературных героев.
Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. д.
«Побери слова к игрушке» Дети становятся в круг, в центре на полу сидит мягкая игрушка. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? И т. д.». Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю.
«Докажи» Работа по развитию речи (развитие навыков рассуждения). Воспитатель:
- Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… (медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать).
«Объясни значение слов» (Сказка К. И. Чуковского «Муха Цокотуха») Цокотуха - издавать необычные звуки со слогом «цо».
Злодей - тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела.
Именинница - главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей.
«Придумай свою сказку» (с элементами драматизации) Дети придумывают свой сказочный сюжет на примере русской народной сказки «Волк и семеро козлят», затем показывают свои истории за специально приготовленным столом, на котором стоят макет и вырезанные фигурки сказочных персонажей.
«Сказочная телеграмма» Воспитатель зачитывает тексты телеграмм, которые отправили герои сказок, а дети отгадывают их авторов, говорят название сказок:
Злой и хитрый волк съел шестерых моих братцев. Пожалуйста, помогите!
Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик!
Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни!
Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Помогите!
Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти!
Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти!
Очень люблю зимнюю рыбалку, но мой хвост остался в проруби!
Спокойствие, только спокойствие! У меня закончились все баночки с вареньем и сладкие пироги!
«Цветик-семицветик» На демонстрационной доске модель волшебного цветка с недостающими лепестками:
Первый - жёлтый
Второй - красный
Третий - синий
Четвёртый - зелёный
Пятый –
Шестой –
Седьмой -
Вопросы воспитателя:
- Почему цветок волшебный? Каких лепестков не хватает? Какие желания исполняли лепестки? Почему исполнение желаний не принесло девочке радость? Какое желание было самым ценным?
«Волшебный экран» Игра закрепляет понимание отличия авторской сказки от народной. Один ребёнок показывает книгу, а дети называют писателя или поэта, написавшего её.
«Найди тень» Задание выполняется индивидуально. Ребёнок соединяет изображение персонажа с его силуэтом и называет имя героя и его сказку.
«Отгадай сказку» Карлсон очень любит эту книжку, он так часто её читает, что зачитал почти до дыр, некоторые буквы исчезли. Я буду зачитывать оставшиеся буквы, а вы попытайтесь узнать сказку: «Кол.. полеж.., полеж.., вз.. да и покат.. - с окн.. на лав.., с лав.. на пол, по пол… к две.., пр.. чер.. пор.. - да в сен.., из сен.. на крил.., с крил.. на дв.., со дв.. за вор.., дал.. и дал…»
«Перепутанные картинки» Дети справляются с заданием в небольших подгруппах. Картинки нужно разложить в правильной логической последовательности развития сюжета сказки. Например, из литературной сказки о приключениях Буратино: книга-азбука, кот и лиса, полено, деревянная кукла мальчика, золотые монеты, волшебный ключик.
«Злые и добрые герои» На столе перемешанные карточки с изображением сказочных персонажей. Дети выбирают героя и объясняют, почему они определили его как доброго или злого.
«Исправь ошибки» «Волк и семеро котят (козлят)», «Саша (Маша) и медведь», «Петушок (курочка) Ряба», «Мальчик с ножку (пальчик)», «Гуси-курицы (лебеди)», «Мишкина (заюшкина) избушка», «Царевна-Индюшка (лягушка)».
«Василиса-премудрая» - игра с мячом Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить имя персонажа или название волшебного предмета: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван Царевич, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, мышка-норушка, мальчик с пальчик, Змей Горыныч.

Таблица: физкультминутки на тему сказок

(Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (Дети поочерёдно загибают пальчики)
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши)
Мы славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте).
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками
обеих рук показывают «рожки»)
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеими руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в тёплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаём прямо, руки в стороны, вверх).
Мышка быстренько бежала (бег на месте).
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).

Таблица: фрагмент конспекта занятия по чтению рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Убушеевой Надежды Сергеевны

Этап НОД Содержание этапа
Организационная часть Введение игрового момента.
Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие со мной? Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.
  • По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход,
    Лишь гудит машина важно, что такое? (пароход)

Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю. Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан) Какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные).
А теперь давайте почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик - герой рассказа быть капитаном на корабле?

Основная часть Чтение рассказа.
Беседа по его содержанию:
  • Что купила мама? (сливы).
  • Как вёл себя Ваня? (ходил вокруг слив и всё их нюхал).
  • Почему они интересовали Ваню?(он никогда не ел слив).
  • Как повёл себя Ваня, когда остался один в комнате?(схватил одну сливу и съел).
  • Кто заметил, что одной сливы не стало? (мама).
  • Признался ли Ваня в своём поступке? (Ваня сказал, что он не ел слив).
  • Почему беспокоился папа? (он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это нехорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрёт).
  • Что ответил Ваня? (что косточку он выбросил в окошко).
  • Почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно за свой поступок).
  • Как бы вы поступили на месте Вани? (подождал, когда мама сама даст слив, признался бы сам).
  • Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы её понимаете?(нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что всё равно узнают об этом).

Физминутка «Море волнуется»

  • Ребята, мы с вами находимся в открытом море, я предлагаю немного отдохнуть.
    Море волнуется - раз! (шагаем на месте)
    Море волнуется - два! (наклоны туловища влево - вправо)
    Море волнуется - три (повороты туловища влево - вправо)
    Морская фигура замри! (присели)

Словарная работа
В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как варёный рак.
Воспитатель: А что такое горница?
Дети: Светлая, красивая комната.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Посчитала.
Воспитатель: Проглотил?
Дети: Быстро съел.
Воспитатель: Побледнел?
Дети: Стал белым, бледным от испуга.

  • Как вы думаете, сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться?
  • Почему вы так думаете?
  • К какому жанру можно отнести рассказ? (сказка, стих, быль)
  • Это быль, в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
  • Почему Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
  • Чему он хотел научить нас (быть терпеливым, честным, иметь силу воли).

Подведение итогов работы с детьми

Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.

Иногда после прочтения произведения достаточно нескольких вопросов, но они должны быть содержательными и направлять детей на выделение главной мысли. Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими:

  • Чем вам понравилась эта история?
  • Кто такие фантазёры?
  • Почему автор так назвал свой рассказ?
  • Кого из героев рассказа вы бы назвали фантазёрами и почему?
  • Как отличить ложь от выдуманной истории?
  • Почему после истории, которую рассказал Игорь, мальчики не захотели дружить с ним?
  • Чем отличалась его история от рассказов других ребят?

Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания.

Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:

  • Ребята, какое настроение создаёт эта музыка? (Волшебное, чудесное, таинственное)
  • С какой сказкой вы познакомились?
  • Как понять, что это сказка, а не стихотворение или рассказ? (Сказка начинается и заканчивается определёнными словами, например, «Жили-были старик со старухою…», «И стали они жить-поживать да добра наживать…»)
  • Какие чудесные изменения происходят с героями в сказках? (Лягушка превращается в прекрасную царевну, чудище заморское в молодого принца)
  • Какие волшебные предметы помогают добру одержать победу? (Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, блюдечко с яблочком, волшебное зеркало и т. д.)
  • Сколько дочерей было у отца в сказке «Аленький цветочек»?
  • Какой была младшая дочка?
  • Что дочери попросили отца привезти из далёкого путешествия?
  • Как относилась младшая дочка к чудищу?
  • Что заставило её вернуться к отцу и сёстрам?
  • Какой поступок совершили сёстры? Почему? Хотели ли они помочь своей младшей сестре?
  • Что вы думаете о характере чудища?
  • Что с ним произошло, когда обещание, данное ему младшей дочкой, было нарушено?
  • Как всё закончилось?

Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры.

Подборка видео по теме

Предлагаем вам ознакомиться с подборкой видеоматериалов о чтении в детском саду.

Видео: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»

https://youtube.com/watch?v=xGjedw8UAOA Video can’t be loaded: Инсценировка сказки «Колобок на новый лад» МАДОУ детский сад «Росинка» (https://youtube.com/watch?v=xGjedw8UAOA)

Видео: формы работы по знакомству с художественной литературой

https://youtube.com/watch?v=gxZ0Uasr99s Video can’t be loaded: Чтение художественной литературы (https://youtube.com/watch?v=gxZ0Uasr99s)

Видео: игровые задания на занятии по художественному чтению

Video can’t be loaded: Литературная викторина «Что? Где? Когда?» (https://youtube.com/watch?v=OIVJcnyEhuA)

Видео: поэтический вечер в ДОУ

https://youtube.com/watch?v=JpWUeH2gzO8 Video can’t be loaded: Пушкинские чтения в детском саду (https://youtube.com/watch?v=JpWUeH2gzO8)

Видео: песня для вводной части занятия

Видео: занятие «Путешествие в страну сказок»

https://youtube.com/watch?v=WT9Q5mzfaS4 Video can’t be loaded: Занятие Путешествие в страну сказок. Макуха Наталья Валентиновна (https://youtube.com/watch?v=WT9Q5mzfaS4)

Дошкольника можно назвать читателем условно, он скорее внимательный и активный слушатель. Его знакомство с миром книги целиком зависит от литературного вкуса и предпочтений взрослого, будь то родителя или воспитателя. Именно окружающие малыша взрослые определяют круг художественных произведений, помогают истолковать сложные тексты, пробуждают интерес к восприятию книги. Во многом от воспитателей будет зависеть и то, станет ли малыш в будущем грамотным, глубоко мыслящим и чувствующим ценителем книги, или его знакомство с миром литературы останется поверхностным, проходным эпизодом его жизни. Увлечённый своим делом педагог сможет подарить ребёнку праздник общения с книгой, откроет для него богатый мир, в котором он никогда не почувствует себя одиноким.

Поделитесь с друзьями!

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

ПЕРСПЕКТИВНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательная область

«Я и мои друзья»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ главы второй «Как Незнайка был музыкантом» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; учить понимать мораль и идею произведения; учить оценивать поступки героев; развивать познавательный интерес, интерес к книгам.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

«Чтение художественной литературы»

«Мой город»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение отрывка из книги А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» - учить отвечать на вопросы по содержанию текста; учить сочинять загадки; закреплять знания детей о правилах дорожного вижения и светофоре, о дорожных знаках;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Впечатления о лете. Летние дни рождения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений Е. Благинина «Одуванчик». Развивать поэтический слух: формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н.Носова «Фантазёры» Учить детей пересказывать текст; совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания; обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«День пожилого человека»

29.09-3.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа В. Овсеева «Печенье» закреплять представление о жанровых особенностях рассказа; учить самостоятельному пересказу;

учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение

закрепить знания о птицах, их окраске

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 88

«Осень. Осенние настроения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений об осени Е. Плещеева Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтич. произведений; развивать творческое начало, выразительность речи

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой».

М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 142

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ татарской народной сказки «Три дочери» - учить понимать характеры персонажей; учить воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

Москва, 2014. Занятие 10, стр. 19

«Страна, в которой я живу»

20.10-24.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия…», разбор содержания пословиц «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 4, стр. 12

«Моя малая Родина»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени; расширять знания детей о других народах и национальностях РФ и учить межнациональной толерантности.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 14, стр. 26

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и беседа по сказке Дж. Родари «Дудочник и автомобили». Пересказ сказки. Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить понимать характеры сказочных героев; развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики,

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 17, стр. 30

«Мир игры»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и заучивание наизусть самых известных стихотворений А. Барто и С. Михалкова. Беседа по прочитанным стихотворениям. Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто и С. Михалкова;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 20, стр. 34

«День матери»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Воспитывать любовь к семье.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 63

Тема «Мой мир»

1.12-5.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» учить понимать характеры и поступки героев; учить придумывать другое окончание сказки; учить замечать и понимать образные выражения; ознакомить с новыми фразеологизмами; закрепить знания детей о народных праздниках и традициях.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2010. Занятие 8, стр. 17

«Начало зимы»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка сказки В. Бианки «Синичкин календарь». Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа; прививать любовь к животным и заботу о них.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Елка» - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; закреплять знания детей о традициях празднования Нового Года.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«К нам приходит Новый год»

22.12-31.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Рождественское чудо»

12.01-16.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение обрядовой песни «Коляда, коляда, а бывает коляда…»- познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

«Я и мои друзья»

19.01-23.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Носова «На горке». Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; закрепить знания детей о зимних играх и забавах.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Добрые слова друг другу»

26.01-30.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Дуровой «Две подружки». Чтение, обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» учить анализировать поступки героев и оценивать характеры персонажей; учить отвечать на вопросы по содержанию текста; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким;

Закреплять правила этикета.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 15, стр. 27

«Мир профессий»

2.02-6.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2004.

Занятие 3, стр. 11

«Мир технических чудес»

9.02-13.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею;

развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц; закреплять правила безопасного поведения в ежедневной жизни.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр.7

«Зима»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…». Беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Защитники Отечества»

23.02-27.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ былины «Три богатыря»
Обсуждение пословиц: « Первое в жизни – честно служить Отчизне», «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим», «Умелый боец везде молодец», «От военной науки крепнут разум и руки». - познакомить детей с жанром былины, ее языковыми и композиционными особенностями; расширять знания детей о защитниках отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус;

воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим нашу Родину.

    В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2014.

Занятие 3, стр. 76

«Поздравляем мам»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка» учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; замечать и понимать образные выражения; познакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); воспитывать любовь к устному народному творчеству, народной культуре и традициям.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 8, стр. 17

«Масленица»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение. Обсуждение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна». развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениям, активизировать глаголы, синонимы.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 4, стр. 81

«Книжная неделя»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка» развивать у детей фонематический слух; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; продолжать учить отгадывать загадки

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Весна пришла»

23.03-27.03

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Отгадывание загадок о прочитанных сказках и рассказах. Соотнесение пословиц к прочитанным сказкам и рассказам. - закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 29, стр. 47

«Юмор в нашей жизни»

30.03-3.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома». Учить детей видеть смешное в прочитанном произведении, прививать любовь к поэзии.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Тайна третьей планеты»

6.04-10.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В.П. Бороздина «Первый в космосе» - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия « космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю.А. Гагарина

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Скворцы прилетели»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ «Что за птица?». В. Сутеев. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; учить воспринимать образное содержание произведения.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр. 52

«Мир вокруг нас»

20.04-24.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» - формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«День Победы»

4.05-8.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; учить внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову солдат; развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь; - закреплять знания о военной технике.

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

Москва, 2014.

Занятие 28, стр. 46

«Наш Пушкин»

11.05-15.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжать знакомство с творчеством поэта; учить делать выводы о жадности; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Права детей в Росси»

18.05-22.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений о Родине. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к взрослым; познакомить с правами и обязанностями детей;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» , 2013

«Мир вокруг нас. Весна».

25.05-29.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой». М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 169

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

Цель

Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


Значимость технологии

Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


Актуальность

В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


Функции

Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

  • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
  • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
  • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
  • стимулировать желание учиться;
  • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


Достоинства методики

Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

Направления компьютерных технологий

В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

  • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
  • для контроля ЗУН учащихся;
  • в качестве тренажера.

Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


Распределение по этапам

ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

  • в процессе объяснения нового материала;
  • при закреплении полученных ЗУН;
  • для проведения физминуток;
  • во время контроля и повторения.

Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

Заключение

Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

  • поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
  • поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
  • реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
  • раскрытия творческого потенциала обучающихся;
  • освоения студентами современных информационных технологий.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

  • при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
  • при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;
  • речевой ситуации.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;
  • подтверждает мысль;
  • побуждает к действию;
  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;
  • новый собеседник;
  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

  • учебная;
  • игровая;
  • трудовая.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
  • мотивируется общение;
  • презентуется (преподносится) речевой материал;
  • приобретаются речевые навыки;
  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;
  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Материал подготовила: методист ЦРНО изд-ва «Просвещение» Игушева И.А.
(по материалам сайтов:



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: